Особенности формирования моторики
Удержание головы с_______________________________
Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предме ты с_______________________________________________
Движения со спины на бок с_______ , со спины на живот
с __________________________________________________
Стал сидеть без поддержки с________________________
Первые попытки самостоятельно подтянуться, ухватив шись за пальцы взрослого с___________________________
Стал тянуться за высокорасположенными предметами с
Стал самостоятельно сидеть и ложиться из положения
сидя с______________________________________________
Ходил ровно, с пробежками, падал с _________________
Моторные навыки: одеться с______ , раздеться с____ , за стегнуть пуговицу с , зашнуровать ботинок с___
Характер нарушения моторики: излишне подвижен, сует лив, не координирован в движениях, выполняет их с широкой амплитудой, двигательное беспокойство; или заторможен, неповоротлив, несвоевременная переключаемость движений с
Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучива ния левшества. Последний фактор важен для выяснения не в смысле преобладания левшей среди заикающихся (показано, что такого преобладания не существует), а для того, чтобы уточ нить возможную причину возникновения заикания вследствие нетактичного поведения взрослых в отношении ребенка-лев- ши.________________________________________________
Развитие подражательности
Действия с игрушками по показу взрослого: «Покачай лялю»,
«Покорми кису» с___________________________________
То же по словесной инструкции с____________________
Подражание разнообразным показываемым действиям с
Воспроизведение данного образца по показу с _______
Воспроизведение данного образца по слову с_________
Развитие взаимоотношений
Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянул ся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с___
Стал проявлять эмоциональное отношение к другим детям, интересовался их действиями с________________________
Выражение эмоционального отношения к другому ребен ку в речи: «Не плачь», «Он к маме хочет» — с___________
Выражение положительного отношения к детям в дей ствиях: гладит, берет за руку с_________________________
Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с ..., к коллективу детей — с______________
Время возникновения первых симптомов заикания
Приблизительное время появления заикания__________
Как начиналось заикание (точно записать со слов родите лей) _______________________________________________
Причины заикания________________________________
В чем проявлялось заикание (по описанию родителей)
Течение заикания с момента возникновения и до времени обращения к логопеду:
постоянное (возникнув, заикание протекает почти без из менений)___________________________________________
воолнообразное (после возникновения заикания наблюда лись периоды улучшения в речи и периоды усугубления симп томатики заикания)__________________________________
рецидивирующее (после возникновения заикания и неко торого течения оно полностью не проявлялось, а затем судо роги в речи появлялись вновь)_________________________
Где, когда, сколько занимался исправлением речи, резуль таты коррекции: без изменений, заметное улучшение, значи тельное улучшение, нормальная речь___________________
Отношение ребенка к своему заиканию: переживает, нет, вообще не замечает__________________________________
Характеристика общительности
Легко вступает в контакт с логопедом, другими взрослыми, со сверстниками.
Держится в стороне, не стремится к контакту.
Инициативен в общении, негативен, неустойчивое общение.
Логопедическое обследование
Исследование моторики
Для выявления состояния моторики логопед предлагает Детям разного возраста соответствующие задания. Задания для детей 2-х лет и 3-го года жизни:
• пройти по дорожке, начерченной мелом на полу;
• перешагнуть через препятствие высотой 25—30 см;
• медленно покружиться на месте;
• отбросить мяч от груди, из-за головы двумя руками;
• бросить мяч логопеду (взрослому) двумя руками;
• поймать брошенный мяч;
• подпрыгнуть на месте на двух ногах;
• наклоны вперед и в стороны;
• присесть, держась за спинку стула;
• слепить из пластилина палочку, шарик, баранку. Задания для детей 3-х лет и 4-го года жизни:
© пробежать 3—4 раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20—25 см;
©менять движения по сигналу (по слову, по удару в бубен, по хлопку в ладоши);
© перейти с бега на ходьбу;
© остановиться после бега или ходьбы, пройти по шнуру, положенному на пол;
0 прыгнуть в длину с места;
0 переложить из одной руки в другую флажок, маленький мячик над головой, за спиной, перед собой, подняться на носки. Задания для детей 4-х лет и 5-го года жизни:
•/ задания, предлагаемые детям 3—4 лет;
•/ мяч бросить вверх — поймать, ударить об пол и поймать двумя руками;
•/ присесть на корточки и перекатить мяч логопеду;
•/ пролезть через обруч;
•/ прыгнуть в обруч на полу и выпрыгнуть из него;
•/ катить обруч, бежать рядом с ним, держась за него;
•/ поднять руку с флажком вверх, другую — вверх, переложить флажок из руки в руку;
•/ кругообразные движения рукой (левой, затем правой) с лентой над головой.
