|
Психолого-педагогическая классификация нарушений речи
Психолого-педагогическая классификация, разработанная в 60-х годах XX века, используется при разработке методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). Она построена с учетом лингвистических и психологических критериев, среди которых выделяются компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функции речи, соотношение устной и письменной речи. На основе этой классификации логопед находит общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, определяет частные проявления и на их основе строит коррекционный процесс. Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы.
1-я группа. Нарушение средств общения (фонетико-фоне-матическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи— нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Общее недоразвитие речи— различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.
2-я группа. Нарушения в применении средств общения. К ним относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможно сочетание заикания с общим недоразвитием речи.
В данной классификации не выделяются как самостоятельные нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразвития речи как их системные, отсроченные последствия.
Многоуровневое логопедическое заключение
В настоящее время, пока проблема классификации далека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение. Для подобного логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкретном случае объединять их.
Медицинский аспект классификации предлагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвига-тельный или речеслуховой), в каком отделе имеется нарушение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройство), время наступления нарушения (до начала формирования речи, в процессе его или после того, как речь уже сформирована).
Логопедический аспект предполагает учет того, какое звено речевой системы нарушено: нарушения голоса, ритма, темпа речи, фонетического, фонематического, лексического, грамматического, семантического строя речи.
Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного разви-
тия расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.
На основе клинико-педагогической классификации логопед определяет следующее.
1.Механизм и форму речевого нарушения, т.е. характер отклонений в функционировании процессов и операций, обусловливающих возникновение и развитие нарушений ре чевой деятельности (например, дислалия функциональная: моторная, сенсорная, сенсо-моторная; дислалия органиче ская (механическая); дизартрия: бульбарная, псевдобульбар- ная, корковая, подкорковая, мозжечковая, мезэнцефально- диэнцефальная; алалия: моторная афферентная, эфферент ная, сенсорная, оптическая; дислексия (фонематичекая, оптическая и др.); дисграфия (артикуляторно-акустическая, акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза); заикание (органическое или функциональное).
2. Структуру речевого дефекта, т. е. совокупность рече вых и неречевых симптомов данного нарушения речи и ха рактер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефек ты, которые находятся в причинно-следственных отноше ниях с первыми, а также системные последствия. Различ ная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симп томов, что во многом определяет специфику целенаправ ленного логопедического воздействия.
3. Речевую симптоматику. Например, нарушения звуко произношения по проявлению: сигматизм (отсутствие свистящих и шипящих звуков или их искажения: губно- зубной, призубный, межзубный, боковой, носовой, свистя щий, шипящий); ламбдацизм (отсутствие звуков [Л], [Л'] или их искажения и другие.
4. Состояние неречевых психических функций: слухово го восприятия, внимания и памяти; зрительного воспри ятия, внимания и памяти; психомоторики, оптико-про странственных представлений, невербального интеллекта,
эмоционально-волевой сферы, особенностей поведения, игровой активности (у дошкольников).
5. Объем нарушения.
На основе психолого-педагогической классификации учитываются лингвистические и психологические критерии. Мы считаем, что в логопедическом заключении целесообразно отразить прежде всего механизм речевого нарушения, а затем на его основе раскрывать симптоматику и определять методику логопедической работы. Формулировки многоуровневого логопедического заключения могут быть следующие.
Дислалия:
♦ функциональная моторная дислалия, недоразвитие фо нетической стороны речи (ФНР): призубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, параламбдацизм ([Л] — [У]); нарушение полиморфное. Нарушения пальчиковой и мимической моторики;
♦ функциональная моторная дислалия, фонетическое не доразвитие речи: призубный сигматизм свистящих зву ков, ламбдацизм (отсутствие звука), дефекты озвонче ния; нарушение полиморфное. Нарушения пальчиковой и мимической моторики;
♦ функциональная моторная дислалия, фонетическое не доразвитие речи: ротацизм (отсутствие звука [Р]); нару шение мономорфное. Недоразвитие мимической и арти куляционной моторики;
♦ функциональная сенсорная дислалия, преимуществен ное недоразвитие фонетической системы языка: дефек ты смягчения, нарушение дифференциации свистящих и шипящих звуков; нарушение полиморфное. Амузия, недоразвитие слухового восприятия и внимания;
♦ функциональная сенсомоторная дислалия, фонетико-фо- нематическое недоразвитие (ФФН): преимущественное недоразвитие фонематической системы — анализа, синте за и фонематических представлений; губно-зубной сигма тизм шипящих звуков, замена заднеязычных звуков [К], [Г] на переднеязычные [Т], [Д]; нарушение полиморф ное. Амузия, нарушения слухового внимания, тонкой произвольной моторики (пальчиковой, мимической);
♦ функциональная моторно-сенсорная дислалия, фонети- ко-фонематическое недоразвитие: губно-зубной сигма тизм свистящих и шипящих звуков, параротацизм ([Р] — [Р']); нарушение полиморфное. Нарушения руч ной, пальчиковой и мимической моторики, слухового внимания;
♦ органическая (механическая) дислалия, фонетико-фоне- матическое недоразвитие (ФФН): сигматизм шипящих звуков (отсутствие), ротацизм (отсутствие звука [Р]), на рушение дифференциации свистящих и шипящих зву ков; нарушение полиморфное. Недоразвитие всех видов моторики (если пожелает, логопед может уточнить: обшей, ручной, пальчиковой, мимической, артикуляци онной).
