Сделай Сам Свою Работу на 5

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ 11 глава





--------------------------------

<162> Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. - 1998. - N 7. - Ст. 171.

 

Положение о стимулировании предусматривает выплату трех видов вознаграждения:

- за создание объектов права промышленной собственности;

- за использование объектов права промышленной собственности;

- вознаграждение лицам, содействующим созданию и использованию этих объектов.

Безусловно, основное значение Положения о стимулировании состоит в том, что оно определяет минимальные размеры подлежащего выплате вознаграждения. Минимальный размер вознаграждения составляет:

- за создание объекта права промышленной собственности - 10 базовых величин за один объект;

- за использование объекта права промышленной собственности - 10% от прибыли, приходящейся на объект права промышленной собственности, в том числе от прибыли по лицензионным и иным договорам, остающейся после уплаты налогов, сборов, иных обязательных платежей, полученной обладателем имущественных прав на объект права промышленной собственности от его использования, либо в размере 30 базовых величин автору (соавторам) за полный год его использования.



Вознаграждение за использование может быть исчислено и иным способом, при этом размер вознаграждения за использование, определяемый любым возможным способом, не может быть меньше минимального размера, установленного в базовых величинах. Следует обратить внимание на то, что авторам предоставляется возможность выбора: процент от прибыли или ставка в базовых величинах, однако выплата в базовых величинах является гарантированным минимумом вознаграждения только в случаях исчисления вознаграждения иными способами.

Положение о стимулировании предлагает в качестве базы для исчисления минимального размера вознаграждения за использование прибыль, приходящуюся на объект права промышленной собственности. На практике это означает, что для расчета причитающегося авторам и иным лицам вознаграждения необходимо определить долю, приходящуюся на стоимость объекта права промышленной собственности в себестоимости произведенной продукции, а затем пропорционально этой доле - часть из прибыли, полученной в результате реализации такой продукции; для решения данной задачи необходимо использовать балансовую стоимость объекта права промышленной собственности как нематериального актива и определенную учетной политикой организации норму амортизации этого нематериального актива.



Вознаграждение и за создание, и за использование выплачивается за один объект права промышленной собственности независимо от количества авторов, указанных в патенте. Распределение вознаграждения между соавторами осуществляется с учетом вклада каждого из них, указанного в поданном нанимателю уведомлении о создании объекта права промышленной собственности.

 

ГЛАВА 3

ПРАВА НА ИЗОБРЕТЕНИЕ, ПОЛЕЗНУЮ МОДЕЛЬ, ПРОМЫШЛЕННЫЙ ОБРАЗЕЦ

 

Статья 7. Права автора

 

Комментарий к статье 7

 

1. Комментируемая статья определяет содержание прав авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов.

2. Пункт 1 комментируемой статьи повторяет универсальную норму п. 1 ст. 982 ГК, согласно которой авторам результатов интеллектуальной деятельности принадлежат личные неимущественные и имущественные права. Значение указанной нормы ГК состоит в том, чтобы в ее развитие уточнялось содержание прав авторов в отношении отдельных объектов интеллектуальной собственности. В отличие от этой нормы ГК, комментируемая норма п. 1 ст. 7 Закона не несет какой-либо нормативной нагрузки, поскольку законодатель не уточняет, какие конкретно личные неимущественные и имущественные права признаются за автором изобретения, полезной модели, промышленного образца. Исключение составляет названное в п. 2 комментируемой статьи право авторства.



В теории патентного права нет единого мнения о системе личных неимущественных и имущественных прав, действующих в отношении объектов права промышленной собственности. Так, профессор О.А.Городов предлагает следующую систему прав, согласно которой к личным неимущественным правам, в частности, относятся: право авторства; право на авторское имя; право на подачу заявки; право на отзыв заявки и иные процедурные права; право приоритета. Имущественные права представлены, в частности, правом автора на вознаграждение и исключительным правом на использование охраняемого патентом изобретения, полезной модели, промышленного образца <163>.

--------------------------------

<163> Городов, О.А. Патентное право: учеб. пособие / О.А.Городов. - М.: ТК Велби: Проспект, 2005. - С. 354.

