Исследование способности словообразования
Образование существительныхс уменьшительной формой имени существительного. Слова для предъявления:
кукла —
| куколка мяч
| — мячик
| окно
| —окошечко окошечокошечко
| лампа —
| дом
| — ...
| кольцо
| — ...
| голова - —
| птица
| — ...
| ведро
| — ...
| рука —
| ухо
| — ...
| лоб
| — ...
| гнездо —
| ... зерно
| — ...
| перо
| — ...
|
Образование имени прилагательногоот имени существительного (подготовительная группа).
Инструкция: «Скамейка из дерева. Какая скамейка?» Ответ ребенка: «Деревянная». Слова для предъявления: Сумка из кожи — кожаная Шуба из меха лисы - - ...
Стакан из стекла — ... Шапка из меха — ...
Лопата из железа — ... Ваза из хрусталя - ...
Платье из шелка — ... Шарф из шерсти — ...
Образование глаголовдвижений. Слова для предъявления: бежал — убежал,прибежал, перебежал, отбежал, вбежал, выбежал, добежал (показать на картинках, назвать).
По окончании обследования логопед записывает уточненный диагноз.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С АЛАЛИЕЙ Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка _____________________________
Дата рождения (число, месяц, год) ___________________
Дата обследования (число, месяц, год)________________
Возраст (на момент обследования, исчисляется в годах
и месяцах, например, 4 года 5 мес.)_____________________
Домашний адрес, телефон__________________________
Из какого детского сада прибыл (номер детского сада, рай он) или из семьи_____________________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер протокола медико-психолого-педагогической комиссии, от
какого числа)_______________________________________
Диагноз районной медико-психолого-педагогической ко- миссии____________________________________________
Сведения о родителях
Мать: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, ра ботает, нет__________________________________________
Отец: Ф. И. О., дата рождения, образование, профессия, ра ботает, нет________________________________ ___________
Другие члены семьи, живущие в данной семье _______
Жалобы родителей, данные, с их слов, о психическом и ре чевом развитии ребенка, их пожелания о пребывании ребен ка в логопедической группе___________________________
Речь родителей: отметить грамотность, правильность построения фразы, связность и логичность сообщения об их ребенке или ошибки в употреблении слов, аграмматизмы во Фразе, бедность языковых средств для выражения своих мыс-лей, нарушение связности и логичности повествования __________________________________________________
Наследственные заболевания _______________________
Общий анамнез
От какой беременности ребенок, возраст матери в период
родов______________________________________________
Характер беременности: падения, травмы, психозы, хрониче ские и инфекционные заболевания матери______________
Роды: досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезво женные ______________________________ _____________
Стимуляция: механическая, химическая, электростиму-
ляция______________________________________________
Крик: был, нет ______________________________
Асфиксия: белая, синяя_______________
Резус-фактор: отрицательный, совместимость_________
Веси рост ребенка при рождении _____________
Вскармливание: на какие сутки после рождения ребенка принесли кормить; грудь взял активно, не взял, с помощью,
Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утом лялся, срыгивания, поперхивания. Вскармливание до ____
Последующее вскармливание: смешанное, искусственное
Выписка из родильного дома на_______ день
Дополнительное пребывание в роддоме, причины______
Особенности раннего развития: держит голову с___ мес.
(в норме с 2 мес. жизни), сидит с____ мес. (в норме к]
7 мес), стоит с ______ мес. (в норме 9—10 мес), ходит
с_______ мес (в норме в промежуток между 12 и 15 мес). I
Первые зубы с_______ мес, к 1 году зубов________
Перенесенные заболевания:
до 1 года „____________
после 1 года______________________________________
до 3 лет_____________________________ _____________
Особое внимание обратить на заболевания нервной сис-темы.
Органические заболевания нервной системы: отметить инфекционные заболевания и интоксикации, травмы нервной
системы. Инфекционное заболевание может вызываться либо бактериями (бактериальная, микробная инфекции), либо вирусами (вирусное поражение). Отметить болезни, относящиеся к нейроинфекциям: менингиты, энцефалиты, менинго-энце-фалиты, полиомиелиты и др., а также травмы нервной системы: черепномозговые травмы, переносимые во внутриутробном периоде, во время родов и в постнатальном периоде.
