Сделай Сам Свою Работу на 5

РЕЛИГИЯ КАК ИСТОЧНИК НАРОДНОЙ ЭТИКИ





ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ГОУ ВПО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ»

Кафедра теории и методики профессионального образования

В.Ф. Лашманова

«Теория и методика этнопедагогического образования студентов вуза»

Учебно-методическое пособие

 

Сургут

Издательство СурГУ


УДК 37.013(072)+39(072)

ББК 74.6я7

Л 323

Л 323 ЛАШМАНОВА, В.Ф. «Теория и методика этнопедагогического образования студентов вуза»: учеб.-метод. пособие / В.Ф. Лашманова; Сургут.гос. ун-т. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2010.-160 с.

 

Учебное пособие адресовано студентам всех форм обучения, где введена этнопедагогика как учебная дисциплина, и всем, кто интересуется этнопедагогикой.

В пособие вошли материалы изданий авторов: Кукушкина В.С., Волкова Г.Н., Стефаненко Т.Г., Крысько В.Г., Лебедева Н.М.

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Сургутского государственного университета.

 

 

Рецензент: Рассказов Ф.Д. – д.п.н., профессор

 

 

©Лашманова В.Ф., 2010

©Сургутский государственный университет, 2010




СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………  
Лекция 1. Понятие «этнос»……………………………………………...  
Лекция 2. Религия как источник народной этики………………………  
Лекция 3. Учет национальной психологии в воспитании……………  
Лекция 4. Национально-психологические особенности представителейтелей разных народов России………………………………………  
Лекция 5. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья…  
Лекция 6. Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья…………………………………………………  
Лекция 7. Этнопсихология семейных отношений……………………  
Лекция 8. Адаптация к новой культурной среде………………………  
Лекция 9. Пословицы и загадки как универсальные этнопедагогические миниатюры……………………………………………  
Лекция 10. Поэтизация воспитания в народных песнях…………………  
Лекция 11. Сказки как лучшие творения народного педагогического гения  
Список литературы………………………………………………………  

Введение



 

Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколе­ние, важнейшими, несомненно, являются педагогические. В основе всякой культуры — величайшая из культур народов и человечества — традиционная культура воспитания. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессив­ных народных традиций невозможно, просто даже немысли­мо, без возрождения традиций воспитания. Говоря о взаимо­действии традиционности и современности в воспитании (об­разовании), о его модернизации, нельзя не обратиться к мно­гообразным словосочетаниям, несущим понятийно-термино­логическую нагрузку: традиционная педагогика, устная пе­дагогическая мудрость, обыденная педагогика, житейская педагогика, фольклорная педагогика, мудрость воспитания, неформальная педагогика и др. Свои акценты и оттенки име­ет каждое из выражений и, естественно, объем понятий ока­зывается неодинаковым. Многое здесь зависит от истори­ческого взгляда, исторического подхода. Однако в каждом случае, так или иначе, имеет место совпадение большей или меньшей части явления. Народной педагогикой принято на­зывать совокупность педагогических знаний и опыта, сохра­нившихся в устном творчестве, традициях, обычаях и обря­дах, в играх и игрушках, в повседневном быту.

В связи с этим нельзя не сказать о территории (поле) на­родной педагогики, о ее пространстве. Территория, скорее всего, связана с современным функционированием народной педагогики, это своего рода географическая горизонталь кон­кретной эпохи, а пространство — это историческая вертикаль, которая складывается от эпохи к эпохе, вбирая в себя цен­нейший народный, этнический педагогический опыт, превра­щая его в межнациональный, а затем — во всемирное, обще­человеческое достояние, что служит дополнительным под­тверждением общего, вечного характера воспитания. Одна­ко поле и пространство друг с другом тесно связаны, ибо опыт многих поколений, эпох может быть концентрированно пред­ставлен в тот или иной исторический период, и в результате поле (территория) может оказаться просто проекцией про­странства или его части.