 

С введением в действие части четвертой ГК Российской Федерации и появлением в ней ст. 1226, согласно которой собирательная категория "интеллектуальные права" включает исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК Российской Федерации, также личные неимущественные права и иные права, соответственно изменился подход российских правоведов к классификации патентных прав: право на подачу заявки, право приоритета и иные процедурные права были отнесены к категории "иных прав" <164>.

--------------------------------

<164> Городов, О.А. Право промышленной собственности: учеб. для высших учебных заведений по направлению "Юриспруденция" и специальности "Юриспруденция" / О.А.Городов. - М.: Статут, 2011. - С. 308.

 

3. К числу имущественных прав, признаваемых за автором, следует отнести право на вознаграждение. Реализация данного права ограничивается отношениями автора, создавшего служебное изобретение, полезную модель или промышленный образец и не обладающего правом на получение патента, с нанимателем. Содержание данного права раскрыто в части четвертой п. 3 ст. 6 Закона.

4. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен праву авторства. Использованный законодателем прием синонимического определения призван раскрыть содержание данного права как права признаваться автором изобретения, полезной модели, промышленного образца.

Основой для определения содержания права авторства в национальном законодательстве является ст. 4-ter Парижской конвенции, которая предусматривает, что изобретатель имеет право быть названным в качестве такового в патенте.

Содержание права авторства выражается в гарантированной законом возможности лица признаваться автором созданных им изобретения, полезной модели или промышленного образца и требовать такого признания от всех третьих лиц. Абсолютный характер права авторства проявляется в том, что автор вправе пресекать попытки всех третьих лиц присвоить себе авторство на соответствующий объект промышленной собственности.

Право авторства в отношении изобретения, полезной модели, промышленного образца, в отличие от права авторства на являющиеся объектами авторского права произведения, является более ограниченным с точки зрения возможных форм его осуществления. В частности, Закон не позволяет регистрировать объекты патентного права анонимно; имя автора должно быть указано в заявке на получение патента, в государственных реестрах изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а также в выдаваемых патентах. Единственное исключение составляет предусмотренное нормой п. 5 ст. 20 Закона право автора отказаться быть упомянутым в качестве такового в публикуемых сведениях о заявке на изобретение, прошедшей предварительную экспертизу. Закон также не допускает использовать в отношении объектов патентного права вымышленные имена (псевдонимы).

5. Законодатель определяет природу права авторства, называя его личным неимущественным, определяет его сущностные признаки - неотчуждаемость и непередаваемость, а также устанавливает, что данное право охраняется бессрочно.

Особенностью права авторства является его неимущественный (нетоварный) характер, выражающийся в отсутствии у этого права какого-либо экономического содержания, - осуществление права авторства не связано с обретением материальных благ. Данная характеристика права авторства как права личного неимущественного предопределяет особенности его правовой защиты; в случае нарушения данного права автор не сможет потребовать от нарушителя возмещения убытков, однако может потребовать компенсации причиненного ему морального вреда.

Такая характеристика права авторства, как непередаваемость, означает, что данное право не может быть передано другому лицу на время, неотчуждаемость - невозможность совершения сделки, в силу которой обладателем данного права станет другое лицо. Норма ст. 982 ГК устанавливает, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае перехода его имущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности к другому лицу.

Защита права авторства имеет свои особенности с точки зрения субъекта, управомоченного осуществлять его защиту, а также применимых способов защиты. Согласно норме п. 1 ст. 151 ГК в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, личные неимущественные права, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя. Согласно норме п. 2 ст. 151 ГК нематериальные блага защищаются в соответствии с гражданским законодательством в случаях и порядке, предусмотренных этим законодательством, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 11 ГК) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения. При нарушении права авторства применим такой способ, как денежная компенсация морального вреда (ст. 152 ГК). На требования, связанные с защитой права авторства, исковая давность не распространяется (ст. 209 ГК).

Еще одной особенностью личных неимущественных прав является их действие во времени. Пункт 2 статьи 988 ГК устанавливает, что личные неимущественные права в отношении объектов интеллектуальной собственности охраняются бессрочно.

