Сделай Сам Свою Работу на 5

Структура этнической психологии





Предметом этнопсихологии являются систематиче­ские связи между психологическими переменными, то есть внутренним миром человека и этнокультурными пе­ременными на уровне этнической общности. Кроме того, этнопсихология изучает сходство и различия психологи­ческих переменных в различных культурах и этнических общностях.

Структура этнопсихологии включает специфические черты национального характера, национальное самосо­знание, национальные чувства и настроения, националь­ные интересы, ориентации, традиции, привычки.

Национальный характер– это исторически сложивша­яся совокупность устойчивых психологических черт пред­ставителей той или иной нации, определяющих привыч­ную манеру их поведения и типичный образ действий. Он проявляется в отношении к социально-бытовой среде, к окружающему миру, к труду, к своей и другим этническим общностям, характеризует направленность национально­го сознания людей: консерватизм, религиозность, оптимизм, пессимизм, деловитость, практичность, аккурат­ность, пунктуальность, обязательность, предприимчи­вость, пассивность, неорганизованность.



Национальные чувства и настроения— это эмоциональ­но окрашенное отношение людей к своей этнической об­щности, к ее интересам, другим народам и ценностям. На­циональные чувства могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок. Положительный выражается в чувст­ве национальной гордости, патриотизме, любви к своему народу, уважении к другим народам. Негативный проявля­ется в национализме, шовинизме, национальных и расо­вых предрассудках, в неприязни по отношению к другим народам, в сниженном чувстве национального самоуваже­ния, в неудовлетворенности своей нацией.

Национальные интересы и ориентации— это обществен­но-психологические и социальные явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической общности, служащие сохранению ее единства и целостности. Национальные интересы и ориентации яв­ляются важнейшей движущей силой поведения и деятель­ности людей. Попытка ущемить национальные интересы всегда рассматривается как покушение на их жизненные устои, как угроза безопасности существования государст­ва. Поэтому социально-этнические общности, обладаю­щие развитым национальным самосознанием, обычно не поступаются своими национальными интересами, защи­щая их не только политическими, но и вооруженными средствами. История свидетельствует, что столкновение национальных интересов различных общностей часто приводит к возникновению кровопролитных крупномас­штабных конфликтов.



Национальные традиции— сложившиеся на основе дли­тельного опыта жизнедеятельности нации и прочно уко­ренившиеся в повседневной жизни, передающиеся новым членам этнической общности правила, нормы и стереоти­пы поведения, соблюдение которых стало общественной потребностью каждого. Национальные традиции прояв­ляются не только в поступках, делах, одежде, стиле обще­ния, но и в движениях, жестах и других еле заметных про­явлениях психологии людей. У каждого человека есть бес­сознательный механизм, который фиксирует отношение «свой — чужой» по едва заметным нюансам проявления психики.

Недостаточное знание национальных традиций, ори­ентации, привычек нередко ведет к серьезным осложне­ниям в общении с представителями других этнических об­щностей. Значение национальных традиций, их содержа­ние различны у разных народов. Люди, как правило, весь­ма чувствительны к своим традициям, поэтому целесооб­разно их не нарушать.

Различают следующие национально-психологические особенности:

мотивационно-фоновые— степень выраженности и специфики в сочетании и проявлении таких ка­честв, как работоспособность, деловитость и осмот­рительность;



интеллектуальные— характер организации мыслите­льной деятельности, скорость мыслительных опера­ций, степень изобретательности, гибкости, степень
логичности, абстрактности мышления;

познавательные— глубина, активность восприятия, яркость воображения, концентрации внимания;

эмоциональные— динамика протекания чувств, осо­бенности выражения эмоций и чувств;

волевые— устойчивость, длительность волевых уси­лий;

коммуникативные— характер взаимодействия меж­ду людьми, степень сплоченности или отчужден­ности.

Устойчивость функционированию всех отмеченных национально-психологических особенностей придает на­циональное самосознание,значение которого состоит в фиксации своеобразных черт и психологического отделе­ния или противопоставления на этой основе одной нацио­нальной общности другой. Национальное самосознание — осознание людьми своей принадлежности к определенной этнической общности, осмысление своего положения в системе общественных отношений, понимание национа­льных интересов, взаимоотношений своей нации с други­ми общностями. Национальное самосознание имеет мно­гоуровневую структуру и включает в себя осознание этни­ческой идентичности, представление об этнодифференцирующих и этноконсолидирующих признаках; самовос приятие и самоотношение; этнические стереотипы; этни­ческие чувства и др.

Этническая идентичность

Этническая идентификация — это отождествление себя с членами какой-то этнической группы; процесс со­поставления субъекта конкретной этнической группы с субъектами своей или другой группы.

Понятие «идентификация» было введено 3. Фрейдом и являлось одним из основных понятий психоанализа. Лишь позднее оно стало широко использоваться в других социа­льных науках, в частности, в социальной психологии.