Идея многообразия является самой плодотворной, самой созидательной и конструктивной идеей этнопедагогики. В этом ее духовное богатство. Для этнопедагогики характерны не взаимные исключения, а мирное сосуществование, терпи­мость, взаимное обогащение, солидарные действия; этнопедагогикой не одобряются однозначные выводы, категоричес­кие утверждения. Народность спасительна, без нее нет ни демократии, ни гуманизма, ни — тем более — прогресса. Ясно, что творческое совмещение академической теории педаго­гики, исторического опыта, народной педагогики в состоянии существенно обогатить современное обучение, ибо народная педагогика — не только традиции воспитания, но равным об­разом и традиционная культура естественного обучения. Ведь в народной педагогике воспитание всегда предполагает одно­временно и обучение. Если в школьной дидактике ведущее положение занимает воспитывающее обучение, то в народной дидактике определяющим является обучающее воспитание.

Народная педагогика — не наука, но предмет науки этнопедагогики. Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, — педагогика природосообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая.

Предмет этнопедагогики — народная педагогика, объект - народное воспитание. Сущность этнопедагогики — в сущ­ностных свойствах предмета и объекта, то есть народной педагогики и народного воспитания. Эти свойства определя­ют следующие характеристики этнопедагогики: это - педа­гогика национального спасения, всеобщей мудрости, всеоб­щей любви, это — живая душа, трепетное сердце педагогики, природосообразная, естественная педагогика, педагогика из первых рук, педагогика, открывающая дорогу к глобальной педагогике (всемирной, общечеловеческой). Народной педа­гогике присуще воспитание делом, в деле, для дела, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наибо­лее способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера-ремесленники, певцы, сказочники и др.

Этнопедагогику можно было бы, в общем и целом пред­ставить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика имеет своим предметом эмпи­рический опыт этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этические и эстетические воззрения на ис­конные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика научно объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении на­родных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодей­ствия и общественного воздействия, в ходе которого воспи­тывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народ­ные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, ска­заниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, соб­ственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педаго­гический потенциал, оказывающий влияние на процесс исто­рико-культурного формирования личности.

Всякая этнокультура традиционна, в то же время тради­ционная культура воспитания непременно и этнопедагогична. Этнопедагогика в этом отношении является особенной, ибо она имеет дело с традиционной преемственностью всего со­вокупного культурного наследия народа.

Народная педагогика — это воздух и почва одновременно, и корни тоже, от которых вырастает новая поросль. Именно народная педагогика — «неформальная педагогика», обыден­ная педагогика, житейская педагогика, являющаяся самой существенной частью традиционной культуры воспитания, — и позволяет рассматривать педагогику не только как науку и искусство, но и в более широком смысле — как культуру, а если обратиться к обожествлению матери, к культу предков, — то и как религию. «Этнопедагогика выше религии» (Л.В. Тодоров).

В подтверждение сказанного можно обратиться к следу­ющим концептуальным положениям этнопедагогики: близость общечеловеческих духовных сокровищ народной педагогики к метапедагогике, к той сфере педагогических знаний, кото­рая включает сверхинформацию, не имеющую временных и территориальных границ, переходящую из века в век, из страны в страну; педагогическая сверхинформация в общей струк­туре человекознания и обществознания; конкретные нацио­нальные педагогики всех времен как частные случаи обще­человеческой вечной, общей, всеобщей науки, развивающей ся в ноосфере, в этносфере. Лучшего слова, чем этнопедагогика, и не придумаешь.

Начальная школа непременно должна быть последователь­но национальной, это — школа родного языка, естественное продолжение «школы материнской». В этом отношении са­мыми поучительными в истории педагогики остаются хедер и талмуд — Тора. Объединение двух Тор («учений») — пись­менного и устного — составляет торат-хайим, что в переводе означает «учение жизни». Торат-хайим давал основы нрав­ственно-этических норм, конкретные указания на все случаи жизни (посредством комментариев, интерпретаций, обсужде­ний, рассуждений). Мы поэтому полагаем, что формирова­ние полноценного учителя немыслимо без его специальной этнопедагогической подготовки.

К семи основным свойствам, раскрывающим сущность этнопедагогики, как и ее предмета — народной педагогики, можно отнести следующее.

