Исследование произвольной мимической моторики
Ребенку предлагаются следующие упражнения:
•/ оскал — покой, поднимание верхней губы;
•/ надувание обеих щек, по очереди;
•/ поднимание бровей — покой, наморщивание лба;
•/ наморщивание носа;
•/ поочередное зажмуривание глаз.
Отметить: сглаженность носогубных складок: одной, обеих; амимичность лицевой мускулатуры; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз века; син-кинезии.
Одиночные движения языком:
© положить широкий язык на нижнюю губу;
© положить узкий язык на нижнюю губу;
© язык «жалом» при открытом рте;
© узким языком коснуться правого — левого углов рта; © показать язык «чашечкой» при открытом рте;
© положить широкий язык на верхние зубы при открытом
рте и растянутых в улыбке губах;
© выполнить «лакательное» движение языком при открытом рте.
Серии движений языком:
© открыть рот, положить широкий язык на нижнююгубу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхниезубы, убрать за зубы, закрыть рот;
© открыть рот, показать попеременно (5—6 раз) узкий и
широкий язык, закрыть рот;
© открыть рот, облизать узким языком губы вкруговую
(слева направо и наоборот), закрыть рот;
© те же движения выполнить широким языком; обратить внимание на точность, объем движений.
Отметить равномерность работы мышц языка, способность к переключению и удержанию позы: отклонение кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных движениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или замедление темпа движения при повторных движениях, посинение кончика языка, замена движений языка; слюнотечение.
Подъязычная связка (уздечка) языка:
•/ положить широкий язык на нижнюю губу и постараться
дотронуться им до середины (или ниже) подбородка;
•/ это же движение выполнить узким языком;
•/ поднять широкий язык на верхнюю губу и тянуться языком к носу;
•/ поднять широкий язык за верхние зубы и провести кончиком языка по твердому небу от верхних альвеол назад к границе твердого и мягкого неба; присосать широкий язык к твердому небу и опустить на дно ротовой полости с характерным щелчком (повторить 5—6 раз). Отметить состояние подъязычной связки: норма, укороченная, с послеоперационным узлом.
Мягкое небо (обследовать визуально):
• предложить покашлять с открытым ртом иязыком, лежащим на нижней губе.
Отметить: плоское, округлое, гиперкинез. Отклонение маленького язычка в сторону, расщелины.
Твердое небо
• обследовать визуально и отметить: нормальное, излиш не низкое, куполообразное, «готическое», расщелины. Зубы
• обследовать визуально и отметить: нормальные, ред кие, сверхкомплектность, низкие, высокие, вне челюст ной дуги, язычный наклон зубов и т. д.
Прикус
• обследовать визуально и отметить: открытый передний, открытый боковой, прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдви жение вперед верхней челюсти).
Губы
• нормальные, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа. Расщелина верхней губы.
Общее звучание речи
Ребенку предлагается рассказать стихотворение, составить рассказ по серии сюжетных картинок, побеседовать с логопедом.
Отметить:
с^= характерные особенности голоса: по силе — нормальный, громкий, тихий, затухающий к концу фразы, иссякающий; по высоте — нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, немодулированный, монотонный; по тембру — с носовым оттенком, хриплый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металлический», писклявый;
с^= тип и продолжительность дыхания (положить ладонь
на область диафрагмы ребенку во время речи). Отметить: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхне-ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох;
с^= выразительность речи: дикция — отчетливая, смазанная, невнятная; темп — нормальный, ускоренный, замедленный; ритм — норма, аритмия (слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно).
Исследование произношения звуков
Произнести за логопедом гласные звуки: [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э]; согласные звуки: свистящие — [С], [С], [3], [3'], [Ц]; шипящие - [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; сонорные звуки: ротовые -[Л], [Л'], [Р], [Р']; носовые - [М], [М'], [Н], [Н']; йотированные звуки - [Я], [Е], [Ё], [Ю], [Й] (по логопедическому альбому: на материале предметных картинок, слогов, слов разной структуры, словосочетаний, фраз стихотворного текста). При необходимости исследовать и другие звуки.
Отметить отсутствие, замену, искажение звука.
