Сделай Сам Свою Работу на 5

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ 1 глава





К ЗАКОНУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ "О ПАТЕНТАХ НА ИЗОБРЕТЕНИЯ,

ПОЛЕЗНЫЕ МОДЕЛИ, ПРОМЫШЛЕННЫЕ ОБРАЗЦЫ"

 

С.С.ЛОСЕВ,

кандидат юридических наук,

доцент

 

Рецензенты:

С.М.АНАНИЧ,

начальник отдела исследований в сфере

экономического развития и экологии

Института правовых исследований

Национального центра законодательства

и правовых исследований

Республики Беларусь,

кандидат юридических наук, доцент

 

Т.М.ХАЛЕЦКАЯ,

кандидат юридических наук,

доцент, доцент кафедры

гражданско-правовых дисциплин

Белорусского государственного

экономического университета

 

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 1 июля 2015 г.

 

В научно-практическом комментарии на основе системного анализа норм действующего законодательства и международных договоров Республики Беларусь с использованием теоретических положений и материалов правоприменительной практики подробно раскрывается содержание норм Закона Республики Беларусь от 16.12.2002 N 160-З "О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы".

Издание предназначено для студентов и преподавателей юридических вузов и факультетов, для адвокатов, судебных и прокурорских работников, сотрудников правоохранительных органов, патентных поверенных, практикующих юристов, иных специалистов народного хозяйства, занимающихся проблемами правовой охраны промышленной собственности.



Комментарий может быть использован в учебном процессе, а также в деятельности правоохранительных и судебных органов.

 

Список сокращений


 

Закон О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы: Закон Респ. Беларусь, 16 дек. 2002 г., N 160-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2003. - N 1. - 2/909
ГК Гражданский кодекс Республики Беларусь: 7 дек. 1998 г., N 218-З // Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. - 1999. - N 7 - 9. - Ст. 101
ГПК Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: 11 янв. 1999 г., N 238-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - N 18 - 19. - 2/13
НК Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть): 29 дек. 2009 г., N 71-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2010. - N 4. - 2/1623
Парижская конвенция Парижская конвенция по охране промышленной собственности (заключена в г. Париже 20.03.1883)
Соглашение ТРИПС Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (приложение 1С к Марракешскому соглашению о создании Всемирной торговой организации от 15.04.1994)
Договор о патентной кооперации Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности "О патентной кооперации" (подписан в г. Вашингтоне 19.06.1970)
МПК Международная патентная классификация
МКПО Международная классификация промышленных образцов
ВОИС Всемирная организация интеллектуальной собственности
НЦИС, патентный орган Государственное учреждение "Национальный центр интеллектуальной собственности"
НРПА Республики Беларусь Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь

 



Введение

 

В стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012 - 2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.03.2012 N 205 (далее - Стратегия Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности на 2012 - 2020 годы) <1>, отмечается, что инновационный путь социально-экономического развития, включающий структурную модернизацию экономики, развитие высокотехнологичных производств, наращивание экспортного потенциала, является ключевым приоритетом Республики Беларусь на ближайшую перспективу. При этом особо подчеркивается, что национальная система интеллектуальной собственности является действенным механизмом социально-экономического развития государства.



--------------------------------

<1> НРПА Республики Беларусь. - 2012. - N 30. - 5/35360.

 

Объекты патентного права занимают ключевое место в системе охраняемых объектов интеллектуальной собственности. Патенты не только являются стимулом для отдельных лиц, обеспечивая им признание и материальное вознаграждение, они также помогают обогащать всю сферу мировых технических знаний. Как отмечается в публикации ВОИС, "...владельцы патентов обязаны публично раскрывать информацию о своих изобретениях, что является ценной информацией для будущих поколений исследователей и изобретателей. Все это ведет к дальнейшей изобретательской и новаторской деятельности" <2>.

--------------------------------

<2> В гармонии с изобретениями в вашем доме. - Женева: ВОИС, 2002. - С. 5.

