|
РЕЛИГИЯ КАК ИСТОЧНИК НАРОДНОЙ ЭТИКИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
ГОУ ВПО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ»
Кафедра теории и методики профессионального образования
В.Ф. Лашманова
«Теория и методика этнопедагогического образования студентов вуза»
Учебно-методическое пособие
Сургут
Издательство СурГУ
УДК 37.013(072)+39(072)
ББК 74.6я7
Л 323
Л 323 ЛАШМАНОВА, В.Ф. «Теория и методика этнопедагогического образования студентов вуза»: учеб.-метод. пособие / В.Ф. Лашманова; Сургут.гос. ун-т. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2010.-160 с.
Учебное пособие адресовано студентам всех форм обучения, где введена этнопедагогика как учебная дисциплина, и всем, кто интересуется этнопедагогикой.
В пособие вошли материалы изданий авторов: Кукушкина В.С., Волкова Г.Н., Стефаненко Т.Г., Крысько В.Г., Лебедева Н.М.
Печатается по решению редакционно-издательского совета Сургутского государственного университета.
Рецензент: Рассказов Ф.Д. – д.п.н., профессор
©Лашманова В.Ф., 2010
©Сургутский государственный университет, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………
| | Лекция 1. Понятие «этнос»……………………………………………...
| | Лекция 2. Религия как источник народной этики………………………
| | Лекция 3. Учет национальной психологии в воспитании……………
| | Лекция 4. Национально-психологические особенности представителейтелей разных народов России………………………………………
| | Лекция 5. Своеобразие психологии народов ближнего зарубежья…
| | Лекция 6. Сравнительная характеристика психологии некоторых народов дальнего зарубежья…………………………………………………
| | Лекция 7. Этнопсихология семейных отношений……………………
| | Лекция 8. Адаптация к новой культурной среде………………………
| | Лекция 9. Пословицы и загадки как универсальные этнопедагогические миниатюры……………………………………………
| | Лекция 10. Поэтизация воспитания в народных песнях…………………
| | Лекция 11. Сказки как лучшие творения народного педагогического гения
| | Список литературы………………………………………………………
| | Введение
Из всех традиций, передаваемых из поколения в поколение, важнейшими, несомненно, являются педагогические. В основе всякой культуры — величайшая из культур народов и человечества — традиционная культура воспитания. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно, просто даже немыслимо, без возрождения традиций воспитания. Говоря о взаимодействии традиционности и современности в воспитании (образовании), о его модернизации, нельзя не обратиться к многообразным словосочетаниям, несущим понятийно-терминологическую нагрузку: традиционная педагогика, устная педагогическая мудрость, обыденная педагогика, житейская педагогика, фольклорная педагогика, мудрость воспитания, неформальная педагогика и др. Свои акценты и оттенки имеет каждое из выражений и, естественно, объем понятий оказывается неодинаковым. Многое здесь зависит от исторического взгляда, исторического подхода. Однако в каждом случае, так или иначе, имеет место совпадение большей или меньшей части явления. Народной педагогикой принято называть совокупность педагогических знаний и опыта, сохранившихся в устном творчестве, традициях, обычаях и обрядах, в играх и игрушках, в повседневном быту.
В связи с этим нельзя не сказать о территории (поле) народной педагогики, о ее пространстве. Территория, скорее всего, связана с современным функционированием народной педагогики, это своего рода географическая горизонталь конкретной эпохи, а пространство — это историческая вертикаль, которая складывается от эпохи к эпохе, вбирая в себя ценнейший народный, этнический педагогический опыт, превращая его в межнациональный, а затем — во всемирное, общечеловеческое достояние, что служит дополнительным подтверждением общего, вечного характера воспитания. Однако поле и пространство друг с другом тесно связаны, ибо опыт многих поколений, эпох может быть концентрированно представлен в тот или иной исторический период, и в результате поле (территория) может оказаться просто проекцией пространства или его части.
