Сделай Сам Свою Работу на 5

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ 10 глава





11. Норма п. 3 комментируемой статьи предусматривает, что наниматель может:

1) получить патент на свое имя;

2) передать право получения патента другому лицу;

3) принять решение о сохранении созданного служебного объекта в тайне.

Рассмотрим более подробно эти иные, помимо получения патента на свое имя, возможности, предоставляемые нанимателю.

Передача права на получение патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец другому лицу предполагает заключение договора, на основании которого это другое лицо может от своего имени подать заявку на получение патента и стать патентообладателем.

Возможность для нанимателя принять решение о сохранении служебного объекта в тайне появилась недавно - с изменениями, внесенными в Закон в 2010 году <156>. Основная проблема ранее действовавшего законодательства состояла в том, что его нормы не позволяли организациям эффективно использовать институт правовой охраны нераскрытой информации для защиты созданных у них технических новшеств, поскольку наниматель, работник которого создавал патентоспособное техническое решение, не мог перевести это решение в категорию охраняемых секретов производства (ноу-хау), несмотря на возможные преимущества такого варианта охраны. Эти преимущества могут состоять в том, что охрана технического решения в качестве нераскрытой информации в сравнении с патентной охраной не требует расходов на получение патента и поддержание его в силе и, кроме того, такой вариант охраны технических новшеств не связан с раскрытием их сути, которое неизбежно при получении патента и может быть использовано конкурентами для создания новых технических решений. Однако даже в том случае, когда наниматель апеллировал к положению о коммерческой тайне либо условиям трудового договора (контракта), предусматривающим обязанность работника не разглашать коммерческую тайну нанимателя, это не могло помешать работнику реализовать свое право на получение патента, гарантированное законом, поскольку патентное законодательство предоставляло нанимателю ограниченный выбор - либо получить патент на свое имя, либо отказаться от него в пользу автора. Данный недостаток законодательства был устранен при наделении нанимателя правом вместо получения патента на служебные изобретение, полезную модель или промышленный образец сохранять их в тайне.





--------------------------------

<156> Закон N 167-З.

 

Каким образом должно оформляться решение нанимателя о сохранении служебного объекта в тайне, законодатель не поясняет. Очевидно, что само понятие "сохранение в тайне" означает, что в отношении сведений о служебном объекте должен быть введен режим конфиденциальности, а сами сведения - перейти в категорию нераскрытой информации. Согласно норме ст. 1010 ГК лицо, правомерно обладающее сведениями, составляющими секрет производства (ноу-хау), имеет право на защиту этих сведений от незаконного использования. Иными словами, нанимателю для того, чтобы сохранить соответствующий служебный результат интеллектуальной деятельности в тайне, необходимо распространить на него режим коммерческой тайны. Порядок отнесения сведений к коммерческой тайне определяется Законом Республики Беларусь от 05.01.2013 N 16-З "О коммерческой тайне" <157>.

--------------------------------

<157> Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - 2013. - 2/2014.

 

Отмечая важность введения в отечественное законодательство нормы, позволяющей нанимателю принять решение о сохранении полученного служебного результата интеллектуальной деятельности в тайне, тем не менее, отметим, что к числу нерешенных следует отнести вопрос о том, может ли наниматель, первоначально приняв решение об охране служебного результата интеллектуальной деятельности в режиме коммерческой тайны, в последующем принять решение о получении патента, если при этом им был пропущен отведенный законом трехмесячный срок для подачи заявки. Если исходить из системного толкования норм действующего патентного законодательства, можно сделать вывод о том, что отмена нанимателем режима коммерческой тайны в отношении сведений о служебном результате интеллектуальной деятельности влечет автоматическое возникновение у автора права на подачу заявки на получение патента.



Еще одним последствием принятия нанимателем решения о сохранении служебного объекта промышленной собственности в тайне является то, что наниматель не получает исключительного права. Это означает, что любое лицо, правомерно получившее аналогичную информацию, вправе использовать ее по своему усмотрению, в том числе подать на ее основе заявку на получение патента. В случае выдачи патента именно его обладатель будет обладать исключительным правом на использование объекта, а наниматель, сохранивший сведения об изобретении (полезной модели) в тайне, может претендовать только на признание за ним права преждепользования (см. комментарий к ст. 39 Закона).

