Международные организации в геополитике и мировой политике
Кроме государств важнейшим субъектом мировой политики являются международные организации. Международную организацию можно определить как стабильную, структурированную форму сотрудничества ее членов, созданную на добровольной основе для совместного решения общих проблем и функционирующую в рамках устава. Наиболее фундаментальный критерий классификации международных организаций — характер членства. По этому критерию выделяют межправительственные международные организации (МПО), создаваемые государствами па основе договоров, и неправительственные (МНПО), объединяющие негосударственные институты и граждан ряда государств.
Международные организации — явление историческое и динамично развивающееся. Заметное повышение их активности произошло уже в XIX веке в связи с наличием значительного числа суверенных государств; интенсификацией контактов между ними; обеспокоенностью проблемами, возникающими в результате этих контактов; осознанием необходимости создания международных институтов для систематического регулирования отношений между государствами. Первыми международными организациями в современном понимании были Всемирный телеграфный союз (1865), Всемирный почтовый союз (1874), Международное бюро мер и весов (1875), Международный Красный Крест (60-е годы XIX века) и др.
С середины XX века обозначилась тенденция значительного роста численности и влияния международных организаций па мировую политику. Она получила дополнительные импульсы после окончания холодной войны и краха биполярной системы. Со второй половины 40-х годов XX века и до начала XXI века возникло около трех тысяч межправительственных организаций, регулирующих различные сферы экономики, политики, экологии, культуры, и почти 20 тыс. разнообразных неправительственных международных организаций, из которых примерно 2 тыс. имеют статус наблюдателя при ООН.
Основными причинами стремительного увеличения количества межправительственных и неправительственных международных организаций были:
♦ тяга пародов к миру и безопасности как реакция на бедствия, причиненные человечеству Второй мировой войной, и угрозу подрыва самих основ мировой цивилизации в ядерной войне;
♦ осознание опасности эскалации международных конфликтов и необходимости создания эффективной системы их предотвращения и урегулирования;
♦ потребность мирового сообщества в международном разделении труда и экономической интеграции, в координации усилий для решения глобальных проблем;
♦ стремление государств, которые обрели независимость после распада колониальной системы, к усилению своего влияния на мировую политику.
Вместе с тем окончание холодной войны сопровождалось распадом ряда организаций бывшего социалистического содружества — Организации Варшавского договора, Совета экономической взаимопомощи и др.
Межправительственные организации проявляют себя в международной жизни в двух ипостасях: с одной стороны, образуя поле кооперативного взаимодействия государств-членов, а с другой — выступая в качестве специфических акторов на международной арене и, таким образом, оказывая самостоятельное влияние на динамику мировой политики. В таких организациях могут складываться ситуации, когда преобладают интересы одного из участников, а другие обеспечивают поддержку лидеру в расчете на покровительство с его стороны или содействие в осуществлении собственных целей.
Существуют различные типологии межправительственных организаций, позволяющие систематизировать знание о них. Наиболее распространенной является классификация на основе двух критериев: по территориальному принципу и в соответствии со сферой деятельности.
Исходя из первого критерия выделяют:
♦ региональные организации, например, Ассоциация государств Юго-Восточиой Азии (АСЕАН), Европейский союз (ЕС), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Организация Африканского единства (ОАЕ) и др.;
♦ межрегиональные организации — Организация Исламская конференция (ОИК), Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.;
♦ субрегиональные (Бенилюкс).
В соответствии со вторым критерием различают:
♦ организации экономического характера, охватывающие сферу финансов и торговли, например Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), преобразованное в 1995 году во Всемирную торговую организацию (ВТО); Международный валютный фонд (МВФ); Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и др.;
♦ организации в отдельных отраслях мирового хозяйства, например Международное агентство но атомной энергии (МАГАТЭ), Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и др.;
♦ организации в области культуры и спорта: Международный олимпийский комитет (МОК), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО);
♦ военно-политические организации, например Организация Североатлантического договора (НАТО), Тихоокеанский акт безопасности (АНЗЮС);
♦ универсальные организации: Лига Наций, Организация Объединенных Наций (ООН); Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
Некоторые надгосударственные организации обладают атрибутами политической власти. Это относится, прежде всего, к ООН. Ее органы могут принимать решения, являющиеся для всех членов мирового сообщества или обязательными (резолюции Совета Безопасности), или рекомендательными (постановления сессий Ассамблеи ООН). Вместе с тем государственный суверенитет ограничивает возможности ООН в применении широкомасштабных экономических санкций по отношению к странам, не выполняющим резолюции Совета Безопасности, в использовании военной силы — по отношению к агрессору или для миротворческих целей.
