Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика трех групп детей с заиканием

Группы детей с заиканием отличаются особенностями становления у них функции говорения:

I группа.У детей с 1-го месяца до 1 года прослеживается ускоренное развитие предречевых вокализаций и высокий уровень развития произвольной моторики, ясно проявив­шийся на более поздних этапах онтогенеза. Уже в течение 1-го месяца в крике детей можно слышать звуки, подобные «А», выражающие сильный голод или боль, сочетание «УА» с носовым оттенком, говорящее о каком-то дискомфорте. В 1—2 мес. крики еще более дифференцируются: «мам» — чувство голода, «аи» — боль, «уа» — недовольство, неудоб­ство. Очень ярко выраженный «комплекс оживления» со­провождается обильными предречевыми вокализациями: гуканьем, гулением, вскриками. В 4 мес. дети перестают плакать при обращении к ним взрослого, тянут к нему руки и активно лепечут. Начиная с 6 мес. и на протяжении 7-го мес, дети много и подолгу лепечут без игрушки, находя удо­вольствие в движениях рук, языка, губ. С 9 мес. подражают звукам взрослых, к 10 мес. активно владеют 8—10 словами.

После 1-го года и до 3-х лет развитие экспрессивной речи продолжается очень ускоренными темпами: к 1 г. 7 мес. дети говорят фразами из 3—4 слов, слоговая структура слов со­хранна: «Мама, меня комары кусают, иди ко мне». В 2 г. 4 мес. у некоторых детей данной группы наряду с опережа­ющим развитием экспрессивной речи может наблюдаться или задержка импрессивной речи, или ее ускоренное разви­тие. К 2 г. 7 мес. могут выразить в сложносочиненном пред­ложении причинно-следственные отношения: «Опять меня Нордик (собака) уронил — мама, спаси меня».

Появившееся, как правило, в 2 г. 4 мес— 2 г. 5 мес. заикание по-разному влияет на речь детей. Это, возможно, объясняется как различной нервно-психической устойчи­востью детей к неблагоприятным воздействиям среды, так


 


и степенью зрелости обеих сторон речи. Не исключено, что продолжающееся уже в патологических условиях речевое развитие может привести в будущем к ограничению поль­зования экпрессивной речью.

II группа.У детей выявляется недоразвитие экспрессивной
речи и замедленное или неравномерное развитие импрессив-
ной речи и общей моторики. Иногда наблюдается недоразви­
тие моторики до 1 года и задержка развития импрессивной
речи, но экспрессивная речь в это же время развивается свое­
временно, лишь после 2-х лет сказывается неравномерность
раннего развития и наступает задержка в формировании экс­
прессивной речи. В других случаях у детей данной группы до
1 года наблюдается ускоренное развитие моторики, импрес­
сивной речи, но ярко проявляется задержка экспрессивной
речи. На 2-м году возникает резко выраженное отставание в
развитии моторики, выявляется соответствующее возрасту
развитие импрессивной речи и начинающееся выравнивание
в развитии говорения.



III группа.У детей имеется стойкое задержанное развитие
моторики и обеих сторон речи. Наблюдается отставание в
развитии двигательных функций: в первый месяц после рож­
дения у детей вообще отсутствуют двигательные реакции на
звук, они позже нормы удерживают голову, позже начинают
следить за движущимся предметом, могут стоять лишь в 1 г.
1 мес, ходить — в 1 г. 3 мес. После 1-го года задержка в разви­
тии моторики становится еще более выраженной: снимают
обувь в 2 г. 6 мес. (в норме — в 1 г. 3 мес), расшнуровывают
ботинок в 3—3,5 г. (в норме — в 1 г. 4 мес), самостоятельно
держат ложку в 2—2,5 г. (в норме — в 1 г. 5 мес). Столь же
выражено отставание импрессивной речи: слуховое сосредо­
точение появляется обычно в 3—4 мес. вместо конца 1-го ме­
сяца, «комплекс оживления» — в 5 мес. и т. п. С опозданием в
3—4 мес. усваивают значение 8—10 слов, могут выполнять
действия по речевой инструкции, различать людей и выби­
рать игрушку по словесному обозначению. На 2-м и на 3-м
годах развитие импрессивной речи продолжается с опоздани­
ем на 5—6 мес, и лишь к концу 3-го года разрыв сокращается
примерно до 4 месяцев.


