|
Тема 12. Искусство Европы XIX века
· Роль промышленного переворота в Англии XVIII столетия и Французской революции 1789–1794 гг. в формировании новой эпохи в европейской художественной культуре. «Больные вопросы современности». Раскрытие трагических противоречий между личностью и обществом, связь художников с общественно-политической борьбой, создание соответствующих тем и образов, быстрое распространение новых художественных течений по всему миру – характерные черты культуры и искусства XIX столетия. Классицизм – последний великий стиль, присущий архитектуре и живописи, пластике и театру.
· Французский классицизм последней четверти XVIII – первой трети XIX вв. Роль разума как главного критерия в познании прекрасного, призыв к воспитанию в человеке чувства долга. «Революционный классицист» Луи Давид: путь от первого художника республики до придворного живописца империи. Академичный Ж.О.Д.Энгр («Портрет Франсуа Гране», «Купальщица Вальпинсон»). «Битвы» Энгра с романтиками (Делакруа) и реалистами (Курбе).
· Испанское искусство конца XVIII – первой половины XIX века: иностранные художники при дворе короля Фердинанда VII (Антон Рафаэль Менгс), время аутодафе, кровавых боев быков, оккупации и веры в демонические силы. Новая вспышка испанского гения в творчестве Франсиско Гойи – живого моста из «галантного» XVIII века в критический XIX. От гротесковых, карикатурных портретов к шпалерам, от «маскарадной» живописи к «Капричос», «Дезастрес», «Тавромахии» и «Диспаратес». Два романа в судьбе Гойи: авантюрный из жизни и роман искусства.
· Английское искусство конца XVIII – XIX века. Влияние событий общественно-политической и экономической жизни на английскую культуру. Достижения английского изобразительного искусства в жанре акварельного пейзажа. «Любитель старой зеленой Англии» Д.Констебл («Телега для сена», «Прыгающая лошадь»), типичный романтик Д.М.У.Тернер («Кораблекрушение», «Морозное утро»), «Гольбейн XIX века» Ф.Медокс Браун («Прощание с Англией», «Труд») и «Прерафаэлитское братство». Борьба Уильяма Морриса с обезличением в декоративном искусстве. Стилизаторство, символика как предвосхищение стиля модерн.
· Немецкое искусство XIX века. Ранний немецкий романтизм: борьба за духовное раскрепощение, за освобождение личности, раскрытие внутреннего мира и облика художника. Поэт немецкого пейзажа К.Д.Фридрих («Пейзаж с радугой», «Восход луны над морем»). Назарейская школа: стремление возрождению религиозно-нравственных устоев (Ф.Овербек, Ю.Шнорр фон Карльсфельд, П.Корнелиус). Дюссельдорфская школа: сюжеты из немецкой средневековой истории, облик и быт «маленьких людей» (М.Швинд, К.Шпицвег). «Бидермайер». Немецкие реалисты А.Менцель и В.Лейбль. «Югендстиль».
· Бунт против омертвевшего, осененного классическими традициями официального академического искусства XIX столетия. Реальная, живая жизнь с ее сюжетами и проблемами требовала нового способа отображения в искусстве, и первыми это ощутили художники поколения 1810-1820-х годов – романтики, пытавшиеся сломать классические схемы, отображая живые человеческие страсти.
· Романтизм 20-30-х годов XIX века как оппозиция классицистической школе. Основные принципы романтиков: горячий колорит, контрастные цветовые пятна, экспрессивность рисунка, экзотические мотивы. Французские романтики: героический Т.Жерико («Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку», «Кораблекрушение фрегата «Медуза»), вождь французских романтиков Э.Делакруа («Ладья Данте», «Хиосская резня»). Романтизм – «не стиль, не живописная манера, а определенный эмоциональный строй».
· Принцип «современности» искусства, провозглашенный Гюставом Курбе, одним из главных создателей реалистической школы во французской живописи 1830—1850-х годов: отражать в живописи нравы, идеи и облик своей эпохи. Для художников следующего поколения призыв Курбе означал уже не только отказ от академических, литературных, мифологических и исторических сюжетов. Самым главным было обращение к темам современной жизни, воплощение их современным живописным языком, поиск соответствующих средств художественного выражения, новых форм – вот что стало задачей нового поколения художников.
