|
Определение развития экспрессивной речи
Развитие экспрессивной речи детей более доступно наблюдению родителей, нежели развитие импрессивной речи. Родители, как правило, охотно рассказывают о том, какие слова первыми появились у ребенка, и как он их употребляет в общении. Запоминают родители и необычные звуковые комплексы, которыми дети обозначают вещи домашнего обихода, одежду, игрушки и т. п. Однако для полного (или относительно полного) исследования экспрессивной речи логопеду необходимо знать этапы ее становления и в соответствии с этими знаниями целенаправленно строить беседу с родителями.
Восстанавливая в памяти родителей радостное событие появления ребенка в доме, логопед выясняет следующее.
В 3 недели — 1 мес. слышалось (нет) в крике ребенка открытое «А», говорящее о сильном голоде или боли, о сильном аф-
фекте. Поясняет, что имевшее место сочетание звуков «УА» с носовым оттенком может свидетельствовать о сравнительно несильном аффекте; что в минуты физического напряжения ребенок кряхтит, издает одиночные звуки «А», «Э».
Во второй половине 2-го мес. звук «Э» приобретает немного другой фонетический оттенок: «АЭ», «АЙ-АЙ», часто слышится звук «М — М» («МА — МАМ").
В конце 2-го мес, ребенок издает (нет) звуки в более спокойном состоянии. В ситуации игры с игрушкой умолкает, звуковые проявления непродолжительны и часто чередуются со спокойным наблюдением за игрушкой, без игрушки «разговаривает» больше. Приближение взрослого и обращение его с улыбкой и речью ребенок встречает общим эмоциональным подъемом, улыбкой, лепетом, смехом, ребенок как бы переговаривается со взрослым, ждет его речи и отвечает на нее.
На 3-ем мес. и в З мес, проявляются (нет) предречевые вокализации: гуканье — короткие, тихие звуки; гуление — протяжные, певучие звуки; вскрики — короткие звуки, отличающиеся от гуканья силой, более сложным составом звуков и эмоциональной окраской. При «комплексе оживления» (активно двигает ножками, ручками навстречу взрослому, мимика лица радостная, оживленная, улыбка, смех) произносит высокие и пронзительные звуки, испускает высокий, тоненький звук, с большим напряжением повторяя его много раз подряд, смеется, взвизгивает. В предречевых вокализациях появляются звуки [П], [К], [X] в сопровождении неясного звука вроде Ы: ПЫ, КЫ, ХЫ, АГЫ, ГУ, ГУ, ГЫ, ГУ, БЮ, БИ, ДЯ, БМ,ЭМБ,ТЛЬ1
Логопед уточняет в беседе с родителями следующее: На 4-м мес. ребенок перекликается (нет) со взрослыми на расстоянии во время «комплекса оживления»: звуки — гласные [А], [Э], [У], [И], согласный [Р]; звукокомплексы АГУ, ТИЛЬ, ТИЛЬЯ; в гулении слышатся звуки [П], [Б], [М], [К], [Г], [X], издает певучие высокие звуки наподобие тремолирующих, прибавляются смех и звуки восклицания.
1 См. кн.: Рыбников Н.А. Методы изучения речевых реакций ребенка // Детская речь / Пол ред. Н. А. Рыбникова. — М., 1927. — С. 7—22.
В 4 мес.ребенок встречает приближение взрослого с улыбкой, лепетом, смехом, эмоционально окрашенными предречевыми вокализациями. В лепете могут быть представлены звуки: гласные [А], [О], [У], [Э], [И], [Ы], гласные с перемещенной назад артикуляцией [А], [О],[У], [И], из них всегда назализован гласный [А], а также [О], [У], [Ы].Гласные [Э], [И] назализации не подвергаются.
В лепете имеются и согласные звуки:
смычные— губно-губные [П], [Б] и полумягкие [П], [Б]; переднеязычные альвеолярные [Т'], [Д'], полумягкие [Т], [Д]; заднеязычные [К], [Г];
щелевые — губно-губные — двугубный звонкий, фрикативный [W]; полумягкий, двугубный, звонкий, фрикативный [W], соответствующие им глухие. Губно-зубные [Ф'], [В'],полумягкий [Ф], [Ф], полумягкий [В], [В]. Переднеязычные альвеолярные [С], [3']; среднеязычный [Й]; заднеязычный [X], заднеязычный глубокий [X]; гортанные [h] (ослабленный [X]), [h] (ослабленный мягкий [X]);
смычно-проходные: носовые — губно-губные [М], полумягкий [М];
переднеязычные — альвеолярный [Н'], полумягкий [Н] и заднеязычный [Н];
ротовые — переднеязычный, альвеолярный [Л']; виб-ранты — двугубный звонкий [Р], велярный [Р].