1. Это педагогика национального спасения. Ни один из
депортированных народов, несмотря на жесточайшую анти­
национальную политику, дискриминацию, геноцид, не исчез: в
большей или меньшей степени все народы сохранили язык,
обычаи, даже свои традиции воспитания. Элементы этнопе­дагогики в форме народной педагогики, хотя и ограниченно, действовали в семье, то есть были своего рода закрытой системой. Символичен пример евреев, сохранивших себя именно благодаря верности своим этнопедагогическим тра­дициям — в любых условиях, в любой стране. В демократи­ческом обществе этнопедагогика может стать со временемоткрытой системой, и ее роль еще более возрастет в жизни народов. Она актуальна и для русских, ибо глобализация в любое время может переродиться в американизацию, что нанесет непоправимый урон русскому национальному духу.Это мы уже наблюдаем на поведении «новых русских», ве­дущих себя как русскоговорящие американцы.

2.Это педагогика всеобщей мудрости воспитания, ско­рее всего это не этническая, а полиэтническая педагогика, ибо ее естественное назначение — постоянное инициирование многостороннего диалога культур. Может, конечно, изучать­ся отдельно этнопедагогика, например, русского, украинско­го, якутского, еврейского и любого другого народа. Но при этом всегда будет присутствовать общий этнопедагогический обзор воспитательных традиций народов Российской Фе­дерации, начиная с чукчей и кончая русскими старообрядца­ми в Латвии, ибо совокупная педагогическая культура есть всемирное, общечеловеческое богатство.

3. Это педагогика всеобщей любви. Что такое воспита­ние — в конечном счете? Пример и любовь. На примере и любви, без преувеличения, могут быть решены все или по­чти все задачи воспитания. Более того, очень значимы сами по себе и примеры любви во всех возможных ипостасях и проявлениях.

4. Это естественная педагогика, свободная от посредни­ков, она дает непосредственный выход к воспитуемому, каж­дый ее носитель свободен, автономен, самостоятелен, ибо это педагогика «из первых рук». При этом, что не менее важ­но, любой и каждый студент высшего или среднего педаго­гического учебного заведения, если даже не станет учите­лем, непременно всю жизнь будет оставаться действующим персонажем народной педагогики. Этнопедагогика объеди­няет небезразличных к судьбе потомков всех людей, незави­симо от профессии и социального положения, во имя надеж­ного будущего народа и страны.

5. Это педагогика, ориентированная на личность, персони­фицированная, персонализированная педагогика. Она автоби­ографична, поэтому постоянно апеллирует к воспоминаниям.

6. Это живая душа педагогики, трепетное ее сердце.

7. Это глобальная педагогика, она открывает путь к сер­дцам людей и народов: чтобы узнать народ, надо знать его традиционную систему воспитания. Поэтому она сплачива­ет, объединяет народы.

В народной педагогике господствует живой опыт воспи­тания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в ду­ховном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в после­дующем — как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его пе­дагогических воззрений. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с дру­гом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, со­здавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.

В народе испокон веков вырабатывался свой самобыт­ный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех на­родов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к приро­де, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красо­те одежды, и в прославленных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Устои народной, особенно старой деревенской жизни не следует идеализировать: в них немало противоречивого, уг­рюмого, темного, заскорузлого. Эти противоречия, порожда­емые историческими условиями, накладывали свой отпеча­ток и на народные педагогические традиции. Однако духов­ную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность, именно они способствовали воспитанию под­линно народных характеров. Так, например, очень много смысла в тысячелетней чувашской традиции, когда трудо­любивым называют только того, кто и нелюбимую работу делает с любовью, с радостью.

Уменьшение различия между городом и деревней не оз­начает разрушения духовных традиций села, в ряду которых важное место всегда занимали традиции воспитания подрас­тающего поколения. Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций. Педагогичес­кие наука и практика, игнорирующие коллективный педагоги­ческий опыт народа, не могут стать существенным элемен­том массовой педагогической культуры.

