Сделай Сам Свою Работу на 5

Исследование произвольной мимической моторики





Ребенку предлагаются следующие упражнения:

•/ оскал — покой, поднимание верхней губы;

•/ надувание обеих щек, по очереди;

•/ поднимание бровей — покой, наморщивание лба;

•/ наморщивание носа;

•/ поочередное зажмуривание глаз.

Отметить: сглаженность носогубных складок: одной, обеих; амимичность лицевой мускулатуры; замедленность движений глазных яблок, односторонний птоз века; син-кинезии.

Одиночные движения языком:

© положить широкий язык на нижнюю губу;

© положить узкий язык на нижнюю губу;

© язык «жалом» при открытом рте;

© узким языком коснуться правого — левого углов рта; © показать язык «чашечкой» при открытом рте;


© положить широкий язык на верхние зубы при открытом

рте и растянутых в улыбке губах;

© выполнить «лакательное» движение языком при откры­том рте.

Серии движений языком:

© открыть рот, положить широкий язык на нижнююгубу, поднять на верхнюю губу, перевести на верхниезубы, убрать за зубы, закрыть рот;

© открыть рот, показать попеременно (5—6 раз) узкий и

широкий язык, закрыть рот;

© открыть рот, облизать узким языком губы вкруговую

(слева направо и наоборот), закрыть рот;



© те же движения выполнить широким языком; обратить внимание на точность, объем движений.

Отметить равномерность работы мышц языка, способ­ность к переключению и удержанию позы: отклонение кончика языка при показе, тремор кончика языка при повторных дви­жениях и при удержании позы, увеличение гиперкинеза или за­медление темпа движения при повторных движениях, поси­нение кончика языка, замена движений языка; слюнотечение.

Подъязычная связка (уздечка) языка:

•/ положить широкий язык на нижнюю губу и постараться

дотронуться им до середины (или ниже) подбородка;

•/ это же движение выполнить узким языком;

•/ поднять широкий язык на верхнюю губу и тянуться язы­ком к носу;

•/ поднять широкий язык за верхние зубы и провести кон­чиком языка по твердому небу от верхних альвеол назад к границе твердого и мягкого неба; присосать широкий язык к твердому небу и опустить на дно ротовой полости с характерным щелчком (повторить 5—6 раз). Отметить состояние подъязычной связки: норма, уко­роченная, с послеоперационным узлом.



Мягкое небо (обследовать визуально):

• предложить покашлять с открытым ртом иязыком, ле­жащим на нижней губе.

Отметить: плоское, округлое, гиперкинез. Отклонение маленького язычка в сторону, расщелины.


Твердое небо

• обследовать визуально и отметить: нормальное, излиш­
не низкое, куполообразное, «готическое», расщелины.
Зубы

• обследовать визуально и отметить: нормальные, ред­
кие, сверхкомплектность, низкие, высокие, вне челюст­
ной дуги, язычный наклон зубов и т. д.

Прикус

• обследовать визуально и отметить: открытый передний,
открытый боковой, прогения (излишнее выдвижение
вперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдви­
жение вперед верхней челюсти).

Губы

• нормальные, тонкие, толстые, укороченная верхняя губа.
Расщелина верхней губы.

Общее звучание речи

Ребенку предлагается рассказать стихотворение, соста­вить рассказ по серии сюжетных картинок, побеседовать с логопедом.

Отметить:

с^= характерные особенности голоса: по силе — нор­мальный, громкий, тихий, затухающий к концу фра­зы, иссякающий; по высоте — нормальный (грудной), высокий, низкий, фальцет, немодулированный, мо­нотонный; по тембру — с носовым оттенком, хрип­лый, грубый, глухой, гортанно-резкий, «металличес­кий», писклявый;

с^= тип и продолжительность дыхания (положить ладонь

на область диафрагмы ребенку во время речи). Отметить: грудное, диафрагмальное, диафрагмально-грудное, верхне-ключичное (поверхностное), короткий вдох, непродолжительный выдох;

с^= выразительность речи: дикция — отчетливая, сма­занная, невнятная; темп — нормальный, ускорен­ный, замедленный; ритм — норма, аритмия (слова во фразе произносятся с разным ритмом, то быстро, то медленно).




Исследование произношения звуков

Произнести за логопедом гласные звуки: [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э]; согласные звуки: свистящие — [С], [С], [3], [3'], [Ц]; шипящие - [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; сонорные звуки: ротовые -[Л], [Л'], [Р], [Р']; носовые - [М], [М'], [Н], [Н']; йотирова­нные звуки - [Я], [Е], [Ё], [Ю], [Й] (по логопедическому аль­бому: на материале предметных картинок, слогов, слов раз­ной структуры, словосочетаний, фраз стихотворного текста). При необходимости исследовать и другие звуки.

