Сделай Сам Свою Работу на 5

Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского





 

В настоящее время российское общество находится в состоянии ярко выраженной аномии. В связи с этим все чаще у молодежи возникает когнитивный диссонанс, который приводит к фрустрации, проявляющейся в девиантном, а иногда и в делинквентном поведении. Так, согласно данных статистики на территории Ярославской области за 3 месяца 2012 года произошло увеличение преступности несовершеннолетних по всем основным показателям по сравнению с тем же периодом 2011 года. На 37 % со 153 до 210 увеличилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними и при их участии [1]. Кроме того, мы все чаще можем наблюдать негативные процессы, проявляющиеся с разной степенью интенсивности в зависимости от субъекта федерации, а именно рост:

– вербальной и не вербальной агрессии среди молодежи;

– лиц не желающих проходить военную службу по призыву;

– самоубийств;

– абортов и т. д.

Нами была предпринята попытка выработать предложения и мероприятия направленные на уменьшение негативных тенденции среди молодежи в современном обществе. С этой целью на территории Ярославской области в 2010–2011 гг. было проведено социологическое исследование. В качестве объекта выступили студенты ряда вузов региона, а именно:



– 1-4 курсов 4 факультетов Ярославского государственного педагогического университета имени К.Д. Ушинского (n=234);

– 1-6 курсов 4 факультетов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ филиал в г. Рыбинске (n=65);

– 1-3 курсов 3 факультетов Рыбинского государственного авиационного технического университета имени П. А. Соловьева (n=84).

Выборка квотная. Переменные квотирования: пол, успеваемость, структура семьи, место жительство.

Был проведен опрос заместителей деканов по воспитательной работе ряда вузов Ярославской области (n=8).

Кроме того, проведен вторичный анализ исследований общественного мнения (Фонд «Общественное мнение», «Левада-Центр») и данных научных центров (Институт социологии РАН, Академия Управления МВД и др.).

Количественный анализ данных выполнен с помощью специального пакета программ SPSS 11.0 (StatisticalPackageforSocialSciences). Графическое и текстовое представление данных осуществлено с помощью программных пакетов MicrosoftExcel 2010 и MicrosoftWord 2010.



Достоверность полученных результатов. Внешняявалидность данных, полученных с помощью применяемых автором методик, оценивалась путем сопоставления с результатами, выявленными с помощью других методик, предназначенных для решения схожих исследовательских задач и прошедших предварительную проверку на валидность.

Данные ряда исследователей показывают, что утрата частью молодежи духовно-нравственных ценностей связана, прежде всего, с ослаблением института семьи. Семья в настоящий период времени не справляется с основными своими функциями, в частности с функцией социализации и воспитанием. Нас как исследователей интересовало, какие стили воспитания получили наибольшее распространение в российском обществе (таблица 1).

Таблица 1

Стили воспитания в современных семьях Ярославской области, с точки зрения студентов вузов

(%, от числа ответивших)

№ п./п. Стили (правила) воспитания n=383
Моя самостоятельность расценивалась моими родителямикак упрямство, должна была быть сломлена и как можно скорее.
Лишь мои родители могли определять, что правильно, что неправильно.Со стороны родителей наблюдалась чрезмерная опека, мелочный контроль, действовала система непрерывных запретов и невозможность для ребенка принять когда-либо собственные решения.
Мои родители периодически применяли физическое наказание за мелкие проступки или непослушание. Особенно за низкие оценки в школе.
Мои родители при воспитании придерживались принципа, что дети – это взрослые, и должны иметь свое мнение и определенную самостоятельность.
Другое

 



Из таблицы видно, что до сих пор ряд родителей при воспитании своих детей применяют стили воспитания, ведущие к девиантному поведению, а именно 6 типов воспитания:

1) потворствующая гиперпротекция;

2) эмоциональное отвержение;

3) доминирующая гиперпротекция;

4) повышенная моральная ответственность;

5) гипопротекция;

6) жестокое обращение.

Но проблема связана не только с этим. На формирование личности не маловажное значение оказывают не только агенты первичной социализации, но и каналы макро среды, в частности такие как «СМИ» и «идеология».

Учитывая, что ранее существовавшие ценности значительной частью молодежи, а особенно несовершеннолетними не принимаются, а новые ценности и модели поведения до конца не сформированы. На наш взгляд, необходимо заявить или хотя бы обозначить на федеральном уровне национальную идею (единую идеологию, а не корпоративную).

Необходимо вести целенаправленную и систематическую работу по просвещению молодых людей, важно их вовлекать в активное занятие спортом и в мероприятия связанные с патриотическим воспитанием.

Наши респонденты-заместители деканов по воспитательной работе указали, что в их вузах воспитательная деятельность осуществляется при взаимодействии с широким кругом социальных партнёров:

– профсоюзного комитета вузов;

– Департамента по делам молодёжи Ярославской области (РГАТУ, РАНХиГС при Президенте РФ филиал в г. Рыбинск с Комитетом по делам молодежи городского округа г. Рыбинск);

– Департамента Образования Ярославской области;

– Ярославской областной молодёжной общественной организаций (ЯОМОО) «Союз студентов»;

– Ярославской областной общественной организаций Российского союза молодежи;

– Управления по молодёжной политике мэрии г. Ярославля и др. (РГАТУ, РАНХиГС при Президенте РФ филиал в г. Рыбинске Администрацией городского округа г. Рыбинск);

Формирование здорового образа жизни в данных вузах ведется по двум основным направлениям:

– в рамках духовно-нравственного воспитания (ежегодные студенческие фестивали «Студенческая весна», «Анти-Спид», конкурс «Клуб путешественников», КВН и др.);

– спортивно-оздоровительной работы («День первокурсника», эстафета, посвященная 9 мая», «лыжные гонки», «Валенки-шоу» и т. д.).

Как в том, так и в других направлениях работа ведется в рамках государственных образовательных стандартов по специальностям, так и через общественные организации и созданные в вузе структуры.

В то же время, ряд заместителей деканов недовольны многими мероприятиями, проводимыми в их в вузах, считая, что большая часть мероприятии сводится к «развлекаловке» и не имеет ничего общего с воспитанием.

На наш взгляд важно в первую очередь:

1) Внедрять в образовательную среду психологические технологии, обеспечивающие развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от курения и наркотиков;

2) Оказывать методическую помощь преподавателям, кураторам вузов в организации и проведении работы со студентами по профилактике наркозависимости и формированию готовности к здоровому образу жизни;

3) Активно привлекать к воспитательной работе различные институты гражданского общества.

Необходимо проводить каждые три-четыре года мониторинги изучения асоциального поведения в вузах Ярославской области. Система противодействия девиантному поведению требует концептуального подхода, основанного на научном изучении проблемы. Без научного обоснования концепции не могут быть четко сформулированы основные цели стратегии противостояния асоциальному поведению, правильно определены пути и средства их достижения, а без этого оказываются мало эффективными практические действия по уменьшению уровня правонарушений в вузах. Концепция должна включать, кроме нормативно-правовых, общесоциальные меры воздействия.

Возродить духовно-нравственное воспитание среди молодежи возможно только при активном взаимодействии государства и гражданского общества.

Список литературы

1. Данные межведомственной рабочей группы «О работе органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области по профилактике преступности несовершеннолетних».

 

 

И. Г. Комиссарова

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.