Исследование различения звуков (фонематический слух)
Повторить за логопедом слоги и слова с оппозиционными звуками:
Та — да та — да — та том — дом
Да — та да — та — да лук — люк
Ка — га ка — га — ка сок — цок
зайка — сайка ложки — рожки
миска — мишка чайка — сайка шар — жар рад — ряд
Состояние фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений
Простой фонематическийанализ
Выделение звука на фоне слова.Целесообразно проверить состояние всех видов анализа на материале правильно и неправильно произносимых ребенком звуков.
Инструкция: «Слышишь ли ты звук [П] в слове СУП? звук [М] в слове МАЙ? звук [К] в слове БОК? звук [А] в слове АНЯ? звук [О] в слове ОЛЯ? звук [У] в слове УТРО?». Далее проверить способность выделения на фоне слова звуков, сложных по артикуляции и по восприятию на слух, как правило, нарушенных в произношении у детей с дизартрией.
Выделение звука из слова.Инструкция: «Какой звук ты слышишь в слове САД?» (выделяемый ребенком звук логопед произносит интонирован но) «... в слове ЗУБЫ? в слове ОТЕЦ? в слове ШУБА? в слове ЖУК? в слове МЯЧ? в слове ЩЕТКА? в слове ЛАПА? в слове РАК?».
Сложный фонематический анализ
Определение места звука в слове.Инструкция: «Где ты слышишь звук [С] в слове САНИ, в начале или в конце?». В инструкции целесообразно положение звука обозначить словами «в начале», «в конце», поскольку ребенок может забыть эти слова, в то же время правильно определяя местоположение звука. С помощью этой инструкции проверяется, как ребенок владеет этим видом анализа в отношении всех согласных звуков. И только после этого можно инструкцию изменить: «Где ты слышишь звук [С] в слове КОСЫ?», но уже не называя слово «в середине». Или «Где находится звук [3] в слове ВОЗЫ? звук [Ц] в слове БОЕЦ? звук [Ш] в слове МЫШИ? звук [Ж] в слове КОЖА? звук [Ч] в слове БОЧКА? звук [Щ] в слове ЯЩИК? звук [Р] в слове КОРКА? звук [Л] в слове ПОЛКА?». Необходимо так подбирать слова, чтобы в них отсутствовали звуки, более сложные по артикуляции, нежели проверяемый звук.
Определение последовательности звуков в слове.Инструкция: «Какой звук ты слышишь в начале слова ССУМ-КА?» Ответ ребенка: «[С]». «Какой звук ты слышишь после звука [С]: СУУМКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [У]: СУММКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [М]: СУМКА?» (Логопед несколько задерживает смычку при произношении звука [К].) Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [К]: СУМКАА?» Ответ ребенка. После выполнения этого задания с некоторой долей помощи логопеда (интонирование выделяемого звука) ребенку предлагается самому назвать последовательность звуков в данном слове и в другом, сначала подобном, например, РАМКА или ПОЛКА, а затем другой структуры, например, ЛАПА, РЫБА, ЗУБЫ.
Определение количества звуков в слове.Ребенку предлагаются слова из 2—5 звуков. Инструкция: «Сколько звуков в слове РРАААК?» Логопед в первом предлагаемом слове интонирует последовательно все звуки слова, проговаривая его в медленном темпе. Затем ребенок определяет количество звуков в слове ЛАК или в слове САМ (ЛОМ, СОМ, ШУМ, ЖУК, ЧОК). «Сколько звуков в слове РАМА?» (ЛАПА, РЫБА, ШУБА, КОРА). «Сколько звуков в слове КОРКА?» (ПОЛКА, СУМКА, ЗАБОР, КАМЫШ).
Фонематический синтез
Ребенку предлагаются слова из 3—5 слов с сохранной звуко-слоговой структурой. Логопед произносит слова с небольшой паузой. Инструкция: «Послушай звуки, они разбежались (или поссорились), поставь их рядом (или «подружи»), чтобы получилось слово: [С], [О], [К]; [К], [А], [Ш], [А]; [Б], [У], [Л], [К], [А]». Далее проверяется фонематический синтез на словах с нарушенной звуко-слоговой структурой. Инструкция: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись местами. Ты поставь их правильно, и получится знакомое тебе слово: Т, О, Р (К, А, У, Р;П, О, Т, Ч, А)».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|