Идея многообразия является самой плодотворной, самой созидательной и конструктивной идеей этнопедагогики. В этом ее духовное богатство. Для этнопедагогики характерны не взаимные исключения, а мирное сосуществование, терпимость, взаимное обогащение, солидарные действия; этнопедагогикой не одобряются однозначные выводы, категорические утверждения. Народность спасительна, без нее нет ни демократии, ни гуманизма, ни — тем более — прогресса. Ясно, что творческое совмещение академической теории педагогики, исторического опыта, народной педагогики в состоянии существенно обогатить современное обучение, ибо народная педагогика — не только традиции воспитания, но равным образом и традиционная культура естественного обучения. Ведь в народной педагогике воспитание всегда предполагает одновременно и обучение. Если в школьной дидактике ведущее положение занимает воспитывающее обучение, то в народной дидактике определяющим является обучающее воспитание.
Народная педагогика — не наука, но предмет науки этнопедагогики. Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, — педагогика природосообразная и жизнесообразная, демократическая и гуманистическая.
Предмет этнопедагогики — народная педагогика, объект - народное воспитание. Сущность этнопедагогики — в сущностных свойствах предмета и объекта, то есть народной педагогики и народного воспитания. Эти свойства определяют следующие характеристики этнопедагогики: это - педагогика национального спасения, всеобщей мудрости, всеобщей любви, это — живая душа, трепетное сердце педагогики, природосообразная, естественная педагогика, педагогика из первых рук, педагогика, открывающая дорогу к глобальной педагогике (всемирной, общечеловеческой). Народной педагогике присуще воспитание делом, в деле, для дела, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера-ремесленники, певцы, сказочники и др.
Этнопедагогику можно было бы, в общем и целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного, неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика имеет своим предметом эмпирический опыт этнических групп в воспитании и образовании детей, морально-этические и эстетические воззрения на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации. Этнопедагогика научно объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.
Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
Всякая этнокультура традиционна, в то же время традиционная культура воспитания непременно и этнопедагогична. Этнопедагогика в этом отношении является особенной, ибо она имеет дело с традиционной преемственностью всего совокупного культурного наследия народа.
Народная педагогика — это воздух и почва одновременно, и корни тоже, от которых вырастает новая поросль. Именно народная педагогика — «неформальная педагогика», обыденная педагогика, житейская педагогика, являющаяся самой существенной частью традиционной культуры воспитания, — и позволяет рассматривать педагогику не только как науку и искусство, но и в более широком смысле — как культуру, а если обратиться к обожествлению матери, к культу предков, — то и как религию. «Этнопедагогика выше религии» (Л.В. Тодоров).
В подтверждение сказанного можно обратиться к следующим концептуальным положениям этнопедагогики: близость общечеловеческих духовных сокровищ народной педагогики к метапедагогике, к той сфере педагогических знаний, которая включает сверхинформацию, не имеющую временных и территориальных границ, переходящую из века в век, из страны в страну; педагогическая сверхинформация в общей структуре человекознания и обществознания; конкретные национальные педагогики всех времен как частные случаи общечеловеческой вечной, общей, всеобщей науки, развивающей ся в ноосфере, в этносфере. Лучшего слова, чем этнопедагогика, и не придумаешь.
Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, это — школа родного языка, естественное продолжение «школы материнской». В этом отношении самыми поучительными в истории педагогики остаются хедер и талмуд — Тора. Объединение двух Тор («учений») — письменного и устного — составляет торат-хайим, что в переводе означает «учение жизни». Торат-хайим давал основы нравственно-этических норм, конкретные указания на все случаи жизни (посредством комментариев, интерпретаций, обсуждений, рассуждений). Мы поэтому полагаем, что формирование полноценного учителя немыслимо без его специальной этнопедагогической подготовки.
К семи основным свойствам, раскрывающим сущность этнопедагогики, как и ее предмета — народной педагогики, можно отнести следующее.