Задания для детей 5 лет и 6-го года жизни:
• пробежать, затем проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию (от стола к окну, от окна к двери и др.);
• остановиться по сигналу (бубен, хлопок в ладоши, слово «стой») после ходьбы, пробежки, прыжков;
- установка связи между сигналом и действием: тихие удары в бубен — ходьба на носочках, громче — на полной ступне, громко — пробежка, нет ударов — остановиться;
- бросить мяч логопеду через круг и в ответном броске поймать;
- правой рукой взять обруч, поставить на пол и поворачивать его от себя, чтобы обруч крутился;
- прыгнуть на носках двумя ногами в обруч, лежащий на полу, и выпрыгнуть из обруча;
- руки с флажками вперед, назад, вверх, вниз (по команде логопеда);
- держа руки над головой, переложить из одной руки в другую три ленточки поочередно;
- то же самое с пятью ленточками.
Задания для детей 6 лет и 7-го года жизни:
· задания, предлагаемые детям 5—6 лет;
· присесть, покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч;
· ударять мяч ладонью об пол и считать до пяти; взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду;
· пробежать, на бегу бросая и ловя мяч;
· прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча;
· завязать ленту узлом, бантом.
Обобщение. Логопед в ходе исследования моторики детей 7 лет фиксирует:
- координацию рук, ног (правильная, замедленная, нет
- координации);
- чувство равновесия (есть, нет);
- осанку (правильная, неправильная);
- объем выполнения движений (полный, неполный);
- переключение движений (своевременное, замедленное, отсутствует);
- самостоятельность выполнения (полная, с помощью
- взрослого);
- сопутствующие движения (есть, нет);
с^= наличие леворукости, амбидекстрии;
с^= мимические движения (нормальные, амимичность, гиперкинезия мышц лица, синкинезии, т.е. дополнительные движения, сопровождающие основное,— слабо или ярко выраженные).
Данные исследования моторной функции заикающегося ребенка целесообразно обобщить по следующим параметрам.
Нормальная моторика:
сформирована статическая координация движений: умеет по заданию и произвольно фиксировать некоторое время нужную позу;
сформирована динамическая координация движений: движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, поскоках, пробежках, хлопках, покачиваниях тела, размахиваниях руками в такт шагам и т.д.);
вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук;
выразительна и эмоциональная мимика лица.
Нарушения моторики:
повышенная двигательная активность, расторможенность и наличие некоординированных движений с широкой амплитудой колебаний, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний;
моторная напряженность, скованность и некоординиро-ванность движения, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта, какой-либо ситуации, от наличия логофобии.
Исследование подражательности
Для исследования подражательности логопед предлагает детям разного возраста следующие задания. Задания для детей 3-х лет — 4-го года жизни:
• повторить за логопедом предложения из 3—4 слов;
• по образцу подобрать однородные предметы по форме (шарик, яйцо);
• нанизать кольца пирамидки, подбирая их по величине (6—7 колец);
• построить из кубиков воротца;
• отобрать две одинаковые куклы из четырех;
• подобрать два контурных одинаковых рисунка, напри мер, два яблока из фруктов, двух зайцев из животных. Задания для детей 4-х лет — 5-го года жизни:
©повторить за логопедом фразу из пяти слов;
© по образцу собрать и разобрать пирамидку по кольцу, называя действия: «Я надеваю (снимаю) синий кружок»;
© построить домик, забор, воротца из строительного материала;
© раскрасить кисточкой контурное изображение (яблоко, вишню, солнце).
Задания для детей 5 лет — 6-го годажизни:
• по образцу разыграть с помощью игрушек небольшой сюжет после трехкратного показа и рассказа логопедом. Например: «У Саши папа летчик. Он часто летает на се вер. Однажды он привез Саше медвежонка. Саша с ма мой поили его молоком. Когда медвежонок подрос, его отдали в зоопарк». Игрушки: самолет, куклы (мама, папа, сын, мишка).
Задания для детей 6 лет — 7-го года жизни:
•/ после показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки.
Обобщение. Логопед фиксирует:
с^= подражание полное;
с^= подражание творческое (дети внесли дополнительные детали в показ действия и другие обороты речи в рассказ, ничего не опустив из данного образца;
с^= подражание неполное (дети не до конца выполнили
увиденное и услышанное задание, опустив часть его);
с^= отказ от подражания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|