Уточнить, были (есть) после черепномозговой травмы или после инфекционных поражений нервной системы ликворо-динамические нарушения (гидроцефалия различной степени)
Инфекционные заболевания: корь, скарлатина, дифтерия, грипп, краснуха и др. ____________________
Соматические болезни: простудные заболевания, пневмо ния, воспалительные процессы уха и др.________________
Судороги при высокой температуре_________________
Данные о развитии речи
Гуление с _____ мес, характер гуления (длительность звуков, их сочетание, отдельные певучие звуки).
Лепет с______ мес, характер лепета: звуковой, слого вой.
Первые слова, их характеристика: усеченные, состоящие из одного слога, итеративной структуры, типа МАМА, ПАПА, НЯНЯ, ДЯДЯ и т.п., звукоподражания, количество слов_
Речь в настоящее время: использование жестов, речевая ак тивность, понимание речи окружающих________________
Речевая среда: с ребенком общаются, учитывая его желание, или наоборот, исправляют речь, требуют повторения, ответов на вопросы (такое отношение к речи ребенка порождает У Него речевой негативизм) ________________________
Занимался с логопедом, где, сколько, результат, не занимался
37
Логопедическое обследование
Состояние неречевых психических функций
Исследование восприятия
Зрительное восприятие
Для исследования состояния предметного гнозиса рекомендуется применение следующих приемов.
Предъявление предметных картинок.Логопед раскладыва-ет перед ребенком от 2 до 5 картинок (в зависимости от возраста), предлагает посмотреть на них и затем по речевой инструкции логопеда показать названную картинку. При этом логопед называет первую или последнюю картинку в ряду, а далее — все остальные. Предметные картинки подбираются из логических групп слов (семья, одежда, посуда, животные и т. д.).
Предъявление контура.Ребенку предлагается узнать по контуру изображенный предмет. Поскольку экспрессивная речь у ребенка с алалией не сформирована, снижена или отсутствует речевая активность, то логопед предлагает не назвать, а показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются 2 предметные картинки ипредлагается внимательно на них посмотреть, затем логопед под ними выкладывает контур одного из изображений и просит ребенка показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.
Предъявление неполного рисунка.Ребенку предлагается посмотреть на рисунок знакомого предмета без существенной детали, по которой достаточно легко узнается изображение, например, слон без хобота, белочка без пушистого хвоста, заяц без длинных ушей, машина без колес и т.д. Инструкция: «Покажи слона», «Покажи белочку» и т.д.
Предъявление перечеркнутых фигур.Логопед выкладывает перед ребенком 3—4 изображения, перечеркнутые разными линиями — горизонтальными, вертикальными, волнистыми, например, домик, яблоко, елочка, машинка.
Предъявление наложенных друг на друга изображенийпредметов(проба Поппельрейтера, 1917). Детям с алалией ло-
гопед показывает только два контрастных изображения, например, елочку и яблоко, машинку и мячик. Инструкция: «Посмотри внимательно на эту картинку и обведи пальцем то, что ты на ней увидел». Если может, ребенок называет то, что
он обвел.
Для исследования состояния цветового гнозиса применяются следующие приемы.
Предъявление цветных фигур.Логопед раскладывает перед ребенком 6 квадратов с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный). По речевой инструк-ции логопеда«Покажи красный квадрат (желтый и т.д.)» ребенок указывает на соответствующий квадрат. Таким же образом проверяется знание оттенков: голубой, оранжевый, розовый, коричневый, серый.
Дифференциация цвета: перед ребенком кладутся два квадрата разного цвета, например, красный и белый, илисиний и желтый, логопед предлагает посмотреть внимательно на них и показать красный квадрат или синий.