· Реализм XIX века: поиски обобщенного монументального, а не анекдотически-жанрового образа трудового человека. Французский критический реализм, барбизонская школа (Т.Руссо, Ж.Ф.Милле, Ж.Дюпре). Пейзажист Камиль Коро как один из самых тонких мастеров французского пейзажа («Замок Пьерфон», «Пруд в Вилль д`Аврэ»). Жанровая живопись критического реализма в творчестве Г.Курбе («Автопортрет с черной собакой», «»Встреча»). Исторические события в графике О.Домье («Гаргантюа», «Законодательное чрево»). Далекая от «больных» вопросов современности салонная живопись.
· Искусство скульптуры XIX в., человеческое тепло и новые жизненные силы в которое вдохнуло творчество Огюста Родена («Врата Ада», «Бронзовый век», «Мыслитель», «Поцелуй»), в работах которого движения человеческого тела становятся средством передачи безгранично широкого спектра эмоций, а естественные и свободные положения фигур, неизвестные скульптуре раннего времени, отражают богатство внутренней жизни человека.
· «Салон отверженных», или История импрессионистов (1874 – 1886). В 1860-е годы вокруг Эдуарда Мане, считавшего себя последователем реализма Курбе и вслед за ним объявленного бунтарем, сплотилась небольшая группа единомышленников: блестящий и ироничный Эдгар Дега, друг Мане, соперничающий с ним в лидерстве; сын торговца Клод Моне; еще недавно скромный подмастерье живописца по фарфору парижанин Огюст Ренуар и его товарищи по мастерской – Фредерик Базиль и Камиль Писсарро, англичанин Альфред Сислей, упрямый провансалец Поль Сезанн... «Банда Мане», как добродушно называл их Камиль Коро, упорно шла в своих поисках к созданию современного живописного языка, к импрессионизму.
· В центре Парижа 13 апреля 1874 года в мастерской фотографа Надара открылась выставка картин. Вряд ли это событие могло удивить город, в котором вот уже полтора столетия Академия Изящных искусств регулярно устраивала свои знаменитые Салоны, если бы не одно обстоятельство. Впервые выставку у Надара устроили сами художники, и как раз те, кого знали как ярых противников Академии. Тридцать живописцев объявили себя «независимыми», независимыми от Академии Изящных искусств и от Салона – законодателя официальной моды в изобразительном искусстве. Сто шестьдесят пять картин продемонстрировали категорический разрыв с академическими традициями и заявили о существовании «нового искусства». В залы хлынула возбужденная толпа. Шокированная вызывающей обыденностью сюжетов, непривычной яркостью холстов «каких-то там» Моне, Ренуара, Сислея, Дега, Писсарро, Сезанна, она осыпала их насмешками, оскорблениями, издевательствами. Критик модного журнала «Шаривари» Луи Леруа язвительно и насмешливо прокомментировал все, им увиденное. Именно этому острослову принадлежит честь создания термина «импрессионисты», образованного им от названия одного из пейзажей Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» («Impression. Soleil levant»).
· Основа импрессионизма – цвет – такой, каким он был в картинах Мане, особенно в его знаменитой «Олимпии», вызвавшей скандал в Салоне 1863 года. По выражению Сезанна, она «открыла новую эру в живописи»: цвет, освобожденный от своей классической, подчиненной функции окрашивания рисунка, от всякой повествовательности – «литературы», стал свободным голосом художника, с помощью которого он мог выразить свое видение, мысли и чувства. Импрессионисты изменили сам способ создания картины. Натурный метод художников-реалистов был применен ими гораздо последовательнее: весной 1864 года, отправившись на этюды по примеру «барбизонцев» – пейзажистов реалистической школы, Моне предложил Ренуару и Сислею не только начинать, но и завершать картину на пленэре (от фр. plein air – открытый воздух). Солнечный свет и воздух, меняя прямо на глазах краски природы, не позволяли неспешно рисовать, вынуждая живописца сразу фиксировать цвет свободно брошенными на холст мазками. «Пишу, что вижу и так, как вижу» (Моне).
· Брошенное в полемическом задоре слово прижилось. Оно стало не просто названием группы художников и созданного ими нового художественного метода, а символом творческой революции. Может быть, именно поэтому его иногда не совсем правомерно распространяют на все французское искусство середины и второй половины XIX века. Действительно, весь этот период – время борьбы за освобождение от устаревших стереотипов, правил и норм, сковывающих творческую волю художника, время рождения и великолепного расцвета нового французского искусства, подготовившего и предопределившего великие открытия XX столетия. И в этот период импрессионисты сыграли решающую роль, хотя и были не единственными.