 

В исследованиях, посвященных экономике интеллектуальной собственности, обращается особое внимание на то, каким образом патентная система содействует технологической и деловой конкуренции с учетом того, что патентообладатели и их конкуренты участвуют в постоянной гонке по улучшению изобретений и созданию новых. Обычно патентообладатели инвестируют часть своих прибылей, полученных от коммерциализации запатентованных технологий, в проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Поэтому существует цикл: от оригинального изобретения к усовершенствованному, при этом последнее служит основой для последующего совершенствования. Постоянно создаются новые изобретения, которые являются либо усовершенствованной версией данного изобретения, либо новыми изобретениями. Конкуренты обычно стараются создать новые изобретения, которые обходят притязания выданного патента. Эта конкуренция порождает новые, зачастую более эффективные или оптимальные способы производства аналогичных изделий. Патентная система служит в качестве структуры, поддерживающей вращение колеса изобретательства. Данный тип интеллектуального творчества также содействует адаптации зарубежной технологии к местным потребностям и рынкам, поскольку патенты, выданные в одном государстве, раскрывают содержание изобретения и могут стать основой для создания усовершенствованных версий или вдохновением для создания новых изобретений в другом государстве <3>.

--------------------------------

<3> Идрис, К. Интеллектуальная собственность - мощный инструмент экономического роста / К.Идрис; пер. с англ. - М.: ФИПС, 2004. - С. 95 - 96.

 

Статистика выдачи патентов в Республике Беларусь до последнего времени свидетельствовала о ежегодном росте числа подаваемых заявок и выдаваемых патентов. В 2014 году произошло существенное сокращение числа заявок, подаваемых на получение патентов на изобретения и полезные модели, что было связано с резким увеличением размеров патентных пошлин. В 2014 году было подано:

757 заявок на получение патентов на изобретения и зарегистрировано 980 патентов;

485 заявок на получение патентов на полезные модели и зарегистрировано 558 патентов;

329 заявок на получение патентов на промышленные образцы и зарегистрировано 354 патента <4>.

--------------------------------

<4> Статистическая информация представлена в годовом отчете государственного учреждения "Национальный центр интеллектуальной собственности" за 2014 год. Отчет доступен по адресу: http://www.belgospatent.org.by/index.php?option=com_content&view=article&id=55&Itemid=62.

 

Следует отметить, что Республика Беларусь значительно отстает как от промышленно развитых государств, так и от многих государств с переходной экономикой как по абсолютным показателям подаваемых заявок и получаемых патентов, так и по удельному количеству получаемых патентов по отношению к численности населения страны.

Публикуемая ВОИС статистика свидетельствует о ежегодном увеличении количества выдаваемых в мире охранных документов. Так, в 2013 году в мире было подано около 2,6 млн. патентных заявок и выдано примерно 1,17 млн. патентов; в этом же году было подано порядка 1,2 млн. заявок на регистрацию промышленных образцов. Всего по оценкам ВОИС в 2013 году в мире действовало около 8,7 млн. патентов на изобретения и полезные модели и 2,8 млн. патентов на промышленные образцы <5>.

--------------------------------

<5> World Intellectual Property Indicators. 2014. Отчет размещен по адресу: http://www.wipo.int/ipstats/en/wipi.

 

В настоящем комментарии предпринята попытка системного анализа основных аспектов правовой охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов. Для лучшего понимания сути и механизма правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов в настоящий комментарий включены вопросы по истории возникновения и развития патентного права, основные положения современной правовой доктрины, относящиеся к правовой охране этих объектов промышленной собственности, анализ действующих правовых норм, правоприменительной практики, а также основных положений международных договоров, посвященных охране изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

 

История развития патентного права

 

В истории патентов выделяют три основных этапа:

1) привилегии (XV - XVIII века): суверен предоставлял монополию по своему усмотрению, при этом важную роль имели критерии полезности и фаворитизма;

2) национальные патенты (1790 - 1883 годы): любой изобретатель был вправе подать заявку на патент, выдача которого зависела исключительно от объективных условий, однако не обеспечивалась охрана местных изобретений за рубежом;

3) интернационализация (с 1883 года по настоящее время): охрана изобретений за пределами страны происхождения развивается вместе с международной торговлей, чему способствуют всемирные и региональные международные соглашения <6>.

--------------------------------

<6> Введение в интеллектуальную собственность: публикация ВОИС N 478 (R). - Женева: ВОИС, 1998. - С. 17.

