Сделай Сам Свою Работу на 5

Семинар 1. Роль искусства в системе культуры человека





 

Вопросы

· Проблема классификации видов искусств, или Что растет на «Древе искусств»?

· Л.Н.Толстой, П.Валери, С.Рахманинов и другие Художники о понятии «искусство». Можете ли Вы сформулировать Ваше определение искусства?

· Об искусстве и ремесле, Художнике и ремесленнике, возвышенном и низменном.

 

Рекомендуемая литература

1.Алексеев В.В. Что такое искусство? О том, как изображают мир живописец, график и скульптор. – М.: Искусство, 1991.

2.Валери П. Об искусстве. Сборник. – М.: Искусство, 1993.

3.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1985.

4.Власов В.Г. Стили в искусстве.- СПб.: 1998.

5.Зись А.Я. Виды искусства. – М.: Знание, 1979.

6.Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. – М.: Сварог и К, 1998.

7.Мелик-Пашаев А.А. Современный словарь-справочник по искусству. – М.: Олимп – АСТ, 2000.

8.Янсон Х.В. Основы истории искусств. – М.: Искусство, 2001.

 

Семинар 2. Искусство эпохи первобытнообщинного строя и Древнего Востока

 

Вопросы

· Понятие синкретизма в первобытном искусстве, его примеры.

· «Экскурсия» по «галереям» пещеры Ласко.



· Иберийское, левантийское, тассильское искусство: новое виденье мира, другие способы и методы передачи «информации» первобытным художником.

· Сравнительная характеристика канонов в изображении человека в художественном творчестве Древнего Востока (Египет и Мессопотамия).

· Связь искусства с мифологией и религией в искусстве Древнего Востока.

 

Рекомендуемая литература

1.Виноградова Н.А. Традиционное искусство Востока. – М.: Искусство, 1997.

2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – М.: Искусство, 1985.

3. Искусство Древнего Востока (Памятники мирового искусства). – М.: Искусство, 1968.

4.Искусство Древнего Египта. Живопись, скульптура, архитектура, прикладное искусство. – М.: Изобразительное искусство, 1972.

5.Искусство Древнего Мира. – М.: 2001.

6.История искусства. Первые цивилизации. – Барселона-Москва: ОСЭАНО – Бета-Сервис, 1998.

7.Памятники мирового искусства. Выпуск III, первая серия. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1970.

8.Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. – М.: Искусство, 1985.



9.Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М.: Искусство, 1985.

 

 

Семинар 3. Особенности античного искусства

 

Вопросы

· Отражение античной демократии в древнегреческом искусстве на примере Афин периода V века до н.э.

· Что и у кого заимствовало римское искусство?

· О римской идее в искусстве древнего Рима.

· Внешние и внутренние причины кризиса античного искусства.

· Почему античное искусство считается прототипом и одним из источников будущего европейского искусства?

 

Рекомендуемая литература

1.Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М.: Наука, 1972.

2.Вощинина А.И. Античное искусство. – М.: Искусство, 1962.

3.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – М.: Искусство, 1985.

4.Из истории мирового искусства. Соколов Г.Н. Римский скульптурный портрет III века и художественная культура того времени. – М.: Искусство, 1983.

5.Памятники мирового искусства. Выпуск II, первая серия. Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и древней Греции. – М.: Искусство, 1970.

6.Памятники мирового искусства. Выпуск VII, вторая серия. Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и древнего Рима. – М.: Искусство, 1982.

7.Соколова Г.И. Искусство этрусков. – М.: 1990.

8.Тэн И. Философия искусства. – М.: Республика, 1996.

 

Семинар 4. Особенности средневекового искусства

 

Вопросы

· Почему период культурного подъема при первых Каролингах получил название «возрождение»?

· Как называются и когда состоялись византийские «ренессансы»?



· Каким образом в византийском искусстве объединяются в единую художественную систему утонченный спиритуализм и пышная зрелищность?

· Как можно объяснить некоторую «мужиковатость» при изображении святых и апостолов, а также присутствие мифологических, сказочных, фантастических мотивов, героев светских романов и басен в романской скульптуре и живописи?

· Каковы образный строй и архитектурно-художественная композиция готики?

 

Рекомендуемая литература

1.Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997.

2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – М.: Искусство, 1985.

3.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2000.

4.Караськова О. Средние века. Возрождение. – СПб.: КОРОНА принт, 2003.

5. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV – XV веков. – Л.: Искусство, 1986.

6.Несельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. – Л.-М.: Искусство, 1964.

7.Памятники мирового искусства. Выпуск IV, первая серия. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XII века. – М.: Искусство, 1971.

8.Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европы (Малая история искусств). – М.: Искусство, 1981.

9.Якобсон Я.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. – Л.: 1985.

 

 

Семинар 5. Искусство Возрождения

 

Вопросы

· Причины возникновения искусства Ренессанса. Проторенессанс.

· Основные направления в архитектуре, живописи и скульптуре итальянского Возрождения.

· Почему Леонардо да Винчи можно назвать Homo universale?

· О мистических видениях, средневековых аллегориях и конкретной живой действительности в творчестве Иеронима Босха (Нидерланды).

· Искания Альбрехта Дюрера (Германия) – «нетипичного» художника Северного Возрождения.

 

Рекомендуемая литература

1.Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М.: Радуга, 1990.

2.Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – М.: Искусство, 1990.

