Ситуационные задачи по теме.
Задача №1
Больная 34 лет. Жалобы на слабость, быструю утомляемость, головокружение, периодически приступообразные боли в правом подреберье. Подобные жалобы беспокоят с детства, в период обострений окружающие обращали внимание на желтушность кожи и склер.
При осмотре бледность и желтушность кожи и склер. Сердце – тоны звучные, ритмичные, систолический шум на верхушке. Живот мягкий, болезненный в правом подреберье, в точке желчного пузыря. Печень у края реберной дуги, плотная, слегка болезненная, селезенка пальпируется на 5 см ниже реберной дуги, плотная.
Анализ крови: Нв 80, эр.2,4, цв. пок.1,0, лейк 9,8, п/я 6, с/я 67, эоз. 3, баз. 0,5, лимф. 20, тромб. 150000, ретик. 15%, СОЭ 30. Диаметр большинства эритроцитов 6,2 микрона. Реакция Кумбса- отрицательная, билирубин 28,5 ммоль/л, непрямой 26 ммоль/л.
1) Дайте гематологическую характеристику анемии.
2) Форма желтухи?
3) Что ожидается при УЗИ желчных путей?
4) Какая осмотическая резистентность эритроцитов ожидается?
5) Основной метод лечения?
Задача №2
Ребенок 8 месяцев, родился с массой 2900 г. Период новорожденности протекал благополучно. Имеется несовместимость крови матери и ребенка по резус-фактору. Находится на смешанном вскармливании. С 4 месяцев получает различные каши (чаще манную), иногда-овощное пюре. Перенес кишечную инфекцию. При диспансерном обследовании выявлена анемия: Нв 80, эр. 3,2, ретикулоцитоз 2,5%
При осмотре ребенок бледен, пастозен. Печень и селезенка увеличены.
1) Какая форма анемии наиболее вероятная в данном случае?
2) Какие другие изменения в анализе крови можно ожидать?
3) Каковы возможные причины анемии у данного ребенка?
4) Как следовало проводить профилактику анемии в данном случае?
5) Какие лечебные мероприятия Вы предложите?
Задача №3
Больная 63 лет, жалобы на общую слабость и одышку при ходьбе, постепенно нарастающие в течение нескольких месяцев. Анамнез без особенностей. Питание достаточное вредных привычек нет. Медикаменты не принимала.
Объективно: бледность и субиктеричность слизистых и кожи. Седые волосы. Язык гладкий, красный.
Анализ крови: Нв 83, эр. 2,3, ретикул. 2%, тромб. 11, лейк 3,5. Анизопойкилоцитоз, полисегментированные нейтрофилы. Железо сыворотки крови 27 мкмоль/л, билирубин 32, непрямой 27, Проба Кумбса отрицательная.
1) Какая анемия наиболее вероятная и почему?
2) Какие особенности эритроцитов могут быть обнаружены?
3) Какие могут быть изменения при неврологическом обследовании?
4) Какие возможные особенности миелограммы?
5) Какова тактика лечения?
Задача №4
Больная 60 лет. Поступила с жалобами на резко выраженную общую слабость, головокружение, ощущения «ватных» ног. Больна в течение 1 года.
При осмотре: одутловатость лица, бледность кожи с желтушным оттенком, субиктеричность склер. Дыхание везикулярное, тоны приглушены, систолический шум во всех точках. Сосочки языка сглажены. Печень выступает на 1 см из- под края реберной дуги. Селезенка не пальпируется, отеков нет.
Анализ крови: Нв 50, эр.2,2, цв. пок. 1,3, лейк. 2,5, эоз. 1%, п/я 4%, с/я 38%, лимф. 42%, мон. 11%, тромб. 70, СОЭ 40, билирубин 2,0 (34 ммоль/л), непрямой.
1) Дайте гематологическую характеристику анемии.
2) Чего не хватает в анализе крови?
3) Вероятный диагноз анемии?
4) Что ожидается в миелограмме?
5) Назначен витамин В 12 1000 мг/сут. За каим показателем необходим контроль на 5-7й день лечения?
Задача №5
Больная Ф., 43 года, работала маляром 14 лет, имела контакт с ароматическими углеводородами, включая бензол. 5 лет назад стала отмечать нарастающую общую слабость, утомляемость на работе, в последние 3 года – обильные и длительные менструации, появление спонтанных синяков на коже.