В последние десятилетия ООН в значительной степени утратила способность творчески реагировать па новые вызовы в международной сфере. Это вызвано, прежде всего, тем обстоятельством, что она не отражает новую конфигурацию сил, сложившуюся в мире. Поэтому не случайно многие проблемы мировой политики решаются сегодня не в ООН, а в рамках «семерки», «восьмерки», ЕС, НАТО и т. д.
Атрибуты политической власти присущи и Европейскому союзу (ЕС). Его представительный орган — Европарламент, избираемый непосредственно населением стран-участниц сроком на 5 лет, наделен законодательной, бюджетной и контролирующей функциями, оказывает все возрастающее влияние на деятельность всех институтов ЕС. Еврокомиссия — главный исполнительный орган ЕС, обладающий широкими полномочиями в формировании общей политики государств-членов. Совет Европейского союза (ранее Совет министров) — орган принятия конкретных решений по основным направлениям интеграционной политики. В целом влияние ЕС выходит далеко за рамки европейского континента.
В Европе в сравнении с другими континентами функционирует гораздо более разветвленная сеть межправительственных организаций. Наряду с Европейским союзом (ЕС) значительное воздействие на международные процессы оказывают такие региональные структуры, как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Организация Североатлантического договора (НАТО), Совет Европы. Менее существенна роль Содружества Независимых Государств (СНГ).
Уникальность ОБСЕ определяется такими ее функциями, как нормотворчество, контроль над вооружениями, предотвращение и урегулирование конфликтов, защита прав человека и содействие формированию институтов правового государства.
Заметным фактором современного международного развития являются некоторые внеевропейские региональные организации общей компетенции, объединяющие все или большинство стран соответствующих регионов. В их числе Организация Африканского единства (ОАЕ), Лига арабских государств (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), организация Исламская конференция (ОИК) и др.
Для принятия решений по жизненно важным для межгосударственных акторов проблемам все шире применяется метод консенсуса. В контексте мировой политики он означает согласие в принципе при возможности расхождений по отдельным формулировкам или пунктам, по которым голосование не проводится. В регламентирующих документах некоторых организаций ООН метод консенсуса зафиксирован официально (ЮНКТАД, Комитет по разоружению). Фактор консенсуса заложен в основу процедуры принятия решений Советом Безопасности путем предоставления постоянным его членам права «вето».
В отличие от межправительственных организаций международные неправительственные организации (МНПО) — это структуры, которые состоят из общественных групп или отдельных граждан ряда стран, действуя в специфических областях. К их числу относятся:
♦ профессиональные организации, например Международная ассоциация политических наук, Международная организация журналистов;
♦ демографические организации, такие как Международная демократическая федерация женщин, Всемирная федерация молодежи;
♦ религиозные организации (Всемирный совет церквей, Всемирный исламский конгресс и др.);
♦ правовые организации, например Международная амнистия;
♦ экологические организации (Гринпис и др.);
♦ гуманитарные организации, например Международный Красный Крест;
♦ спортивные организации, например Международный олимпийский комитет, Международная федерация футбола;
♦ организации солидарности и в защиту мира: Организация солидарности народов стран Азии и Африки, Всемирный совет мира, Пагоушское движение.
Международные неправительственные организации различаются по структуре, направленности, задачам и масштабам деятельности, Хотя принимаемые ими решения, как правило, не имеют для государств обязательной юридической силы, им все чаще удается добиваться выполнения поставленных задач не только в профессиональной, но и в политической области. Активная деятельность международных неправительственных организаций явилась важнейшим фактором прекращения холодной войны.
Основными средствами воздействия международных неправительственных организаций на мировую политику являются мобилизация общественного мнения, оказание давления па межгосударственные организации (прежде всего ООН) и непосредственно на конкретные государства с целью решения тех или иных проблем, наблюдение за деятельностью правительств в различных сферах общественной жизни и выполнением ими взятых на себя обязательств. Именно так действуют Гринпис, Пагоушское движение, Международная амнистия и другие организации. Поэтому организации подобного рода называют международными группами давления.
В таком развитии событий просматриваются предпосылки формирования новой системы международных отношений и глобального мирового сообщества, в котором регулирование общественных процессов будет осуществляться не только через взаимодействие государств, а независимо от них, благодаря прямым контактам негосударственных акторов. В этом случае международные неправительственные организации будут выступать как элементы формирующегося глобального гражданского общества.
Значительное влияние на существо и направленность международных процессов оказывают такие специализированные неправительственные организации, как транснациональные корпорации (ТНК). Огромные ресурсы позволяют им существенно воздействовать в своих интересах на политическую сферу как в странах базирования, так и в мире в целом.