Личные неимущественные права могут действовать в течение всей жизни автора, с его смертью эти права уже не могут осуществляться, однако могут защищаться от нарушений. Именно такой вывод вытекает из п. 1 ст. 20 Закона об авторском праве и смежных правах, в котором говорится о том, что право авторства охраняется бессрочно. В юридической литературе высказывается мнение о том, что личные неимущественные права автора признаются и охраняются после его смерти, но уже не как субъективное право, а как общественный интерес, нуждающийся в признании и защите <165>.

--------------------------------

<165> Сергеев, А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации, учеб. / А.П.Сергеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2003. - С. 201.

 

Альтернативную точку зрения высказывает профессор О.А.Городов, по мнению которого авторство не может числиться в ряду общественно значимых интересов, а является юридическим фактом, с которым нормы патентного права связывают определенные правовые последствия, в числе которых легитимация факта авторства. Будучи легитимным, факт авторства нуждается в известной защите от его ревизии. Поэтому в отсутствие управомоченного лица имеет место не бессрочная охрана права авторства и не охрана авторства, а юридическая возможность защиты правовыми средствами факта авторства. В такой защите заинтересованы не только наследники автора, но и государство, поскольку с фактом авторства может быть связан вопрос о приоритете страны в той или иной области технического творчества <166>.

--------------------------------

<166> Городов, О.А. Патентное право: учеб. пособие / О.А.Городов. - М.: ТК Велби: Проспект, 2005. - С. 360 - 361.

 

Однако наиболее спорным представляется вопрос о моменте и основаниях возникновения права авторства. Данный спор начинался еще в работах советских ученых. Н.А.Райгородский считал, что право авторства на изобретение возникает с момента создания технического решения <167>. В.А.Рясенцев связывал возникновение права авторства с моментом выражения идеи технического решения в объективно воспринимаемой форме <168>. По мнению Э.П.Гаврилова, право авторства возникает в момент признания заявленного технического решения изобретением <169>.

--------------------------------

<167> Райгородский, Н.А. Изобретательское право в СССР / Н.А.Райгородский. - М.: Госюриздат, 1949. - С. 142.

<168> Рясенцев, В.А. Советское изобретательское право / В.А.Рясенцев. - М. 1961. - С. 118.

<169> Гаврилов, Э.П. Правовые вопросы авторства и соавторства в техническом творчестве / Э.П.Гаврилов // Вопросы изобретательства. - 1988. - N 1. - С. 29.

 

Спор о возникновении права авторства на объекты патентного права ведется и современными исследователями. По мнению О.А.Рузаковой, право признаваться автором не зависит от выдачи патента; данное право возникает у гражданина в силу самого факта создания его творческим трудом соответствующего результата интеллектуальной деятельности <170>. Схожую точку зрения высказывает отечественный исследователь Д.В.Иванова, по мнению которой, "...поскольку с момента создания объекта патентного права появляются возможности по защите своего авторства, этот момент и следует считать моментом возникновения данного права" <171>.

--------------------------------

<170> Патентное право. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации / Н.Г.Валеева [и др.]. - М.: Статут, 2010. - С. 26.

<171> Иванова, Д.В. Сущность и реализация права автора изобретения, полезной модели, промышленного образца [Электронный ресурс]: [по состоянию на 25.07.2010] / Д.В.Иванова // ИБ "КонсультантПлюс. Комментарии Законодательства Белорусский Выпуск" / ООО "ЮрСпектр". - Минск, 2015.

 

Иную позицию занимает профессор О.А.Городов, по мнению которого при определении момента возникновения права авторства на техническое решение главное значение имеет официальное признание того либо иного результата интеллектуальной деятельности изобретением, полезной моделью, промышленным образцом. До официального признания не будет существовать объекта права авторства как такового, а субъективное право не может быть безобъектным <172>.

--------------------------------

<172> Городов, О.А. Патентное право: учеб. пособие / О.А.Городов. - М.: ТК Велби: Проспект, 2005. - С. 359.

 

Своего рода компромиссную позицию занимает российский исследователь Д.В.Мурзин, указывая на то, что государственная регистрация является основанием возникновения не всех прав, а лишь исключительного права, поэтому следует признавать существование права авторства и до момента регистрации объекта права промышленной собственности. При этом данный исследователь подчеркивает, что до возникновения охраняемого объекта патентных прав личное неимущественное право автора носит условный характер - государственная регистрация подтверждает или отвергает существование этого права. Реализация права авторства и его охрана возможны только с момента признания государством за решением значения объекта патентного права и выдачи патента <173>.

