Принцип единства анализа и синтеза предполагает разложение на составные час-
Ти анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и
в последующем рассмотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;
Принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает по-
Становку целей и установление способов достижения этой цели. При этом всегда выделя-
Ется основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа и структуризации
проблемы;
3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству,
Срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа и дру-
гим условиям;
Принцип оперативности и своевременности анализа направлен на сокращение
Времени выполнения работ за счет реализации принципов рациональной организации час-
Тичных процессов (пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывно-
Сти, ритмичности и др.), кодирования и автоматизации информационного обеспечения,
повышения качества информации и методов анализа;
5) принцип количественной определенности предполагает количественное выражение:
А) параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернатив-
ных вариантов управленческого решения;
б) связей между компонентами системы менеджмента;
В) степени неопределенности и риска при принятии решения.
Схема проявления принципа единства анализа и синтеза показана на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Схема проявления принципа единства анализа и синтеза
Допустим, мы построили дерево эффективности конкретного товара.
Тогда на 0-м уровне будет показатель эффективности товара как отношение сово-
Купных затрат за его жизненный цикл к полезному эффекту (отдаче) за этот же период.
АНАЛИЗ ситнтез
2.2.1 2.2.4
1.1
1 2
2.7
Й уровень
Й уровень
Й уровень
Й уровень
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
На 1-м уровне по левой ветви будут показатели качества (1 – полезный эффект;
Показатели назначения товара; 1.2 – надежность; 1.3 – экологичность; 1.4 – эргоно-
Мичность; 1.5 – технологичность; 1.6 – эстетичность (дизайн); 1.7 – стандартизация и
унификация; 1.8 – патентная чистота и патентоспособность; 1.2.1 – безотказность; 1.2.2 –
Долговечность; 1.2.3 – ремонтопригодность; 1.2.4 – сохраняемость и т. д.).
Правая ветвь дерева эффективности товара раскрывает совокупные затраты – на 1-
М уровне, на 2-м уровне: 2.1 – затраты на стратегический маркетинг; 2.2 – затраты на
НИОКР; 2.3 – затраты на организационно-технологическую подготовку производства но-
Вого товара; 2.4 – затраты на производство товара; 2.5 – затраты на подготовку товара к
Функционированию или обращение; 2.6 -затраты на эксплуатацию (использование) и ре-
Монты (восстановление) товара за нормативный срок его службы; 2.7 – затраты на утили-
Зацию товара. На 3-м уровне приведем составляющие только по показателю 2.2 (затраты
На НИОКР): 2.2.1 – затраты на фундаментальные исследования; 2.2.2 – затраты на при-
Кладные исследования; 2.2.3 – затраты на конструкторские работы; 2.2.4 – затраты на
Опытно-экспериментальные и испытательные работы.
По аналогичной схеме проводится структуризация остальных показателей на 3-м
Уровне, далее показатели 3-го уровня разбиваются на показатели 4-го уровня (по ветви
«качество» это могут быть частные показатели качества, ветви «затраты» – затраты по
подразделениям и проблемам). На рис. 5.1 показатели 2-го и 3-го уровней схематично
Раскрыты полностью, однако цифрами для простоты обозначены только крайние показа-
Тели, например, 1.1 и 2.7.
После построения дерева эффективности товара, т. е. после выполнения одного из
Первых этапов анализа, при помощи синтеза проверяется правильность структуризации
Показателей. Для этого на белом листе перечисляются вразброс (без привязки к ветви де-
Рева и уровню) все показатели обеих ветвей и всех уровней без номеров. Приведем фраг-
мент показателей эффективности оборудования:
1) надежность;
2) затраты на прикладные исследования;
3) экологичность;
4) производительность;
5) затраты на патентный поиск;
6) технологичность;
7) совокупные затраты за жизненный цикл товара;
8) сохраняемость свойств качества товара;
9) уровень вибрации;
Полезный эффект и т.д.
Теперь мы должны каждому показателю присвоить номер, принадлежащий ему в
Дереве показателей по экономическому содержанию и логике. Так, «надежность» имеет
Номер 1.2, «затраты на прикладные исследования» – 2.2.2, «экологичность» – 1.3, «произ-
Водительность» является одним из показателей назначения оборудования и этому показа-
Телю можно присвоить номер 1.1.1, «затраты на патентный поиск» являются частью за-
Трат на фундаментальные исследования и этому показателю можно присвоить номер
Если 2.2.1 – затраты на фундаментальные исследования, 2.2.1.1 – анализ проблемы
и разработка технического задания), «технологичность» – 1.5, «совокупные затраты за
Жизненный цикл» – 2, «сохраняемость свойств качества товара» – 1.2.4, «уровень вибра-
Ции» относится к частному показателю эргономичности (1.4) и ему можно присвоить но-
Мер 1.4.1, «полезный эффект» – 1.
После выполнения этой весьма трудной работы, требующей знания проблем эф-
Фективности, строится дерево показателей снизу, т.е. мы соединяем ранее расчлененные
ГЛАВА 5. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
Элементы или восходим снизу (с 4-го уровня) к вершине дерева. Дерево показателей, по-
Строенное на этапе анализа, мы не должны видеть (лучше, если анализ и синтез проводят
Разные люди).
На следующем этапе проводим сличение дерева показателей, построенного на эта-
Пе анализа, с деревом, построенным на этапе синтеза. Следует добиваться полного совпа-
Дения этих деревьев.
После построения и уточнения дерева показателей рекомендуется находить и ана-
Лизировать горизонтальные связи между показателями. Например, с повышением уровня
Безотказности изделия резко снижаются затраты на эксплуатацию и ремонты, но увеличи-
Ваются затраты в сфере производства. С увеличением затрат на стратегический маркетинг
(конечно, при профессиональном его проведении) снижаются затраты на последующих
Стадиях жизненного цикла изделия (иногда в 10 и более раз). Эти зависимости нужны для
Ранжирования факторов и определения приоритетов в инвестиционной политике.
Методы и приемы анализа: сущность и область применения
Рассмотрим сущность методов анализа.
Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от
плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.
Основные виды сравнений, применяемые при анализе:
отчетные показатели с плановыми показателями;
плановые показатели с показателями предшествующего периода;
отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;
показатели работы за каждый день;
сравнения со среднеотраслевыми данными;
показатели качества продукции данного предприятия с показателями аналогич-
Ных предприятий-конкурентов и др.
Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (един-
Ство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и
Ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географи-
Ческих условий и т.д.).
Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные эле-
Менты которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для
оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов.
Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и
Абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов
Должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.
Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хо-
Зяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также
Подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансово-
Го метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства
Итогов, полученных в результате различных сопоставлений.
Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных
Значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|