Задержка в развитии экспрессивной речи в первые ме­сяцы не столь велика — в 2—3 мес; позже появляются зву­ковые комплексы, слоговые цепочки очень редки, дети не подражают взрослым во время лепета, редко сопровождают игру в «ладушки», «сороку» звуками. К концу года задержка обозначается более резко: слова возникают не в 11 мес, а к 1 г. 4 мес. На 2-м году обычно не наблюдается скачка в развитии экспрессивной речи, описательная речь появля­ется к 3-м годам (в норме — в 1 г. 10 мес). После 2-х лет отставание в развитии экспрессивной речи от нормы выра­жается в 5—6 месяцев. Появившееся заикание мешает ус­пешному развитию речи.

Формулирование логопедического заключения

На этапе развития теории и практики логопедии в начале XXI века проблема дифференциальной диагностики не ре­шена, что создает трудности при определении логопедиче­ского заключения или уточненного диагноза после проведе­ния комплексного обследования ребенка. Одной из причин является наличие двух классификаций речевых расстройств: клинико-педагогической и психолого-педагогической.

Клинико-педагогическая классификация ориентирована на коррекцию дефектов речи, разработку дифференциро­ванного подхода к их преодолению и на детализацию видов и форм речевых нарушений. В этой классификации учиты­ваются межсистемные взаимодействия речевых нарушений с материальным субстратом, прежде всего анатомо-физио-логическим механизмом речевого расстройства, что позво­ляет раскрыть нарушение в целом и определить, в каких случаях необходимо только логопедическое воздействие, а в каких — комплексное медико-педагогическое. Виды ре­чевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической классификации, подробно раскрыты в любом учебнике «Логопедия», структура и содержание которого отражают данную классификацию.

Все нарушения в клинико-педагогической классифика­ции разделены на две группы: нарушения устной и пись­менной речи.


 




Нарушения устной речи

В нарушениях устной речи выделяются расстройства произносительной стороны; голосообразования, темпо-ритмической организации высказывания, звукопроизноси-тельной. Указанные ниже расстройства могут быть изоли­рованными и могут выступать в различных комбинациях.

Афония, дисфония— отсутствие или нарушение фонации вследствие патологических (органических или функцио­нальных) изменений голосового аппарата. Синонимы: нару­шения голоса, нарушения фонации, фонаторные наруше­ния, вокальные нарушения. Они проявляются в отсутствии голоса, в нарушении силы, высоты и тембра голоса. Могут быть как самостоятельными, так и входить в состав других нарушений: при дизартрии (обусловлены парезом или пара­личом мышц голосового аппарата), при заикании (в случаях голосовых судорог: смыкательной, размыкательной, вокаль­ной, а также при твердой атаке голоса; при дыхательных су­дорогах: экспираторной, инспираторной, респираторной, при судорогах мягкого неба).

Тахилалия— патологическое ускорение темпа внешней и внутренней речи. Термин Tachilalia произошел от гречес­ких слов Tachis — быстрый, Lalia — речь. Синонимы: та-хифразия; Battarismuss (баттаризм, по М. Е.Хватцеву); Ти-multus sermonis, Paraphrasia praeceps, Battarismuss, по М. 3e-еману; Tachypemie paroxystigue, по В. М. Бехтереву. По механизмам — органическое, центрально обусловленное расстройство, процесс возбуждения преобладает над про­цессом торможения. В эмоционально возбужденном состо­янии индивида может быть функциональным нарушением. В некоторых случаях является причиной заикания.