Отметить отсутствие, замену, искажение звука.

Исследование различения звуков (фонематический слух)

Повторить за логопедом слоги и слова с оппозиционны­ми звуками:

Та — да та — да — та том — дом

Да — та да — та — да лук — люк

Ка — га ка — га — ка сок — цок

зайка — сайка ложки — рожки

миска — мишка чайка — сайка
шар — жар рад — ряд

Состояние фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений

Простой фонематическийанализ

Выделение звука на фоне слова.Целесообразно прове­рить состояние всех видов анализа на материале правильно и неправильно произносимых ребенком звуков.

Инструкция: «Слышишь ли ты звук [П] в слове СУП? звук [М] в слове МАЙ? звук [К] в слове БОК? звук [А] в слове АНЯ? звук [О] в слове ОЛЯ? звук [У] в слове УТРО?». Далее проверить способность выделения на фоне слова зву­ков, сложных по артикуляции и по восприятию на слух, как правило, нарушенных в произношении у детей с дизар­трией.


Выделение звука из слова.Инструкция: «Какой звук ты слышишь в слове САД?» (выделяемый ребенком звук ло­гопед произносит интонирован но) «... в слове ЗУБЫ? в сло­ве ОТЕЦ? в слове ШУБА? в слове ЖУК? в слове МЯЧ? в слове ЩЕТКА? в слове ЛАПА? в слове РАК?».

Сложный фонематический анализ

Определение места звука в слове.Инструкция: «Где ты слышишь звук [С] в слове САНИ, в начале или в конце?». В инструкции целесообразно положение звука обозначить словами «в начале», «в конце», поскольку ребенок может забыть эти слова, в то же время правильно определяя мес­тоположение звука. С помощью этой инструкции проверя­ется, как ребенок владеет этим видом анализа в отношении всех согласных звуков. И только после этого можно ин­струкцию изменить: «Где ты слышишь звук [С] в слове КОСЫ?», но уже не называя слово «в середине». Или «Где находится звук [3] в слове ВОЗЫ? звук [Ц] в слове БОЕЦ? звук [Ш] в слове МЫШИ? звук [Ж] в слове КОЖА? звук [Ч] в слове БОЧКА? звук [Щ] в слове ЯЩИК? звук [Р] в слове КОРКА? звук [Л] в слове ПОЛКА?». Необходимо так подбирать слова, чтобы в них отсутствовали звуки, более сложные по артикуляции, нежели проверяемый звук.

Определение последовательности звуков в слове.Ин­струкция: «Какой звук ты слышишь в начале слова ССУМ-КА?» Ответ ребенка: «[С]». «Какой звук ты слышишь после звука [С]: СУУМКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слы­шишь после звука [У]: СУММКА?». Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [М]: СУМКА?» (Логопед не­сколько задерживает смычку при произношении звука [К].) Ответ ребенка. «Какой звук ты слышишь после звука [К]: СУМКАА?» Ответ ребенка. После выполнения этого зада­ния с некоторой долей помощи логопеда (интонирование выделяемого звука) ребенку предлагается самому назвать последовательность звуков в данном слове и в другом, сна­чала подобном, например, РАМКА или ПОЛКА, а затем другой структуры, например, ЛАПА, РЫБА, ЗУБЫ.


Определение количества звуков в слове.Ребенку предла­гаются слова из 2—5 звуков. Инструкция: «Сколько звуков в слове РРАААК?» Логопед в первом предлагаемом слове интонирует последовательно все звуки слова, проговаривая его в медленном темпе. Затем ребенок определяет количе­ство звуков в слове ЛАК или в слове САМ (ЛОМ, СОМ, ШУМ, ЖУК, ЧОК). «Сколько звуков в слове РАМА?» (ЛА­ПА, РЫБА, ШУБА, КОРА). «Сколько звуков в слове КОР­КА?» (ПОЛКА, СУМКА, ЗАБОР, КАМЫШ).

Фонематический синтез

Ребенку предлагаются слова из 3—5 слов с сохранной звуко-слоговой структурой. Логопед произносит слова с не­большой паузой. Инструкция: «Послушай звуки, они раз­бежались (или поссорились), поставь их рядом (или «по­дружи»), чтобы получилось слово: [С], [О], [К]; [К], [А], [Ш], [А]; [Б], [У], [Л], [К], [А]». Далее проверяется фоне­матический синтез на словах с нарушенной звуко-слоговой структурой. Инструкция: «Послушай необычное слово, ни на что не похожее, потому что звуки в нем поменялись мес­тами. Ты поставь их правильно, и получится знакомое тебе слово: Т, О, Р (К, А, У, Р;П, О, Т, Ч, А)».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.