Государство как главный субъект мировой политики и геополитических отношений
В политической практике и публицистике понятия «мировая политика» и «международные отношения» обычно выступают как синонимы. Они обозначают совокупность действий и взаимоотношений субъектов мирового сообщества (акторов) по реализации своих и общих интересов. Такими субъектами принято считать, прежде всего, государства, межправительственные и международные неправительственные организации.
Главным актором мировой политики является государство. Оно — основной субъект международного права, а его политика определяет характер международных отношений, оказывает непосредственное влияние на степень свободы и уровень благосостояния граждан, на саму человеческую жизнь. Деятельность и даже существование других субъектов мировой политики в значительной степени зависит от отношения к ним со стороны государств.
В современном мире идет стремительный процесс возникновения новых государств. С начала XX века их количество увеличилось более чем в три раза и в настоящее время превышает 190. В 60-х годах XX века рост числа государств был следствием, прежде всего, крушения колониальных империй, а в 90-х во многом обусловлен дезинтеграцией тоталитарных государств. Согласно прогнозам, тенденция образования новых государств сохранится.
Государство — единственный субъект мировой политики, который обладает суверенитетом. Категория «национально-государственный суверенитет» имеет два аспекта — внутренний и внешний. Первый аспект означает свободу выбора каждым народом своего пути экономического развития, политического режима, наличие у государства собственного гражданского и уголовного законодательства. Второй аспект предполагает невмешательство государств во внутренние дела друг друга, их равенство и независимость.
При переходе к постиндустриализму изменяется содержание суверенитета государств. Он трансформируется из абсолютного, способного отрицать общечеловеческие ценности и интересы, в просвещенный, основывающийся на принципах равноправия и самоопределения народов, уважения прав личности как высшей социальной ценности.
Просвещенный суверенитет государств допускает возможность демократического ограничения. Если раньше рекомендации мирового сообщества тому или иному государству расценивались как вмешательство в его внутренние дела, то в условиях современного взаимозависимого мира решение отдельных проблем, в первую очередь военных и экологических, предполагает учет интересов других государств. Например, требования одного государства к другому о недопущении выбросов в атмосферу вредных веществ предприятиями или загрязнения рек промышленными стоками не могут рассматриваться как вмешательство во внутренние дела или покушение на суверенитет.
В связи с развитием информационных технологий, возникновением мирового коммуникационного сообщества и прогрессирующей проницаемостью границ государственные структуры теряют часть властных полномочий. Государству, включенному в процесс глобализации, сложнее контролировать национальную экономику, особенно финансовую систему как ее наиболее мобильный компонент, о чем свидетельствуют финансовые кризисы минувшего десятилетия.
В современных условиях возможности государств ограничиваются, с одной стороны, деятельностью других участников мировой политики — неправительственных организаций, транснациональных корпораций и т. д., с другой — выходом на международную арену внутригосударственных регионов, которые устанавливают между собой прямые торговые, культурные и иные отношения, нередко конкурируя с государством. Тем не менее, именно государство представляет и олицетворяет суверенитет народа, являющегося, согласно конституциям многих стран, основным и единственным источником власти.
Фактор национально-государственного суверенитета обусловливает главную особенность международных отношений — отсутствие у них единого ядра власти и управления. Международные отношения строятся на принципе полицентризма и полииерархии. Поэтому в их функционировании большую роль играют стихийные процессы и субъективные моменты.
Являясь формально юридически равными с точки зрения международного права, государства различаются по своей территории, численности населения, природным ресурсам, экономическому и военному потенциалу, социальной стабильности, политическому авторитету и т. д. Эти различия резюмируются в неравенстве государств по своей мощи, включающей вышеперечисленные факторы и обстоятельства.
В науке утверждается новая трактовка мощи государства, учитывающая реалии постиндустриализма. Согласно этой трактовке:
снижается значение традиционных компонентов национальной мощи — территории, природных ресурсов и численности населения, — являвшихся объектом острого соперничества в рамках предшествующей индустриальной эпохи;
основными источниками национальной мощи, включая ее военный компонент, становятся способность экономики к технологическим нововведениям и качество человеческого материала.