12. Еще один вопрос, касающийся взаимоотношений нанимателя и работника по поводу служебных объектов права промышленной собственности, недостаточно четко урегулирован в законодательных актах. Согласно части третьей п. 3 ст. 6 Закона в случае, если наниматель в установленный срок не подал заявку и право получения патента перешло работнику, наниматель вправе использовать служебный объект на условиях, определяемых лицензионным договором. Означает ли это, что, несмотря на получение патента на служебный объект работником или третьим лицом, которому работник может уступить право получения патента, наниматель сохраняет какие-то права в отношении этого объекта? Согласно норме ст. 983 ГК обладатель исключительного права обладает правом использования объекта интеллектуальной собственности (за исключением секретов производства (ноу-хау)) в любой форме и любым способом, а иные лица могут использовать этот объект только с согласия правообладателя; ограничения исключительных прав, в том числе путем предоставления возможности использования объекта интеллектуальной собственности другим лицам, допускаются в случаях, пределах и порядке, установленных ГК или иным законом.

Формально-логическое толкование части третьей п. 3 ст. 6 Закона приводит к выводу о том, что право использовать служебный объект наниматель может получить, заключив с работником лицензионный договор; соответственно речь не идет о допускаемом законом свободном использовании. Комментируемый Закон содержит нормы, допускающие возможность заключения лицензионного договора в принудительном порядке. Основанием для применения механизма принудительного лицензирования является неиспользование или недостаточное использование объекта права промышленной собственности патентообладателем в течение определенного срока. Однако в данном случае правила о принудительной лицензии, очевидно, неприменимы. Поэтому наниматель, не являющийся патентообладателем, может получить право использовать созданный его работником служебный объект промышленной собственности только в том случае, если патентообладатель пожелает заключить с ним этот лицензионный договор.

13. Основные особенности получения патента (свидетельства) на служебные объекты права промышленной собственности определяются комментируемым Законом. Более подробно взаимоотношения автора и нанимателя регулируются Положением о служебных объектах <158>.

--------------------------------

<158> Об утверждении Положения о служебных объектах промышленной собственности [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 дек. 1998 г., N 1957 [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. Беларусь / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2015.

 

Рассмотрим механизм взаимодействия автора и нанимателя в вопросах получения патента (свидетельства) более подробно.

Работник, создавший служебный объект права промышленной собственности, обязан письменно уведомить об этом нанимателя. Формулировка представляется юридически некорректной, поскольку объект права промышленной собственности возникает с момента предоставления ему правовой охраны, что подтверждается выданным патентом (свидетельством); до этого момента можно говорить лишь о существовании охраноспособного результата интеллектуальной деятельности. Тем не менее в дальнейшем мы будем придерживаться терминологии, используемой в законодательстве. Положение о служебных объектах конкретизирует требования, предъявляемые к уведомлению о создании служебного объекта права промышленной собственности: уведомление должно быть подписано работником и содержать характеристику созданного объекта, раскрывающую его с полнотой, достаточной для определения пригодности этого объекта в деятельности нанимателя, а также материалы, необходимые для оформления заявки на патент. Подготовленный НЦИС сборник образцов документов, используемых для оформления отношений по поводу служебных объектов права промышленной собственности (далее - сборник НЦИС) <159>, содержит образец подаваемого работником уведомления нанимателя о создании служебного объекта права промышленной собственности.

--------------------------------

<159> Документационное обеспечение деятельности организаций по вопросам служебных объектов промышленной собственности и выплаты вознаграждения за их создание и использование [Электронный ресурс] // Национальный центр интеллектуальной собственности. - Режим доступа: http://www.belgospatent.org.by/index.php?option=com_content&view=article&id=657&Itemid=69.

 

Впрочем, и иные варианты письменного сообщения, из которого можно сделать вывод об охраноспособности созданного служебного результата интеллектуальной деятельности, также следует считать надлежащим уведомлением нанимателя. В решении от 22.02.2001 суд отметил, что, "...закрепив обязанность письменно сообщить нанимателю о создании служебного изобретения или полезной модели, законодатель не определил конкретную форму и вид такого письменного сообщения, в связи с чем изготовленная и переданная автором нанимателю подробная техническая документация, рассмотренная на заседании технического совета предприятия, может быть рассмотрена как письменное уведомление нанимателя, так как она содержала конкретные сведения, характеристику новых технических решений, на основании которых компетентные специалисты, в том числе и патентной службы предприятия, могли выявить эти конкретные технические решения и определить их охраноспособность" <160>.