1. Это педагогика национального спасения. Ни один из депортированных народов, несмотря на жесточайшую анти национальную политику, дискриминацию, геноцид, не исчез: в большей или меньшей степени все народы сохранили язык, обычаи, даже свои традиции воспитания. Элементы этнопедагогики в форме народной педагогики, хотя и ограниченно, действовали в семье, то есть были своего рода закрытой системой. Символичен пример евреев, сохранивших себя именно благодаря верности своим этнопедагогическим традициям — в любых условиях, в любой стране. В демократическом обществе этнопедагогика может стать со временемоткрытой системой, и ее роль еще более возрастет в жизни народов. Она актуальна и для русских, ибо глобализация в любое время может переродиться в американизацию, что нанесет непоправимый урон русскому национальному духу.Это мы уже наблюдаем на поведении «новых русских», ведущих себя как русскоговорящие американцы.
2.Это педагогика всеобщей мудрости воспитания, скорее всего это не этническая, а полиэтническая педагогика, ибо ее естественное назначение — постоянное инициирование многостороннего диалога культур. Может, конечно, изучаться отдельно этнопедагогика, например, русского, украинского, якутского, еврейского и любого другого народа. Но при этом всегда будет присутствовать общий этнопедагогический обзор воспитательных традиций народов Российской Федерации, начиная с чукчей и кончая русскими старообрядцами в Латвии, ибо совокупная педагогическая культура есть всемирное, общечеловеческое богатство.
3. Это педагогика всеобщей любви. Что такое воспитание — в конечном счете? Пример и любовь. На примере и любви, без преувеличения, могут быть решены все или почти все задачи воспитания. Более того, очень значимы сами по себе и примеры любви во всех возможных ипостасях и проявлениях.
4. Это естественная педагогика, свободная от посредников, она дает непосредственный выход к воспитуемому, каждый ее носитель свободен, автономен, самостоятелен, ибо это педагогика «из первых рук». При этом, что не менее важно, любой и каждый студент высшего или среднего педагогического учебного заведения, если даже не станет учителем, непременно всю жизнь будет оставаться действующим персонажем народной педагогики. Этнопедагогика объединяет небезразличных к судьбе потомков всех людей, независимо от профессии и социального положения, во имя надежного будущего народа и страны.
5. Это педагогика, ориентированная на личность, персонифицированная, персонализированная педагогика. Она автобиографична, поэтому постоянно апеллирует к воспоминаниям.
6. Это живая душа педагогики, трепетное ее сердце.
7. Это глобальная педагогика, она открывает путь к сердцам людей и народов: чтобы узнать народ, надо знать его традиционную систему воспитания. Поэтому она сплачивает, объединяет народы.
В народной педагогике господствует живой опыт воспитания. Народная педагогика, отражая определенный уровень педагогических знаний, конкретный исторический этап в духовном прогрессе человечества, служит основой, на которой возникла и развивалась педагогическая наука. Но и в последующем — как возникновение художественной литературы не уничтожило устного творчества, так и педагогическая наука не вытеснила совсем из повседневной жизни народа его педагогических воззрений. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложные взаимодействия друг с другом и взаимно благоприятствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой.
В народе испокон веков вырабатывался свой самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в прославленных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.
Устои народной, особенно старой деревенской жизни не следует идеализировать: в них немало противоречивого, угрюмого, темного, заскорузлого. Эти противоречия, порождаемые историческими условиями, накладывали свой отпечаток и на народные педагогические традиции. Однако духовную жизнь народа всегда определяли труд, душевный талант и человечность, именно они способствовали воспитанию подлинно народных характеров. Так, например, очень много смысла в тысячелетней чувашской традиции, когда трудолюбивым называют только того, кто и нелюбимую работу делает с любовью, с радостью.
Уменьшение различия между городом и деревней не означает разрушения духовных традиций села, в ряду которых важное место всегда занимали традиции воспитания подрастающего поколения. Успешное развитие культуры, системы народного образования возможно только на естественном многовековом фундаменте народных традиций. Педагогические наука и практика, игнорирующие коллективный педагогический опыт народа, не могут стать существенным элементом массовой педагогической культуры.
