|
Характеристика трех групп детей с заиканием
Группы детей с заиканием отличаются особенностями становления у них функции говорения:
I группа.У детей с 1-го месяца до 1 года прослеживается ускоренное развитие предречевых вокализаций и высокий уровень развития произвольной моторики, ясно проявившийся на более поздних этапах онтогенеза. Уже в течение 1-го месяца в крике детей можно слышать звуки, подобные «А», выражающие сильный голод или боль, сочетание «УА» с носовым оттенком, говорящее о каком-то дискомфорте. В 1—2 мес. крики еще более дифференцируются: «мам» — чувство голода, «аи» — боль, «уа» — недовольство, неудобство. Очень ярко выраженный «комплекс оживления» сопровождается обильными предречевыми вокализациями: гуканьем, гулением, вскриками. В 4 мес. дети перестают плакать при обращении к ним взрослого, тянут к нему руки и активно лепечут. Начиная с 6 мес. и на протяжении 7-го мес, дети много и подолгу лепечут без игрушки, находя удовольствие в движениях рук, языка, губ. С 9 мес. подражают звукам взрослых, к 10 мес. активно владеют 8—10 словами.
После 1-го года и до 3-х лет развитие экспрессивной речи продолжается очень ускоренными темпами: к 1 г. 7 мес. дети говорят фразами из 3—4 слов, слоговая структура слов сохранна: «Мама, меня комары кусают, иди ко мне». В 2 г. 4 мес. у некоторых детей данной группы наряду с опережающим развитием экспрессивной речи может наблюдаться или задержка импрессивной речи, или ее ускоренное развитие. К 2 г. 7 мес. могут выразить в сложносочиненном предложении причинно-следственные отношения: «Опять меня Нордик (собака) уронил — мама, спаси меня».
Появившееся, как правило, в 2 г. 4 мес— 2 г. 5 мес. заикание по-разному влияет на речь детей. Это, возможно, объясняется как различной нервно-психической устойчивостью детей к неблагоприятным воздействиям среды, так
и степенью зрелости обеих сторон речи. Не исключено, что продолжающееся уже в патологических условиях речевое развитие может привести в будущем к ограничению пользования экпрессивной речью.
II группа.У детей выявляется недоразвитие экспрессивной речи и замедленное или неравномерное развитие импрессив- ной речи и общей моторики. Иногда наблюдается недоразви тие моторики до 1 года и задержка развития импрессивной речи, но экспрессивная речь в это же время развивается свое временно, лишь после 2-х лет сказывается неравномерность раннего развития и наступает задержка в формировании экс прессивной речи. В других случаях у детей данной группы до 1 года наблюдается ускоренное развитие моторики, импрес сивной речи, но ярко проявляется задержка экспрессивной речи. На 2-м году возникает резко выраженное отставание в развитии моторики, выявляется соответствующее возрасту развитие импрессивной речи и начинающееся выравнивание в развитии говорения.
III группа.У детей имеется стойкое задержанное развитие моторики и обеих сторон речи. Наблюдается отставание в развитии двигательных функций: в первый месяц после рож дения у детей вообще отсутствуют двигательные реакции на звук, они позже нормы удерживают голову, позже начинают следить за движущимся предметом, могут стоять лишь в 1 г. 1 мес, ходить — в 1 г. 3 мес. После 1-го года задержка в разви тии моторики становится еще более выраженной: снимают обувь в 2 г. 6 мес. (в норме — в 1 г. 3 мес), расшнуровывают ботинок в 3—3,5 г. (в норме — в 1 г. 4 мес), самостоятельно держат ложку в 2—2,5 г. (в норме — в 1 г. 5 мес). Столь же выражено отставание импрессивной речи: слуховое сосредо точение появляется обычно в 3—4 мес. вместо конца 1-го ме сяца, «комплекс оживления» — в 5 мес. и т. п. С опозданием в 3—4 мес. усваивают значение 8—10 слов, могут выполнять действия по речевой инструкции, различать людей и выби рать игрушку по словесному обозначению. На 2-м и на 3-м годах развитие импрессивной речи продолжается с опоздани ем на 5—6 мес, и лишь к концу 3-го года разрыв сокращается примерно до 4 месяцев.
Задержка в развитии экспрессивной речи в первые месяцы не столь велика — в 2—3 мес; позже появляются звуковые комплексы, слоговые цепочки очень редки, дети не подражают взрослым во время лепета, редко сопровождают игру в «ладушки», «сороку» звуками. К концу года задержка обозначается более резко: слова возникают не в 11 мес, а к 1 г. 4 мес. На 2-м году обычно не наблюдается скачка в развитии экспрессивной речи, описательная речь появляется к 3-м годам (в норме — в 1 г. 10 мес). После 2-х лет отставание в развитии экспрессивной речи от нормы выражается в 5—6 месяцев. Появившееся заикание мешает успешному развитию речи.
Формулирование логопедического заключения
На этапе развития теории и практики логопедии в начале XXI века проблема дифференциальной диагностики не решена, что создает трудности при определении логопедического заключения или уточненного диагноза после проведения комплексного обследования ребенка. Одной из причин является наличие двух классификаций речевых расстройств: клинико-педагогической и психолого-педагогической.
Клинико-педагогическая классификация ориентирована на коррекцию дефектов речи, разработку дифференцированного подхода к их преодолению и на детализацию видов и форм речевых нарушений. В этой классификации учитываются межсистемные взаимодействия речевых нарушений с материальным субстратом, прежде всего анатомо-физио-логическим механизмом речевого расстройства, что позволяет раскрыть нарушение в целом и определить, в каких случаях необходимо только логопедическое воздействие, а в каких — комплексное медико-педагогическое. Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации, подробно раскрыты в любом учебнике «Логопедия», структура и содержание которого отражают данную классификацию.
