Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследование импрсссивной речи





Соответственно возрасту предлагается выполнить сле­дующие задания.

Задания для детей 2-х лет — 3-го года жизни:

• показать по словесной инструкции логопеда различные предметы обстановки комнаты, вещи личного обихода;


• выполнить поручение по речевой инструкции, напри­мер: «Возьми куклу», «Принеси мяч» и т.д. Задания для детей 3-х лет — 4-го года жизни:

© показать по словесной инструкции предметы обстанов­ки, вещи личного обихода и др.; показать по словесной инструкции предметы той или иной формы (круглое яб­локо, квадратный стол), величины (большой шкаф, ма­ленький стул), того или иного цвета (красный шар, зе­леный огурец); выполнить поручения по речевой ин­струкции, например: «Возьми шарик и положи на стол», «Встань и подойди к окну»;

© ответить на вопросы по содержанию небольшого расска­за (для выяснения понимания содержания). Например, можно прочитать следующий текст: «У Миши был серый котик. Хвост у котика пушистый, глазки зеленые, лапки мягкие. Миша давал ему молока и каши. А котик кашу не любил, просил мяса. Котик был ленивый, не хотел мышей ловить. Хорошо мышам. Котик молока полакает и спит на солнышке. Вот плутишка!»;



© ответить на вопросы: Кто был у Миши? Какой у котика хвост? Глазки? Лапки? Чем Миша кормил котика? Что просил котик? Почему мышам было хорошо? Какой был котик? Задания для детей 4-х лет — 5-го года жизни:

•/ показать по речевой инструкции логопеда игрушки, ку­кол—персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета; ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания). Задания для детей 5-ти лет — 6-го года жизни:

•/ показать по речевой инструкции логопеда игрушки, ку­кол—персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета;

•/ ответить на вопросы по содержанию программной сказ­ки или рассказа (для выяснения понимания содержа­ния);

•/ показать по сюжетным картинкам времена года, диких и домашних животных.


Задания для детей 6-ти лет — 7-го года жизни:

• показать понимание и знание слов, обозначающих ве­
личину, форму и цвет предмета, понимание и знание
времен года (с использованием сюжетных картинок);



• показать понимание и знание праздников, основных
профессий (с использованием сюжетных картинок);

• ответить на вопросы по содержанию программного рас­
сказа, газетной статьи.

Исследование экспрессивной речи

Задания для детей 2-х лет — 3-го года жизни:

• назвать окружающие предметы, игрушки;

• показать язык широкий, узкий, зубы, облизать языком
губы, вытянуть губы вперед и т.д. (предложить выпол­
нить одиночные движения и серию движений для всех
последующих возрастных групп);

• рассказать сказку, например, «Курочка-Ряба»;

• описать несложную сюжетную картинку;

• рассказать об игрушке;

• прочитать стихотворение.

Задания для детей 3-х лет — 4-го года жизни:

© назвать предметы обстановки, вещей личного обихода, качеств предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, вели­чина, форма, вкус);

© побеседовать с ребенком на тему, интересную для детей этого возраста;

© рассказать по картинке;

© прочитать стихотворение.

Задания для детей 4-х лет — 5-го года жизни:

•/ побеседовать с ребенком о семье, его игрушках, люби­мых сказках, мультфильмах;

•/ пересказать известную сказку;

•/ назвать за логопедом предметные и простые сюжетные картинки (отраженная речь);

•/рассказать стихотворение вместе с ребенком (сопряжен­ная речь);

•/ поиграть с ребенком в лото, домино на сопряженной речи.