Многогранная жизнь народа, его борьба и победы - основной и главный объект исторической и других гуманитарных наук. К их числу относится и этнопедагогика, предмет которой — народная педагогическая традиция. Изучение народного творчества чрезвычайно важно для выявления того ценного, что вкладывает каждый народ в мировую культуру. Изучая народное творчество, этнопедагог нередко помогает его возрождению и дальнейшему развитию. Но так как педагогическая культура использовала народное творчество, развивала его и была неразрывной его частью, то сказанное справедливо для любых историко-педагогических исследований,
В чем эффективность народной педагогики и сильные стороны деятельности народных педагогов? В каких соотношениях находятся в ней интуиция, талант, знания? Какова взаимосвязь педагогических воззрений народа и его педагогической практики? Каким должно быть воздействие народной педагогики в организации влияния на детей?
Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика есть педагогика масс, всеобщая педагогика, а не педагогика только педагогов-профессионалов. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же — для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Народная педагогика, представляющая собой величайшую пансофию воспитания,с ее поклонением матери, с культом ребенка, с верой во всесилие отца, представляет собой своего рода педагогическую религию. Да и родительский дом — это своего рода храм семейной духовности, в котором домашний очаг— алтарь, дети — ангелы, мать — богоматерь, отец — «патриарх всея семьи»... А вечные заветы, заповеди предков — молитвы, моления.
Этнопедагогика исследует педагогический опыт, выявляет возможности и эффективные пути реализации прогрессивных педагогических идей народа в современной науке и практике, анализирует педагогическое значение тех или иных явле ний народной жизни и разбирает их соответствие или несоответствие современным задачам воспитания. Так называемая модернизация системы образования в Российской Федерации ни к чему не приведет без опоры на многовековой опыт воспитания, ибо игнорирует универсальный закон естественности и природосообразности воспитания.
До сих пор бытуют педагогические представления, которые сегодня воспринимаются как устаревшие, как суеверия и предрассудки, хотя нет достаточных оснований для их однозначной отрицательной оценки. В этнопедагогике находит подтверждение мысль французского ученого А. Леруа-Гурана: «Народ является самим собой лишь благодаря своим пережиткам». Более того, праздники, приметы, гадания и другие элементы народной педагогики относятся к наиболее эффективным средствам интенсификации духовной жизни личности. И могут быть в той или иной степени востребованы современной педагогикой. Актуально также изучение педагогической сущности новых обычаев. Современные обычаи и их преемственная связь со старыми, взаимодействие старых форм и нового содержания традиционных народных праздников - эти проблемы не могут не интересовать этнопедагогику.
Задача исследования народных традиций состоит в том, чтобы проследить, как они образовались, почему сохраняются, каковы условия и какова потребность, которая приводит не только к сохранению, но и к постоянной и, можно сказать, естественной переработке этих традиций, и, наконец, в чем секрет их существования, в котором непрерывное умирание неотделимо от вечного возрождения.
Этнопедагогика выясняет педагогические возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом, этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей и родителей педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.
Предмет этнопедагогики включает следующие проблемы: педагогика семейного быта; поговорки и пословицы народов мира и их значение в передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как средство умственного воспитания; народные песни и их роль в эстетическом воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и молодежная среда, ее педагогические функции; колыбельные песни народов мира как выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской педагогики; общность педагогических культур разных народов и национальная их самобытность и др. Эти проблемы имеют прямое отношение к содержанию этнопедагогики, раскрытию которого по сути и посвящено настоящее пособие.
Общность педагогических культур объясняется многими факторами:
а)общностью исторических условий развития разных народов;
б)общностью целей и интересов народов всех стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
в) общностью основ народной психологии;
г) общностью географических условий;
д)взаимовлиянием педагогических традиций разных на родов.
