Структура этнической психологии
Предметом этнопсихологии являются систематические связи между психологическими переменными, то есть внутренним миром человека и этнокультурными переменными на уровне этнической общности. Кроме того, этнопсихология изучает сходство и различия психологических переменных в различных культурах и этнических общностях.
Структура этнопсихологии включает специфические черты национального характера, национальное самосознание, национальные чувства и настроения, национальные интересы, ориентации, традиции, привычки.
Национальный характер– это исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру их поведения и типичный образ действий. Он проявляется в отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям, характеризует направленность национального сознания людей: консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм, деловитость, практичность, аккуратность, пунктуальность, обязательность, предприимчивость, пассивность, неорганизованность.
Национальные чувства и настроения— это эмоционально окрашенное отношение людей к своей этнической общности, к ее интересам, другим народам и ценностям. Национальные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Положительный выражается в чувстве национальной гордости, патриотизме, любви к своему народу, уважении к другим народам. Негативный проявляется в национализме, шовинизме, национальных и расовых предрассудках, в неприязни по отношению к другим народам, в сниженном чувстве национального самоуважения, в неудовлетворенности своей нацией.
Национальные интересы и ориентации— это общественно-психологические и социальные явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации являются важнейшей движущей силой поведения и деятельности людей. Попытка ущемить национальные интересы всегда рассматривается как покушение на их жизненные устои, как угроза безопасности существования государства. Поэтому социально-этнические общности, обладающие развитым национальным самосознанием, обычно не поступаются своими национальными интересами, защищая их не только политическими, но и вооруженными средствами. История свидетельствует, что столкновение национальных интересов различных общностей часто приводит к возникновению кровопролитных крупномасштабных конфликтов.
Национальные традиции— сложившиеся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереотипы поведения, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Национальные традиции проявляются не только в поступках, делах, одежде, стиле общения, но и в движениях, жестах и других еле заметных проявлениях психологии людей. У каждого человека есть бессознательный механизм, который фиксирует отношение «свой — чужой» по едва заметным нюансам проявления психики.
Недостаточное знание национальных традиций, ориентации, привычек нередко ведет к серьезным осложнениям в общении с представителями других этнических общностей. Значение национальных традиций, их содержание различны у разных народов. Люди, как правило, весьма чувствительны к своим традициям, поэтому целесообразно их не нарушать.
Различают следующие национально-психологические особенности:
♦ мотивационно-фоновые— степень выраженности и специфики в сочетании и проявлении таких качеств, как работоспособность, деловитость и осмотрительность;
♦ интеллектуальные— характер организации мыслительной деятельности, скорость мыслительных операций, степень изобретательности, гибкости, степень логичности, абстрактности мышления;
♦ познавательные— глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрации внимания;
♦ эмоциональные— динамика протекания чувств, особенности выражения эмоций и чувств;
♦ волевые— устойчивость, длительность волевых усилий;
♦ коммуникативные— характер взаимодействия между людьми, степень сплоченности или отчужденности.
Устойчивость функционированию всех отмеченных национально-психологических особенностей придает национальное самосознание,значение которого состоит в фиксации своеобразных черт и психологического отделения или противопоставления на этой основе одной национальной общности другой. Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национальных интересов, взаимоотношений своей нации с другими общностями. Национальное самосознание имеет многоуровневую структуру и включает в себя осознание этнической идентичности, представление об этнодифференцирующих и этноконсолидирующих признаках; самовос приятие и самоотношение; этнические стереотипы; этнические чувства и др.
Этническая идентичность
Этническая идентификация — это отождествление себя с членами какой-то этнической группы; процесс сопоставления субъекта конкретной этнической группы с субъектами своей или другой группы.
Понятие «идентификация» было введено 3. Фрейдом и являлось одним из основных понятий психоанализа. Лишь позднее оно стало широко использоваться в других социальных науках, в частности, в социальной психологии.
Этническая идентификация является результатом этнической социализации и означает осознание каждым своей этнической принадлежности, приобщение к ее этническим признакам, а также принятие человеком статуса и роли конкретной этнической общности.