Многогранная жизнь народа, его борьба и победы - ос­новной и главный объект исторической и других гуманитар­ных наук. К их числу относится и этнопедагогика, предмет которой — народная педагогическая традиция. Изучение на­родного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, этнопедагог нередко помогает его возрождению и дальнейшему развитию. Но так как педа­гогическая культура использовала народное творчество, раз­вивала его и была неразрывной его частью, то сказанное спра­ведливо для любых историко-педагогических исследований,

В чем эффективность народной педагогики и сильные стороны деятельности народных педагогов? В каких соотно­шениях находятся в ней интуиция, талант, знания? Какова вза­имосвязь педагогических воззрений народа и его педагоги­ческой практики? Каким должно быть воздействие народной педагогики в организации влияния на детей?

Чем больше будет участников педагогического процес­са, понимающих воспитательное дело и желающих его улуч­шить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть пе­дагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же — для воспитателей детских са­дов и учителей начальных классов. Народная педагогика, представляющая собой величайшую пансофию воспита­ния,с ее поклонением матери, с культом ребенка, с верой во всесилие отца, представляет собой своего рода педагогичес­кую религию. Да и родительский дом — это своего рода храм семейной духовности, в котором домашний очаг— алтарь, дети — ангелы, мать — богоматерь, отец — «патриарх всея се­мьи»... А вечные заветы, заповеди предков — молитвы, мо­ления.

Этнопедагогика исследует педагогический опыт, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практи­ке, анализирует педагогическое значение тех или иных явле ний народной жизни и разбирает их соответствие или несоот­ветствие современным задачам воспитания. Так называемая модернизация системы образования в Российской Федера­ции ни к чему не приведет без опоры на многовековой опыт воспитания, ибо игнорирует универсальный закон естествен­ности и природосообразности воспитания.

До сих пор бытуют педагогические представления, кото­рые сегодня воспринимаются как устаревшие, как суеверия и предрассудки, хотя нет достаточных оснований для их од­нозначной отрицательной оценки. В этнопедагогике находит подтверждение мысль французского ученого А. Леруа-Гурана: «Народ является самим собой лишь благодаря своим пе­режиткам». Более того, праздники, приметы, гадания и дру­гие элементы народной педагогики относятся к наиболее эф­фективным средствам интенсификации духовной жизни лич­ности. И могут быть в той или иной степени востребованы современной педагогикой. Актуально также изучение педа­гогической сущности новых обычаев. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие ста­рых форм и нового содержания традиционных народных праз­дников - эти проблемы не могут не интересовать этнопедагогику.

Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраня­ются, каковы условия и какова потребность, которая приво­дит не только к сохранению, но и к постоянной и, можно ска­зать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное уми­рание неотделимо от вечного возрождения.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целе­сообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогичес­ких достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей и родителей пе­дагогическими средствами, проверенными многовековой вос­питательной практикой.

Предмет этнопедагогики включает следующие пробле­мы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы на­родов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умствен­ного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и твор­чество детей; детская и молодежная среда, ее педагогичес­кие функции; колыбельные песни народов мира как выдаю­щиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических куль­тур разных народов и национальная их самобытность и др. Эти проблемы имеют прямое отношение к содержанию этнопедагогики, раскрытию которого по сути и посвящено на­стоящее пособие.

Общность педагогических культур объясняется многими факторами:

а)общностью исторических условий развития разных на­родов;

б)общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;

в) общностью основ народной психологии;

г) общностью географических условий;

д)взаимовлиянием педагогических традиций разных на­
родов.