 

Несмотря на то что техническое творчество человека насчитывает многие тысячелетия, история правовых институтов, призванных охранять его результаты, непродолжительна. Как отмечал в своем доктринальном исследовании А.А.Пиленко, "...античный мир не знал ничего аналогичного с современными привилегиями на изобретения. Объясняется это чрезвычайно просто: весь строй тогдашних экономических и социальных отношений складывался так, что не было потребности защищать права изобретателей. Система производства в античных государствах основывалась на рабском труде, а рабский труд, дешевый и малопродуктивный, в стремлениях своих всегда строго консервативен. Рабу нет расчета делать изобретения: сколько бы он ни утруждал себя особым прилежанием, особым старанием усовершенствовать свою работу, он не может надеяться ни на какое добавочное вознаграждение от своего собственника. А хозяину раба нет расчета вводить изобретения: все улучшения производства окупаются только при интенсивном труде и повышенной стоимости рабочих рук" <7>.

--------------------------------

<7> Пиленко, А. Право изобретателя. Привилегии на изобретения и их защита в русском и международном праве. Историко-догматическое исследование: в 2 т. / А.Пиленко. - СПб.: Тип. Стасюлевича, 1902. - Т. 1. - С. 58.

 

В средние века ситуация с признанием и охраной технических новшеств принципиально не изменилась, однако причиной консерватизма был уже не рабовладельческий строй, а сложившаяся в средневековой Европе цеховая система. Гильдии ремесленников строго следили за тем, чтобы никто не опередил своих товарищей, а сама мысль о том, что изобретатель может и должен иметь особое право на свое изобретение, была чужда членам гильдии; нередко использование технических новшеств запрещалось под страхом исключения из гильдии. Как отмечал А.А.Пиленко, история средневековой промышленности была переполнена фактами бессмысленных гонений на изобретателей. Французский ремесленник Ленор преследовался цехом литейщиков в связи с тем, что он использовал печь для плавления металлов собственной конструкции. Изобретатель чулок вынужден был уехать из Франции в Англию и там наладить их производство в связи с тем, что производство такого трикотажного изделия не было предусмотрено регламентами французских гильдий ткачей. Изобретателю обоев запретили их производство по требованию производителей полотняных и шелковых изделий, поскольку "...фабрикация так называемых обоев ... должна разорить большое количество честных рабочих; все их благосостояние пойдет прахом, если администрация не запретит введение новой промышленности" <8>.

--------------------------------

<8> Пиленко, А. Указ. соч. - С. 63 - 64.

 

Развитие патентного права начиналось в эпоху Возрождения с системы привилегий. При этом самые ранние привилегии, предоставлявшиеся на использование новых технических устройств, не делали различий между изобретателем и лицом, внедрившим техническое устройство, уже известное за рубежом. Выдававший привилегию суверен был заинтересован в том, чтобы инновация заменяла импорт за счет организации внутреннего производства. В XII веке привилегии выдавались в Иерусалимском королевстве и в Сицилии, в XIII - XV веках - в Англии, Германии, Голландии, Италии, Франции, Речи Посполитой, а также в отдельных кантонах Швейцарии. Из дошедших до наших дней примеров можно назвать выданную английским королем Генрихом III в 1236 году привилегию на имя Бонафуса де Санкта Колумба, дающую ее владельцу право на изготовление одежды разных цветов сроком на 15 лет. Выдающемуся флорентийскому инженеру и архитектору Филиппо Брунелеччи в 1421 году была выдана привилегия со сроком действия 3 года на новый способ транспортировки тяжелых грузов по реке Арно и другим рекам, позволявший доставлять грузы гораздо быстрее и дешевле <9>.

--------------------------------

<9> Андрюшкин, В.В. Изобретательское и патентное право / В.В.Андрюшкин. - Минск: Беларусь, 1975. - С. 30.

 

Первый правовой акт, регулирующий порядок выдачи привилегий, был принят Венецианской Республикой в 1474 году <10>.

--------------------------------

<10> Введение в интеллектуальную собственность: публикация ВОИС N 478 (R). - Женева: ВОИС, 1998. - С. 17.

 

В нем были заложены многие из тех принципов, на которых основывается современное патентное право: полезность новых изобретений для государства; предоставление первому изобретателю монопольного права использовать изобретение определенный период времени; применение мер наказания в отношении тех, кто нарушил предоставленное монопольное право. На основании этого акта известный ученый Г.Галилей получил привилегию на созданное им "средство для перекачивания воды".

