Исследование музыкального слуха
Приемы для всех возрастных групп:
• Испытуемому предлагается спеть один куплет из знако мой песни без музыкального сопровождения.
• Повторить пение куплета с музыкальным сопровожде нием.
Отметить: музыкальный слух абсолютный, относительный, не развит.
Исследование восприятия музыки
Прием для всех возрастных групп:
• Прослушать и затем определить услышанное: марш, пляска, колыбельная.
Прием для взрослых, подростков, школьников:
• Прослушать и определить форму музыкального произве дения: вступление, заключение, запев, припев, часть. Отметить: умение определить контрастную музыку, части
музыкального произведения.
Исследование звуковысотного слуха
Приемы для всех возрастных групп:
• Определить, как звучал колокольчик: выше или ниже (для дошкольников: «Пел песенку»).
• Определить направление звукоряда на металлофоне (для дошкольников металлофон, поставленный наклонно, становится «музыкальной лесенкой». На конце молоточ ка укрепить маленькую куколку-матрешку. Ударять мо лоточком, а дети определяют, куда по ступенькам лесен ки «идет» куколка: вверх, вниз или через ступеньку). Отметить: различают ли испытуемые направление зву коряда, расстояние между звуками или нет.
Исследование тембрового слуха
Приемы для всех возрастных групп:
• Сравнить звучащие инструменты различных групп: удар ной (барабан, бубен), духовой (флейта, саксофон, кларнет,
триола), струнной (цитра, домбра, балалайка и другие народные инструменты).
• Усложненный прием: сравнить звучащие однородные инструменты — бубенчики и бубны, металлофоны и тре угольники.
Отметить: правильно или с ошибками различают испытуемые звучащие инструменты.
Исследование динамического слуха
Приемы для всех возрастных групп:
• Прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо — холодно». Например, педагог подает на ин струменте сильный или слабый звук, испытуемый на зывает словом, как звучал инструмент: сильно или слабо.
• Педагог подает повторно сильный или слабый звук, ис пытуемый повторяет их на инструменте.
Исследование ритмического чувства
Прием для всех возрастных групп:
• Простучать последовательно восемь ритмических рисун- ков, например: // // /; /// / ///; // ////;/ /// // /; / //
Прием для дошкольников:
• Прослушать с выключенным зрением, а затем просту чать за педагогом ритмические рисунки типа: /// //; //
Прием для всех возрастных групп (прием «музыкальное эхо»):
• Педагог ударяет в определенном ритме по ударному ин струменту, например, в бубен, треугольник, тарелки, ба рабан и т.д., испытуемый в этом же ритме точно повто ряет услышанное.
Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисунка — повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образцом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.
Исследование певческого диапазона голоса (для детей с достаточно развитым музыкальным слухом)
Прием для всех возрастных групп:
• При поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук, например, на звук [А] (сначала от ноты «до» первой октавы вверх, а затем до ноты «до» первой октавы вниз).
Отметить: количество тонов певческого диапазона: до 6 тонов, 6—7,5 тонов, 8—9,5 тонов, 12—13 тонов, 13 тонов и более.
Методика исследования психомоторных функций
Исследование двигательной памяти, переключаемости
Движений и самоконтроля при выполнении
Двигательных проб
Приемы для всех возрастных групп:
• Педагог показывает шесть движений для рук (подрост кам, взрослым), четыре движения (для школьников), три движения (для дошкольников) и предлагает их повто рить. Упражнения для рук: руки вперед, вверх, в сторо ны, перед грудью, на пояс, вниз.
• Повторить за педагогом упражнения с отставанием на одно. Количество движений то же.
• Повторить за педагогом движения за исключением одно го, заранее обусловленного, «запретного» движения. Отметить: качество, правильность, последовательность
выполнения движений.
Исследование произвольного торможения движений
Прием для взрослых и подростков:
• Проделать одновременно три движения одной рукой и два действия другой. Правой: вперед, в сторону, вниз. Левой: вперед, вниз.
Отметить: плавные и точные действия обеих рук; обе руки одновременно начинают движение и одновременно его заканчивают, или действия рук неточные при раздельном их движении.
Прием для дошкольников:
• Маршировать и остановиться внезапно по сигналу. Отметить: остановился по сигналу или продолжал идти
дальше.
Исследование статической координации движений
Прием для взрослых, подростков:
• Стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на од ной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения — 15 се кунд. Проба выполняется по три раза для каждой ноги. Прием для школьников, дошкольников:
• Проба та же, время выполнения — 5 секунд, по два раза для каждой ноги.
Прием для всех возрастных групп:
• Стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге. Руки вперед. Время выполнения — 15 секунд для подростков и взрослых, 5 секунд — для дошкольников и школьников.
Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением; сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает; открывает глаза и отказывается выполнять пробу.
Исследование динамической координации движений
Прием для взрослых и подростков:
• Проделать одновременно асимметричные и противопо ложные движения руками на четыре счета. Правой: на «раз» — поднять руку вперед, ладонь открыта, на «два» — сжать кулак, на «три» — разжать кулак, на «че тыре» — опустить руку вниз. Задание повторить четыре раза, чтобы испытуемый запомнил движения. Левой: на «раз» — отвести руку в сторону, кулак сжать, на «два» — разжать кулак, на «три» — сжать кулак, на «четыре» — разжать кулак и руку опустить вниз. Задание повторить также четыре раза. Затем предлагается соединить движе ния правой и левой рук.
Отметить: выполняет пробу правильно; с некоторым напряжением со второго-третье го раза; темп замедлен, испытуемый использует зрительный контроль; пробу выполнить не удается.
Прием для школьников и дошкольников:
• Маршировать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в промежутке между шагами. Отметить: выполняет верно с первого раза; выпол няет верно со второго-третьего раза; напрягается, движе ния рук и ног скованные; чередование шага и хлопка не удается.
Прием для всех возрастных групп:
• Выполнить подряд шесть плавных приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках (для дошкольников — три приседания).
Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачиваясь, балансируя туловищем и руками; крайне напрягается, становится на всю ступню.
Исследование внимания
Прием для взрослых, подростков, школьников:
• Выполнить за логопедом 15—20 любых движений, но на одно движение позже.
Отметить: на каком по счету движение испытуемого ошибочно сольется с движением логопеда.
Прием для исследования переключения внимания у взрослых и подростков:
• Предложить заучить четыре движения для рук в определен ной последовательности, например: в стороны, вперед, вверх, вниз, затем мысленно проделывать эти движения, со блюдая определенный темп; по данному сигналу испытуе мый показывает движение, на котором он мысленно оста новился.
Отметить: есть (нет) нарушение темпа движения; нарушение последовательности в выполнении движения. Прием для дошкольников:
• Проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой: правой — в сторону, вверх;
левой — вперед. Каждой рукой выполнить движения по два раза, затем соединить движения обеих рук. Отметить: единовременность выполнения, точность, плавность движений.
Исследование координации движений
Прием для всех возрастных групп:
• Выполнить движения: ноги в стороны на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе.
Отметить: координация сохранна; нарушена.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|