Этническая идентификация является результатом эт­нической социализации и означает осознание каждым своей этнической принадлежности, приобщение к ее эт­ническим признакам, а также принятие человеком статуса и роли конкретной этнической общности.

Этническая идентификация предполагает следующее:

♦ Этнические нормы, ценности, стереотипы являются
неотъемлемыми элементами внутреннего содержа­ния личности.

♦ От другого индивида, принадлежащего к этой же эт­нической общности, ожидаются аналогичные этиче­ские оценки, модели действия и реакции.

♦ Происходит моделирование действий другого субъ­екта путем постановки себя на его место и таким об­разом достижения эффективных результатов во
взаимопонимании с ним.

Этническая идентификация достаточно устойчива и об­ладает защитно-психологическими механизмами. Так как содержит в себе критерий деления по этническому призна­ку (этнической принадлежности) на «своих» и «чужих» и соответственно на этой основе моделирует образец поведе­ния: солидарность со «своими», оппозиция с «чужими».

Многие психологи рассматривают социальную (в том числе и этническую) идентификацию как одну из важней­ших потребностей. От степени удовлетворения ею во мно­гом зависит жизненное состояние человека.

Первой формой этнической идентичности, возникшей у людей первобытного общества, было «сознание родства по крови и браку». Преобладали представления о горизон­тальном родстве и единстве людей в настоящем времени, то есть этническая идентичность была еще диффузной, эт­нические самоназвания могли время от времени меняться.

Позже в процессе межгруппового сравнения у племен сформировалось осознание общности происхождения, понятие о вертикальном родстве и единстве предков, со­временников, потомков. В дальнейшем этническая иден­тичность стала выражаться через идею территориальной общности, общности «родной земли». Этому часто сопут­ствует этническая эндогамия — запрещение вступать в брак с представителями «чужого» народа.

К XVIII веку сложилось этнолингвистическое и куль­турное единство многих европейских общностей, поэтому этнодифференцирующими признаками стали родной язык и культура. В обыденном сознании часто происходит отождествление языка и народа. Так, по данным этносоциологических исследований 70—80-х годов XX века, свы­ше 70% эстонцев, грузин, узбеков, молдаван определяли свою этническую идентичность по языку. Этнический язык выступает как символ единства народа. Чем в мень­шей степени люди владели своим национальным языком, тем более значимой среди этнодифференцирующих при­знаков они считали общность исторической судьбы, исто­рической памяти своего народа.

Этническая идентичность — это не только осознание своей тождественности с этнической общностью, но и ее оценка, значимость членства в ней, разделяемые этниче­ские чувства.

Ситуация межэтнического общения дает человеку бо­льше возможностей для приобретения знаний об особен­ностях своей и других этнических групп, способствует раз­витию межэтнического понимания и формированию ком­муникативных навыков. Свою этническую принадлеж­ность быстрее осознает русских ребенок, живущий в мно­гонациональной Москве, чем житель отдаленной деревни с моноэтническим составом. Отсутствие опыта межэтни­ческого общения обусловливает и меньшую предрасполо­женность к подобным контактам, и меньший интерес к собственной идентичности.

Этническая идентичность сильнее выражена у тех лю­дей, которые живут в культурной среде, значительно отли­чающейся от их собственной. Важно и то, к какой группе — этнического большинства или меньшинства — принадле­жит ребенок, человек. Представления об этнических груп­пах быстрее и острее формируются у представителей этни­ческих меньшинств, но порой в детстве представители эт­нического меньшинства предпочитают не свою группу, а хотели бы быть в группе этнического большинства (на­пример, негритянские дети в 5 лет в 60 % случаев предпо­читают белых кукол и считают, что они более на них похо­жи, чем темные куклы). В этом случае может сформирова­ться ложная идентичность — ребенок воспринимает себя в качестве члена доминирующей, а не в составе реальной эт­нической группы. С возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутригрупповой ориентации на свою этническую группу». Людям свойственно стремле­ние сохранить или восстановить позитивную этническую идентичность, которая дает ощущение психологической безопасности и стабильности.

Национальный менталитет

Национальный менталитет – это свойственный конк­ретной этнической общности стиль жизни, культуры; при­сущая нации система ценностей, взглядов, мировоззрения, черт характера, норм поведения. По мнению Л. Леви-Брюля, эти коллективные представления передаются из поко­ления в поколение и «навязывают себя личности, то есть становятся для нее продуктом не рассуждения, а веры».

В наши дни термин «ментальность» все чаще замещает понятие «национальный характер». Ее определяют как си­стему образов, лежащих в основе человеческих представ­лений о мире и о своем месте в этом мире, мотивирующую поступки и поведение людей. Ментальность — это миро­понимание, соответствующее определенной обществен­ной формации, эпохе и этническому сообществу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.