Фонематические представления
Ребенку предлагается подобрать слово на заданный звук. Инструкция: «Назови слово со звуком [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ], [Л], [Р]».
Из предложенных логопедом разных картинок ребенку предлагается отобрать те, в названии которых имеется данный звук. Например, на звук [С]: самолет, стакан, сыр, сумка, сосна.
Особенности словарного запаса
Исследование номинативного словаря
Логопед выясняет знание ребенком слов из следующих групп: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, предметы домашнего обихода, домашние животные, дикие звери, растения, школьные принадлежности, транспорт, картины природы.
Далее ребенку предлагается назвать предмет по его описанию. Инструкция: «Как называется предмет, в котором варят суп?» Ответ ребенка: «Кастрюля». Или «Как называется предмет, которым копают землю?» — «Лопата».
Затем устанавливается знание обобщающих слов по указанным выше группам; способности подбора синонимов к группе слов. Например слова, которые можно использовать для подбора синонимов: ОСТОРОЖНОСТЬ. БОЕЦ, РАДОСТЬ, ПЕЧАЛЬ, ВРАЧ, НЕНАВИСТЬ и т.д.
Подбор родственных однокоренных слов: ЗЕМЛЯ, ЛЕС, ВОДА, СЛЕД, РАДОСТЬ.
Исследование атрибутивного словаря
Ребенку предлагается подобрать определения к словам ТУЧА, ЛЕС, НЕБО, ДОРОГА, МАМА, КНИГА, ДОМ.
Употребление относительных прилагательных.Инструкция: «Стол какой (деревянный), а стакан?» Ответ ребенка: «Стеклянный». Слова для предъявления: ВАТА, ЗАМОК, РАНЕЦ, ШУБА, ВАЗА, СНЕГ, РЕМЕНЬ, МОРЕ, МЕД, ЛИСТ.
Подбор антонимов.Слова, которые можно предложить детям: МОКРЫЙ, МЯГКИЙ, ОСТРЫЙ, ТОНКИЙ, ПРИЛЕЖНЫЙ, ЛОВКИЙ, РОБКИЙ, МУТНЫЙ, СПОКОЙНЫЙ и т. д.
Исследование предикативного словаря
Ребенок называет действия по предъявленному предмету: щука — плавает, змея — ..., ласточка — ..., кузнечик — ... . Ребенок называет изображенные предметы с характерными для них действиями.
Ребенок называет слова, обозначающие крики животных и птиц: домашних -- мычит, ржет, хрюкает, лает, рычит, мяукает, гогочет, кукарекает, кудахчет, крякает и др.; диких — воет, тявкает, рычит, фыркает, квакает, кукует, стрекочет, каркает, чирикает и др. Используются предметные картинки.
Ребенок называет действия людей различных профессий: маляр — красит, портной ... (шьет), врач ... (лечит), парикмахер ... (стрижет), кузнец... (кует), летчик... (летает), тракторист ... (пашет).
Исследование грамматического строя речи
Исследование способности словоизменения
Изменение по падежам.Инструкция: «У меня есть кукла. У меня нет ... (куклы). Я пою песенку ... (кукле). Я купаю ... (куклу). Я люблю играть с ... (куклой). Я мечтаю о красивой ... (кукле)».
Преобразование имен существительныхв именительном падеже единственного числа во множественное: стол — столы, рука — ..., лист — ..., окно — ....
Образование имен существительныхродительного паде жа единственного и множественного числа: Дом — дома — домов окно — окна — окон
Дерево — ... — ... марка — ... — ...
Яблоко — ... — ... стол — ... — ...
шар - ... - ... книга — ... — ... вишня — ... — ...
Согласование прилагательных с существительнымиединственного числа в роде. Используются предметные картинки. Образец: шар — красный, чашка — красная, платье — красное. Затем задание: Шарф (зеленый), шапка — ..., пальто — ....
Исследование способности словообразования
Образование существительногос уменьшительно-ласкательными суффиксами. Предлагаются картинки с изображениями предметов разной величины:
стул - (стульчик) ложка - (ложечка)
кровать - (кроватка) кукла - (куколка)
картина — (картинка) дом - (домик)
Образование прилагательныхот существительных (подготовительная группа). Слова для предъявления: дерево - деревянный, резина - ..., стекло - -, хрусталь - ..., кожа - ..., железо — ..., шелк — ..., бумага — ..., кружево — ....
Образование глаголовдвижения с помощью приставок (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить - выходить - входить - заходить - переходить - обходить - отходить - проходить - сходить - уходить; бежать — ...; летать — ...; плыть — …; ехать — ....
Далее логопед выясняет, проводилось ли устранение дефектов произношения (где, сколько, результаты), и пишет уточненный диагноз или логопедическое заключение.
СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ
Анкетные данные
Фамилия, имя ребенка ___________________________
Дата рождения____________________________________
Дата обследования_________________________________
Возраст__________________________________________
Домашний адрес, телефон___________________________
Из какого детского сада поступил (номер детского сада,
район)_____________________________________________
Дата поступления в логопедическую группу (дата, номер
прокола медико-психолого-педагогической комиссии, от
какого числа)___ _
Диагноз районной медико-психолого-педагогической ко-
миссии_______________________________________________________________________________________________________
Сведения о родителях
Мать: (Ф. И. О.,профессия, образование, работает, домо-
хозяйка) ________________________________________
Отец: (Ф. И. О., профессия, образование, работает, без-
Работный)____________________________________________
Жалобы родителей (трудности кормления ребенка в ран
нем возрасте, в настоящее время; формирование у ребенка
навыков самообслуживания; становление предметно-практи-
ческой, изобразительной, конструктивной, игровой деятель-
ности , психомоторики, речи, особенности поведения, взаимо-
отношений с детьми, взрослыми, осознание (нет) ребенком
своего недостатка, отношение к нему) __________________________________________________
Наследственные заболевания матери, отца, ближайших род ственников _________________________________________
Общий анамнез
От какой беременности ребенок ____________________
Характер беременности: токсикоз (в 1-ю и 2-ю половину беременности), хронические заболевания, их обострение во время беременности (болезни сердца и сосудов, гипертоническая болезнь, диабет и другие эндокринные заболевания, аппендицит и другие воспалительные заболевания органов брюшины, холецистит, желчнокаменная болезнь), инфекционные болезни, вирусные заболевания матери (опасны грипп, краснуха), нарушения питания матери.
Роды: быстрые, стремительные, обезвоженные, недоношенный плод (предрасположен к родовой травме и внутричерепным кровоизлияниям).
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция. Крик: был, нет.
Асфиксия: белая, синяя.
Резус-фактор: отрицательный, совместимость.
Вес и рост ребенка при рождении.
Вскармливание: к груди приложили на ... день, грудь взял активно, не взял, с помощью. Сосал активно, засыпал во время кормления, быстро утомлялся, срыгивания, поперхивания.
Вскармливание грудью до ... . Последующее вскармливание: смешанное, искусственное.
Выписка из родильного дома на ... день.
Дополнительное пребывание в роддоме, причины.
Раннее развитие:
Держит голову с______ мес, сидит с________ мес, стоит
с______ мес, ходит с_______ мес.
Первые зубы с_______ мес, к 1 году зубов________
Перенесенные заболевания
до 1 года ________________________________________
после 1 года_________________________________
Инфекции_______________________________________
Ушибы и травмы головы___________________________
Судороги при высокой температуре__________________
Данные о развитии речи
Лепет, характер лепета (см. выше, стр. 8)______________
Первые слова ____________________________________
Речевое развитие шло с особенностями, прерывалось,
нет________________________________________________
Речевая среда: дефицит речевого общения, норма ______
Занимался с логопедом, нет, где, когда, результат______
Логопедическое обследование
Исследование слухового внимания
Ребенку предлагается определить, какая игрушка звучала: посмотреть и послушать звучание двух различных игрушек (например, дудочки — барабана, виолы — бубна). Затем ребенок отворачивается, логопед вызывает звучание одной из игрушек. Повернувшись, ребенок показывает, какая игрушка звучала, или называет ее.
Далее ребенок определяет направление звука (звучащей игрушки). Логопед позади ребенка ударяет в бубен (или звенит в колокольчик) вверху, внизу, справа, слева. Ребенок называет или показывает направление звучания.
Исследование зрительного восприятия
Определяется предметный гнозис. Ребенку предлагается посмотреть на окружающие предметы или на предметные картинки и назвать их.
Устанавливается цветовой гнозис. Ребенок называет основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий, черный, белый). Логопед поочередно выкладывает перед ребенком цветные квадраты.
Другой прием: подобрать картинки к данному цветовому нолю. Перед ребенком лежит квадратный лист картона красного цвета и предметные картинки разного цвета, например, красный помидор, свекла, клубника, зеленый огурец, желтый Цыпленок, белая снежинка. Ребенку надо отобрать изображения красного цвета и положить их на красный квадрат.
Исследование пространственного праксиса
Ребенку предлагается показать правую, левую руку; правую, левую стороны. Выполняются речевые пробы Хэда («Покажи правой рукой правое ухо»; «... правый глаз»; «... левое ухо»; «левый глаз». «Покажи левой рукой левое ухо»; «... левый глаз»; «... правое ухо»; «... правый глаз». Инструкции даются вразбивку. Логопед показывает предметы, находящиеся вверху, внизу, впереди, позади, слева, справа.
Ребенку предлагается сложить картинки из 2—4 частей, разрезанные как по вертикали, так и по горизонтали. Если ребенок задание выполнил правильно, ему предлагается сложить картинки, разрезанные по диагонали. Данное задание является не только информативным, но и прогностическим, так как дети с дизартрией, как правило, затрудняются в выполнении этого задания.
Сложить фигурки из палочек по образцу, затем по памяти. Сначала из двух-трех, потом из четырех палочек.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|