--------------------------------

<160> Решение судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь от 22.02.2001 [Электронный ресурс] / ИБ "КонсультантПлюс. Материалы судебной практики Белорусский Выпуск" / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2015.

 

Какие материалы должны прилагаться к уведомлению? Очевидно, в данном случае необходимо ориентироваться на определенный законодательством состав заявки, подаваемой в патентный орган при регистрации соответствующего объекта права промышленной собственности. В частности, для изобретения таковыми наряду с заявлением на выдачу патента и описанием также являются формула изобретения, чертежи, если они необходимы для понимания сущности изобретения, и реферат. Соответственно работник должен представить нанимателю материалы, необходимые и достаточные для подготовки указанных материалов заявки.

Какие последствия влечет нарушение работником требования законодательства уведомить нанимателя о создании служебного результата интеллектуальной деятельности? Если впоследствии работник либо получит патент на объект, имевший статус служебного, на свое имя, либо уступит право его получения третьему лицу, такой патент может быть признан недействительным в судебном порядке по иску нанимателя в связи с неправомерным указанием в патенте патентообладателя (ст. 33 Закона).

Отведенный законом трехмесячный срок наниматель должен использовать для определения юридической судьбы служебного результата интеллектуальной деятельности. Если речь идет о служебных изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, наниматель должен либо подать заявку на получение патента, либо уведомить работника о сохранении их в тайне или о передаче права на получение патента другому лицу.

В течение трех месяцев с момента получения уведомления о создании служебного объекта права промышленной собственности наниматель может потребовать от работника дополнительных сведений, необходимых для оформления заявки на получение патента. Кроме того, Положение о служебных объектах возлагает на работника обязанность "в случае необходимости" оказать помощь нанимателю в оформлении материалов заявки и переписке с патентным органом. Данная норма требует дополнительного анализа. Проблема состоит в неочевидности ответа на вопрос о возможных действиях нанимателя в случае, если работник не выполнит данное требование. Для ответа на вопрос необходимо определить характер возникающих правоотношений. Можно предложить следующее решение: если сама обязанность создания объекта вытекает из трудовой функции работника, нормы Положения о служебных объектах можно рассматривать как нормы трудового законодательства. Если же основанием для признания объекта служебным является использование опыта или средств нанимателя, можно говорить о том, что эти нормы имеют гражданско-правовой характер. В результате, если отношения носят трудовой характер, наниматель вправе привлечь работника к дисциплинарной ответственности, однако при этом возможная материальная ответственность работника за убытки, которые может понести наниматель, не получивший патент по вине своего работника, ограничена в силу нормы ст. 400 ТК, не допускающей взыскание с работника убытков в виде упущенной выгоды; если же эти отношения имеют гражданско-правовой характер, наниматель может ставить вопрос о привлечении работника к ответственности за неисполнение обязательства, возникающего из акта законодательства, и требовать исполнения обязанности в натуре, а также возмещения причиненных убытков в полном объеме.

Работник, являющийся автором служебного результата интеллектуальной деятельности, также задействован в процессе получения патента. Согласно норме п. 4 Положения о служебных объектах "...в случае необходимости работник ... обязан оказать помощь нанимателю ... в переписке с патентным органом".

Со своей стороны наниматель обязан предоставить работнику копии материалов заявки, информировать о ходе экспертизы, а также предоставить возможность ознакомиться с перепиской по заявке.

Положение о служебных объектах в п. 13 устанавливает, что работник, наниматель, а также третьи лица, обладающие сведениями о служебном объекте, обязаны воздерживаться от не согласованного между собой разглашения сведений об этом объекте до даты официальной публикации сведений о заявке либо других сведений о служебном объекте права промышленной собственности. Однако указанная норма будет иметь реальное значение лишь в том случае, когда сведения, связанные с составлением заявки, будут отнесены в установленном порядке к категории коммерческой тайны. Обязанность работника не разглашать коммерческую тайну нанимателя предусмотрена нормой ст. 53 ТК. А вот обязанности третьих лиц, получивших доступ к сведениям о служебном объекте права промышленной собственности, должны основываться на соответствующем договоре с нанимателем, выступающим в роли владельца коммерческой тайны.