Задания для детей 5лет — 6-го года жизни:

• побеседовать с ребенком об известных ему овощах, фрук­
тах, машинах, профессиях и т. д. (по логическим группам
слов);

• сравнить, отвечая на вопросы логопеда, два предмета, рас­
сказав об их сходстве и различии (например, двух кукол);



• назвать за логопедом сюжетные картинки;

• вместе с логопедом дать описание какой-нибудь игруш­
ки в игре «Игрушка-сюрприз»: развернув пакет, ребенок
рассматривает игрушку, а затем по образцу логопеда
вместе с ним называет игрушку и описывает ее качества
(например, мягкую игрушку — медвежонка).
Задания для детей 6лет — 7-го года жизни:

© составить несколько предложений по сюжетным картин­кам типа «Что делает?» Например, «Мальчик ловит рыбу», «Девочка кормит котенка», «Бабушка вяжет носки»;

© показать инсценировку знакомой сказки, используя фи­гурки настольного театра;

© побеседовать с ребенком о детских передачах, книгах,

его друзьях, о семейных праздниках и т.п.;

© повторить за логопедом предложения небольшого текста; © вместе с логопедом назвать и выполнить действие, на­пример, с мозаикой: «Я взял красный кружок. Я взял еще один красный кружок...» — «Получился цветок». Обобщение. В ходе исследования речи ребенка логопед фиксирует:

# особенности внимания заикающегося (вниматель­ный, сосредоточенный, отвлекаемый, неусидчивый, раздражительный, истощаемый, негативный);

# форму судорог (клоническая, тоническая, смешанная: клоно-тоническая, тоно-клоническая);

# вид судорог (дыхательный, голосовой, артикулятор-ный, смешанный: дыхательно-голосовой, дыхательно-артикуляторный, артикуляторно-голосовой т. д.);

# степени выраженности заикания: ЛЕГКАЯ — ребенок активен в деятельности, заикание не влияет на общи­тельность, легкий контакт со сверстниками, со взрос­лыми, судороги наблюдаются только в самостоятель-


ной речи; СРЕДНЯЯ — активность в деятельности снижена, заикание повлияло на общительность ребен­ка, со взрослыми и детьми вступает в контакт неохот­но, судороги имеются в самостоятельной, вопросно-ответной, отраженной речи; ТЯЖЕЛАЯ — ребенок пассивен в деятельности, необщителен, контакт только при побуждении со стороны взрослого, судороги во всех видах речи.

# проявления заикания (количество судорог, их сила и длительность) в различных формах речи: в самосто­ятельном рассказе, в рассказе по картинке, в беседе, в пересказе прочитанного логопедом текста, в вопро-со-ответной речи, при чтении стихотворения во вре­мя отраженной, сопряженной и шепотной речи;

# состояние дыхательной функции: ритм (нормальный, аритмия), темп (нормальный, ускоренный, замед­ленный), характер вдоха (нормальный, укороченный, слишком глубокий, во время речи), характер выдоха (соответствует количеству слов во фразе, укорочен­ный, слишком быстрый выдох), характер дыхания (диафрагмально-брюшное, диафрагмальное, поверх­ностное верхнеключичное);

# состояние, строение и подвижность артикуляторно го аппарата: аномалии в строении губ, челюстей, зубов, языка, твердого и мягкого неба (нет, есть, какие).

Отметить параметры движений:

наличие или отсутствие движения;

активность (расторможенность, заторможенность);

объем (полный, неполный);

точность выполнения;

длительность (способность удерживать органы в задан­ном положении);

темп движений (норма, замедленный, ускоренный);

замена движения (синкинезии).

состояние звукопроизношения. Определить наруше­ния звукопроизношения по механизмам: дислалия или стертая дизартрия. По форме: моторное, сенсорное, смешанное нарушение. По проявлению: сигматизм,


ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, дефекты заднеязыч­ных звуков, дефекты озвончения, дефекты смягчения. По объему: мономорфное, полиморфное нарушение; состояние просодических компонентов речи: темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранение пауз (норма, де­ление слов, слогов паузой, судорогой), голос (сила голоса — громкий, слабый, тихий, мерцающий, за­тухающий, высота голоса — высокий, низкий, нор­мальный, тембр голоса — сиплый, хриплый, резкий, с металлическим оттенком, с носовым оттенком, особое внимание обратить на наличие мягкой или твердой атаки голоса), внятность речи (внятная, от­четливая, смазанная, неясная).

Поскольку при заикании наблюдается не только наруше­ние звукопроизношения, но могут быть отклонения, задерж­ка в формировании словаря, грамматического строя речи, фо­нематических процессов, рекомендуется обследовать эти сто­роны речи.

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.