Сделай Сам Свою Работу на 5

Волгоградский филиал ФГБОУ ВПО РАНХиГС





Семья представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, она интегрирует в своём содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и др. компоненты. Семья выступает в качестве одного из факторов развития общества, атрибутов его жизнеспособности, выполняя следущие функции: репродуктивную, хозяйственно-экономическую, регенеративную, образовательно-воспитательную и т.д. Изучению современной семьи в наше время уделяется достаточно большое внимание, как в нашей стране, так и за рубежом. В отечественной психологии проблемами современной семьи занимались Ю.Е. Алешина, Е.Г. Силяева, А.В. Шавлов, И. Н. Обозов и А. Н. Обозова, Л.Д. Шнейдер, Н. Ф. Федотова, Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис и др., в зарубежной психологии необходимо отметить таких исследователей как В. Сатир, Дж. Левинджер, Р.А.Левис, Г.В. Спаниер и др.

Т.М. Мишина в 1983 году ввела понятие «образ семьи», или образ «мы» как феномен семейного самосознания, под которым имела в виду целостное, интегрированное образование.

Образ семьи – это социально-психологический феномен (целостное, интегрированное образование), представляющий собой семейное самосознание, семейную идентичность. Развитие образа семьи происходит в процессе социализации личности, благодаря культуре и средств массовой информации, межличностному общению, «межличностной сети», в которую включена система семьи. Именно в родительской семье берет начало развитие образа семьи у детей.



В нашем исследовании принимает участие молодежь. Молодежь отличается от других возрастных групп населения прежде всего повышенной социальной активностью. Этот рост связан с тем, что молодой человек как бы "примеряет" на себя разные социальные роли, виды и способы общественной деятельности, разные формы общественного сознания. Он активно входит в жизнь. В 18-25 лет такие понятия, как трудовая деятельность, супружество, воспитание из сферы теории переходят в практику.

В результате целого ряда причин (аморальное поведение родителей, неполный состав семьи, негативность отношений между родителями, недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей и т.д.) у современной молодежи складывается деформированный, искаженный образ семьи. Семья, являясь первичным институтом социализации подрастающего поколения, оказывает сильнейшее воздействие на подготовку молодежи к самостоятельной семейной жизни. Готовность к семейной жизни и браку по Н.В. Маляровой - это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к семейному образу жизни, ценностям супружества. Готовность к созданию семьи включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую, педагогическую готовность и сексуальную воспитанность. Во многом готовность молодежи к семейной жизни зависит от стиля воспитания, подготовки, норм поведения в родительской семье.



Наиболее сильное влияние на процесс формирования личностных установок в области брачно-семейных отношений оказывает микросреда, семья, СМИ, искусство, литература, общественные организации и движения, а также дифференцируются попытки личности вычленить себя, как сознательную и индивидуальную личность, из общества, частью которого она является. В работах А.В. Мудрика предложена классификация этих факторов, которая получила признание и дальнейшее развитие:

1. Макрофакторы: государственный строй, психологическая атмосфера в обществе, состояние гражданского общества, история страны, ее международный авторитет, геополитические интересы, архетип нации.
2. Мезофакторы - условия региона: традиции, культура, специфика производства, уклад, быт, национальные особенности, природно-климатические и социально-демографические условия; образ жизни.



3. Микрофакторы – малые социальные группы, среда сверстников, образовательные и культурно-массовые учреждения, семья, традиции, обряды, ритуалы и др.

Целью нашего исследованияявляется исследование образа семьи у студенческой молодежи и выявление их степени готовности к семейной жизни.

Объект теоретического исследования: образсемьи, готовность к семейной жизни.

Предмет исследования: образ семьи и степень готовности молодежи к семейной жизни.

Объект эмпирического исследования: студенты КалмГУ («Калмыцкий государственный университет») в возрасте 18-20 лет.

Нами были сформулированы следующие гипотезы:

Гипотезы:

1 -Молодежь, планирующая придерживаться калмыцкой культуры в будущей семье (обычаям и традициям) имеет подготовленность к семейной жизни выше, чем молодежь, которая не планирует придерживаться калмыцкой культуры в будущей семье.

2 - Студенты юноши собираются создавать семью только после того, как будут иметь материальную обеспеченность, в то время как для девушек значимых критериев нет.

Нами были проведены следующие методики:

1) Анкета, разработанная нами, состоящая из 19 вопросов, касающихся тем семьи и брака.

2) Тест - карта оценки готовности к семейной жизни И.Ф. Юнда. Помогает определить готовность будущих супругов выполнять семейные функции: создание положительного семейного фона, поддержание уважительных, доброжелательных отношений с родственниками, воспитание детей, интимная жизнь супругов, налаживание здорового семейно-бытового режима и т.д.

3) коллаж на тему: Образ будущей семьи. Художественный объект, созданный автором как композиция из фрагментов других художественных или случайных предметов, изображений и т. д. При работе с коллажем человек взаимодействует с картинками или с фрагментами картинок, или с готовыми фактурными поверхностями. Каждая из этих картинок, в свою очередь, имеет собственные культурные привязки и ассоциации.

Выборку исследования составляли студенты ФГБОУ ВПО «Калмыцкий государственный университет» в возрасте от 18 до 20 лет. Всего в исследовании приняли участие 40 человек: 20 девушек и 20 юношей.

На основании полученных данных и статистического анализа, мы сделали вывод о том, что гипотеза №1 не подтвердилась. То есть различий в подготовленности к семейной жизни в соответствии с планированием придерживаться калмыцкой культуры в будущей семье – нет. Можно предположить, что в современное время калмыцкая культура не является определяющим фактором в подготовке молодежи к семейной жизни.

Гипотеза №2 подтвердилась частично, так студенты юноши действительно собираются создавать семью только после того, как будут иметь материальную обеспеченность, но и для девушек их материальная обеспеченность является критерием создания семьи.

Основные результаты по образу семьи следующие:

- Для большинства опрошенной молодежи семейная жизнь их родителей является для них образцом.

- Оптимальным возрастом вступления в брак девушками был отмечен 21-24 года, для юношей 25-29 лет, следовательно, можно сделать вывод, что большинство молодежи считает брак в раннем возрасте неприемлемым.

- Среди причин вступления в брак большинство респондентов выбрали «любовь», «желание создать семью».

- Молодежь в равной степени признает, что в брак можно вступать как единожды, так и несколько раз, но при этом, подчеркивая необходимость нести ответственность за свои поступки.

- Также практически в равной степени часть молодежи выступает за равноправие супругов в семье, часть за то, чтобы главой семьи был мужчина. – В целом, молодежь ориентирована создать многодетную семью, причем если девушки хотят иметь 2-3 детей, то юноши от 3-х и более.

- Положительным моментом является то, что большинство молодежи считает, что создавая семью их будущему супругу необходимо отказаться от пагубных вредных привычек или же не иметь их вовсе.

- В целом, молодежь в равной степени имеет достаточную либо удовлетворительную готовность к семейной жизни.

Мы считаем, задачи данной работы и цель – исследование образа семьи у студенческой молодежи и выявление их степени готовности к семейной жизни – достигнуты. В дальнейшем мы планируем продолжить работу в этом направлении и провести кросс-культурное исследование образов семьи у русской молодежи и калмыцкой молодежи.

 

Д.М. Зиновьева

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.