В то же время сущностной особенностью привилегий как формы охраны технических новшеств являлся их факультативный характер. Это означало выдачу привилегий по свободному усмотрению власти. Как писал А.А.Пиленко, "...правительство вольно отказать в выдаче просимой привилегии и этим оно нарушит, в крайнем случае, долг отзывчивости или человеколюбия, но отнюдь не предписание права ...нет законов, которые бы обязывали правительство выдавать, в известных случаях, привилегии" <11>.

--------------------------------

<11> Пиленко, А. Указ. соч. - С. 74.

 

Знаковым этапом в становлении патентного права стал английский Статут о монополиях 1623 года. Согласно этому акту объявлялись недействительными все монополии, льготы и пожалования, "...за исключением патентных грамот и грамот на привилегии, выданные на срок, равный 14 годам или менее, которые должны от сего времени выдаваться на исключительное право на изготовление какого-либо вида новых изделий в пределах этого королевства истинному и первому изобретателю таких изделий, каковым никто другой со времени выдачи таких патентных грамот не должен пользоваться" <12>. Именно в Англии стал применяться сам термин "патент" (от лат. patere - быть открытым, доступным взору публики и literae patentes - открытая грамота), поскольку выдаваемые изобретателям документы имели вид открытой грамоты, скрепленной печатью. В то же время Статут о монополиях 1623 года не давал изобретателям права требовать выдачи охранного документа, даже если изобретение соответствовало всем предусмотренным критериям охраны; предоставление монопольного права по-прежнему осуществлялось судами, которые руководствовались процессуальными условиями, а не признаками самого изобретения.

--------------------------------

<12> Введение в интеллектуальную собственность: публикация ВОИС N 478 (R). - Женева: ВОИС, 1998. - С. 18.

 

Одно из наиболее знаковых судебных разбирательств, отражающих процесс перехода от системы привилегий к патентной системе, состоялось в Англии в 1625 году и получило название "Дело суконщиков из Ипсвича". В ходе разбирательства суд пришел к следующему заключению: "...но если кто-то внес новое изобретение и новое производство в королевстве с риском для своей жизни и с затратой своего состояния или запасов и т.д. или кто-то создал какое-либо новое открытие, то в таких случаях король по своему благорасположению и милости для компенсации его средств и усилий может установить, что лишь только он будет иметь право пользоваться таким производством и торговлей в течение определенного времени, поскольку вначале люди в королевстве не знают о нем и не имеют знаний и мастерства для его использования. Однако, когда патент прекратит действие, король не может предоставить его вновь" <13>.

--------------------------------

<13> Там же. - С. 18.

 

Переход к современным принципам выдачи патентов произошел в конце XVIII века. Практически одновременно США в 1790 году и Франция в 1791 году приняли патентные законы, предусматривающие выдачу патента любому изобретателю, если его изобретение соответствует определенным объективным требованиям. Как отмечал в своей работе А.А.Пиленко, "...во всяком случае, имеющийся скудный материал дозволяет заключить, что в конце прошлого (XVIII) века не менее как в трех государствах начинает уже формулироваться облигаторный принцип. При этом в Соединенных Штатах и Англии этот процесс совершается бессознательно, а во Франции - сознательно и намеренно. Франция поэтому должна быть признана родиной облигаторного принципа" <14>.

--------------------------------

<14> Пиленко, А. Указ. соч. - С. 82.

 

В XIX веке патентные законы были приняты практически во всех промышленно развитых странах: в Испании - в 1820 году, в Бельгии - в 1854 году, в Италии - в 1859 году, в Германии - в 1877 году, в Дании - в 1894 году, в Австрии - в 1897 году.

Дальнейшее развитие патентного законодательства проходило по таким направлениям, как:

1) расширение понятия патентоспособного изобретения, отнесение к понятию "изобретение" новых объектов;

2) формирование системы критериев патентоспособности изобретения (новизна, неочевидность, применимость);

3) совершенствование регистрационных процедур выдачи патентов на изобретения (переход от явочной к проверочной системе).