Во время лепета ребенок развернутой рукой по 15—20 и даже по 40 раз с силой ударяет по кроватке, постели, делает передышку и опять лепечет, стучит, шарит, царапает, рвет.
В 5мес. подолгу певуче гулит, у ребенка в голосе появляются оттенки на приятное, неприятное. Смех более оформлен, высокого тона. Ребенок пытается повторить артикуляцию взрослого, но подражание еще неосознанное — эхолалия. Для этого возраста характерна структура: гуканья больше, чем гуления, гуления больше, чем вскриков, вскриков больше, чем лепета, постепенно ребенок начинает переходить от звукового лепета к слоговому: появляются слоги БА-БА, ПА-ПА, МА-МА.
В лепете представлены свистящие звуки (альвеолярные — по своей артикуляции не соответствующие звукам
русского языка). Но еще отсутствуют переднеязычные зубные [Т], [T'], [Д], [Д'], [С], [С'], [3], [3'], [Ц], [Н], [Н'], [Л], [Л'], а также переднеязычные передненебные [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].
«Комплекс оживления» становится элементом самостоятельной деятельности ребенка. Видя взрослого, ребенок начинает лепетать, даже пытается ползти, на руках у взрослого старается схватить его за лицо, волосы, реагирует улыбкой и радостными звуками на приветливое лицо взрослого, смотрит с недоумением, начинает плакать на строгий голос. Интересуется другими детьми, произносит такие же звуки, какие произносит другой ребенок. Рука активно участвует в общении: ребенок протягивает ее взрослому, тянет за рукав, обеими руками обнимает взрослого, поворачивает к себе его лицо.
В 6 мес. начинает произносить отдельные слоги. Лепет представляет несколько иную фонетическую картину, чем на 3—5 мес. Представлены гласные русского языка [А], [О], [У], [Э], [И], [Ы] и гласные, не свойственные русскому языку: [А], [О], [У]; звук [Й] задний, глубокий; носовые [А], [У],[Ы], [А], [О]. Имеется семантическая значимость интонации, различная интонация при произнесении гласных. Например, ребенок произносит звукокомплекс «АИ-АИ-АИ-АИ» как выражение нежности, а звукокомплекс «ОП-ОП-ОП» как выражение сильного волнения. Слоговой лепет делается устойчивым, оформленным.
С 6 мес. и до 8 мес. у ребенка имеются определенные отрезки времени для самостоятельной речевой деятельности. Вначале приближение и обращение взрослого с улыбкой и речью положительно влияет на произношение звуков, а затем взрослый начинает мешать. Качественно меняется характер лепета: ребенок тянется к еде и произносит «дя-дя-дя»; он начинает подражать лишь определенным звукам взрослого и в этих случаях внимательно смотрит в лицо говорящего, молчит или беззвучно двигает губами, открывает и закрывает рот.
В 9 мес. повторяет за взрослым слоги, которые встречались в его лепете. Повторяет за взрослым самые разнообразные
слоги, кроме труднопроизносимых со звуками [С], [Р], шипящими. Отмечается истинное подражание движениям и звукам. По подражанию взрослому ребенок говорит «ТЯТЯ, ПА-ПА, ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, ТЕТЯ, ПАПА, ПА...ДАЙ...ТЕТЯ, А-А-А-А, БА-БА-БА, ДА, ДЯ; АР-АР-АР; АТЯ-АТЯ, ДЯ-ДЯ, Р-Р-Р, АХ-АХ-АХ, АТТЯ, АДДЯ». Ребенок сам играет в ладошки и лепечет: «НА, НА, НА ... ТЕТЯ». Лепетное декламирование, пение слогов в 9 мес. является показателем нормального в будущем развития речи.
Лепет в это время выступает аккомпанементом манипуля-тивных движений. Например, игрушка упала, взрослый говорит «упала», ребенок смотрит на игрушку и говорит «ПА».
В 10 мес. лепет становится средством общения с другими людьми. Повышается способность подражания звукам, особенно после 10 мес. Слоги состоят из различных согласных и гласных: КА-ТЯ, МА-НЯ. Сначала говорит по слогам, затем слитно.
В11 мес. употребляет первые облегченные слова-обозначения, например, «АВ-АВ», «КИС-КИС» и др. Возникают слова «НЕ», «ДА» с соответствующими жестами. «ДАЙ АМ» — просит есть, употребляет мимику, сам называет предложенные ему предметы, игрушки, смотрит на проходящего мужчину и говорит: «ДЯДЯ», на женщину — «ТЕТЯ». Сопровождает слова взглядом, например, поднимает вверх голову и указательный палец и говорит: «ЛЮНА» (луна). Примеры лепета в возрасте от 11 до 15 мес: «АИ- Л Я... БАБА... БА-БА...ВАД...ВАД, ТЕТЯ, ДАЙ-ДАЙ, БА-БА, АММА, МАММА, ААА, ТИТИ, ТИТИ, ТЯТЯ, АТЯТЯ, ДАЙ-ДДЙ; ДА, ДА, ДА».