Брадилалия— патологически замедленная, но правиль­но координированная речь с растягиванием гласных зву­ков, вялой, нечеткой артикуляцией. Термин Bradylalia про­изошел от греческих слов Bradys — медленный, Lalia — речь. Синонимы: брадифразия, брадиартрия, брадилогия. По механизмам — органическое, центрально обусловлен­ное расстройство, процесс торможения преобладает над


процессом возбуждения. Может быть самостоятельным на­рушением, но чаще наблюдается в клинике некоторых форм психических заболеваний, при олигофрении, шизо­френии, в неврологической клинике у больных с последст­виями менинго-энцефалита, дистрофических, органичес­ких заболеваниях центральной нервной системы, травм, опухолей головного мозга и т. п. В этих случаях брадилалия сочетается с брадикинезией (замедленностью всех движе­ний), астенизацией, общей заторможенностью, вялостью,

слабостью и пр.

Спотыкание— неправильное формирование фразы как следствие особого нарушения речевого внимания. Синони­мы: Poltern, Paraphrasia, Gluttaring, Tumultus Sermonis, Bru-deln, Gaxen, Battarismus, Bredouillement, Balbutiement, Ba-foillage, Praeceps, Agitophasia, Tachyphemia, Nadaras и др. Нарушается плавность речевого процесса, ритм, мелоди­ческая и интонационная выразительность. Часто сочетается с другими нарушениями речи, особенно с заиканием.

Заикание— нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц рече­вого аппарата. Синонимы: логоневроз (устаревшее), Lalo-nevros, Balbuties, Stuttering. Является центрально обусловлен­ным, имеет органическую или функциональную природу.

Дислалия— нарушение звукопроизношения при нор­мальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Синонимы: косноязычие (устаревшее), дефекты звукопро­изношения, фонетические дефекты, недостатки произно­шения фонем. Проявляется в неправильном звуковом (фо­немном) оформлении речи: в отсутствии, замене, искаже­нии звука. Появляется в раннем речевом онтогенезе, если у ребенка не сформирована артикуляционная база звуков, или неправильно сформировались артикуляционные пози­ции. Если дислалия обусловлена аномалиями в строении артикуляционного аппарата, то обозначается как органи­ческая (механическая) дислалия.

Ринолалия— нарушения тембра голоса и звукопроизно­шения, обусловленные анатомо-физиологическими дефекта­ми речевого аппарата. Синонимы: гнусавость (устаревшее),


палатолалия (от лат. Palatum — небо). Тембр голоса из­лишне назализован вследствие того, что голосовыдыха-тельная струя проходит через носовую полость при произ­несении всех звуков речи и в ней получает носовой резо­нанс. Если назализованный оттенок речи возникает при отсутствии грубых артикуляторных нарушений, то упот­ребляется термин «ринофония». Ринолалию в настоящее время выделяют в самостоятельное расстройство, но неко­торые авторы определяют ее как одну из форм механичес­кой дислалии.

Дизартрия— нарушение членораздельной речи, то есть нарушение и звукопроизношения, и просодии. Это не само­стоятельное речевое расстройство, а симптом органического поражения центральной нервной системы. При дизартрии имеются голосовые, просодические и артикуляционно-фо-нетические дефекты. Тяжелая степень нарушения называет­ся анартрия. Если дефект проявляется преимущественно в артикуляционно-фонетических нарушениях, то такое нару­шение называется стертой дизартрией. Этими терминами выражена степень расстройства.

Второй тип нарушений — нарушения структурно-семан­тического оформления высказывания. Они представлены двумя видами: алалией и афазией.

Алалия— отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного моз­га во внутриутробном или раннем периоде развития ребен­ка (до 3-х лет). Синонимы: дисфазия, детская афазия, афа­зия развития, слухонемота (устаревшее). При алалии не формируется система языковых средств: фонематических, лексических, грамматических, семантических. Страдает мо-тивационно-побудительный уровень речевого порождения. Афазия— полная или частичная утрата речи, обуслов­ленная локальными поражениями мозга. Синонимы: рас­пад, утрата речи. Если травма черепа, нейроинфекция, опу­холь мозга вызвали утрату речи до 3-х лет, то следует воз­держаться от диагноза афазия. Если нарушение произошло после 3-х лет, то можно говорить о детской афазии, в от­личие от афазии взрослых.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.