Сделай Сам Свою Работу на 5

Психолого-педагогическая классификация нарушений речи





Психолого-педагогическая классификация, разработанная в 60-х годах XX века, используется при разработке методов логопедического воздействия для работы с коллективом детей (учебной группой, классом). Она построена с учетом лингвис­тических и психологических критериев, среди которых выде­ляются компоненты речевой системы (звуковая сторона, грамматический строй, словарный запас), функции речи, со­отношение устной и письменной речи. На основе этой клас­сификации логопед находит общие проявления дефекта при разных формах аномального развития речи у детей, определя­ет частные проявления и на их основе строит коррекционный процесс. Нарушения речи в данной классификации подразде­ляются на две группы.

1-я группа. Нарушение средств общения (фонетико-фоне-матическое недоразвитие и общее недоразвитие речи).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи— наруше­ние процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройства­ми вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.


Общее недоразвитие речи— различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.



2-я группа. Нарушения в применении средств общения. К ним относится заикание, которое рассматривается как нарушение коммуникативной функции речи при правильно сформировавшихся средствах общения. Возможно сочета­ние заикания с общим недоразвитием речи.

В данной классификации не выделяются как самостоя­тельные нарушения письма и чтения. Они рассматриваются в составе фонетико-фонематического и общего недоразви­тия речи как их системные, отсроченные последствия.

Многоуровневое логопедическое заключение

В настоящее время, пока проблема классификации да­лека от своего разрешения, целесообразно использовать многоуровневое логопедическое заключение. Для подобно­го логопедического заключения необходимо учитывать три аспекта имеющихся классификаций и в каждом конкрет­ном случае объединять их.

Медицинский аспект классификации предлагает учет того, какой из речевых анализаторов нарушен (речедвига-тельный или речеслуховой), в каком отделе имеется нару­шение (в центральном или периферическом), какова степень нарушения (функциональное или органическое расстройст­во), время наступления нарушения (до начала формирова­ния речи, в процессе его или после того, как речь уже сфор­мирована).



Логопедический аспект предполагает учет того, какое зве­но речевой системы нарушено: нарушения голоса, ритма, темпа речи, фонетического, фонематического, лексическо­го, грамматического, семантического строя речи.

Психологический аспект предполагает учет того, в какой мере нарушена коммуникативная функция речи, какими личностными отклонениями сопровождается то или иное речевое нарушение, каковы тенденции спонтанного разви-


тия расстройства, каков прогноз при том или другом виде речевого расстройства.

На основе клинико-педагогической классификации лого­пед определяет следующее.

1.Механизм и форму речевого нарушения, т.е. характер
отклонений в функционировании процессов и операций,
обусловливающих возникновение и развитие нарушений ре­
чевой деятельности (например, дислалия функциональная:
моторная, сенсорная, сенсо-моторная; дислалия органиче­
ская (механическая); дизартрия: бульбарная, псевдобульбар-
ная, корковая, подкорковая, мозжечковая, мезэнцефально-
диэнцефальная; алалия: моторная афферентная, эфферент­
ная, сенсорная, оптическая; дислексия (фонематичекая,
оптическая и др.); дисграфия (артикуляторно-акустическая,
акустическая, оптическая, аграмматическая, дисграфия на
почве нарушения языкового анализа и синтеза); заикание
(органическое или функциональное).



2. Структуру речевого дефекта, т. е. совокупность рече­
вых и неречевых симптомов данного нарушения речи и ха­
рактер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется
первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторичные дефек­
ты, которые находятся в причинно-следственных отноше­
ниях с первыми, а также системные последствия. Различ­
ная структура речевого дефекта находит свое отражение в
определенном соотношении первичных и вторичных симп­
томов, что во многом определяет специфику целенаправ­
ленного логопедического воздействия.

3. Речевую симптоматику. Например, нарушения звуко­
произношения по проявлению: сигматизм (отсутствие
свистящих и шипящих звуков или их искажения: губно-
зубной, призубный, межзубный, боковой, носовой, свистя­
щий, шипящий); ламбдацизм (отсутствие звуков [Л], [Л']
или их искажения и другие.

