Сделай Сам Свою Работу на 5

Фонематические представления

Ребенку предлагается подобрать слово на заданный звук. Инструкция: «Назови слово со звуком [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р]».

Из предложенных логопедом разных картинок ребенку предлагается отобрать те, в названии которых имеется дан­ный звук. Например, на звук [С]: самолет, стакан, сыр, сум­ка, сосна.


Особенности словарного запаса

Исследование номинативного словаря

Логопед выясняет знание ребенком слов из следующих групп: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрук­ты, предметы домашнего обихода, домашние животные, ди­кие звери, растения, школьные принадлежности, транспорт, картины природы.

Далее ребенку предлагается назвать предмет по его опи­санию. Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?» Ответ ребенка: «Кастрюля». Или «Как называ­ется предмет, которым копают землю?» — «Лопата».

Затем устанавливается знание обобщающих слов по ука­занным выше группам; способности подбора синонимов к группе слов. Например слова, которые можно использовать для подбора синонимов: ОСТОРОЖНОСТЬ. БОЕЦ, РА­ДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ, ВРАЧ, НЕНАВИСТЬ и т.д.

Подбор родственных однокоренных слов: ЗЕМЛЯ, ЛЕС, ВОДА, СЛЕД, РАДОСТЬ.

Исследование атрибутивного словаря

Ребенку предлагается подобрать определения к словам ТУЧА, ЛЕС, НЕБО, ДОРОГА, МАМА, КНИГА, ДОМ.

Употребление относительных прилагательных.Инструкция: «Стол какой (деревянный), а стакан?» Ответ ребенка: «Стек­лянный». Слова для предъявления: ВАТА, ЗАМОК, РАНЕЦ, ШУБА, ВАЗА, СНЕГ, РЕМЕНЬ, МОРЕ, МЕД, ЛИСТ.

Подбор антонимов.Слова, которые можно предложить де­тям: МОКРЫЙ, МЯГКИЙ, ОСТРЫЙ, ТОНКИЙ, ПРИ­ЛЕЖНЫЙ, ЛОВКИЙ, РОБКИЙ, МУТНЫЙ, СПОКОЙ­НЫЙ и т. д.

Исследование предикативного словаря

Ребенок называет действия по предъявленному предмету: щука — плавает, змея — ..., ласточка — ..., кузнечик — ... . Ребенок называет изображенные предметы с характерными для них действиями.


Ребенок называет слова, обозначающие крики животных и птиц: домашних -- мычит, ржет, хрюкает, лает, рычит, мяука­ет, гогочет, кукарекает, кудахчет, крякает и др.; диких — воет, тявкает, рычит, фыркает, квакает, кукует, стрекочет, каркает, чирикает и др. Используются предметные картинки.



Ребенок называет действия людей различных профессий: маляр — красит, портной ... (шьет), врач ... (лечит), парик­махер ... (стрижет), кузнец... (кует), летчик... (летает), тракто­рист ... (пашет).

Исследование грамматического строя речи

Исследование способности словоизменения

Изменение по падежам.Инструкция: «У меня есть кукла. У меня нет ... (куклы). Я пою песенку ... (кукле). Я купаю ... (куклу). Я люблю играть с ... (куклой). Я мечтаю о красивой ... (кукле)».

Преобразование имен существительныхв именительном падеже единственного числа во множественное: стол — сто­лы, рука — ..., лист — ..., окно — ....

Образование имен существительныхродительного паде­
жа единственного и множественного числа:
Дом — дома — домов окно — окна — окон

Дерево — ... — ... марка — ... — ...

Яблоко — ... — ... стол — ... — ...

шар - ... - ... книга — ... — ... вишня — ... — ...

Согласование прилагательных с существительнымиедин­ственного числа в роде. Используются предметные картин­ки. Образец: шар — красный, чашка — красная, платье — красное. Затем задание: Шарф (зеленый), шапка — ..., паль­то — ....

Исследование способности словообразования

Образование существительногос уменьшительно-ласка­тельными суффиксами. Предлагаются картинки с изобра­жениями предметов разной величины:


стул - (стульчик) ложка - (ложечка)

кровать - (кроватка) кукла - (куколка)

картина — (картинка) дом - (домик)

Образование прилагательныхот существительных (подго­товительная группа). Слова для предъявления: дерево - дере­вянный, резина - ..., стекло - -, хрусталь - ..., кожа - ..., железо — ..., шелк — ..., бумага — ..., кружево — ....

Образование глаголовдвижения с помощью приставок (подготовительная группа). Слова для предъявления: хо­дить - выходить - входить - заходить - переходить - об­ходить - отходить - проходить - сходить - уходить; бе­жать — ...; летать — ...; плыть — …; ехать — ....

Далее логопед выясняет, проводилось ли устранение де­фектов произношения (где, сколько, результаты), и пишет уточненный диагноз или логопедическое заключение.