Эта общность проявляется в представлениях народа. Например, в представлении о единстве людей: поговорка «В единении — сила» на многих языках звучит как афоризм. Пословицы и поговорки разных народов, призывающие к объединению усилий, звучат по-разному, но имеют одинаковый смысл: в них показывается всесильность сплоченных людей и обреченность человека, оказавшегося вне общества. Вот примеры: «Громада — великий человек» (укр.), «Мир по слюнке плюнет, так — море» (рус), «Если весь мир плюнет, сделается озеро» (тат.), «Деревня плюнет, озеро образуется» (морд.), «Один плюнет — высохнет, народ плюнет — получится озеро» (чув.), «Если вздохнуть всем народом — ветер будет» (рус), «Народ вздохнет разом — будет буря, топнет ногой разом — будет землетрясение» (кит.). У многих африканских народов в разных вариантах встречается поговорка: «Когда в реку войдешь толпой, крокодил никого не тронет». Мысль о силе солидарности ярко отражена народами в следующих пословицах и поговорках: «Сноп без перевясла — солома» (чув.), «Когда прутья в метле — богатырь не сломит, развязали метлу — по прутику переломает ребенок» (груз.), «Витая мочалка — веревка, невитая — сор» (чув.), «Муравьиная рать льва одолеет» (азерб.), «Мал муравей, а большую гору строит» (кор.), «Мал муравей, а роет склон горы» (чув.), «Сплоченность людей — нерушимая крепость» (кор.), «Слабые вместе — сила, сильные в одиночку — слабость» (чув.). В народных афоризмах ярко подчеркивается обреченность одиночки. Убедительность достигается посредством сравнения слабости одиночки с силой сплоченных людей: «Тысяча человек сразу не умирает» (мальгашская), «Одинокий умрет — никого не останется, один из ста умрет — девяносто девять останется» (чув.), «Семьдесят семь одному скорей помогут, чем один — семидесяти семи» (чув.), «Одним пальцем иголку не удержишь» (укр.), «Одна пчела мало меду наносит» (укр.), «Одной рукой узел не развяжешь» (чув.), «Одной рукой узел ие завяжешь» (азерб.), «Лучше один день с друзьями, чем сто дней одному» (мальгашская) и др. Идее единства в Библии дано общечеловеческое звучание: «Нет ни еврея, ни грека, ни раба, ни господина, ни мужчины, ни женщины, ибо все едины». «Все на свете пребывают в мистическом единстве, и лишь спускаясь на землю, разлетаются врозь», — писал Захар в своих эзотерических комментариях к Пятикнижию. Образно-поэтически выразил идею единства, как принцип и правило совершенства, Осип Мандельштам: «Каждый человек — как буква в алфавите: чтобы образовать слово, надо слиться с другими». Приведенные примеры свидетельствуют о духовной общности не только того или иного народа, но и всех народов - человечество едино своими устремлениями. Духовная общность подчеркивается необходимостью солидарных действий: узел надо и завязывать, и развязывать — народы должны действовать так же согласованно, как две руки одного человека, как пять пальцев одной руки.
Изучение проблемы общности педагогических культур убеждает в том, что во многих случаях именно общность наилучшим образом подчеркивает самобытность культур разных народов. Поэтому конструктивен только диалог культур, ибо ни одна культура, в том числе и самая великая, не может быть самодостаточной. В то же время в мире нет ни одной этнической системы воспитания, которая не была бы интересна другим народам, не представляла бы общечеловеческой ценности. Это обстоятельство еще сильнее подчеркивает и подтверждает общекультурное, общеобразовательное значение этнопедагогики.
Всемирный интерес, к примеру, представляет иудаистская этнопедагогическая концепция воспитания. Она основывается на следующих постулатах: вера в единого бога, ценность сообщества (хотя иудаизм защищает права и свободы отдельной личности, он предполагает тесную связь между человеком и сообществом), право выбора, уважение к прошлому не означает запрета на его критическое осмысление, человек сам должен прийти к истине, уникальная ценность каждой личности, ценность благодеяния, не слова, а дела помогают побороть страдания в мире, каждый человек несет ответственность за других, ценность празднования, несмотря на существование зла и страдания, в этом мире есть многое, достойное утверждения, уважения и восхваления. Религиозная и личная свобода человека нуждается в подкреплении, поддержке и праздновании. Основные иудейские торжества проходят не в храме, а дома, и основными наставниками ребенка являются родители. Существенной частью обучения является ритуал вопросов и ответов. Что есть рабство? Что есть свобода? Свободны ли мы? Не находимся ли мы до сих пор в рабстве? — такие и многие другие вопросы дети задают во время праздников. Совершенно ясно, что этнопедаго гические идеи и опыт иудеев могут быть творческим образом трансформированы в образовательно-воспитательную систему любого из народов.
Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию. Разве недостойны восхищения педагогические традиции индейцев Америки, которые веками непоколебимо противостоят колонизации угнетателей, вооруженных всеми достижениями современных науки и техники? Этнопедагогический обзор народов России, начиная с чукчей и кончая русскими старообрядцами в Латвии, дает уникальную информацию о великой стране - о России, объединяющей более ста наций и народностей. Привести по одному примеру от каждого народа - и то интересно. Старообрядцы Латвии и чукчи далеки друг от друга, но они очень похожи друга на друга безупречной честностью. У чукчей ежегодно проводится «праздник честно живущего человека». Коряцкая мать младенца утром будит пробудительной колыбельной песней, чтобы тот с радостью встретил наступающий день. Юкагиры трехлетним делают маленькие лучки, из которых они стреляют по комарам — и попадают. А это, в свою очередь, стимулирует развитие речи, что было известно еще И.М. Сеченову. По тому же поводу В.А. Сухомлинский выразился еще более определенно: «Интеллект ребенка — на кончике его пальцев». Предельно просто это выражали старые чувашские крестьянки: «Ишь ты, как пальцы держит — скоро дитя заговорит!» Раннее начало воспитания можно подтвердить сотней примеров, заимствованных по одному из ста народов. Эвенки трехлетнему дают нож, четырехлетнему - лыжи, пятилетнему весло, шестилетнему—лодочку-берестянку... Можно ли что-либо заимствовать из этого единичного разрозненного опыта? Можно. У нас, авторов, это получалось не раз, — конечно, без механического переноса действия, ибо во всех случаях главное — мысль, порожденная опытом. Веками находясь в дружеских отношениях, народы России взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями. И все они велики и гениальны. Народы, объединенные общностью целей, поднимаются на еще более высокий уровень культуры и нравственности. Как все нерусские народы достигли огромных успехов в своем развитии при поддержке русского народа, так и русский народ поднялся на вершину своего величия и славы при бескорыстной материальной и духовной помощи всех других народов. Ясно, что Русь не стала бы Россией без нерусских народов. Величие отдельных народов является неразрывной гармонической частью величия общей отчизны дружных народов и в материальном, и в духовном отношениях, в том числе и в педагогическом. Итак, этнопедагогика изучает:
1)основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставление, обучение, приучение);
2)ребенка как объекта и субъекта воспитания (родное дитя, сирота, приемыш, ровесники, друзья, чужие дети, детская среда);
3)функции воспитания (подготовка к труду, формирование морально-волевых черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
4)факторы воспитания как этнопедагогические инварианты (природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, религия, пример-идеал (личности-символы, события-символы, идеи-символы));
5)методы и приемы воспитания (убеждение, пример, приказ, разъяснение, увещевание, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, укор, уговор, заповедь, завет, зарок, раскаяние, покаяние, проповедь, заповедь, завещание, запрет, угроза, проклятие, брань, наказание, побои);
6)средства воспитания (потешки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, песни, игры, эпос, сказки, легенды, предания, мифы и т.д.);
7)организацию воспитания (трудовые объединения детей и молодежи, молодежные праздники, общенародные праздники).
Внутри каждой из названных тем — большое число вопросов и проблем, требующих пристального внимания педагога, изучение которых поможет глубже понять особенности народной педагогики и культуры. Например, уход за ребенком — одно из первых педагогических понятий народа. Он включал в себя кормление, пеленание, одевание, купание, лечение, прогулки и т.п. Монография А.Б. Измайловой «Русская народная педагогика: воспитание ребенка младенческого возраста» (Владимир, 2001) содержит темы, расшифровывающие разные стороны воспитания: убаюкивание младенца, кормление младенца, каша как первое детское кушанье, воспитание уважительного отношения к хлебу, приучение младенца к правильному поведению за трапезой, игры с младенцем, купание и умывание ребенка, приучение младенца к уходу за волосами; приемы, способствующие росту младенца, обереги младенца, прорезывание зубов, ходины, речь младенца и ее развитие и др. Много веков тому назад народ уже не только представлял элементы ухода за ребенком отдельно, но и связывал с ними отдельных лиц: кормилица, кормилец, няня и т.п. У каждого лица были вполне определенные обязанности. Если кормилицы были из среды простонародья, то кормильцами становились только наиболее знатные бояре и брали их только в княжеские семьи. В крестьянских семьях лучшими няньками оказывались бабушки, старшие сестры и братья.