4. Состояние неречевых психических функций: слухово­
го восприятия, внимания и памяти; зрительного воспри­
ятия, внимания и памяти; психомоторики, оптико-про­
странственных представлений, невербального интеллекта,


эмоционально-волевой сферы, особенностей поведения, игровой активности (у дошкольников).

5. Объем нарушения.

На основе психолого-педагогической классификации учи­тываются лингвистические и психологические критерии. Мы считаем, что в логопедическом заключении целесообразно отразить прежде всего механизм речевого нарушения, а затем на его основе раскрывать симптоматику и определять методи­ку логопедической работы. Формулировки многоуровневого логопедического заключения могут быть следующие.

Дислалия:

♦ функциональная моторная дислалия, недоразвитие фо­
нетической стороны речи (ФНР): призубный сигматизм
свистящих и шипящих звуков, параламбдацизм ([Л] —
[У]); нарушение полиморфное. Нарушения пальчиковой
и мимической моторики;

♦ функциональная моторная дислалия, фонетическое не­
доразвитие речи: призубный сигматизм свистящих зву­
ков, ламбдацизм (отсутствие звука), дефекты озвонче­
ния; нарушение полиморфное. Нарушения пальчиковой
и мимической моторики;

♦ функциональная моторная дислалия, фонетическое не­
доразвитие речи: ротацизм (отсутствие звука [Р]); нару­
шение мономорфное. Недоразвитие мимической и арти­
куляционной моторики;

♦ функциональная сенсорная дислалия, преимуществен­
ное недоразвитие фонетической системы языка: дефек­
ты смягчения, нарушение дифференциации свистящих
и шипящих звуков; нарушение полиморфное. Амузия,
недоразвитие слухового восприятия и внимания;

♦ функциональная сенсомоторная дислалия, фонетико-фо-
нематическое недоразвитие (ФФН): преимущественное
недоразвитие фонематической системы — анализа, синте­
за и фонематических представлений; губно-зубной сигма­
тизм шипящих звуков, замена заднеязычных звуков [К],
[Г] на переднеязычные [Т], [Д]; нарушение полиморф­
ное. Амузия, нарушения слухового внимания, тонкой
произвольной моторики (пальчиковой, мимической);


 

♦ функциональная моторно-сенсорная дислалия, фонети-
ко-фонематическое недоразвитие: губно-зубной сигма­
тизм свистящих и шипящих звуков, параротацизм
([Р] — [Р']); нарушение полиморфное. Нарушения руч­
ной, пальчиковой и мимической моторики, слухового
внимания;

♦ органическая (механическая) дислалия, фонетико-фоне-
матическое недоразвитие (ФФН): сигматизм шипящих
звуков (отсутствие), ротацизм (отсутствие звука [Р]), на­
рушение дифференциации свистящих и шипящих зву­
ков; нарушение полиморфное. Недоразвитие всех видов
моторики (если пожелает, логопед может уточнить:
обшей, ручной, пальчиковой, мимической, артикуляци­
онной).

Ринолалия1:

© открытая органическая (врожденная) ринолалия, сквозная расщелина (верхней губы, альвеолярного отростка, твердо­го и мягкого неба); общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития): фонетической — отсутствие губно-губных, губно-зубных, свистящих, шипящих звуков, [Р], [Л], заднеязычных, нарушение полиморфное, назализация гласных звуков, кроме [А], и всех согласных; фонематичес­кой (анализа, синтеза, фонематических представлений); лексико-грамматической (снижение объема словаря, аг-рамматизмы). Нарушения слухового восприятия и внима­ния, психомоторики. Вторично снижены коммуникатив­ная функция речи, мыслительная активность, словесно-логическое мышление. В поведении раздражительность, плаксивость, фиксация на дефекте;

© открытая органическая (врожденная) ринолалия, час­тичная расщелина твердого неба; общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития): фонетической — отсутствие свистящих, шипящих, звуков [Р], [Л], нару­шение полиморфное — замена заднеязычных звуков на

1 Логопедическое заключение по данным обследования ребенка с ринола­лией включает следующие параметры: механизм, структуру нарушения (речевую и неречевую симптоматику), степень назализации гласных и согласных звуков, состояние языковой системы, особенности поведения и личности.