Эта общность проявляется в представлениях народа. Например, в представлении о единстве людей: поговорка «В единении — сила» на многих языках звучит как афоризм. По­словицы и поговорки разных народов, призывающие к объе­динению усилий, звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл: в них показывается всесильность сплоченных людей и обреченность человека, оказавшегося вне общества. Вот примеры: «Громада — великий человек» (укр.), «Мир по слюн­ке плюнет, так — море» (рус), «Если весь мир плюнет, сдела­ется озеро» (тат.), «Деревня плюнет, озеро образуется» (морд.), «Один плюнет — высохнет, народ плюнет — получит­ся озеро» (чув.), «Если вздохнуть всем народом — ветер бу­дет» (рус), «Народ вздохнет разом — будет буря, топнет но­гой разом — будет землетрясение» (кит.). У многих африкан­ских народов в разных вариантах встречается поговорка: «Когда в реку войдешь толпой, крокодил никого не тронет». Мысль о силе солидарности ярко отражена народами в сле­дующих пословицах и поговорках: «Сноп без перевясла — солома» (чув.), «Когда прутья в метле — богатырь не сломит, развязали метлу — по прутику переломает ребенок» (груз.), «Витая мочалка — веревка, невитая — сор» (чув.), «Муравьи­ная рать льва одолеет» (азерб.), «Мал муравей, а большую гору строит» (кор.), «Мал муравей, а роет склон горы» (чув.), «Сплоченность людей — нерушимая крепость» (кор.), «Сла­бые вместе — сила, сильные в одиночку — слабость» (чув.). В народных афоризмах ярко подчеркивается обреченность одиночки. Убедительность достигается посредством срав­нения слабости одиночки с силой сплоченных людей: «Тыся­ча человек сразу не умирает» (мальгашская), «Одинокий умрет — никого не останется, один из ста умрет — девяносто девять останется» (чув.), «Семьдесят семь одному скорей помогут, чем один — семидесяти семи» (чув.), «Одним паль­цем иголку не удержишь» (укр.), «Одна пчела мало меду на­носит» (укр.), «Одной рукой узел не развяжешь» (чув.), «Од­ной рукой узел ие завяжешь» (азерб.), «Лучше один день с друзьями, чем сто дней одному» (мальгашская) и др. Идее единства в Библии дано общечеловеческое звучание: «Нет ни еврея, ни грека, ни раба, ни господина, ни мужчины, ни женщины, ибо все едины». «Все на свете пребывают в мис­тическом единстве, и лишь спускаясь на землю, разлетают­ся врозь», — писал Захар в своих эзотерических комментариях к Пятикнижию. Образно-поэтически выразил идею единства, как принцип и правило совершенства, Осип Мандельштам: «Каждый человек — как буква в алфавите: чтобы образовать слово, надо слиться с другими». Приведенные примеры сви­детельствуют о духовной общности не только того или иного народа, но и всех народов - человечество едино своими устремлениями. Духовная общность подчеркивается необходи­мостью солидарных действий: узел надо и завязывать, и раз­вязывать — народы должны действовать так же согласован­но, как две руки одного человека, как пять пальцев одной руки.

Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог куль­тур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной. В то же время в мире нет ни одной этнической системы воспитания, которая не была бы интересна другим народам, не представляла бы общечело­веческой ценности. Это обстоятельство еще сильнее подчер­кивает и подтверждает общекультурное, общеобразователь­ное значение этнопедагогики.

Всемирный интерес, к примеру, представляет иудаистская этнопедагогическая концепция воспитания. Она основы­вается на следующих постулатах: вера в единого бога, цен­ность сообщества (хотя иудаизм защищает права и свободы отдельной личности, он предполагает тесную связь между человеком и сообществом), право выбора, уважение к про­шлому не означает запрета на его критическое осмысление, человек сам должен прийти к истине, уникальная ценность каждой личности, ценность благодеяния, не слова, а дела по­могают побороть страдания в мире, каждый человек несет ответственность за других, ценность празднования, несмот­ря на существование зла и страдания, в этом мире есть мно­гое, достойное утверждения, уважения и восхваления. Рели­гиозная и личная свобода человека нуждается в подкреплении, поддержке и праздновании. Основные иудейские торжества проходят не в храме, а дома, и основными наставниками ре­бенка являются родители. Существенной частью обучения является ритуал вопросов и ответов. Что есть рабство? Что есть свобода? Свободны ли мы? Не находимся ли мы до сих пор в рабстве? — такие и многие другие вопросы дети зада­ют во время праздников. Совершенно ясно, что этнопедаго гические идеи и опыт иудеев могут быть творческим обра­зом трансформированы в образовательно-воспитательную систему любого из народов.

Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию. Разве недостойны восхищения педагогические традиции ин­дейцев Америки, которые веками непоколебимо противосто­ят колонизации угнетателей, вооруженных всеми достижени­ями современных науки и техники? Этнопедагогический об­зор народов России, начиная с чукчей и кончая русскими ста­рообрядцами в Латвии, дает уникальную информацию о ве­ликой стране - о России, объединяющей более ста наций и народностей. Привести по одному примеру от каждого наро­да - и то интересно. Старообрядцы Латвии и чукчи далеки друг от друга, но они очень похожи друга на друга безупреч­ной честностью. У чукчей ежегодно проводится «праздник честно живущего человека». Коряцкая мать младенца утром будит пробудительной колыбельной песней, чтобы тот с ра­достью встретил наступающий день. Юкагиры трехлетним делают маленькие лучки, из которых они стреляют по кома­рам — и попадают. А это, в свою очередь, стимулирует раз­витие речи, что было известно еще И.М. Сеченову. По тому же поводу В.А. Сухомлинский выразился еще более опреде­ленно: «Интеллект ребенка — на кончике его пальцев». Пре­дельно просто это выражали старые чувашские крестьянки: «Ишь ты, как пальцы держит — скоро дитя заговорит!» Ран­нее начало воспитания можно подтвердить сотней примеров, заимствованных по одному из ста народов. Эвенки трехлет­нему дают нож, четырехлетнему - лыжи, пятилетнему вес­ло, шестилетнему—лодочку-берестянку... Можно ли что-либо заимствовать из этого единичного разрозненного опыта? Можно. У нас, авторов, это получалось не раз, — конечно, без механического переноса действия, ибо во всех случаях глав­ное — мысль, порожденная опытом. Веками находясь в дру­жеских отношениях, народы России взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями. И все они велики и гениальны. Народы, объединенные общностью целей, поднимаются на еще более высокий уровень культуры и нрав­ственности. Как все нерусские народы достигли огромных успехов в своем развитии при поддержке русского народа, так и русский народ поднялся на вершину своего величия и славы при бескорыстной материальной и духовной помощи всех других народов. Ясно, что Русь не стала бы Россией без нерусских народов. Величие отдельных народов являет­ся неразрывной гармонической частью величия общей от­чизны дружных народов и в материальном, и в духовном от­ношениях, в том числе и в педагогическом. Итак, этнопедагогика изучает:

1)основные педагогические понятия народа (уход, воспи­тание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обуче­ние, приучение);

2)ребенка как объекта и субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детс­кая среда);

3)функции воспитания (подготовка к труду, формирова­ние морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

4)факторы воспитания как этнопедагогические инвари­анты (природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, ис­кусство, религия, пример-идеал (личности-символы, собы­тия-символы, идеи-символы));

5)методы и приемы воспитания (убеждение, пример, при­каз, разъяснение, увещевание, приучение и упражнение, по­желание и благословение, заклинание, клятва, просьба, со­вет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, заповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);

6)средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, по­говорки, загадки, песни, игры, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);

7)организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные празд­ники).

Внутри каждой из названных тем — большое число вопро­сов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности на­родной педагогики и культуры. Например, уход за ребенком — одно из первых педагогических понятий народа. Он включал в себя кормление, пеленание, одевание, купание, лечение, про­гулки и т.п. Монография А.Б. Измайловой «Русская народ­ная педагогика: воспитание ребенка младенческого возрас­та» (Владимир, 2001) содержит темы, расшифровывающие разные стороны воспитания: убаюкивание младенца, корм­ление младенца, каша как первое детское кушанье, воспита­ние уважительного отношения к хлебу, приучение младенца к правильному поведению за трапезой, игры с младенцем, купание и умывание ребенка, приучение младенца к уходу за волосами; приемы, способствующие росту младенца, обере­ги младенца, прорезывание зубов, ходины, речь младенца и ее развитие и др. Много веков тому назад народ уже не толь­ко представлял элементы ухода за ребенком отдельно, но и связывал с ними отдельных лиц: кормилица, кормилец, няня и т.п. У каждого лица были вполне определенные обязанности. Если кормилицы были из среды простонародья, то кормиль­цами становились только наиболее знатные бояре и брали их только в княжеские семьи. В крестьянских семьях лучшими няньками оказывались бабушки, старшие сестры и братья.

