Сделай Сам Свою Работу на 5

По работе органов самоуправления детской организации





 

Детское самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Детское самоуправление находится на острие борьбы авторитарной и демократической педагогики. Авторитарная педагогика рассматривает самоуправление как средство манипуляции детьми, а демократическая – как условие реализации прав детей, способ их вовлечения в реальные социальные отношения.

Детское самоуправление – это реализация детьми определенных управленческих функций в рамках делегированных им полномочий и ответственности. Это важнейшее средство социализации детей, развивающее организаторские, коммуникативные, аналитические, нравственные и другие способности, направленные на формирование социальной активности личности. Это не игра, так как всегда связано с реальными полномочиями и реальной ответственностью детей. Самоуправление в детском коллективе возникает только тогда, когда имеется какая-то общая цель деятельности, которая не может быть придумана со стороны и внесена из вне в детский коллектив, а вытекает из актуальных потребностей самого коллектива.



Развитие самоуправления предполагает поэтапное делегирование полномочий и ответственности учащимся. Существует три этапа: зарождение, становление, самосовершенствование.

Структура детского самоуправления -это взаимосвязь и взаимодействие органов самоуправления.

Высшим органом является ОБЩИЙ СБОР, а исполнительным – Совет детской организации. Совет выбирается общим сбором. В органы могут входить как дети, так и взрослые.

Сбор – это высший орган самоуправления в детской организации. Главное его назначение – обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, которые возникают в организации деятельности детей. Результат Сбора – конкретные решения, направленные на положительные преобразования в коллективе. На обсуждение выносятся проблемы взаимоотношений, благоустройства, проблемы, связанные с организацией отдыха, труда, конкретных дел. Сбор выбирает актив, утверждает совет дела, заслушивает отчет, анализирует работу, определяет основные направления деятельности, утверждает план. Сбор проходит демократично. Необходимо учить детей порядку проведения сбора, умению его вести, слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективно решения и голосовать за их принятие, подчиняться воле большинства – иными словами, учить детей демократичному проведению сбора. Педагог во время сбора заинтересованно работает вместе с детьми, думает, советует, ищет лучшие варианты решений.



Организация работы совета детской организации позволяет всем учащимся участвовать в организаторской деятельности в зависимости от их интересов и их возможностей.

Система детского самоуправления предполагает:

· выборность снизу доверху;

· периодическую отчетность;

· выполнение решений высших органов (собрания и совета) рядовыми членами или микрогруппами;

· обеспечение прав меньшинства на отстаивание своей позиции;

· открытость принимаемых решений, реальную гласность; · обеспечение актива реальными правами и обязанностями (фиктивные права, предоставленные педагогом, не требуют ответственности за выполнение порученного дела);

· тактичную критику (корректно критикуется не личность, а ее поступки) и самокритику (признание своих ошибок, а не самобичевание).

Опыт организации самоуправления показывает, что дети могут сами осуществлять деятельность, включая постановку цели, планирование, организацию, анализ, построение перспектив. Однако этого недостаточно. Деятельность должна носить общественно-значимый, воспитывающий и развивающий характер. Необходимо, чтобы ваш актив чувствовал, что их деятельность нужна, при этом осознавали ответственность за ее выполнение. Роль педагога заключается в том, чтобы создать условия для развития творческой инициативы ребят в обсуждении насущных проблем и перспектив жизнедеятельности микроколлектива коллектива, учреждения в целом.



Важным элементом в мотивации обучающихся к активному участию в системе детского самоуправления является понимание содержания деятельности. Опрос детей показал, что они лишь в самом общем виде представляют себе содержание общественных поручений в выборных органах и практически не знают характер обязанностей руководителей центров. Поэтому для вновь избранных членов актива необходима «памятка» с описанием функциональных обязанностей, стимулирующая инициативу ребят, их ответственность за порученное дело.

Педагогу необходимо учить детей демократическому порядку проведения собрания: умению слушать своих товарищей, просить слова, участвовать в обсуждении вопросов, вырабатывать коллективные решения и голосовать за их принятие, подчинятся воле большинства.

В содержание взаимодействия педагога и детского коллектива входит:

1. Объединение сил педагога и детей вокруг интересного дела; создание условий для совместной деятельности педагогов, учеников и родителей.

2. Совместное руководство творческими группами, органами ученического самоуправления.

3. Умелое сочетание распределения поручений исполнительского характера и вовлечение каждого в управленческую деятельность.

4. Выявление и расстановка организаторов и исполнителей на основе знаний индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей каждого учащегося.

Принципы работы органов самоуправления:

· Открытость и доступность;

· Добровольность и творчество;

· Равенство и сотрудничество;

· Непрерывность и перспективность;

· Принцип педагогического руководства (наличие педагога-консультанта)

· Предметной деятельности (есть деятельность – есть орган самоуправления, нет деятельности – нет органа самоуправления)

Каждый участник детской организации коллективов может участвовать в детском самоуправлении на следующих уровнях:

Индивидуальный:

- Быть полноправным членом коллектива объединения,

- Избираться и быть избранным в органы детского самоуправления,

- Делегироваться для участия в Общем сборе - высшем органе детского самоуправления,

- Участвовать в мероприятиях детской организации

- Быть организатором коллективно-творческих дел

Уровень первичного коллектива:

- Участвовать в планировании, проведении и анализе дел.

- Определять законы, правила жизнедеятельности своего коллектива.

–Избирать органы самоуправления коллектива.

- Решать все вопросы, связанные с жизнью своего коллектива. - Делегировать своих представителей в Совет,

- Принимать решения о формировании временных советов дела.

- Участвовать в деятельности Совета, в общественной жизни города/ района, области.

- Организовывать работу по основным направлениям деятельности детской организации.

Уровень министерства/ отдела Совета:

- Делегировать представителей в Министерства/ отделы Совета.

– Взаимодействовать с другими Министерствами/ отдела Совета

- Планировать, проводить и анализировать мероприятия.

- Принимать решение о награждении и поощрении членов Министерства/ отдела.

- Создавать временные советы дела.

Уровень Общего сбора:

- Участвовать в самоуправлении детской организации

- Взаимодействовать с родительским и педагогическим самоуправлением.

- Содействовать становлению сплоченного коллектива

- Организовывать и проводить коллективно-творческие дела

- Обеспечивать гласность своей деятельности и доводить свои решения до всех участников самоуправления.

- Осуществлять выполнение решений Общего сбора.

- Следить за осуществлением гарантий, обеспечивающих реализацию участников детской организации своих прав и обязанностей.

- Готовить и выносить на обсуждения Общего сбора вопросы по жизнедеятельности детской организации, Министерств/ отделов, своей работе.

- Распределять обязанности между членами детской организации.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.