переднеязычные [Т], [Д], назализованность речи; функций фонематической системы (слухо-произносительной диф­ференциации фонем, фонематического анализа, смысло-различительной дифференциации фонем); выраженные аграмматизмы. Недоразвита пальчиковая и мимическая моторика. Снижены слуховое восприятие и слуховое вни­мание, речевая память, мыслительная активность. При формулировке логопедического заключения, каса­ющегося ринолалии, необходимо уточнять состояние язы­ковой системы в каждом случае, поскольку вторично может быть преобладающее недоразвитие в той или иной степени какой-либо подсистемы (фонематической, лексической, грам­матической, семантической) вследствие первичного нару­шения фонетической системы. Дизартрия:

(Форма дизартрии определяется по локализации очага поражения нервной системы, а именно дизартрия бульбар-ная, псевдобульбарная, корковая, подкорковая (экстрапи­рамидная), мозжечковая.)

•/ псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН): межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, межзубный ламбдацизм. Нарушение полиморфное. Несформированность психомоторики, слу­хового восприятия и внимания;

Примечание: логопед в заключении может раскрыть на­рушения не только фонетической, но и фонематической сис­темы. Тогда логопедическое заключение принимает более развернутый вид:

♦ псевдобульбарная дизартрия, фонетико-фонематическое
недоразвитие: межзубный сигматизм свистящих и шипя­
щих звуков, межзубный сигматизм; нарушение полиморф­
ное. Недостаточность фонематического анализа (просто­
го и сложного по местоположению и количеству звуков
в слове). Несформированность психомоторики, слухово­
го восприятия и внимания;

♦ псевдобульбарная дизартрия, ОНР (III уровень речевого
развития): увулярное [Р], боковое произношение свис­
тящих и шипящих, мягких передне- и заднеязычных зву-


ков ([Т'], [Д'], [К'], [Г'], [X']) и звука [Л]; нарушение полиморфное. Несформированность фонематического ана­лиза (простого и сложного) и фонематического синтеза. Снижение объема предикативного словаря. Нарушения грамматических функций словоизменения и словообра­зования, выраженные экспрессивные аграмматизмы, не­резко выраженные импрессивные аграмматизмы. Рече­вая активность снижена. Несформированность психомо­торики, слухового внимания и памяти. Невербальный интеллект в пределах средней нормы. В поведении аде­кватен, контактен, эмоционально лабилен;

♦ псевдобульбарная дизартрия. Выраженное недоразвитие
фонетико-фонематической стороны речи и просодии
(недостаточная интонационная выразительность голо­
са, паузации). Боковой сигматизм свистящих, шипящих
звуков, велярный ротацизм. Нарушение полиморфное.
Не дифференцирует звуки, близкие по акустическим и
артикуляционным признакам ([С]-[Ш], [С]-[С'], [С]-[Ц],
[3]-[Ж], [Ш]-[Ж], [Ш]-[Ч], [Р]-[Л]). Элементы лексико-
грамматического недоразвития: экспрессивные аграм­
матизмы. Нарушения в общей, ручной, пальчиковой и
мимической моторике, в слуховом восприятии, в опти­
ко-пространственных представлениях;

♦ корковая премоторная дизартрия, ОНР (II уровень ре­
чевого развития): боковое произношение свистящих,
шипящих звуков и звука [Р] (можно использовать дру­
гую терминологию: «боковой сигматизм свистящих и
шипящих звуков; боковой ротацизм»), межзубный ламб­
дацизм, отсутствие заднеязычных звуков, дефекты смяг­
чения. Нарушение полиморфное. Нарушение слоговой
структуры слова (пропуски, замены, повторения слогов)
вследствие трудностей переключения от одного языко­
вого элемента к другому; преобладает бытовой словарь;
выраженные экспрессивные и импрессивные аграмма­
тизмы; фраза одно-двусловная. Несформированность
психомоторики вследствие затруднения переключения
движений, слухового и зрительного внимания, памяти,
оптико-пространстве иных представлений;