Ринолалия1:
© открытая органическая (врожденная) ринолалия, сквозная расщелина (верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба); общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития): фонетической — отсутствие губно-губных, губно-зубных, свистящих, шипящих звуков, [Р], [Л], заднеязычных, нарушение полиморфное, назализация гласных звуков, кроме [А], и всех согласных; фонематической (анализа, синтеза, фонематических представлений); лексико-грамматической (снижение объема словаря, аг-рамматизмы). Нарушения слухового восприятия и внимания, психомоторики. Вторично снижены коммуникативная функция речи, мыслительная активность, словесно-логическое мышление. В поведении раздражительность, плаксивость, фиксация на дефекте;
© открытая органическая (врожденная) ринолалия, частичная расщелина твердого неба; общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития): фонетической — отсутствие свистящих, шипящих, звуков [Р], [Л], нарушение полиморфное — замена заднеязычных звуков на
1 Логопедическое заключение по данным обследования ребенка с ринолалией включает следующие параметры: механизм, структуру нарушения (речевую и неречевую симптоматику), степень назализации гласных и согласных звуков, состояние языковой системы, особенности поведения и личности.
переднеязычные [Т], [Д], назализованность речи; функций фонематической системы (слухо-произносительной дифференциации фонем, фонематического анализа, смысло-различительной дифференциации фонем); выраженные аграмматизмы. Недоразвита пальчиковая и мимическая моторика. Снижены слуховое восприятие и слуховое внимание, речевая память, мыслительная активность. При формулировке логопедического заключения, касающегося ринолалии, необходимо уточнять состояние языковой системы в каждом случае, поскольку вторично может быть преобладающее недоразвитие в той или иной степени какой-либо подсистемы (фонематической, лексической, грамматической, семантической) вследствие первичного нарушения фонетической системы. Дизартрия:
(Форма дизартрии определяется по локализации очага поражения нервной системы, а именно дизартрия бульбар-ная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая (экстрапирамидная), мозжечковая.)
•/ псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, межзубный ламбдацизм. Нарушение полиморфное. Несформированность психомоторики, слухового восприятия и внимания;
Примечание: логопед в заключении может раскрыть нарушения не только фонетической, но и фонематической системы. Тогда логопедическое заключение принимает более развернутый вид:
♦ псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие: межзубный сигматизм свистящих и шипя щих звуков, межзубный сигматизм; нарушение полиморф ное. Недостаточность фонематического анализа (просто го и сложного по местоположению и количеству звуков в слове). Несформированность психомоторики, слухово го восприятия и внимания;
♦ псевдобульбарная дизартрия, ОНР (III уровень речевого развития): увулярное [Р], боковое произношение свис тящих и шипящих, мягких передне- и заднеязычных зву-
ков ([Т'], [Д'], [К'], [Г'], [X']) и звука [Л]; нарушение полиморфное. Несформированность фонематического анализа (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема предикативного словаря. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообразования, выраженные экспрессивные аграмматизмы, нерезко выраженные импрессивные аграмматизмы. Речевая активность снижена. Несформированность психомоторики, слухового внимания и памяти. Невербальный интеллект в пределах средней нормы. В поведении адекватен, контактен, эмоционально лабилен;
♦ псевдобульбарная дизартрия. Выраженное недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи и просодии (недостаточная интонационная выразительность голо са, паузации). Боковой сигматизм свистящих, шипящих звуков, велярный ротацизм. Нарушение полиморфное. Не дифференцирует звуки, близкие по акустическим и артикуляционным признакам ([С]-[Ш], [С]-[С'], [С]-[Ц], [3]-[Ж], [Ш]-[Ж], [Ш]-[Ч], [Р]-[Л]). Элементы лексико- грамматического недоразвития: экспрессивные аграм матизмы. Нарушения в общей, ручной, пальчиковой и мимической моторике, в слуховом восприятии, в опти ко-пространственных представлениях;