С учетом новых параметров национальной мощи начала утрачивать смысл распространенная в период холодной войны классификация государств на сверхдержавы (США и СССР), великие державы (Китай, Великобритания, Франция, Германия), средние государства (Италия, Испания и др.) и малые государства (Бельгия, Голландия и др.).
Каждое государство взаимодействует с другими субъектами мировой политики через внешнеполитическую деятельность. В современных государствах в зависимости от форм правления руководство внешней политикой осуществляет глава государства: президент (в президентских и полупрезидентских республиках), монарх (в абсолютных монархиях), премьер-министр (в парламентских республиках и конституционных монархиях). Для проведения внешнеполитического курса в структуре подавляющего большинства государств существуют специализированные органы: министерства иностранных дел, парламентские комитеты по вопросам внешней политики, посольства, представительства и т. д.
Внешняя политика опирается па экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы государств. Их сочетание определяет возможности внешнеполитической деятельности государства па тех или иных направлениях, иерархию приоритетов в постановке и реализации тех или иных целей. Существенное воздействие па поведение государств в международных процессах оказывают их территориально-пространственные и природно-климатические особенности.
Ключевым элементом формирования внешней политики является выработка и принятие внешнеполитических решений. От этих решений может зависеть судьба не только того государства, где оно принято, но и человечества в целом. Доказательством тому служат обстоятельства возникновения и разрешения Карибского кризиса 1962 года, который поставил мир на грань ядерной войны.
На процесс принятия внешнеполитических решений значительное воздействие оказывают заинтересованные группы — социальные, этнические, профессиональные и др. К числу наиболее влиятельных групп интересов принадлежит военно-промышленный комплекс, который в годы холодной войны во многом определял политику ведущих государств мира. Важнейший инструмент воздействия на принятие внешнеполитических решений — средства массовой информации, формирующие общественное мнение в отношении тех или иных событий.
Внешняя политика государств вторична по отношению к внутренней. По существу, она призвана обеспечить благоприятные внешние условия для реализации целей и задач внутренней политики. Вместе с тем внешняя политика не является простым продолжением политики внутренней. Она имеет собственные цели и оказывает достаточно сильное обратное влияние на нее. Это влияние особенно ощутимо в современных условиях, когда углубляется международное разделение труда, расширяются экономические, политические и культурные связи между народами и государствами, формируется общее информационное пространство.
Глобализация экономических процессов, усиливающаяся взаимозависимость народов и государств объективно ведут к размыванию грани между внутренней и внешней политикой. При принятии политических решений должны учитываться их международные аспекты. В противном случае эти решения либо окажутся невыполненными, либо приведут к непредвиденным последствиям. Для решения проблем, традиционно считающихся внутренними, все чаще требуются действия, скоординированные на международном уровне, — с наднациональными организациями, партнерами по интеграции, ведущими центрами мировой экономики и финансов.
Взаимодействие внешне- и внутриполитических факторов проявляется, например, в том, что международные договора, заключаемые государством, служат результатом «двойного компромисса»: с одной стороны, между подписывающими его государствами, а с другой — внутри каждого из них в связи с необходимостью согласования позиций различных ведомств, ведущих политических партий.
Все это обусловливает переход от привычной парадигмы, отводящей внешней политике подчиненную роль по отношению к внутренней, к новой парадигме политики, которая исходит из органического единства ее внутренних и внешних аспектов. Не случайно многие ученые полагают, что уже в настоящее время не существует различия между внутренней и внешней политикой.
Определяющим фактором внешней политики государств является национальный интерес. Содержание этой категории, одной из ключевых в политической науке, вызывает множество дискуссий. Одни ученые считают ее научно неопределимой, в известной степени мистической. Другие пытаются определить ее содержание исходя из социологической категории «общественного интереса». Последний определяется в научной литературе как осознанная потребность субъекта или социальной общности, вытекающая из условий их существования и деятельности. Соответственно национальный интерес есть осознание коренных потребностей общества и их отражение в деятельности государственных лидеров.