♦ корковая постцентральная дизартрия, ОНР (III уровень речевого развития): одноударные [Р], [Р'], отсутствие звуков [Л], [Л']; постоянные взаимозамены свистящих и шипяших звуков, заднеязычных на переднеязычные. Нарушение полиморфное. Недоразвитие фонематиче­ской системы: фонематического анализа и синтеза; лек­сико-грамматического строя речи: предикативного сло­варя, функций словообразования. Нарушения психомо­торики, слухового восприятия и внимания. Алалия. Большие трудности вызывает формулировка многоуровневого логопедического заключения по данным обследования детей с алалией. При этом логопеду нужно по­мнить, что для детей с алалией типичны не только запазды­вание развития экспрессивной и импрессивной речи, но и патологический ход речевого развития. Может наблюдаться неравномерность нарушения языковой системы: с преимуще­ственным недоразвитием фонематического или грамматиче­ского уровня языковой системы или алалия с относительно равномерной несформированностью всех языковых систем. В логопедическом заключении отражаются: механизм на­рушения; структура речевого дефекта: а) состояние речевой функциональной системы (уровни речевого развития: I, II, III), б) состояние неречевых психических функций (слухового восприятия, внимания, памяти; зрительного восприятия, вни­мания, памяти; оптико-пространственных представлений; психомоторики; невербального интеллекта; эмоционально-волевой сферы; особенностей поведения; игровой активнос­ти); речевая активность; особенности поведения; состояние игровой деятельности. Например:

моторная (экспрессивная) афферентная алалия. ОНР: I уровень речевого развития. Патологическое развитие кинестетической основы речи. Несформи-рованность всех сторон речи. Нарушение просодии. Недоразвитие общей и тонкой произвольной психо­моторики, оптико-пространственных представлений. Стремление к контакту со взрослыми и сверстника­ми. Игровая активность снижена;


моторная (экспрессивная) афферентная алалия. Не-сформированность кинестетической основы речи. ОНР: I уровень речевого развития. Преимуществен­ное недоразвитие лексико-грамматической стороны речи. Нарушения психомоторики, произвольного вни­мания, слухового восприятия, оптико-пространствен­ных ориентировок, невербального интеллекта. Лабиль­ность эмоциональных реакций, упрямство, негативизм. Снижение речевой активности. В некоторых ситуа­циях речевой негативизм. Несоответствие игровой активности возрасту;

моторная (экспрессивная) эфферентная алалия. Не сформирована кинетическая основа речи. ОНР: I уро­вень речевого развития. Преимущественное недораз­витие лексико-грамматического строя речи. Нарушение просодии. Относительная сохранность импрессивной речи. Нарушены психомоторика, оптико-пространст­венные представления, вербальный интеллект. Речевая активность отсутствует. Лабильность эмоциональных реакций, упрямство. Избирательный контакт со взрос­лыми. В отношениях со сверстниками — действия ря­дом. Повышенная истощаемость. Игровая активность снижена;

моторная (экспрессивная) алалия. Не сформирована кинетическая мелодия речи. ОНР: I уровень речевого развития. Фразовая речь отсутствует. Нарушения пси­хомоторики, слухового, зрительного восприятия, про­извольного внимания, повышенная истощаемость в общении и деятельности. Речевой негативизм. Игровая деятельность не сформирована;

моторная (экспрессивная) алалия. ОНР: II уровень речевого развития. Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одно-двуслов-ная. Недостаточное развитие психомоторики: нару­шено переключение от одного движения к другому, плавность, координация движений, отмечается сла­бость правой руки; слуховое внимание, функции ря-дообразования. В поведении симптомы негативизма,


контакт непостоянный, избирательный. Речевая ак­тивность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого;

сенсорная алалия. Первичное недоразвитие импрес-сивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхо­лалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторо­на речи.

Грубо нарушены слуховое восприятие и внимание. По­вышенная истощаемость в поведении и деятельности.


ВОПРОСЫ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКИ


Отличие функциональной дислалии от органической (ме­ханической) дислалии.При функциональной дислалии от­сутствуют аномалии в строении артикуляторного аппарата. Подвижность артикуляторных органов более сохранна.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.