Или взять такой великий и универсальный фактор воспитания, как природа. До сих пор еще не создано трудов о том, как народ использовал природные явления в воспитании подрастающего поколения. А.П. Чехов писал, что трудящиеся учились не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их птицы, когда им пели песни, солнце, когда, заходя, оставляло после себя багровую зарю, деревья и травы. В этом процессе самообучения немало интересного и ценного для педагогики. Солнце... Сколько о нем у всех народов песен, загадок, пословиц, сказок! Сколько с ним связано обычаев и обрядов! Человек использовал их и в умственном, и в нравственном, и в эстетическом воспитании, не говоря уже о трудовом и физическом. Природа — это не просто место обитания, это и двор отцовского дома, и звезды на небе, травы и букашки, заповедные леса, священные дубравы и родники, и пни тысячелетних дубов, срубленных прапрадедами и др. Следовательно, исследование педагогических возможностей природы как фактора воспитания представляет безграничный простор для деятельности этнопедагога.
Принципыприродосообразности, культуросообразности, народности не только тесно взаимосвязаны, но и оказываются в едином пространстве. Эти три кардинальных принципа особенным образом актуализируются исследовательским отношением к преподаванию, изучению, освоению и применению основ педагогики. Деловое освоение этих принципов в их взаимодействии и составляет основную цель пособия.
Классический принцип культуросообразности, выдвинутый и столь блестяще обоснованный Дистервегом, — «Человеческая личность должна формироваться в соответствии с лучшими культурными традициями родного народа и своей Родины» — до сих пор не получил, к сожалению, ни теоретического развития, ни практической реализации. Казалось бы, совершенно очевидная истина: человек, воспитываемый вне культуросообразности, культурных традиций, духовно лишается Родины и перестает быть сыном своего народа. Тем не менее в отечественной педагогике даже такая очевидная истина до сих пор игнорируется почти сознательно, что отрицательно сказывается и на результатах воспитания личности, и еще больше — на разработке современных концепций воспитания.
Принцип народности, научно обоснованный К.Д. Ушинским как священный принцип национального воспитания, в условиях демократизации общества приобретает необычайную актуальность. У великого педагога-патриота народность максимально окрашена национальной созидательной идеей, освящена, согрета ею.
Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики. Создание подлинно национальной школы — русской, еврейской, украинской, татарской, якутской, чукотской, любой другой — возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры.
Безграничный простор для исследования представляет и слово как фактор воспитания. Материнский язык — основа основ развивающейся личности. Мать несет в себе миллионолетнюю генетическую программу человечества, важность воспитания именно в ней, а не в отце, которому всего-то шесть-семь тысячелетий, ибо он порождение частной собственности, семьи и государства. Поэтому мать, лишившая своего ребенка родного языка, духовно порывает с ним, что в последующем развивает в нем комплекс человеческой и этнической неполноценности, ибо это только биологический ребёнок своей матери, духовный пасынок, приемыш или дитя, оторванное от родного народа и отданное на воспитание другому народу. В результате деэтнизации человек, теряя лучшие черты и свойства родного народа, взамен не приобретает ничего. В народе говорят: «Не та мать, кто родила, а та, кто воспитала». Нет полноценного воспитания вне сферы духовной культуры родного народа. Новые исторические условия выдвигают много новых вопросов, требуют иных решений старых проблем. Сложно взаимодействие воспитания и религии. Это еще одна обширная область этнопедагогических исследований.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|