--------------------------------

<173> Там же. - С. 85 - 86.

 

Нормы комментируемого Закона не дают оснований для однозначного вывода. С одной стороны, в п. 1 ст. 5 Закона говорится о том, что лицо, указанное в заявке, считается автором изобретения, полезной модели, промышленного образца, если не доказано иное. Тем самым законодатель определяет лицо в качестве автора еще на стадии подачи заявки. С другой стороны, в силу нормы п. 2 ст. 1 Закона именно патент удостоверяет авторство на изобретение, полезную модель, промышленный образец.

 

Статья 8. Права и обязанности патентообладателя

 

Комментарий к статье 8

 

1. Норма п. 1 комментируемой статьи устанавливает принадлежность патентообладателю исключительного права на использование запатентованных изобретения, полезной модели, промышленного образца. Исключительные права являются самостоятельным видом гражданских прав, названным в ст. 128 ГК наряду с вещами, работами и услугами, нераскрытой информацией и нематериальными благами.

2. Для понимания содержания исключительного права патентообладателя необходимо обратиться к теории.

Доктрина исключительного права формировалась на протяжении последних 200 лет. Исторически первой была теория авторского и патентного права как права собственности. Развитие авторского и патентного права в странах континентальной Европы связано с именами деятелей Великой французской революции. В основе представлений юристов того времени о правах автора и изобретателя лежала теория естественного права, в соответствии с которой все люди обладают данными им от рождения прирожденными правами. Поэтому авторское право или право изобретателя в их понимании - это не привилегия, дарованная королем, а индивидуальное исключительное право, вытекающее из личности, являющееся продолжением личности и юридически связанное с личностью творца <174>. Основываясь на учениях философов XVIII века, в первую очередь Ж.Ж.Руссо, о том, что только труд во всех его проявлениях, в том числе труд творческий, может порождать собственность, известный адвокат и общественный деятель Ле Шапелье в докладе Учредительному собранию при принятии первого из декретов об авторском праве провозгласил право собственности на произведения, являющиеся результатом творчества автора, "наиболее священной и самой личной из всех видов собственности" <175>.

--------------------------------

<174> Бекур, Д. Французская революция и авторское право: к новому универсализму / Д.Бекур // Бюл. по автор. праву. - 1991. - Т. 24. - N 4. - С. 5.

<175> Дилленц, В. Авторское право: прошлое и настоящее. Что дальше? / В.Дилленц. - М.: Юрид. лит., 1988. - С. 10.

 

Французские юристы конца XVIII - начала XIX веков уравнивали авторское право и право собственности. Традиция называть права в отношении результатов творчества собственностью сохранилась и до настоящего времени, многие национальные законы и международные соглашения оперируют термином "интеллектуальная собственность", который после учреждения ВОИС стал общеупотребимым.

Тем не менее многие европейские юристы XIX - начала XX веков воспринимали словосочетание "литературная и художественная собственность" буквально. Одной из причин появления проприетарной конструкции авторского права стало то, что в то время авторское право понималось как право извлекать выгоду от использования результатов творчества, то есть право сугубо имущественное. Поэтому старейшая теория авторского права считает его в чистом виде правом имущественным, правом собственности на произведение. Представитель этой теории немецкий юрист Р.Иеринг писал: "Переносить понятие о праве на материальный предмет также и в область прав на нематериальные объекты не значит предъявлять чрезмерные требования к юридическому мышлению. Тот, чьи представления не позволяют справиться с этим, должен перестать быть юристом - юридическому мышлению пора освободиться от тисков телесности" <176>.

--------------------------------

<176> Цит. по: Калятин, В.О. Интеллектуальная собственность. Исключительные права: учеб. для вузов / В.О.Калятин. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2000. - С. 202.