Наряду с изобретениями в некоторых странах стали охраняться полезные модели, в качестве которых рассматривались промышленные новинки, относящиеся к устройствам, менее значимым, чем изобретения. Поэтому правовая охрана полезным моделям предоставлялась в упрощенном порядке, а выданный на полезную модель патент действовал менее продолжительный срок.

В ходе промышленной революции, которая сделала возможным массовое тиражирование, актуальным стал вопрос об охране внешнего вида промышленных изделий. Уже в 1787 году в Англии был принят закон, защищавший образцы текстиля от копирования, который в 1842 году распространил действие охраны на "всякий новый и оригинальный образец, применимый для орнаментации любого промышленного изделия или любого материала" <15>. Таким образом, наряду с изобретением появился еще один объект, охраняемый патентным правом, - промышленный образец, под которым традиционно понимается оригинальное художественное или художественно-конструкторское решение промышленного изделия. В настоящее время охрана промышленных образцов предусматривается законодательством большинства стран мира.

--------------------------------

<15> Введение в интеллектуальную собственность. - Женева: ВОИС, 1998. - С. 228.

 

Развитие патентного законодательства на национальном уровне было дополнено созданием международной системы охраны прав промышленной собственности. В 1883 году была подписана Парижская конвенция по охране промышленной собственности, являющаяся до настоящего времени основным международным договором в области охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и фирменных наименований за пределами национальной юрисдикции <16>.

--------------------------------

<16> См.: Боденхаузен, Г. Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Комментарий / Г.Боденхаузен; пер. с франц. Тумановой Н.Л. / под ред. М.М.Богуславского. - М.: Прогресс, 1977. - С. 17.

 

На территории Российской империи правовая охрана изобретений возникла только в середине XVIII века. В качестве первой привилегии на изобретение исследователи называют выданную Сенатским Указом от 02.03.1748 купцу Антону Тавлеву "на устроение фабрик для делания красок и о правилах на учреждения оных". В 1752 году профессор М.В.Ломоносов получил привилегию на производство разноцветных стекол, бисера, стекляруса и других галантерейных вещей сроком на 30 лет, "...дабы он, Ломоносов, яко первый в России таких секретов сыскатель, за понесенный им труд удовольствие иметь мог: того ради впредь от нынешнего времени 30 лет никому другим в заведении тех фабрик дозволения не давать" <17>.

--------------------------------

<17> Афанасьева, В.И. Привилегия, патент, авторское свидетельство в России / В.И.Афанасьева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрлитинформ, 2012. - С. 151.

 

К 90-м годам XVIII века Россия выработала на уровне правоприменения основные требования, предъявляемые к объекту правовой охраны в области изобретательства (новизна и полезность), к оформлению прошения о выдаче привилегии (необходимость давать описание изобретения), к порядку проверки наличия новизны и пользы изобретения (необходимость проведения предварительной экспертизы) <18>.

--------------------------------

<18> Там же. - С. 163.

 

В Российской империи первый акт, который можно считать патентным законом, был принят 17 июня 1812 г. Это был Манифест "О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах" (далее - Манифест о привилегиях), именовавшийся в дореволюционной литературе "законом Сперанского". Манифест о привилегиях предусматривал выдачу привилегий на собственные и ввезенные из-за границы изобретения сроком от 3 до 10 лет. Привилегии выдавались за подписью министра внутренних дел без проверки существа заявляемого изобретения. Структурно Манифест о привилегиях состоял из 6 разделов: в первом говорилось о сущности привилегий на изобретения и открытия, во втором рассматривался порядок выдачи привилегии, в третьем определялась ее форма, в четвертом устанавливался срок действия привилегий, в пятом - основания для прекращения привилегий, в шестом - порядок судебного разбирательства <19>.

--------------------------------

<19> Афанасьева, В.И. Указ. соч. - С. 172 - 173.

 

С 1833 года в законодательство Российской империи был внесен ряд дополнений, предусматривающих предварительное исследование изобретений, возложение на обладателя привилегии обязанности использовать изобретение, а также запрещение переуступать привилегии акционерным компаниям <20>. При этом новая редакция Манифеста о привилегиях не поколебала принципа факультативности выдачи привилегий и сугубо административного характера принятия решений по поданным прошениям. Право требования обязательной выдачи привилегий так и не было закреплено.

--------------------------------

<20> Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: учеб. / А.П.Сергеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: "ТК Велби", 2003. - С. 41.

