|
ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
ПРАВИЛА MM
Термины инкотермс-2000
- получить товар от перевозчика в согласованном порту назначения (Б.4);
- оплатить расходы по разгрузке, если они не включены во фрахт (Б.6);
- по просьбе продавца предоставить ему информацию, необходимую для заключения договора страхования (Б. 10).
Итак, то единственное различие между терминами CFR Стоимость и фрахт и CIF, заключающееся в том, что по условиям термина CIF от продавца требуется обеспечение страхования груза, делает термин CIF более выгодным в использовании для покупателя, по сравнению с термином CFR. Это объясняется тем, что с момента поставки продавцом товара на борт судна в порту отгрузки все риски по товару переходят на покупателя, в то время как покупатель не имеет достаточных возможностей осуществления контроля над товаром во время его перевозки, потому что перевозку организовывает продавец, вступая в договорные отношения с перевозчиком и оплачивая фрахт. Поэтому страхование товара продавцом на время его перевозки ставит покупателя по условиям CIF в более выгодное положение по сравнению с покупателем по условиям CFR, давая первому больше гарантий по договору купли-продажи относительно доставки товара. Перекладывая обязательства по перевозке и страхованию товара на продавца, покупатель в любом случае должен получить либо товар либо компенсацию за него, при условии, что страхование товара осуществлено от всех вероятных рисков гибели или повреждения этого товара во время данных условий перевозки. Необходимо отметить, что при перевозке товара на условиях CFR покупатель может компенсировать отсутствие обязательства продавца по страхованию товара, самостоятельно осуществив страхование товара на время его перевозки, хотя, как правило, такое страхование все же удобнее осуществлять продавцу.
Продавец обязан самостоятельно за свой счет заключить договор страхования. Страховщика (страховую компанию) продавец также выбирает самостоятельно, однако лишь среди компаний, которые «пользуются хорошей репутацией». Предметом договора страхования есть страхование товара (груза), продаваемого по договору купли-продажи и передаваемого перевозчику для перевозки, от рисков его гибели или повреждения на период с момента его фактического перехода через поручни судна в порту отгрузки и до момента его доставки в порт назначения.
Продавец выплачивает страховщику страховую премию (взнос), т.е. плату за страхование. Однако продавец обязан заключить договор страхования на таких условиях, по которым покупатель (или иное лицо, имеющее страховой интерес в товаре) при наступлении страхового случая мог бы непосредственно обратиться к страховщику за страховым возмещением и получить от него такое возмещение (другими словами, продавец обязан заключить договор страхования в пользу покупателя). Поэтому, в частности, продавец обязан передать покупателю страховой полис или иное доказательство заключения договора страхования, в котором должно быть указано, что страховщик имеет обязательства непосредственно в отношении покупателя.
Важно отметить, что согласно условиям ИНКОТЕРМС, в обязанность продавца входит лишь обеспечение минимального страхования, которое предусматривает условия минимального страхового покрытия.Такое минимальное страховое покрытие должно соответствовать «Условиям страхования грузов Объединения Лондон-
ЗБ1РКА КОМЕНТОВАНОГО ЗАКОНОДАВСТВА / ВИПУСК №1
ПРАВШ
Термины инкотермс-2000
ских Страховщиков» (Institute Cargo Clauses, Institute of London Underwriters) или другому подобному сборнику условий, если только стороны в договоре купли-продажи не установили соглашение об ином. Так, предоставляемое согласно «Условиям страхования грузов Объединения Лондонских Страховщиков» страхование подразделяется на категории А, В и С (см. Приложение 1). Минимальное страхование, о котором говорится в ИНКОТЕРМС, предусматривается категорией С. Затем страхование прогрессивно расширяется: категорией В предусмотрено более широкое страхование (т.е. от большего количества рисков) нежели по категории С; категорией А предусмотрено наиболее широкое страхование «от всех рисков» » (all-risks insurance). Хотя условия ИНКОТЕРМС возлагают на продавца обязанность минимального страхования (по категории С), на практике зачастую стороны отдают предпочтение страхованию на условиях, предусмотренных категорией А - от «всех рисков». Однако необходимо отметить, что имеются важные исключения, которые не обеспечиваются даже страхованием по категории А, например, утрата груза в результате небрежности или обмана либо при возникновении финансовых затруднений (убытков) вследствие опоздания в доставке.
Стороны договора купли-продажи могут достигать соглашения об иных условиях страхования: делать ссылку на иной сборник условий страхования, чем сборник условий Лондонских Страховщиков и/или оговаривать в договоре купли-продажи собственные условия в отношении страхования груза.
Условия минимального страхования далеко не во всех случаях могут удовлетворить покупателя. Так, минимального страхования часто бывает достаточно в отношении массовых грузов (нефть и нефтепродукты, зерно, руда, уголь, лес и др.), которые обычно не претерпевают во время перевозки утраты или повреждения, если только что-либо не случится с самим судном и грузом (посадка на мель, столкновение, пожар и т.п.). Однако при перевозках генеральных грузов (готовых изделий и особенно товаров высокой стоимости) минимальное страхование является недостаточным вследствие наличия, например, риска кражи, мелкого хищения, неправильного обращения с грузом и т.п., которые не покрываются условиями минимального страхования. Поэтому как при перевозках генеральных грузов, так и при перевозках массовых грузов покупателю и продавцу рекомендуется договариваться о том, что продавцом должно обеспечиваться более подходящее (расширенное) страхование, записывая такую обязанность продавца в договор купли-продажи.Чем более расширенное страхование обеспечивает продавец, тем от большего количества рисков страхуется товар. Однако более широкое страхование является более дорогостоящим. В этой связи покупателю необходимо учитывать, что расходы на страхование продавец включит в цену товара, а значит, чем дороже будет страхование, тем выше будет и цена товара.
Если же стороны в договоре купли-продажи не установили обязанности продавца по расширенному страхованию и он осуществил страхование с минимальным покрытием, то покупатель может самостоятельно обеспечить и оплатить любое дополни-; тельное страхование, в котором он заинтересован. Хотя такой путь может оказаться более сложным и дорогостоящим по сравнению с тем, когда бы продавец осуществил все необходимое покупателю страхование.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|