 

Теория патентного права также первоначально развивалась на основе теории естественного права. Применительно к охране результатов технического творчества проприетарная теория оформилась в теорию промышленной собственности. Идея естественного права была использована разработчиками первых патентных законов, принятых в США и Франции в конце XVIII века. Статья 1 французского Патентного закона от 07.01.1791 гласила: "Любое открытие или новое изобретение в любом виде производства является собственностью его автора; вследствие этого закон должен гарантировать ему всестороннее и полное использование..." <177>. Именно во Франции теория промышленной собственности появилась как средство борьбы за реализацию облигаторного принципа выдачи патентов. В ее основу была положена проприетарная концепция, отождествляющая право изобретателя на продукт его творческой деятельности с вещным правом. А.А.Пиленко охарактеризовал теорию промышленной собственности следующим образом: "...столь нашумевшая доктрина промышленной собственности: теория, возникновение которой объясняется случайными условиями места и времени, а продолжающееся до сих пор влияние - отсталостью современной французской теоретической юриспруденции; теория, надолго задержавшая научно-самостоятельную разработку патентного права и давшая повод ко многим вредным преувеличениям практиков" <178>.

--------------------------------

<177> Введение в интеллектуальную собственность. - Женева: ВОИС, 1998. - С. 19.

<178> Пиленко, А.А. Право изобретателя / А.А.Пиленко. - М.: Статут, 2001. - С. 100.

 

Однако эта теория оставила свой след: в современном законодательстве большинства стран мира институты гражданского права, регулирующие отношения, связанные с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, нераскрытой информацией и средствами индивидуализации участников гражданского оборота, называются обобщающим термином "право промышленной собственности", и Республика Беларусь в этом отношении не является исключением.

Известный специалист в области права интеллектуальной собственности И.А.Зенин указывает на то, что для возникновения проприетарной концепции имелся целый комплекс предпосылок:

1) историческая (первые законодательные акты в области авторского и патентного права оперировали категорией "собственность");

2) технологическая (массовое воспроизводство идеальных плодов умственного труда приводило к распространению на них представлений о продуктах производства);

3) экономическая (широкое вовлечение исключительных прав на идеальные продукты умственного труда в сферу товарно-денежных отношений, рост их коммерческой ценности сформировали представление о купле-продаже прав);

4) психологическая (сформировавшееся в течение столетий психологическое восприятие права собственности как права священного и неприкосновенного способствовало выработке стремления творческой интеллигенции иметь на свои произведения права аналогичного характера);

5) юридическая (исключительные права, как и вещные права, являются абсолютными, а их обладатель, как и обладатель вещного права, может совершать в отношении объекта своего права все не запрещенные законом действия с одновременным запрещением всем третьим лицам совершать указанные действия без согласия правообладателя);

6) юридико-техническая (удобство обозначения несколькими словами большого числа результатов интеллектуальной деятельности) <179>.

--------------------------------

<179> Зенин, И.А. Право интеллектуальной собственности: учеб. / И.А.Зенин. - М.: Юрайт, 2011. - С. 32 - 35.

 

Однако теория права собственности не могла ответить на все вопросы и в первую очередь не могла учесть особую нематериальную природу объекта присвоения. Поэтому развитие юридической мысли приводило к появлению новых теорий, таких как теория нематериальных ценностей Д.Келлера, теория личного права О.Гирке, договорная теория Элдона, деликтная теория Д.Джолли, рентная теория А.Шаффле и др. Следует отметить, что основным недостатком многочисленных теорий, как проприетарных, так и тех, чьи разработчики не желали рассматривать авторское и патентное право как право собственности (теория авторского права как личного права, теория авторского права как дарованной государством привилегии, теория авторского и патентного права как результата договора между автором и обществом, теория оккупации, рентная теория, деликтная теория и другие подобные теории), являлось то, что их создатели пытались отнести авторское и патентное право к одной из ранее существовавших категорий гражданских прав. Как отмечал в своем исследовании И.Г.Табашников, "...в этих попытках ярко выразилась склонность юристов следовать по пути, проложенному римским правом, и боязнь отступить от этого пути в сторону новых требований прогрессирующей правовой жизни" <180>. На этом фоне качественно новой стала выдвинутая бельгийским юристом Е.Пикаром теория интеллектуальных прав. Ставшее основой европейского права римское частное право выделяло три категории гражданских прав: личные, вещные и обязательственные. Е.Пикар предложил выделить исключительные права, которые он называл интеллектуальными правами (droits intellectuels), в самостоятельную категорию гражданских прав. Е.Пикар разработал общую классификацию юридических взаимосвязей, в соответствии с которой авторское право вместе с изобретениями, промышленными образцами, полезными моделями и товарными знаками причисляется к новой категории sui generis (права особого рода). Эта категория гражданских прав, по мысли Пикара, имеет самостоятельный характер, а интеллектуальные права (jura in re intellectuali) противопоставляются традиционной категории вещных прав (jura in re materiali). В свою очередь, интеллектуальные права, по мысли Пикара, состоят из двух элементов: личного и имущественного, имеющего экономическую природу.

