Геополитические идеи евразийства
Текст (по Н. М. Сироте)
Автономно от обеих ветвей западной геополитики — океанской и континентальной — развивалось отечественное направление геополитики — евразийство. Его элементы в политическом плане были присущи известному политическому деятелю и мыслителю Григорию Николаевичу Трубецкому (1873-1930), а в плане философском его брату, выдающемуся русскому философу Евгению Николаевичу Трубецкому (1863-1920). В полной же мере евразийство оформилось в среде русской эмиграции в 20-х годах.
В трудах Григория Николаевича Трубецкого дальнейшую разработку получила мысль Данилевского о том, что Россия не должна быть привязана ни к европейским, ни к азиатским делам, но должна одинаково влиять на проблемы обоих континентов. В работе «Россия как великая держава» (1910) в вопросе о соотношении европейских и азиатских интересов страны Г. Трубецкой отдает предпочтение последним и выступает против вмешательства в европейские конфликты. С этих позиций он положительно оценивал решение администрации Александра III о строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали, с которой была связана перспектива развития русско-китайских отношений.
Г. Трубецкой был противником территориальных приобретений России, считая, что нужно сохранить имеющееся. По его мнению, «политика поступательного империализма должна уступить место политике обеспечения и сохранения того, что оставалось». Главную задачу России Г. Трубецкой видел в расширении сети трансконтинентальных путей.
Евгений Николаевич Трубецкой основное внимание уделял соотношению исторического и географического в политическом процессе. По его мнению, это влияние применительно к России проявляется в нескольких аспектах.
1. Равнинность территории сформировала в сознании людей приоритет равенства в общественном развитии, неприятие всего, что возвышается над окружающим.
2. Трудности в освоении огромных пространств сформировали в национальном характере принцип «все или ничего», предпочтение рывков поступательному развитию.
3. Огромность территории сформировала в России неагрессивное самосознание, отсутствие интереса к дальнейшему увеличению территории.
Е. Трубецкой, как и его брат, считал, что политика захватов может принести России только вред и потому следует не умножать, а сохранять территорию. Такой подход, по его мнению, можно охарактеризовать как «территориальный консерватизм».
С этих позиций Е. Трубецким проводилась мысль о мессианстве как национальной особенности российского самосознания, проявляющейся в стремлении защищать малые и слабые народы, препятствуя насилию над ними.
Таким образом, Е. Трубецкой оценивал геополитические цели России с философских позиций. Но в отличие от своего брата он акцентировал внимание не на вопросах технологического развития, дипломатического или военного присутствия, а на осознании народом его мирового предназначения.
Основателями евразийства стали племянник Г. Н. и Е. Н. Трубецких — лингвист и филолог Николай Сергеевич Трубецкой (1890-1938), а также географ и экономист Петр Николаевич Савицкий (1895-1968). В разработке евразийских концепций на разных этапах участвовали лучшие интеллектуальные силы русского зарубежья — философы Лев Платонович Карсавин (1882-1952) и Иван Александрович Ильин (1882-1954), историк Георгий Владимирович Вернадский (1887-1973) и др.
Ученых-евразийцев объединяло видение России как особого мира, порожденного Евразией, со свойственным ему национальным самосознанием. Они были убеждены в великом будущем страны в силу занимаемого ею уникального геополитическою положения в центре гигантского континента, обладания огромной территорией и самобытности культуры.
Главный геополитический тезис евразийцев — «...Россия не есть ни Азия, ни Европа, но представляет собой особый географический мир». В его основе лежит понятие «месторазвитие», первоначально использовавшееся и естествознании для обозначения взаимосвязи живых организмов и среды их обитания. П. Н. Савицкий применил это понятие к анализу целостности духовно-исторической и географической среды России как особого цивилизационного образования.
Согласно Савицкому, Россия сложилась па основе нескольких составляющих: арийско-славянской культуры, тюркского кочевничества и православной традиции. Великороссов он считал не просто ответвлением восточных славян, а особым имперским этническим образованием, сочетающим славянский и тюркский субстраты. В этой связи он косвенно оправдывал татаро-монгольское иго, благодаря которому Россия якобы обрела этническую уникальность и сохранила духовную независимость от Европы. Тезис Савицкого — «без татарщины не было бы России» — был ключевой формулой евразийцев.
По мнению Савицкого, геополитический смысл России—Евразии состоит в синтезе двух реальностей: европейского Леса и азиатской Степи. Этот синтез представляет собой нечто цельное, оригинальное, обладающее выраженной спецификой,
Источниками своих взглядов евразийцы считали мессианскую идею исторического предначертания России «Москва — Третий Рим», сформулированную монахом Филофеем в XVI веке, и славянофильство.
Существенное влияние па становление евразийской концепции оказали идеи Константина Леонидовича Леонтьева (1831-1891) и, особенно, Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885). Мысль Леонтьева об органической связи православной церкви с русской культурой и государственностью получила развитие во многих программных документах евразийцев, и трудах Л. П. Карсавина. Выделение евразийцами особого типа «евразийской» культуры базировалось на теории культурно-исторических типов Данилевского, разработанной в книге «Россия и Европа».