Все нарушения в клинико-педагогической классификации разделены на две группы: нарушения устной и письменной речи.
Нарушения устной речи
В нарушениях устной речи выделяются расстройства произносительной стороны; голосообразования, темпо-ритмической организации высказывания, звукопроизноси-тельной. Указанные ниже расстройства могут быть изолированными и могут выступать в различных комбинациях.
Афония, дисфония— отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических (органических или функциональных) изменений голосового аппарата. Синонимы: нарушения голоса, нарушения фонации, фонаторные нарушения, вокальные нарушения. Они проявляются в отсутствии голоса, в нарушении силы, высоты и тембра голоса. Могут быть как самостоятельными, так и входить в состав других нарушений: при дизартрии (обусловлены парезом или параличом мышц голосового аппарата), при заикании (в случаях голосовых судорог: смыкательной, размыкательной, вокальной, а также при твердой атаке голоса; при дыхательных судорогах: экспираторной, инспираторной, респираторной, при судорогах мягкого неба).
Тахилалия— патологическое ускорение темпа внешней и внутренней речи. Термин Tachilalia произошел от греческих слов Tachis — быстрый, Lalia — речь. Синонимы: та-хифразия; Battarismuss (баттаризм, по М. Е.Хватцеву); Ти-multus sermonis, Paraphrasia praeceps, Battarismuss, по М. 3e-еману; Tachypemie paroxystigue, по В. М. Бехтереву. По механизмам — органическое, центрально обусловленное расстройство, процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. В эмоционально возбужденном состоянии индивида может быть функциональным нарушением. В некоторых случаях является причиной заикания.
Брадилалия— патологически замедленная, но правильно координированная речь с растягиванием гласных звуков, вялой, нечеткой артикуляцией. Термин Bradylalia произошел от греческих слов Bradys — медленный, Lalia — речь. Синонимы: брадифразия, брадиартрия, брадилогия. По механизмам — органическое, центрально обусловленное расстройство, процесс торможения преобладает над
процессом возбуждения. Может быть самостоятельным нарушением, но чаще наблюдается в клинике некоторых форм психических заболеваний, при олигофрении, шизофрении, в неврологической клинике у больных с последствиями менинго-энцефалита, дистрофических, органических заболеваниях центральной нервной системы, травм, опухолей головного мозга и т. п. В этих случаях брадилалия сочетается с брадикинезией (замедленностью всех движений), астенизацией, общей заторможенностью, вялостью,
слабостью и пр.
Спотыкание— неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания. Синонимы: Poltern, Paraphrasia, Gluttaring, Tumultus Sermonis, Bru-deln, Gaxen, Battarismus, Bredouillement, Balbutiement, Ba-foillage, Praeceps, Agitophasia, Tachyphemia, Nadaras и др. Нарушается плавность речевого процесса, ритм, мелодическая и интонационная выразительность. Часто сочетается с другими нарушениями речи, особенно с заиканием.
Заикание— нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Синонимы: логоневроз (устаревшее), Lalo-nevros, Balbuties, Stuttering. Является центрально обусловленным, имеет органическую или функциональную природу.
Дислалия— нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопроизношения, фонетические дефекты, недостатки произношения фонем. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в отсутствии, замене, искажении звука. Появляется в раннем речевом онтогенезе, если у ребенка не сформирована артикуляционная база звуков, или неправильно сформировались артикуляционные позиции. Если дислалия обусловлена аномалиями в строении артикуляционного аппарата, то обозначается как органическая (механическая) дислалия.
Ринолалия— нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее),
палатолалия (от лат. Palatum — небо). Тембр голоса излишне назализован вследствие того, что голосовыдыха-тельная струя проходит через носовую полость при произнесении всех звуков речи и в ней получает носовой резонанс. Если назализованный оттенок речи возникает при отсутствии грубых артикуляторных нарушений, то употребляется термин «ринофония». Ринолалию в настоящее время выделяют в самостоятельное расстройство, но некоторые авторы определяют ее как одну из форм механической дислалии.
Дизартрия— нарушение членораздельной речи, то есть нарушение и звукопроизношения, и просодии. Это не самостоятельное речевое расстройство, а симптом органического поражения центральной нервной системы. При дизартрии имеются голосовые, просодические и артикуляционно-фо-нетические дефекты. Тяжелая степень нарушения называется анартрия. Если дефект проявляется преимущественно в артикуляционно-фонетических нарушениях, то такое нарушение называется стертой дизартрией. Этими терминами выражена степень расстройства.
Второй тип нарушений — нарушения структурно-семантического оформления высказывания. Они представлены двумя видами: алалией и афазией.
Алалия— отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до 3-х лет). Синонимы: дисфазия, детская афазия, афазия развития, слухонемота (устаревшее). При алалии не формируется система языковых средств: фонематических, лексических, грамматических, семантических. Страдает мо-тивационно-побудительный уровень речевого порождения. Афазия— полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями мозга. Синонимы: распад, утрата речи. Если травма черепа, нейроинфекция, опухоль мозга вызвали утрату речи до 3-х лет, то следует воздержаться от диагноза афазия. Если нарушение произошло после 3-х лет, то можно говорить о детской афазии, в отличие от афазии взрослых.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|