Или взять такой великий и универсальный фактор воспи­тания, как природа. До сих пор еще не создано трудов о том, как народ использовал природные явления в воспитании под­растающего поколения. А.П. Чехов писал, что трудящиеся учились не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их птицы, когда им пели песни, солнце, когда, заходя, оставля­ло после себя багровую зарю, деревья и травы. В этом про­цессе самообучения немало интересного и ценного для педа­гогики. Солнце... Сколько о нем у всех народов песен, зага­док, пословиц, сказок! Сколько с ним связано обычаев и об­рядов! Человек использовал их и в умственном, и в нравствен­ном, и в эстетическом воспитании, не говоря уже о трудовом и физическом. Природа — это не просто место обитания, это и двор отцовского дома, и звезды на небе, травы и букашки, заповедные леса, священные дубравы и родники, и пни тыся­челетних дубов, срубленных прапрадедами и др. Следова­тельно, исследование педагогических возможностей приро­ды как фактора воспитания представляет безграничный про­стор для деятельности этнопедагога.

Принципыприродосообразности, культуросообразности, народности не только тесно взаимосвязаны, но и оказывают­ся в едином пространстве. Эти три кардинальных принципа особенным образом актуализируются исследовательским отношением к преподаванию, изучению, освоению и приме­нению основ педагогики. Деловое освоение этих принципов в их взаимодействии и составляет основную цель пособия.

Классический принцип культуросообразности, выдвинутый и столь блестяще обоснованный Дистервегом, — «Человечес­кая личность должна формироваться в соответствии с луч­шими культурными традициями родного народа и своей Ро­дины» — до сих пор не получил, к сожалению, ни теоретичес­кого развития, ни практической реализации. Казалось бы, со­вершенно очевидная истина: человек, воспитываемый вне культуросообразности, культурных традиций, духовно лиша­ется Родины и перестает быть сыном своего народа. Тем не менее в отечественной педагогике даже такая очевидная истина до сих пор игнорируется почти сознательно, что отри­цательно сказывается и на результатах воспитания личнос­ти, и еще больше — на разработке современных концепций воспитания.

Принцип народности, научно обоснованный К.Д. Ушинским как священный принцип национального воспитания, в ус­ловиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность мак­симально окрашена национальной созидательной идеей, ос­вящена, согрета ею.

Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведе­ния в действие исконных традиций воспитания, народной пе­дагогики. Создание подлинно национальной школы — русской, еврейской, украинской, татарской, якутской, чукотской, лю­бой другой — возможно только на этнопедагогической осно­ве. Народная культура воспитания представляет собой осно­ву всякой культуры.

Безграничный простор для исследования представляет и слово как фактор воспитания. Материнский язык — основа основ развивающейся личности. Мать несет в себе миллионолетнюю генетическую программу человечества, важ­ность воспитания именно в ней, а не в отце, которому всего-то шесть-семь тысячелетий, ибо он порождение частной соб­ственности, семьи и государства. Поэтому мать, лишившая своего ребенка родного языка, духовно порывает с ним, что в последующем развивает в нем комплекс человеческой и этнической неполноценности, ибо это только биологический ребёнок своей матери, духовный пасынок, приемыш или дитя, оторванное от родного народа и отданное на воспитание дру­гому народу. В результате деэтнизации человек, теряя луч­шие черты и свойства родного народа, взамен не приобрета­ет ничего. В народе говорят: «Не та мать, кто родила, а та, кто воспитала». Нет полноценного воспитания вне сферы ду­ховной культуры родного народа. Новые исторические усло­вия выдвигают много новых вопросов, требуют иных реше­ний старых проблем. Сложно взаимодействие воспитания и религии. Это еще одна обширная область этнопедагогических исследований.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.