Значительный вклад в формирование евразийского направления внес философ И. Л. Ильин. Его идеи перекликаются с «органической теорией» шведского ученого Челлена, который ввел в научный обиход термин «геополитика». Как и Челлен, он рассматривал государство, страну с ее населением как «живой организм», в формировании которого решающую роль играют земля и географическая среда.
Согласно Ильину, Россия складывалась веками не как «механическая сумма территорий», а как «органическое единство», оплот европейско-азиатского, а значит, и вселенского равновесия. Он предупреждал, что гражданские войны в России и попытки ее расчленения на малые государства создадут угрозу глобальных катаклизмов.
Крупнейший историк русского зарубежья, ученик В. О. Ключевского Г. В. Вернадский разработал схему «периодической ритмичности» в истории Евразии, проявляющейся в пульсации — чередовании пространственно-политической интеграции и дезинтеграции. Эта схема помогла евразийцам объяснить пульсирующий характер сжатий и расширений территории страны на протяжении российской истории.
Наиболее известным приверженцем евразийства в СССР был профессор Ленинградского университета Лев Николаевич Гумилев (1912-1992), сын двух поэтов — Николая Гумилева и Анны Ахматовой. По признанию самого автора, с евразийских позиций написан его основной труд «Этногенез и биосфера Земли» (1989) и другие работы: «Древняя Русь и Великая степь» (1989), «География этноса в исторический период» (1990).
Хотя Л. Гумилев непосредственно геополитическую проблематику не рассматривал, его теория этногенеза и этнических циклов является продолжением «органицистского подхода» и отчасти географического детерминизма, характерных для геополитики Ратцеля, Челлена, Хаусхофера. Концепция пассионарности объясняет смену геополитических картин в мире — исчезновение одних государств и появление других, изменение государственных границ.
Вслед за Савицким Л. Гумилев проводил мысль о том, что этнические русские представляют собой не просто ветвь восточного славянства, но особый этнос, сложившийся на основе славянского и тюркского субстратов. Великорусская цивилизация сформировалась, по Гумилеву, в результате славяно-тюркского этногенеза, который в географическом плане реализовался как исторический альянс Леса и Степи.
Особенностью евразийства были элементы антизападничества. Они отчетливо прослеживаются в работе Николая Сергеевича Трубецкого «Европа и человечество», вышедшей в Софии в 1920 году. С его точки зрения, европеизация — не «благо, а зло», означающее романо-германизацию России. Европеизированный народ, по мнению Трубецкого, утрачивает свою самобытность.
С этих позиций политика Петра I и его преемников рассматривалась Трубецким как антинациональная, принесшая огромный вред евразийской консолидации России. Еще более пагубной для страны, он считал европеизацию ее внешней политики. Вступление в союзы с европейскими государствами вынуждало страну принимать участие в бесконечных войнах, отстаивая не собственные национальные, а чужие интересы. Революция расценивалась Трубецким как расплата за «двухвековой режим антинациональной монархии», восстановившей против себя все слои населения, большие и малые народы.
Впоследствии сходных взглядов в отношении Запада придерживался Л. Н. Гумилев. Для него Европа - это чуждый суперэтнос «отрицательной комплиментарности», не подлежащий смешению с Россией.
Проявляя крайне негативное отношение к коммунистической идеологии как прозападной, атеистической и антинародной, евразийцы видели свою задачу в ее вытеснении из России и замене идеологией евразийской, основанной на догматизированном христианстве. Эту замену они предполагали реализовать путем использования большевистских структур власти, и прежде всего единственной правящей партии и Советов, являвшихся формой декоративно-ритуальной связи правящего слоя с массами.
Таким образом, евразийство стягивало в один узел сложнейшие проблемы российской истории и современности, давая им оригинальную интерпретацию. Обозначенные евразийством ориентиры геополитики России в конце XX века были восприняты левыми и националистическими кругами и стали теоретической базой стратегических моделей неоевразийства и антизападничества.
1.2. Основные геополитические идеи евразийцев (фрагмент мультимедийной лекции Г. Ю. Чернова)[2]
n «(Суб)континент Евразия» - единый и особый ландшафтно-климатический мир, отличный и от Европы (Запад) и от Азии (Юг и юго-восток).
n Это пространство формирует схожие ментальные черты и ценности у ряда народов (славянских, тюркских, финно-угорских), облегчающих их сотрудничество.
n Ориентация на восточный вектор во внешней политике (наряду с уже «отлаженным» западным), в трактовке истории России и русского этноса.
n Элементы антизападничества (Трубецкой Н.С., Савицкий П.Н.): западничество угрожает культурной самобытности России. «Без татарщины не было бы и России» (Савицкий), т.е. татарщина, не посягавшая на русскую культуру и православие оказалась для Руси меньшим злом, чем возможная насильственная «романо-германизация» и католизация.
n Позиционная геостратегия России: не расширять, а сохранять имеющуюся территорию.
n Геополитическая миссия России:
а) быть мировым «балансиром», оплотом геополитической стабильности, сохраняя цельность Хартленда (И.А.Ильин);
б) быть «заступницей» за малые народы;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|