Если наниматель собирается патентовать служебный объект права промышленной собственности не только в Беларуси, но и за рубежом, он обязан проинформировать об этом работника и указать страны, в которых он собирается истребовать охрану. Из данного положения можно сделать вывод о том, что в иных странах патент на свое имя может получить работник, являющийся автором служебного результата интеллектуальной деятельности.

В сборнике НЦИС содержится образец извещения об охране нанимателем объекта права промышленной собственности за рубежом. В свою очередь работник в соответствии с нормой п. 10 Положения о служебных объектах также обязан письменно уведомить нанимателя о своем намерении патентовать служебный объект права промышленной собственности в странах, где наниматель не получает охрану; в сборнике НЦИС также есть образец извещения об охране работником объекта права промышленной собственности за рубежом.

Пропуск установленного законодателем трехмесячного срока радикально изменяет правовой режим служебного результата интеллектуальной деятельности. Согласно комментируемой статье Закона, если наниматель в течение трех месяцев с даты уведомления работником о созданных изобретении, полезной модели, промышленном образце не подаст заявку в патентный орган, не уведомит работника о сохранении их в тайне или о передаче права на получение патента другому лицу, право на получение патента переходит работнику. Данное право переходит в силу закона, и для этого не требуется заключения между работником и нанимателем какого-либо специального соглашения. При этом законодатель не учитывает уважительности пропуска срока, отведенного нанимателю, в том числе не ставит его исчисление в зависимость от того, насколько добросовестно работник выполнял свои обязательства в части предоставления нанимателю дополнительной информации и помощи в составлении заявки на получение патента.

Одновременно с этим Закон устанавливает, что прекращение трудового договора не влияет на права и обязанности работника и нанимателя, возникающие в связи с созданием служебных изобретения, полезной модели, промышленного образца, - согласно части шестой п. 3 ст. 6 Закона заявка на регистрацию служебных объектов может быть подана нанимателем до истечения 1 года с момента прекращения трудового договора, по истечении которого право на подачу заявки переходит к работнику. Налицо очевидная коллизия норм Закона, возможным вариантом решения которой является применение указанного годичного срока только в отношении тех служебных объектов, которые были созданы во время работы у данного нанимателя, но о создании которых работник нанимателю не сообщил.

14. Если наниматель утрачивает интерес к получению патента либо к поддержанию патента в силе после его получения, он должен своевременно предложить работнику, создавшему служебный объект права промышленной собственности, либо безвозмездную уступку права на получение патента (если патент еще не получен), либо безвозмездную уступку самого патента. Положение о служебных объектах отводит работнику три месяца на то, чтобы согласиться с данным предложением; если работник этого не сделает, наниматель вправе отказаться от соответственно получения патента или поддержания его в силе.

Какие последствия влечет отказ нанимателя от поддержания патента без предложения уступки его работнику? Норма части четвертой п. 3 ст. 6 Закона предусматривает, что, если наниматель не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник имеет право на вознаграждение. Формулировка "по зависящим от него причинам" призвана подчеркнуть, что речь не идет о случае отказа патентного органа в выдаче патента в связи с несоответствием заявленного объекта условиям патентоспособности. К причинам, которые зависят от нанимателя, можно отнести следующие: отказ нанимателя, подавшего заявку, представить оформленные надлежащим образом документы по запросу патентного органа, если в ходе предварительной экспертизы выявлено несоответствие представленных документов или сведений, содержащихся в них, установленным требованиям; отсутствие ходатайства нанимателя о проведении патентной экспертизы по поданной заявке на получение патента; отказ нанимателя представить затребуемые патентным органом в ходе патентной экспертизы доработанные документы.

Положение о служебных объектах более подробно регулирует данные отношения. Согласно п. 8 Положения о служебных объектах работник, обнаружив факт неполучения нанимателем патента на служебный объект права промышленной собственности по поданной им заявке по зависящим от нанимателя причинам, должен незамедлительно сообщить нанимателю об этом в письменном заявлении. Норма части четвертой п. 3 комментируемой статьи предусматривает, что в случае, если наниматель не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник имеет право на вознаграждение, размер которого должен определяться соглашением сторон. Обратим внимание на то, что законодатель говорит не о праве автора на возмещение убытков, а о праве на вознаграждение. Это означает, что работнику не нужно доказывать наличие и размер понесенных убытков, поскольку право на получение вознаграждения ему гарантировано законом.