При осмотре: больная пониженного питания, кожа бледная, имеются экхимозы, лимфатические узлы не увеличены. АД 100/70 мм рт.ст. Пульс 96 в минуту.
Анализ крови: Нв88, эр.3,3, цв. пок. 0,8, ретикул. 2%, тромб 90, лейк. 4,6, п/я 3%, с/ 37%, лимф 44%, эоз. 8%, мон. 8%.
1) Дайте гематологическую характеристику анемии.
2) Вероятная причина геморрагий?
3) Вероятная причина заболевания?
4) Степени тяжести анемии
5) Классификация анемии по степени насыщения гемоглобином
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия.
В соответствии с методическими указаниями для внеаудиторной работы по теме следующего занятия.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
НИРС наряду с традиционными видами обучения осуществляется на аудиторных занятиях, но в большей мере предполагает участие во внеаудиторной учебно-исследовательской работе каждого студента, включая систематическое выполнение заданий по СРС.
Ее основная цель – способствовать более прочному, чем при восприятии готовых сведений, усвоению знаний, обеспечить адекватное владение научной информацией. Вторая существенная цель УИРС – снабдить будущего специалиста элементарными исследовательскими умениями и навыками, способствующими его дальнейшему профессиональному совершенствованию.
Необходимыми компонентами учебно-исследовательской деятельности являются:
1) самостоятельная работа;
2) пользование библиографическими указателями, каталогами, картотеками.
Обсуждение реферата проводится на практическом занятии.
Тематика НИРС:
1. Гемофилия, генетический аспект, клинические проявления, формы, современные методы лечения.
2. Геморрагические васкулиты, этиология, клинические формы, методы лечения.
3. Аутоиммунная тромбоцитопения, диагностика, клиника, современные методы лечения
4. В-12 дефицитная анемия, этиология, клиника, неврологическая симптоматика, диагностика, лечение.
5. Гемолитическая анемия, причины развития, клинические симптомы, диагностика, лечение.
Занятие № 32
1.Тема: «Острые и хронические лейкозы»
2. Форма организации учебного процесса: клиническое практическое занятие
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный
3. Значение темы:
Лейкозы – опухоли, развивающиеся из клеток кроветворной ткани с первичной локализацией в костном мозге. Различают острые и хронические лейкозы. Субстратом опухоли при остром лейкозе являются бластные клетки. При хроническом – морфологическим субстратом опухолевых (лейкозных) разрастаний являются более зрелые клетки крови (миело – или лимфопоэза), достигшие определенного уровня дифференцировки. Ранняя диагностика лейкозов, знание основных клинических проявлений заболевания, своевременно поставленный диагноз, применение адекватного лечения позволяет получить длительные ремиссии, и даже выздоровление ОЛ. Проблема лейкозов не только медицинская, но она имеет и социальное значение, так как этим заболеванием страдают люди разного возраста, в том числе и дети. Поэтому изучение данной проблемы, в том числе педиатрами, является чрезвычайно важной.
4.Цели обучения:
- общаяобучающийся должен обладать ОК и ПК: ОК-1, ОК-8, ПК-10, ПК- 12, ПК-21, ПК-27, ПК-50
- учебная:
знать социально-значимые проблемы, процессы и существующие методы применения медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача Методы физикального осмотра, клинического обследования больного, алгоритм лабораторных и инструментальных обследований терапевтических больных. Выявлять у больных основные патологические симптомы и синдромы заболеваний на основе медико-биологических дисциплин, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях;
уметь анализировать и делать практические выводы, оценивать социальные факторы (в т.ч. факторы риска), влияющие на состояния физического и психологическое состояние пациента. Применять морально-этические нормы врачебного поведения.
Определить статус пациента: собрать анамнез, провести физикальное обследование пациента; наметить объем дополнительных исследований в соответствии с прогнозом болезни. Проводить исследования больного терапевтического профиля на основе современных методов клинического, лабораторного, инструментального обследования больных;
владетьнавыками использования на практике оценки факторов риска, влияющих на физическое и психическое состояние пациента, навыками проведения объективного обследования больного, постановки предварительного диагноза на основании результатов клинических, лабораторных, исследований, навыками сопоставления клинических и морфологических данных выявлять патологические синдромы.
5. План изучения темы:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|