Подбор картинки к цветовому фону. Логопед использует квадрат определенного цвета, например, красного, и 4 предметные картинки с изображениями предметов красного цвета (свекла, вишня, помидор, яблоко), эти картинки разложены среди других, на которых изображены предметы синего, желтого, белого или других цветов. Логопед предлагает посмотреть на картинки и выбрать среди них те, на которых изображения только красного цвета, и положить их на красный квадрат. Таким же образом ребенок подбирает изображения желтого цвета (например, луковица, репа, подсолнух, одуванчик) и выкладывает картинкина квадрат желтого цвета и т. д.
Слуховое восприятие
При исследовании слухового гпозиса используются звучащие игрушки.
Определение направления звука.Игра «Где позвонили?» Логопед за спиной ребенка звонит в колокольчик вверху, внизу, справа, слева и просит показать рукой, где он услышал звучание.
Дифференциация звучащих игрушек.Перед ребенком выкладываются две контрастно звучащие игрушки (бубен — дудочка, барабан — гармонь, бубен — погремушка), логопед извлекает звуки на глазах ребенка, ребенок сам может поиграть в звучащие игрушки. Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звук одной игрушки из пары. Повернувшись, ребенок показывает на ту игрушку, звук которой он услышал.
Пространственный праксис
При исследовании схемы тела логопед просит ребенка показать правую, затем левую руку у себя, затем показать правую, левую руку у логопеда, сидящего напротив ребен-ка, после этого выполняются речевые пробы Хэда.
Указанные задания логопед предлагает детям в возрасте от 5 лет и старше.
Обследуя зрительную ориентировку ребенка в пространстве, логопед просит его хлопнуть в ладоши перед собой, позади, вверху, внизу.
При демонстрации действий с предметами можно использовать большой и маленький кубики, игрушечную собаку и домик, куклу и игрушечный стульчик и т.д. Логопед просит положить (поставить) один предмет по отношению к другому за, в, на, под, между.
Конструктивный праксис
Логопед использует приемы:
• складывание пирамидки;
• складывание доски Сегена;
• складывание разрезных картинок из 2, 3 частей, разре занных по вертикали, затем по горизонтали. Если ребе нок выполнит эти задания, можно предложить сложить картинку, разрезанную по диагонали.
• складывание фигурок из 2—4 палочек по образцу; при выполнении этих заданий предложить складывание фи гурок по памяти. Логопед складывает фигуру, просит ре бенка посмотреть и запомнить, затем убирает палочки, и ребенок воспроизводит фигуру по памяти.
Динамический праксис
Применяется воспроизведение ритмов: простых — / / /; //, //, //; / //; // / и т. п. сложных -/ // /; /// /; / // //; / /// /; // /// //; /// / // и т. п.
• Кулак — ребро — ладонь.
Исследование моторики
Общая моторика.Ребенку предлагается выполнить следующие задания:
• пройти по начерченной на полу линии;
• попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед;
• попрыгать попеременно на одной ноге ина другой;
• ударять ладонью по мячу об пол;
• повернуться туловищем вправо — влево. Ручная моторика.
© сжать кулаки — разжать;
© похлопать в ладоши;
© сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой руки, затем наоборот;
© согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь. Пальчиковая моторика.
•/ показать 2-й и 3-й пальцы сначала на правой, затем на левой руке, на обеих руках;
•/ показать 2-й и 5-й пальцы, последовательность выполнения та же;
•/ сложить все пальцы в кольцо таким образом, чтобы 2-й, 3-й, 4-й и 5-й пальцы касались первого;
•/ попеременно соединять все пальцы с 1-м, начиная со 2-го на правой руке, затем то же повторить в обратной последовательности;
•/ застегнуть пуговицу: сначала большого, затем среднего и, наконец, маленького размера;
•/ завязать бантик.
Отметить координацию движений рук, ног: правильная,
неправильная, отсутствует; чувство равновесия: есть, нет;
осанку: правильная, сутулость; объем движений: полный,
неполный; переключение движений: своевременное, замедленное, отсутствует; самостоятельность выполнения: полная, с помощью логопеда; сопутствующие движения: есть, нет; леворукость: есть, нет.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|