В Положении о служебных объектах говорится о том, что наниматель имеет право отказаться от защиты объекта, если работник не запросит передачу права на него в течение трех месяцев с момента получения письменного предложения нанимателя.

Сложнее решить ситуацию, которая может возникнуть в том случае, если наниматель не уведомит работника о своем нежелании поддерживать патент в силе. Неуплата ежегодной пошлины за поддержание патента является абсолютным основанием для досрочного прекращения его действия. Однако восстановление действия патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец возможно только по ходатайству патентообладателя (ст. 35 Закона). Будет ли этот пробел восполнен судебной практикой, сказать сложно. Да и вариантов решения не так много: формально суд не может изменить императивные нормы, а может лишь обязать нанимателя, своевременно не известившего работника, восстановить утративший силу патент либо возместить работнику убытки, связанные с прекращением действия патента. Впрочем, есть иные примеры из судебной практики. Решением судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь от 01.10.2002 было восстановлено действие патента на служебное изобретение, прекращенного по заявлению патентообладателя. Авторы служебного изобретения "Устройство для продольного разрезания проката" обратились с требованием восстановить действие патента, прекращенное по заявлению патентообладателя (РУП "Белорусский металлургический завод"). В ходе рассмотрения дела суд установил, что патентообладатель в нарушение требований п. 11 Положения о служебных объектах не предложил безвозмездную уступку патента авторам, в связи с чем досрочное прекращение действия патента было признано незаконным, действие патента было восстановлено с даты подачи заявления о прекращении его действия, а патентообладателем признан один из авторов изобретения, определенный соглашением всех соавторов <161>.

--------------------------------

<161> Об утверждении Положения о служебных объектах промышленной собственности [Электронный ресурс]: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 23 дек. 1998 г., N 1957 [Электронный ресурс] / ИБ "КонсультантПлюс. Материалы судебной практики Белорусский Выпуск" / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2015.

 

Применительно к утрате правовой охраны объекта права промышленной собственности по вине нанимателя, отказавшегося от поддержания патента в силе и не предложившего работнику безвозмездную уступку патента, работник может ставить вопрос о возмещении ему убытков.

Положение о служебных объектах также предусматривает, что за автором служебного объекта права промышленной собственности сохраняется преимущественное право на приобретение патента на объявленных условиях при уступке его нанимателем (или правопреемником нанимателя) третьим лицам, а также в случае ликвидации юридического лица; при этом должны применяться нормы гражданского законодательства о праве преимущественной покупки. Это означает, что наниматель, являющийся патентообладателем и желающий уступить этот патент другому лицу, обязан вначале предложить приобретение этого патента работнику - автору запатентованного объекта. Отсылка к нормам гражданского законодательства заставляет задуматься. Дело в том, что нормы о праве преимущественной покупки предусмотрены в гражданском законодательстве в отношении конкретных правоотношений (приобретение акций (долей) в уставном фонде хозяйственных обществ, приобретение доли в общей собственности), при этом для каждого правоотношения установлены различные сроки, в течение которых может быть реализовано это право. Из этого следует, что отсылка к нормам гражданского законодательства имеет в большей степени декларативный характер. Практическая реализация нормы Положения о служебных объектах будет означать, что патентообладателю, желающему уступить патент, необходимо в письменной форме предложить приобретение патента автору служебного объекта, указав существенные условия предполагаемого договора уступки патента, а также указав срок для ответа. Отказ работника от приобретения патента, а равно отсутствие ответа в установленный срок дают нанимателю право заключить договор уступки патента с третьим лицом. В случае если нанимателем нарушен данный порядок, работник вправе в судебном порядке требовать перевода на себя прав и обязанностей приобретателя по заключенному договору уступки патента.

15. Законодательство гарантирует авторам служебных объектов права промышленной собственности право на получение вознаграждения. Право автора на вознаграждение представляет собой компенсацию за предусмотренное законом лишение его права на получение патента.