 

Быстрое развитие экономики и необходимость унификации с законодательством других промышленно развитых стран обусловили необходимость принятия нового патентного закона. 20 мая 1896 г. было принято Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования (далее - Положение о привилегиях). Согласно ему привилегии <21> выдавались при условии, что предмет изобретения или усовершенствования представлял существенную новизну или а) в одной или нескольких частях, или б) в совокупности составных его частей, или в) в своеобразном сочетании означенных частей, хотя бы таковые в отдельности и были до того известны, но в России не привилегированы.

--------------------------------

<21> В российском праве термин "привилегия" выступал в качестве эквивалента термину "патент".

 

Привилегии на изобретения выдавались на основе экспертизы заявок, которую проводил Комитет по техническим делам при Департаменте промышленности. Максимальный срок действия привилегий составлял 15 лет.

Обладатель привилегии имел исключительное право на использование изобретения. Полученные привилегии могли свободно отчуждаться; кроме того, владелец привилегии мог выдавать лицензии, а также передавать ее по наследству. Кроме того, Положение о привилегиях требовало, чтобы владелец привилегии реально осуществил свое изобретение в течение 5 лет под угрозой прекращения его действия <22>.

--------------------------------

<22> Аксенова, В.Ю. Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования от 20 мая 1896 г. / В.Ю.Аксенова // Патенты и лицензии. - 2004. - N 5. - С. 37.

 

С середины XIX века в России также действовала система охраны промышленных образцов, основанная на принятом 11 июля 1864 г. Положении о праве собственности на фабричные рисунки и модели, входившем в состав Устава о промышленности Свода законов Российской империи.

В советский период произошло радикальное изменение принципов охраны результатов технического творчества. Декретом СНК РСФСР от 30.06.1919 было утверждено Положение об изобретениях (далее - Положение об изобретениях) <23>. Указанным Декретом отменялись все ранее изданные законы и положения о привилегиях на изобретения. Была ликвидирована сама патентная система охраны изобретений, а государство получило право отчуждать в свою пользу любое изобретение, признанное решением Комитета по делам изобретений полезным. Как отмечает О.А.Городов, основной смысл Положения об изобретениях состоял в новом определении юридической природы изобретения как объекта, изъятого из гражданского оборота, доступного любому и каждому на условиях, продиктованных государством. Любое изобретение, признанное полезным Комитетом по делам изобретений, могло быть по постановлению Президиума ВСНХ объявлено достоянием советского государства. В Положении об изобретениях содержалось правило, согласно которому изобретения, объявленные достоянием государства, за исключением секретных, по опубликовании об этом должны были поступать в общее пользование всех граждан и учреждений на особых условиях, оговоренных в каждом отдельном случае. Само объявление изобретения достоянием государства должно было происходить по соглашению с изобретателем, предусматривающим и условие о выплате вознаграждения; если же соглашение с изобретателем не достигалось, то объявление изобретения государственным достоянием происходило принудительно и также с выплатой установленного вознаграждения <24>.

--------------------------------

<23> СУ РСФСР. - 1919. - N 34. - Ст. 341.

<24> Городов, О.А. Патентное право: учеб. пособие / О.А.Городов. - М.: ТК Велби: Проспект, 2005. - С. 33.

 

Возврат к системе патентов, обеспечивающих их владельцам исключительное право, произошел в рамках новой экономической политики (НЭП). 12 сентября 1924 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление "О введении в действие постановления о патентах на изобретения" (далее - постановление о патентах на изобретения) <25>, по которому патент вновь становился единственной формой охраны исключительного права на изобретение. Патент на изобретение мог свободно отчуждаться и передаваться для использования третьим лицам по усмотрению патентообладателя, при этом приобрести патент у изобретателя или получить лицензию на использование запатентованного изобретения могло не только государство, кооперативная организация, но также частный предприниматель. Однако государство оставляло за собой право принудительно отчуждать патент в свою пользу или устанавливать принудительную лицензию для удовлетворения потребностей государственных предприятий и организаций с выплатой патентообладателю соответствующего вознаграждения. Как отмечали исследователи, постановление о патентах на изобретения сильно ограничивало исключительное право автора в общественных и государственных интересах путем предоставления государству права устанавливать принудительные лицензии <26>.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.