Этническая идентификация предполагает следующее:
♦ Этнические нормы, ценности, стереотипы являются неотъемлемыми элементами внутреннего содержания личности.
♦ От другого индивида, принадлежащего к этой же этнической общности, ожидаются аналогичные этические оценки, модели действия и реакции.
♦ Происходит моделирование действий другого субъекта путем постановки себя на его место и таким образом достижения эффективных результатов во взаимопонимании с ним.
Этническая идентификация достаточно устойчива и обладает защитно-психологическими механизмами. Так как содержит в себе критерий деления по этническому признаку (этнической принадлежности) на «своих» и «чужих» и соответственно на этой основе моделирует образец поведения: солидарность со «своими», оппозиция с «чужими».
Многие психологи рассматривают социальную (в том числе и этническую) идентификацию как одну из важнейших потребностей. От степени удовлетворения ею во многом зависит жизненное состояние человека.
Первой формой этнической идентичности, возникшей у людей первобытного общества, было «сознание родства по крови и браку». Преобладали представления о горизонтальном родстве и единстве людей в настоящем времени, то есть этническая идентичность была еще диффузной, этнические самоназвания могли время от времени меняться.
Позже в процессе межгруппового сравнения у племен сформировалось осознание общности происхождения, понятие о вертикальном родстве и единстве предков, современников, потомков. В дальнейшем этническая идентичность стала выражаться через идею территориальной общности, общности «родной земли». Этому часто сопутствует этническая эндогамия — запрещение вступать в брак с представителями «чужого» народа.
К XVIII веку сложилось этнолингвистическое и культурное единство многих европейских общностей, поэтому этнодифференцирующими признаками стали родной язык и культура. В обыденном сознании часто происходит отождествление языка и народа. Так, по данным этносоциологических исследований 70—80-х годов XX века, свыше 70% эстонцев, грузин, узбеков, молдаван определяли свою этническую идентичность по языку. Этнический язык выступает как символ единства народа. Чем в меньшей степени люди владели своим национальным языком, тем более значимой среди этнодифференцирующих признаков они считали общность исторической судьбы, исторической памяти своего народа.
Этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этнические чувства.
Ситуация межэтнического общения дает человеку больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Свою этническую принадлежность быстрее осознает русских ребенок, живущий в многонациональной Москве, чем житель отдаленной деревни с моноэтническим составом. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает и меньшую предрасположенность к подобным контактам, и меньший интерес к собственной идентичности.
Этническая идентичность сильнее выражена у тех людей, которые живут в культурной среде, значительно отличающейся от их собственной. Важно и то, к какой группе — этнического большинства или меньшинства — принадлежит ребенок, человек. Представления об этнических группах быстрее и острее формируются у представителей этнических меньшинств, но порой в детстве представители этнического меньшинства предпочитают не свою группу, а хотели бы быть в группе этнического большинства (например, негритянские дети в 5 лет в 60 % случаев предпочитают белых кукол и считают, что они более на них похожи, чем темные куклы). В этом случае может сформироваться ложная идентичность — ребенок воспринимает себя в качестве члена доминирующей, а не в составе реальной этнической группы. С возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутригрупповой ориентации на свою этническую группу». Людям свойственно стремление сохранить или восстановить позитивную этническую идентичность, которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности.
Национальный менталитет
Национальный менталитет – это свойственный конкретной этнической общности стиль жизни, культуры; присущая нации система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения. По мнению Л. Леви-Брюля, эти коллективные представления передаются из поколения в поколение и «навязывают себя личности, то есть становятся для нее продуктом не рассуждения, а веры».
В наши дни термин «ментальность» все чаще замещает понятие «национальный характер». Ее определяют как систему образов, лежащих в основе человеческих представлений о мире и о своем месте в этом мире, мотивирующую поступки и поведение людей. Ментальность — это миропонимание, соответствующее определенной общественной формации, эпохе и этническому сообществу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|