В частях четвертой и пятой п. 3 комментируемой статьи законодатель устанавливает, что, "...если наниматель получит патент на служебное изобретение, полезную модель, промышленный образец, либо примет решение о сохранении их в тайне или о передаче права на получение патента другому лицу, либо не получит патент по поданной им заявке по зависящим от него причинам, работник имеет право на вознаграждение". Вознаграждение выплачивается в размере и на условиях, определяемых соглашением между работником и нанимателем. В случае отсутствия соглашения между сторонами о размере и порядке выплаты вознаграждения спор рассматривается в судебном порядке. Порядок и условия выплаты вознаграждения, а также минимальный размер вознаграждения определяются Советом Министров Республики Беларусь.

Закон гарантирует автору служебного изобретения, полезной модели, промышленного образца получение вознаграждения от нанимателя как в случаях, когда наниматель реализовал свои права в отношении предоставленного ему автором технического или дизайнерского решения, так и в случае, когда наниматель по зависящим от него причинам не получил патент. К числу таких причин могут быть отнесены, в частности, следующие:

- отзыв поданной заявки (п. 4 ст. 18, п. 13 ст. 23 и п. 11 ст. 24 Закона);

- заявитель не представил в установленные Законом сроки ответ на запрос, направленный ему в процессе экспертизы заявки (п. 5 ст. 19, п. 3 ст. 21, п. 6 ст. 23, п. 6 ст. 24 Закона);

- заявитель подал заявку с нарушением требования единства и не оформил по ней выделенную заявку, в результате чего по заявке было принято решение об отказе в выдаче патента (п. 3 ст. 18, п. 9 ст. 23, п. 8 ст. 24 Закона);

- заявитель не уплатил пошлину за регистрацию изобретения, полезной модели, промышленного образца (п. 4 ст. 28 Закона).

В общем виде норма о вознаграждении сформулирована в п. 6 Положения о служебных объектах: автор служебного объекта права промышленной собственности, права на который принадлежат нанимателю, имеет право на вознаграждение. Кроме того, Положение о служебных объектах признает за автором право на вознаграждение и в том случае, если патент на служебный объект не получен по причинам, зависящим от нанимателя.

Положение о служебных объектах также уточняет условия выплаты вознаграждения в случае, если в создание служебного объекта промышленной собственности внесли творческий вклад два или более работников: размер вознаграждения для каждого из них определяется в соответствии с их вкладом, указанным в уведомлении о создании служебного объекта.

Особые условия согласно норме п. 6 Положения о служебных объектах установлены в отношении выплаты вознаграждения за служебный объект промышленной собственности, созданный в органах государственного управления, которая должна осуществляться за счет общей экономии средств, предусмотренных на содержание государственного органа. Тем самым Положение о служебных объектах фактически устанавливает ограничение размера вознаграждения авторам, а в случае отсутствия такой экономии средств вообще лишает вознаграждения. Однако норма части третьей п. 6 Положения о служебных объектах требует критической оценки - налицо несоответствие нормы подзаконного акта норме Закона, согласно которой размер вознаграждения определяется соглашением сторон. При этом Правительство Республики Беларусь уполномочено определять только минимальный его размер. Как следствие, указанная норма Положения о служебных объектах не подлежит применению как противоречащая норме закона.

Итак, во всех случаях основанием для выплаты вознаграждения является заключаемый между нанимателем и работником договор. Правовая природа данного договора законодателем не определена. Поэтому это может быть как трудовой договор, в который включают условия о вознаграждении, так и специально заключаемый договор, регулирующий только вопросы размера и порядка выплаты вознаграждения. Поскольку законодательство признает за автором право на получение вознаграждения, заключение договора, определяющего размер и порядок его выплаты, является для нанимателя обязательным. Мы уже говорили о том, что в подготовленный сборник НЦИС включен образец договора между нанимателем (работодателем) и работником(ами) о создании, охране и использовании служебного объекта права промышленной собственности.

Более подробно вопросы выплаты вознаграждения регулируются Положением о стимулировании <162>. Особенностью Положения о стимулировании является то, что его нормы имеют универсальный характер и при отсутствии специальных оговорок применяются в отношении всех рассматриваемых нами объектов права промышленной собственности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.