Чтобы избежать чисто этнической трактовки термина «национальный интерес», точнее было бы говорить о национально-государственном интересе. Крупнейшие западные политологи, прежде всего Г. Моргентау, использовали термин «национальный интерес», относя его не к «нации-этносу», а к «нации-государству». К сфере национальных интересов относятся повышение материального и духовного уровня жизни населения, обеспечение безопасности государства, его суверенитета и территориальной целостности.
Национальные интересы не являются раз и навсегда данными, а меняются соответственно изменениям самого субъекта и окружающей его среды. Перед элитами стоит задача осовременивания своих представлений о конкретном содержании национальных интересов государств.
Специфика национальных интересов России заключалась в том, что они формировались на гетерогенной этнической основе, как синтетическое выражение потребностей и устремлений многочисленных этносов, населявших евразийское пространство. Концепция национальных интересов и безопасности современной России находится в стадии становления. Приоритетное место в системе национальных интересов России занимают:
обеспечение безопасности страны и сохранение ее территориальной целостности;
создание эффективной экономики и дееспособных государственных институтов;
достижение высокого качества жизни людей, соответствующего мировым стандартам;
создание благоприятной внешней среды для решения всего комплекса внутренних проблем;
воздействие на мировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка.
Реализация национальных интересов государств в области международных отношений осуществляется, прежде всего, через их внешнеполитическую деятельность. В рамках ее функционального содержания решается широкий круг задач — от принципиально важных для отдельного государства и мировой политики в целом до повседневных, сравнительно частных.
Критерием для различения значимости направлений внешнеполитической деятельности государств может служить категория внешнеполитического интереса, понимаемого как выражение общих и частных потребностей государств, обусловленных их исторически сложившимися местом и ролью в системе международных отношений. Условно можно выделить два уровня внешнеполитических интересов государств — уровень главных интересов и уровень специфических интересов.
Уровень главных внешнеполитических интересов государства включает в себя обеспечение его безопасности и территориальной целостности, защиту экономической и политической независимости, места и роли в системе международных отношений. Второй уровень, уровень специфических внешнеполитических интересов государства, включает в себя важные, хотя и сравнительно частные интересы, связанные с конкретными процессами и явлениями в функционировании системы международных отношений, в частности конфликтными ситуациями, кризисами, проблемами торгово-экономического, культурного, научного и иного сотрудничества государств, получения и оказания помощи.
В сфере главных внешнеполитических интересов государства обычно жестко отстаивают свои позиции, не склонны к компромиссам и уступкам. Специфические внешнеполитические интересы более лабильны и изменчивы, легче поддаются воздействию со стороны различных внутренних и внешних обстоятельств, в большей степени могут быть объектом торга и компромиссов.
Специфические внешнеполитические интересы, в конечном счете, детерминируются и лимитируются главными. В то же время они относительно автономны и могут определять содержание внешнеполитической деятельности государств на отдельных ее направлениях. Грань между главными и специфическими интересами государства условна и подвижна.
Внешнеполитическая деятельность государств, определяемая соответствующими интересами, реализуется различными средствами — политическими, экономическими, военными, пропагандистскими.
К политическим средствам внешней политики относится, прежде всего, дипломатия, которая осуществляется в форме переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, подготовки и заключения двусторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.
Экономическими средствами внешней политики являются режим наибольшего благоприятствования в торговле или, наоборот, эмбарго, предоставление кредитов, займов, инвестирование или отказ от них.
К военным средствам внешней политики относят военную мощь государства, которая может быть использована прямо (войны, интервенции, блокада) и косвенно (испытания новых видов оружия, учения, маневры, угроза применения силы).
Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал средств информационной пропаганды и агитации, используемый для укрепления авторитета государства па международной арене, обеспечения доверия к нему, а в случае необходимости — для формирования антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Нередко пропагандистские средства используются для маскировки подлинных намерений государств.
От внешней политики в немалой степени зависит роль государства в мировом сообществе. Ее соответствие интересам и возможностям государств позволяет эффективно использовать благоприятные и нейтрализовать неблагоприятные тенденции международной среды.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|