В 12 мес. заканчивается подготовительный этап в развитии речи, и ребенок владеет 8—10 словами типа «БАБА, КИС-КИС, МУ, БЭ» и др. Он может образовать до 25 самостоятельных слов-названий предметов; владеет способностью соотносить слово с предметом, например, поднимает собачку и говорит «АВ-АВ-АВ», играет с самолетом - «Т-ТР», смотрит на шарик и говорит «ДЛИ-ЛИ», берет игрушечную кошечку, подносит ее к миске и громко произносит, ни к кому не обращаясь, «НЯМ-НЯМ». Имеется нерасчлененность слова и предложения, слова и звука: «А!» — зовет
мать, называя ее в другой раз «мама»; «У, БИ» — просит машину; «МАМА, НЯНЯ, ТЕТЯ» — зовет взрослого.
В 12—13 мес. происходит становление активной речи. Появляется «слово-фраза». Например, ребенок говорит слово «мама» и показывает на ее новый наряд; или в интонации появляются обращение, указание, жалоба, радость, просьба, желание обратить на себя внимание; говорит «дай» и тянет взрослого гулять.
Происходит становление активной речи. Это время начала и развития ходьбы. С появлением способности передвигаться у ребенка быстро расширяются представления об окружающем мире и активно развивается речь. В речи ребенка наблюдаются фонематические искажения, употребляются корни слогов, ударные слоги, начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.
В 1 г. 2 мес. и после 1 г. 3 мес. ребенок отвечает на вопрос при отсутствии предмета: «Хочешь молока?» — «Да, ням, ням». Словами и звуками сопровождает все свои действия с игрушками, ходьбу, беготню, прыганье и лазанье, свои наблюдения за окружающими, рассматривание изображений. В обществе детей перекликается с другими детьми словами, звуками, смехом, повторяет за детьми те же слова и звуки. Если произносит другие, то обычно тем же тоном. Повторяет известные комплексы слогов, напоминающие декламацию или музыкальные отрывки; синтезирует слова во фразы, типа предмет и действие («Вова ам»), предмет и дополнение-объект («Вова кашу»), действие и объект («Ам кашу»). Ребенок сам повторяет за взрослым звуки и слова, создает из звуков, которыми владеет, разные звуковые комбинации и каждое новое сочетание переносит на другие слова, например, «мама» изменяет в «мамика» и переносит на «баби-ка», «папика», «катика», «лялика».
В этот же период наблюдаются первые элементарные проявления инициативного употребления осмысленных слов: автомобиль — «ту-ту», лошадь — «ньо-ньо», птица — «гага», кошка — «кс-кс», собака — «ав-ав». В речи повторяет только первый слог: баран — «ба»; или ударный слог: окошко —«ко»; пропускает звуки: собака — «бака».
В этом возрастном периоде ребенок любит рассматривать картинки в книжках, перелистывает страницы, произносит много нечленораздельных звуков — «читает», часто воспроизводит один слог в слове или два одинаковых слога. В роли предложения ребенок обычно употребляет аморфные слова (по Н. Гвоздеву, 27 слов).
] г. 4 мес. Слова начинают носить обобщенный характер, например, говорит «ляля» на все куклы. Словарный запас составляет 30—40 слов.
1 г. 5 мес. Словом пользуется в момент сильной заинтересованности: «Дай то-то».
В 1 г. 5 мес. — 1г. 6 мес. Окружающие обычно не замечают больших изменений в развитии речи детей. Однако имеются следующие особенности.
Начиная с 1 г. 5 мес. Ребенок может одним и тем же словом обозначать разные предметы: «пи» — чашка, чайник, блюдечко, другая посуда, содержимое — чай, действие — пить. Может переносить название с одного предмета на другой, обобщая их по какой-нибудь одной части: «гага» — все птицы или «гага» — желтый чайник и желтая утка. «Му-му» — корова, носорог, слон — ребенок объединил их по признаку длинного хобота, носа, рогов, за которые брал игрушки.
В слоговой структуре наблюдаются замены и опускание звуков, слогов: «Ки» — киска, «ба» — собака, «ко» — молоко, «ка» — каша. В речи имеется от 35 до 95 слов, но широко по-прежнему используются жест, мимика, элементарные звуки. Этот период в развитии речи (до I г. 6 мес.) называют «автономным», он имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка.