--------------------------------

<180> Табашников, И.Г. Литературная, музыкальная и художественная собственность: в 2 т. / И.Г.Табашников. - СПб.: Изд-во М.И.Попова, 1878. - Т. 1: Литературная собственность: ее понятие, история, объект и субъект. - С. 29.

 

Эту теорию в последующем развивали немецкие юристы Коллер и Штоббе, которые исходили из необходимости существования в гражданском праве наряду с личными, вещными и обязательственными правами прав на нематериальные объекты в качестве самостоятельной категории.

Именно теория интеллектуальных прав Е.Пикара стала прообразом современной теории исключительного права. При этом термин "исключительное право" берет начало из теории частноправовой монополии, выдвинутой французским юристом Рогеном. Сущность авторского и патентного права он видел не только и не столько в возможности пользования объектом, сколько в возможности воспрепятствовать всякому другому присвоить этот объект. При этом под монополией Роген понимал невозможность для других лиц пользоваться данным объектом, относя ее к категории абсолютных прав <181>.

--------------------------------

<181> Там же. - С. 79.

 

Поясняя суть концепции исключительного права, современные исследователи указывают на то, что исходным является положение о необходимости разграничения единого субъективного права интеллектуальной собственности на два вида субъективных прав, в определенной степени существующих независимо друг от друга, - личных неимущественных прав, не отделимых и не отчуждаемых от автора, и имущественных прав, отделимых от личности автора и обладающих возможностью выступать в качестве самостоятельного объекта торгового оборота; последняя категория и получила название исключительных прав <182>.

--------------------------------

<182> Мозолин, В.П. О концепции интеллектуальных прав / В.П.Мозолин // Журнал российского права. - 2007. - N 12. - С. 101.

 

Значительный вклад в развитие теории исключительного права внес известный русский правовед Г.Ф.Шершеневич. Опираясь на исследования современных ему юристов, в первую очередь Рогена, он предложил отнести авторское и патентное право к категории исключительных прав, не умещающихся в узких рамках правовых институтов римского права. Г.Ф.Шершеневич писал: "Круг частных потребностей человека находит свое удовлетворение, с одной стороны, в непосредственном обладании вещами, с другой - в действиях других лиц. С юридической стороны, та и другая цель достигаются существованием вещного и обязательственного права. Но современные экономические условия вызывают новые отношения, новые интересы вне указанных обладания вещами и распоряжения действиями других лиц. Обнаруживается, что некоторые действия доставляют имущественную выгоду лицу, совершающему их, если от совершения таких же действий будут удерживаться другие лица... Так как цель юридической защиты клонится во всех этих случаях к предоставлению определенным лицам исключительной возможности совершения определенных действий, с запрещением всем прочим возможности подражания, то эти права следовало бы назвать исключительными" <183>. Определяя место исключительных прав в системе гражданского права, Г.Ф.Шершеневич видел его между вещным и обязательственным правом, поскольку, с одной стороны, исключительные права находятся в соотношении с вещными - являются для их обладателей источником материальных благ, с другой стороны, исключительные права связаны с обязательственными правами, поскольку могут быть реализованы в рамках договорных отношений.

--------------------------------

<183> Шершеневич, Г.Ф. Учебник русского гражданского права / Г.Ф.Шершеневич. - 6-е изд. - СПб., 1907. - С. 70 - 71.

 

Давая характеристику исключительного права, Г.Ф.Шершеневич сравнивал его с вещным правом, отмечая, что "...как вещное право является юридической возможностью пользования материальными вещами с устранением всех прочих от пользования теми же объектами, так и исключительное право предоставляет юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания" <184>. При этом основное различие между вещными и исключительными правами он видел именно в объекте и его неовеществленном характере.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.