 


СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка ___________________________

Дата рождения____________________________________

Дата обследования_________________________________

Возраст__________________________________________

Домашний адрес, телефон___________________________

Из какого детского сада поступил (номер детского сада,

район)_____________________________________________

Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер

прокола медико-психолого-педагогической комиссии, от

какого числа)___ _

Диагноз районной медико-психолого-педагогической ко-

миссии_______________________________________________________________________________________________________

Сведения о родителях

Мать: (Ф. И. О.,профессия, образование, работает, домо-

хозяйка) ________________________________________

Отец: (Ф. И. О., профессия, образование, работает, без-

Работный)____________________________________________

Жалобы родителей (трудности кормления ребенка в ран

нем возрасте, в настоящее время; формирование у ребенка

навыков самообслуживания; становление предметно-практи-

ческой, изобразительной, конструктивной, игровой деятель-

ности , психомоторики, речи, особенности поведения, взаимо-

отношений с детьми, взрослыми, осознание (нет) ребенком

своего недостатка, отношение к нему)
__________________________________________________

 


Наследственные заболевания матери, отца, ближайших род­
ственников _________________________________________

Общий анамнез

От какой беременности ребенок ____________________

Характер беременности: токсикоз (в 1-ю и 2-ю половину беременности), хронические заболевания, их обострение во время беременности (болезни сердца и сосудов, гипертони­ческая болезнь, диабет и другие эндокринные заболевания, аппендицит и другие воспалительные заболевания органов брюшины, холецистит, желчнокаменная болезнь), инфек­ционные болезни, вирусные заболевания матери (опасны грипп, краснуха), нарушения питания матери.

Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные, недоно­шенный плод (предрасположен к родовой травме и внут­ричерепным кровоизлияниям).

Стимуляция: механическая, химическая, электростиму­ляция. Крик: был, нет.

Асфиксия: белая, синяя.

Резус-фактор: отрицательный, совместимость.

Вес и рост ребенка при рождении.

Вскармливание: к груди приложили на ... день, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во вре­мя кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания.

Вскармливание грудью до ... . Последующее вскармлива­ние: смешанное, искусственное.

Выписка из родильного дома на ... день.

Дополнительное пребывание в роддоме, причины.

Раннее развитие:

Держит голову с______ мес, сидит с________ мес, стоит

с______ мес, ходит с_______ мес.

Первые зубы с_______ мес, к 1 году зубов________

Перенесенные заболевания

до 1 года ________________________________________

после 1 года_________________________________

Инфекции_______________________________________

Ушибы и травмы головы___________________________

Судороги при высокой температуре__________________


Данные о развитии речи

Лепет, характер лепета (см. выше, стр. 8)______________

Первые слова ____________________________________

Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось,

нет________________________________________________

Речевая среда: дефицит речевого общения, норма ______

Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат______

Логопедическое обследование

Исследование слухового внимания

Ребенку предлагается определить, какая игрушка звучала: посмотреть и послушать звучание двух различных игрушек (например, дудочки — барабана, виолы — бубна). Затем ребе­нок отворачивается, логопед вызывает звучание одной из иг­рушек. Повернувшись, ребенок показывает, какая игрушка звучала, или называет ее.

Далее ребенок определяет направление звука (звучащей игрушки). Логопед позади ребенка ударяет в бубен (или зве­нит в колокольчик) вверху, внизу, справа, слева. Ребенок на­зывает или показывает направление звучания.

Исследование зрительного восприятия

Определяется предметный гнозис. Ребенку предлагается посмотреть на окружающие предметы или на предметные картинки и назвать их.

Устанавливается цветовой гнозис. Ребенок называет ос­новные цвета (красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый). Логопед поочередно выкладывает перед ребенком цветные квадраты.

Другой прием: подобрать картинки к данному цветовому нолю. Перед ребенком лежит квадратный лист картона крас­ного цвета и предметные картинки разного цвета, например, красный помидор, свекла, клубника, зеленый огурец, желтый Цыпленок, белая снежинка. Ребенку надо отобрать изображе­ния красного цвета и положить их на красный квадрат.


Исследование пространственного праксиса

Ребенку предлагается показать правую, левую руку; правую, левую стороны. Выполняются речевые пробы Хэда («Покажи правой рукой правое ухо»; «... правый глаз»; «... ле­вое ухо»; «левый глаз». «Покажи левой рукой левое ухо»; «... левый глаз»; «... правое ухо»; «... правый глаз». Инст­рукции даются вразбивку. Логопед показывает предме­ты, находящиеся вверху, внизу, впереди, позади, слева, справа.

Ребенку предлагается сложить картинки из 2—4 частей, разрезанные как по вертикали, так и по горизонтали. Если ребенок задание выполнил правильно, ему предлагается сложить картинки, разрезанные по диагонали. Данное за­дание является не только информативным, но и прогнос­тическим, так как дети с дизартрией, как правило, затруд­няются в выполнении этого задания.

Сложить фигурки из палочек по образцу, затем по па­мяти. Сначала из двух-трех, потом из четырех палочек.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.