· Новый метод давал возможность каждому живописцу отражать свои впечатления и восприятие жизни. Великий Клод Моне («Стога», «Руанский собор», «Дама в саду», «Пруд в Манжероне», «Стог сена в Живерни») и «дружащий с реками и деревьями» скромный и поэтичный Сислей («Наводнение в Пор-Марли», «Канал Луэн в Море», «Баржи на канале Сен-Мартен») до конца своих дней воспевали красоту природы. Лиричный «папаша» Писсарро («Бульвар Монмартр», «Красные крыши», «Девочка с прутом») передал все обаяние Парижа конца XIX века – красочную суету городской жизни, прозрачную дымку парижского воздуха... Образ женщины, нежной и очаровательной современницы, сотканный из радужного цветного света, стал центральным в искусстве Ренуара («Ложа», «Зонтики», «Завтрак гребцов», «Порыв ветра», «Портрет актрисы Жанны Самари», «Девушка с веером», «Девушки в черном»). Самый независимый в среде импрессионистов Эдгар Дега («Голубые танцовщицы», «Абсент», «Репетиция», «Скаковые лошади в Лоншане») остался страстным рисовальщиком, а когда начал терять зрение, то отошел от мира, переставшего ему быть интересным… «Ниспровергатель основ» официального искусства Эдуард Мане («Завтрак на траве», «Олимпия», «Бар «Фоли-Бержер», «Розы в хрустальном бокале») самым первым (1883) ушел из жизни…
· Сила дарования, масштабность личности каждого художника во многом стали причиной неизбежного распада содружества импрессионистов. Последняя совместная выставка импрессионистов в 1886 году, а всего их было восемь, убедительно показала, что пути художников разошлись. История импрессионизма как художественного течения завершилась, но борьба за новое искусство продолжалась.
· Теперь ее вели художники «постимпрессионизма» – периода в истории французского искусства с середины 80-х годов XIX века по 1906 год – год смерти последнего великого постимпрессиониста Сезанна. Постимпрессионизм – эпоха гениальных одиночек: Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Анри Тулуз-Лотрек... Художники трагического, «проклятого» поколения дерзнули пойти своим путем, непонятые, отвергнутые современниками. Все они начинали с импрессионизма, но красота мгновений – далеко не все, чем жила душа и мысль человека в последние десятилетия богатого событиями XIX столетия. Потребность выразить в искусстве всю сложность ощущения жизни, все многообразие чувств, мыслей, представлений побуждало к поиску художественного языка более многопланового и универсального, чем импрессионистический, и при этом языка собственного: каждый из них мог сказать словами Шопенгауэра, предельно точно выразившего самоощущение личности этого времени: «Мир есть мое представление».
· Мастера постимпрессионизма значительно обогатили возможности использования цвета, как главного изобразительно-выразительного средства живописи, открыв дорогу новым поискам и экспериментам. Участник первых импрессионистских выставок, Сезанн («Игроки в карты», «Берега Марны», «Пьеро и Арлекин», «Каштаны и ферма в Жа де Буффан») продолжал работать на пленэре, применял в живописи метод оптического смешения красок, добиваясь синтеза цвета и формы. Голландец Винсент Ван Гог – художник с трагически короткой творческой жизнью («Красные виноградники в Арле», «Хижины», «Подсолнухи», «Арльские дамы») сумел извлечь из цвета всю мощь его эмоциональной выразительности, нашел язык, на котором страстно и горячо выразил свои чувства, подняв их до общечеловеческого, символического звучания. Вершиной трудных исканий Поля Гогена («Женщина, держащая плод», «Таитянская пастораль», «А, ты ревнуешь?», «Аве, Мария») стали полотна, созданные им в Океании, на острове Таити, где, как ему казалось, он обрел утраченную современным человеком связь с природой и вечностью. Художник острого взгляда Анри Тулуз-Лотрек («В кафе», «Танец в Мулен Руж», «В цирке Фернандо», «Салон на улице Мулен», афиши и театральный плакат) не питал иллюзий относительно окружающей его жизни, но при этом писал людей с теплотой, окрашенной нотками юмора, за которым внимательные видели тоску и отчаяние.
· Влияние постимпрессионистов на художественные школы новейшего времени. «Наби» и «Ар Нуво» как завершающие этапы периода развития европейской культуры на рубеже веков.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|