|
Этические ценности северных народов
Слово «шаман» в переводе с тунгусо-маньчжурского означает «знающий». В основе шаманизма лежит экстазирование. Шаманизм— это особое восприятие мира, форма самоосознания человеком своего выделения из мира природы, идеология охотничьей взаимосвязи с миром животных.
Шаманизм имеет многовековую историю. Эта вера старше всех мировых религий. Возникновение шаманизма относят к палеолитической охотничьей культуре, ко времени разложения родового строя.
Основой шаманистского мировосприятия является понимание Космоса как единого универсального целого, сотворенного и упорядоченного Великим Духом. Центр мира представляется как Мировая Гора или Мировое Древо и ассоциируется с магическими цифрами 9 и 7 (небес, ступеней в Верхний мир). Универсальным для шаманской практики всех народов является представление о путешествии шамана в другие миры — Верхний, где обитают благожелательные к людям духи, и Нижний с его вредоносными обитателями. Путешествие совершается в состоянии транса, в которое шаман приходит во время сеанса (камлания) с помощью ритмического танца, особых дыхательных приемов, а иногда — наркотиков.
Шаман выступает – в роли посредника между миром людей и животными, между миром живых и миром мертвых, между людьми и божествами. Шаманизм признает ясновидение, изменение веса тела по желанию шамана, билокальность (одновременное пребывание в двух местах).
Основные функции шамана — лечебная, пророческая, жреческая деятельность. Шаманы — хозяева промысловых животных, хранители народных традиций, мифов и обычаев, покровители кузнечного дела. Обычное содержание видений шамана во время сеансов — «воплощение» в нем его духа-покровителя и последующее путешествие в Верхний или Нижний мир.
Отношение к шаманизму как к духовному началу, а не шарлатанству, возродилось в последнее десятилетие XX века. Как это ни странно, но шаманистская и христианская практика имеют порой столько общего, что невольно наводят на мысль о неких общих истоках.
Одно из частых проявлений прямого знания — дистанционное восприятие. И сегодня у шаманов слова «он видит на тридцать верст» означают, что тот, к кому они относятся, обладает шаманским даром. Характерна и ритуальная фраза, которую произносит эскимос, желающий, чтобы шаман принял его в ученики: «я пришел к тебе потому, что хочу видеть».
Прямое знание (инсайт) имеет древнюю историю. Представление о каких-то сущностях, живущих рядом с нами, но не воспринимаемых нашими органами чувств, присутствовало в сознании человека почти всегда. Оно пронизывает религии и мифологические системы разных народов. Аристотель, например, считал, что помимо людей, зверей, птиц и других известных форм жизни в мире присутствуют еще некие сущности, не воспринимаемые нашими органами чувств, обладающие более тонким, эфирным телом. И они столь же реальны, как и те, которые можно увидеть.
Иммануил Кант был склонен к утверждению о существовании в мире нематериальных существ.
Определеннее других мыслителей высказался русский ученый К. Э. Циолковский. Он верил в возникновение на самой заре существования Вселенной неких «существ, устроенных не так, как мы, по крайней мере из несравненно более разреженной материи». За миллиарды лет своего бытия эти существа, считал ученый, могли достичь «венца совершенства». «Умели ли они сохраниться до настоящего времени и живут ли среди нас, будучи невидимыми нами?» - спрашивал Циолковский.
Наша неспособность к восприятию этих тонких структур, иных сущностей сравнима, возможно, с неспособностью пчел воспринимать существование человека. Человек свыше 10 тысяч лет занимается пчеловодством, оставаясь для самих пчел за барьером их восприятия: их зрение устроено так, что позволяет различать лишь расплывчатые контуры ближних предметов. Подобно пчелам, не догадывающихся о существовании человека, мы не воспринимает, возможно, иные сущности, обитающие рядом с нами.
У шаманов способность к восприятию таких структур обычно связывается с посвящением. Пройдя обряд посвящения, шаман, как считают, начинает различать эти сущности и общаться с ними. При этом по желанию шамана в его присутствии на короткое время такую способность может обрести и кто-то из окружающих.
Северные народы отразили свои представления о происхождении Земли и явлений окружающей природы в мифах и легендах. К мифам примыкают и рассказы о происхождении духов, которыми были наделены все живые и неживые существа, и предметы, которым поклонялись или боялись. Стремясь оградить себя от злых духов, люди создавали молитвы – заговоры, сопровождаемые определенными действиями (ритуалами), и исполняли их перед началом охоты или рыбной ловли. Обрядовая поэзия исполнялась во время важных жизненных событий (свадьба, рождение первого олененка и др.) Шаман, начиная жертвоприношение Верхнему божеству Нуму (у ненцев) при появлении солнца заклинал: «Мой небесный отец, в этом году ты меня охранял. Дай мне опять жить и в следующем году! Путь будут живы мои олешки!»
Следуя всем советам и указаниям шамана, народы Севера и Дальнего Востока сформировали настолько высокий этикет, что их называли «аристократами Сибири» за внутреннюю культуру, тактичность по отношению к людям другой национальности, гостеприимство и дружелюбие. Теперь, когда мир стоит у порога экологической катастрофы, мы можем многому поучиться у эвенков, нанайцев, удэгейцев. Например, эвенк никогда не отделял себя от природы, зверей и птиц, насекомых и рыб. Этика взаимоотношений северных народов и природы базировалась на том, что мир един, а человек – это тоже природа.
Задания для самоконтроля
1. Заполнить таблицы:
ХРИСТИАНСТВО
| ПРАВОСЛАВИЕ
| КАТОЛИЦИЗМ
| ПРОТЕСТАНТИЗМ
| течения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИСЛАМ
| БУДДИЗМ
| ИУДАИЗМ
| течения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Перечислить основные функции шамана;
3. Кого называли «аристократами Сибири»?
Лекция 3
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|