На рубеже XX и XXI столетий ТНК контролировали до половины мирового промышленного производства, 63% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологию и ноу-хау. Ядро мировой хозяйственной системы составляли около 500 ТНК. обладающие практически неограниченной экономической властью. Экономический потенциал ТНК сопоставим с валовым продуктом крупных государств. Международная деятельность ТНК приводит к противоречивым последствиям. В позитивном плане она способствует развитию мировой экономики и торговли, созданию рабочих мест, внедрению процедур мирного разрешения конфликтных ситуаций. Оборотной стороной деятельности ТНК является размывание национального суверенитета, прогрессирующее расслоение мира на «богатый Север» и «бедный Юг» — источник дешевой рабочей силы.
Наряду с межправительственными и неправительственными международными организациями на мировой арене функционируют и другие, весьма влиятельные политические акторы. Идет процесс формирования новых политических акторов и их диверсификации.
Самостоятельным субъектом мировой политики становятся внутригосударственные регионы (штаты, федеральные земли, кантоны и т. д.), которые осуществляют свою международную деятельность параллельно государствам, а иногда и конкурируя с ними. На мировой арене действуют гибридные образования, соединяющие элементы государственных и негосударственных структур, — транснациональные корпорации со смешанным государственным и частным капиталом. Свойства негосударственных субъектов мировой политики приобретают международные террористические организации. Активным участником мировых политических процессов являются СМИ.
Деятельность одних участников мировой политики направлена на решение созидательных задач, стабилизирует обстановку и мире. Некоторые политические акторы, прежде всего преступные и террористические организации, ставят перед собой деструктивные цели, дестабилизируя существующее положение. Транснациональные корпорации (ТНК) и транснациональные банки (ТНБ) стремятся получить максимальную прибыль и потому нередко рассматривают свою деятельность как непродолжительную. В определенных ситуациях не- и антисистемные движения и структуры способны перехватывать у государства выполнение социальных, военно-полицейских, арбитражных и иных функций.
Противостоять этим негативным процессам способно, прежде всего, эффективное и экономически состоятельное государство. Глобализация не «отменяет»- государство, а предъявляет к нему более высокие требования, в том числе и в плане обеспечения международной стабильности и безопасности. Она вписывает государство в сложные интеграционные структуры, участие в которых невозможно без его социально-экономической состоятельности и международной ответственности.
Функционирование растущего числа политических акторов свидетельствует о возрастающем плюрализме международных отношений и их демократизации. Вместе с тем множественность участников мировой политики, сложность взаимоотношений между ними, разнонаправленность их действий затрудняют анализ и прогнозирование международных процессов. Это обстоятельство отрицательно сказывается на многих аспектах международной жизни, и прежде всего безопасности.
Специфическим феноменом взаимодействия акторов мировой политики и эффективным способом разрешения существующих между ними противоречий являются международные переговоры. С начала 50-х годов переговорная деятельность усложняется как в содержательном плане, так и в связи с ростом числа политических акторов, активной институционализацией международных отношений (ООН, НАТО, ОБСЕ, ЕС и т. д.). На подготовку, ход и результаты переговоров значительное воздействие оказывают многие факторы — различие статусов субъектов мирового сообщества; разнонаправленность геостратегических интересов; наличие национально-государственных суверенитетов и усиление взаимозависимости государств и условиях глобализации; специфика национальных стилей ведения переговоров и др.
Для переговорного процесса в современном мире характерны следующие особенности и тенденции.
Международные переговоры, будучи инструментом решения комплекса внешнеполитических, а нередко и внутриполитических задач, сами активно воздействуют на международные отношения, во многом определяя и формируя их. Влияние процесса и результатов переговоров часто не ограничивается их непосредственными участниками, а распространяется на международные отношения в региональном и глобальном масштабе, сказываясь на общем мировом климате.
Рост численности и влияния негосударственных участников мировой политики, многие из которых не являются профессионалами в этой области, повлек за собой усиление роли «второго направления дипломатии» — неофициальных переговорных процедур. В рамках этого направления осуществляется, в частности, взаимодействие враждебных общностей или наций с целью снижения напряженности и урегулирования конфликтов. Такое взаимодействие облегчает и дополняет поиск согласия на официальном уровне.
Для современных переговорных процессов характерен рост числа и значимости многосторонних форумов. Это вызвано тем обстоятельством, что международные проблемы затрагивают интересы всех субъектов мировой политики. В сравнении с двусторонними и переговорами они обычно в большей степени освещаются средствами массовой информации и подвержены воздействию общественного мнения.
В целом формирующаяся система международных переговоров становится лее более универсальной, объединяющей формальные и неформальные процедуры. Формируются закономерности ее функционирования и правила поведения сторон. Проявляется тенденция к учету партнерами по переговорам интересов друг друга.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|