В 1 г. 6 мес. — 1 г. 7 мес. Происходит скачок в формировании речи, и речь начинает развиваться ускоренным темпом. Ребенок перестает непосредственно тянуться к предмету, а обращается ко взрослому и называет предмет. Подражание речи взрослого принимает вид веселой игры. Ребенок, называя предмет, требует его, обращаясь ко взрослому, поворачивается к нему лицом: «Мама, ябляко!», «Аня, шапка!», «Абиль ту» (автомобиль поехал).
К 1 г. 8мес. ~ 1 г. 9 мес. Научается заменять облегченные слова правильными. Теперь говорит вместо «би-би» — машина, вместо «ав-ав» — собака и т. п. Фраза объединяет два аморфных слова (по Н. Гвоздеву, 87 слов). Усложняется слоговая структура: ребенок воспроизводит двусложные слова, в трехсложных словах опускает один из слогов. В словаре имеется около 100 слов, к 1 г. 9 мес. — 175 слов, во фразе 3—4 слова.
С 1 г. 9 мес. Продолжается влияние на поведение ребенка через речь, так как благодаря речи взаимоотношения между ребенком и взрослым становятся более гибкими, требования ребенка менее категоричными, поскольку ребенок подчиняется собственным приказам: «Витка, сиди тут. Пока тетя Катя пидет (придет)». Возникает описательная речь. Например, ребенок смотрит в окно и говорит: «Мальчик катается», «Собака бежит», «Машина гудит», «Самолет летит». Ребенок рассказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услышанное и присочинить к происшедшему, например, «Пицки (птички) мои, вы уетеи (улетели) в тепые кая (теплые края)... Водицки попия я, ффуй» (смеется).
1 г. 10 мес. Правильно называет собственные действия в игре — «упал, поехал». Применяет предложения из 2—3 слов. В предложениях начинает употреблять местоимения и прилагательные.
В период от 1 г. 10 мес. до 2 лет продолжает совершенствоваться слоговая структура слова: в трехсложных словах может иногда опускаться один слог, чаще предударный, и может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах: «Папа, Витя кататьца». Во фразе употребляется глагол в повелительном наклонении: «Двейзакить» (дверь закрыть), «Котлету поежь»; фраза распространена: «Тетя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси молока»).
К 1г. 11 мес. Речь детей особенно активна в играх с куклами, игрушками — животными. Например, ребенок может рассматривать игрушечную корову, трогать рога, хвост, уши, тут же трогать свои уши и все время рассказывать ей что-то, часто непонятное взрослому. Или ребенок может укладывать куклу спать: «Бай, бай, Катя, пи, от так, пи, Катя».
2 года. Задает вопросы типа «Что это?». Умеет ответить на поставленный вопрос, говорит фразами из двух и более слов, запоминает много двустиший, концовки песенок и повторяет их.
2 г. 2 мес. Задает вопросы типа: «Где?», «Куда?», «Почему?».
2 г. 3 мес. Ребенок употребляет многословные, хотя грамматически не совсем правильные предложения. Может по картинке рассказать взрослому и другому ребенку.
2 г. 4 мес. Задавая вопрос, ребенок знает, что каждая вещь, качество, действие имеют свое название. Например, показывая на утку, ребенок спрашивает: «А что это такое, гусь или утка?»
2 г. 5мес. Выявляет в играх элементы планирования. Например, «Я возьму кубики и построю дом».
2 г. 6 мес. Продолжается употребление простого предложения, появляются сложносочиненные предложения без союзов, затем с союзами, особенно при рассматривании сюжетных картинок. В слоговой структуре слов еще наблюдаются нарушения: в многосложных словах чаще опускаются предударные слоги, иногда — приставки.
2 г. 7 мес. Легко запоминает стихи, песни. Может установить причину и следствие явления: «Плачет бедная — ручка болит», хотя на картинке этого не видно.
2 г. 9 мес. В предложениях употребляет все части речи, кроме, возможно, причастия и деепричастия.
2 г. 10 мес. — 2 г. 11 мес. Речь становится понятной для всех и является средством общения с окружающими.
К 3 годам. Продолжается развитие сложного предложения, слоговая структура нарушается редко, притом в малознакомых словах.
3 года. Сравнивая предметы, ребенок результат офор мляет в речи: «Лицо красное, платье красное и тут красное, почему все красное?». Способен произносить правильно большинство звуков, кроме [Р], [Л], шипящих.
3 года 6 мес. Задает вопросы типа: «Зачем? Когда?».
4 года. В разговоре со взрослыми может рассказать о самых различных событиях из своего опыта. Наши иссле-
дования (1978 г.) показали, что у заикающихся детей в раннем онтогенезе имеется дисгармоничное развитие экспрессивной речи по сравнению с нормой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|