♦ корковая премоторная дизартрия, ОНР (II уровень ре чевого развития): боковое произношение свистящих, шипящих звуков и звука [Р] (можно использовать дру гую терминологию: «боковой сигматизм свистящих и шипящих звуков; боковой ротацизм»), межзубный ламб дацизм, отсутствие заднеязычных звуков, дефекты смяг чения. Нарушение полиморфное. Нарушение слоговой структуры слова (пропуски, замены, повторения слогов) вследствие трудностей переключения от одного языко вого элемента к другому; преобладает бытовой словарь; выраженные экспрессивные и импрессивные аграмма тизмы; фраза одно-двусловная. Несформированность психомоторики вследствие затруднения переключения движений, слухового и зрительного внимания, памяти, оптико-пространстве иных представлений;
♦ корковая постцентральная дизартрия, ОНР (III уровень речевого развития): одноударные [Р], [Р'], отсутствие звуков [Л], [Л']; постоянные взаимозамены свистящих и шипяших звуков, заднеязычных на переднеязычные. Нарушение полиморфное. Недоразвитие фонематической системы: фонематического анализа и синтеза; лексико-грамматического строя речи: предикативного словаря, функций словообразования. Нарушения психомоторики, слухового восприятия и внимания. Алалия. Большие трудности вызывает формулировка многоуровневого логопедического заключения по данным обследования детей с алалией. При этом логопеду нужно помнить, что для детей с алалией типичны не только запаздывание развития экспрессивной и импрессивной речи, но и патологический ход речевого развития. Может наблюдаться неравномерность нарушения языковой системы: с преимущественным недоразвитием фонематического или грамматического уровня языковой системы или алалия с относительно равномерной несформированностью всех языковых систем. В логопедическом заключении отражаются: механизм нарушения; структура речевого дефекта: а) состояние речевой функциональной системы (уровни речевого развития: I, II, III), б) состояние неречевых психических функций (слухового восприятия, внимания, памяти; зрительного восприятия, внимания, памяти; оптико-пространственных представлений; психомоторики; невербального интеллекта; эмоционально-волевой сферы; особенностей поведения; игровой активности); речевая активность; особенности поведения; состояние игровой деятельности. Например:
моторная (экспрессивная) афферентная алалия. ОНР: I уровень речевого развития. Патологическое развитие кинестетической основы речи. Несформи-рованность всех сторон речи. Нарушение просодии. Недоразвитие общей и тонкой произвольной психомоторики, оптико-пространственных представлений. Стремление к контакту со взрослыми и сверстниками. Игровая активность снижена;
моторная (экспрессивная) афферентная алалия. Не-сформированность кинестетической основы речи. ОНР: I уровень речевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Нарушения психомоторики, произвольного внимания, слухового восприятия, оптико-пространственных ориентировок, невербального интеллекта. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство, негативизм. Снижение речевой активности. В некоторых ситуациях речевой негативизм. Несоответствие игровой активности возрасту;
моторная (экспрессивная) эфферентная алалия. Не сформирована кинетическая основа речи. ОНР: I уровень речевого развития. Преимущественное недоразвитие лексико-грамматического строя речи. Нарушение просодии. Относительная сохранность импрессивной речи. Нарушены психомоторика, оптико-пространственные представления, вербальный интеллект. Речевая активность отсутствует. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство. Избирательный контакт со взрослыми. В отношениях со сверстниками — действия рядом. Повышенная истощаемость. Игровая активность снижена;
моторная (экспрессивная) алалия. Не сформирована кинетическая мелодия речи. ОНР: I уровень речевого развития. Фразовая речь отсутствует. Нарушения психомоторики, слухового, зрительного восприятия, произвольного внимания, повышенная истощаемость в общении и деятельности. Речевой негативизм. Игровая деятельность не сформирована;
моторная (экспрессивная) алалия. ОНР: II уровень речевого развития. Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно-двуслов-ная. Недостаточное развитие психомоторики: нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функции ря-дообразования. В поведении симптомы негативизма,
контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого;
сенсорная алалия. Первичное недоразвитие импрес-сивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи.
Грубо нарушены слуховое восприятие и внимание. Повышенная истощаемость в поведении и деятельности.
ВОПРОСЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ
Отличие функциональной дислалии от органической (механической) дислалии.При функциональной дислалии отсутствуют аномалии в строении артикуляторного аппарата. Подвижность артикуляторных органов более сохранна.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|