3.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – М.: Искусство, 1985.

4.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. II: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М.: Искусство, 1989.

5.Караськова О. Средние века. Возрождение. – СПб.: КОРОНА принт, 2003.

6.Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. – М.: Радуга, 1984.

7.Памятники мирового искусства. Выпуск VIII, вторая серия. Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII – XV веков. – М.: Искусство, 1987.

8.Шрамкова Г.И. Искусство Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия, Франция. – М.: Изобразительное искусство, 1977.

9.Якобс М. Семь веков западноевропейской живописи. – М.: Арт-Родник, 1998.

 

Семинар 6. Эволюция западноевропейского искусства XVII–XIX в.в.

 

Вопросы

· Проявление стилей барокко и рококо в живописи и архитектуре.

· Дать представление о системе жанров в XVII в.

· Архитектура и живопись стилей классицизм и ампир.

· Скульптура и живопись эпохи романтизма.

· Импрессионизм и постимпрессионизм в борьбе за «новое искусство».

 

Рекомендуемая литература

1.Базен Жермен. Барокко и рококо. – М.: 2001.

2.Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. II: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М.: Искусство, 1989.

3.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2000.

4. Острой О.С. Изобразительное искусство середины ХIХ века. – М.: 2002.

5.Памятники мирового искусства. Выпуск VI, первая серия. Европейское искусство XIX века. 1789 – 1871. – М.: Искусство, 1975.

6.Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. – М.: Наука, 1966.

7. Федоров А.Г. История искусства зарубежных стран XVII-ХVIII в.в. – М.: 1964.

8.Якобс М. Семь веков западноевропейской живописи. – М.: Арт-Родник, 1998.

 

Семинар 7. На рубеже веков – экспериментирование в искусстве

Вопросы

· Модерн и модернистские течения в искусстве.

· Авангардные течения в искусстве первой половины XX в.

· Течения в искусстве XX в.

· Понятие авангарда в широком и узком смысле.

· Модерн и постмодерн: общее и отличие.

 

Рекомендуемая литература

1.Арган Дж. К. Современное искусство 1770-1970 /Пер. с итал. – М.: Искусство, 1999.

2.Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2000.

3.Искусствознание Запада об искусстве XX века. – М.: Наука, 1988.

4.Крючкова В.А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. – М.: 2000.

5.Мелик-Пашаев А.А. Современный словарь-справочник по искусству. – М.: Олимп – АСТ, 2000.

6.Полевой В.М. Искусство ХХ века. – М.: Искусство, 1991.

7.Ревальд Джон. История импрессионизма. – М.: Республика, 1995.

8.Турчин В.С. Авангардистские течения в современном искусстве Запада. – М.: Знание, 1988.

9.Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: МГУ, 1993.

10.Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. – М.: Олма-Пресс,2000.

 

III. Темы рефератов для самостоятельной проработки отдельных разделов лекционного курса

 

1.Представления о назначении искусства в культурных системах Запада и Востока.

2.Орнамент. Его возникновение и место в изобразительном искусстве.

3.Пещера Альтамира (Испания) как вершина мадленского искусства.

4.Мегалитические комплексы эпохи неолита и ранней бронзы.

5.Специфика канонического искусства Древнего Востока.

6.Искусство воинственных ассирийцев.

7.Искусство ахеменидов.

8.Древнеегипетская мелкая пластика.

9.Пирамиды как символ религиозного мировоззрения египтян.

10.Звероголовые Боги Древнего Египта и их скульптурные изображения.

11.Амарнское искусство, или Что пытался изменить Аменхотеп IV?

12.Загадки мумий египетских фараонов.

13.Значение периода архаики для древнегреческого искусства.

14.Архитектура эпохи древнегреческой классики.

15.Эллинистические школы скульптуры (Александрийская, Пергамская, Родосская).

16.Фидий. Величайший из скульпторов.

17.Искусство этрусков.

18.Особенности иллюзорно-символической практики видения миров у этрусков. Этрусская живопись.

19.Исторический рельеф – специфический римский скульптурный жанр.

20.Проблемы заимствования в искусстве Древнего Рима.

21.Гладиаторские бои: искусство или развлечение?

22.Быт и нравы Византийского общества в произведениях изобразительного искусства.

23.Каролингское искусство.

24.Особенности романской архитектуры в Италии.

25.Организация строительства храма в средневековом городе.

26.Средневековый замок: искусство архитектуры и фортификации.

27.Готическая скульптура.

28.Готическая архитектура.

29.Успенский собор в Московском Кремле – главный собор Московского государства.

30.Декор Дмитриевского собора во Владимире (1194 – 1197 гг.).

31.Живопись итальянского Ренессанса – С.Боттичелли, Тициан, П.Веронезе и др.

32.Микеланджело Буонарроти. Скульптор, архитектор, живописец и поэт.

33.Рафаэль Санти – носитель гармонии Высокого Возрождения.

34.Леонардо да Винчи. Универсальный гений эпохи Возрождения.

35.Французские замки долины Луары XVI столетия.

36.Жан Фуке и Жан Клуэ – классики парадного французского портрета.

37.Караваджо, «караваджизм», «караваджисты»…

38.Я. ван Эйк, И.Босх, П.Брейгель Старший: феномен голландского искусства эпохи Северного Возрождения.

39.Портретная живопись мастеров Северного Возрождения.

40.Эль Греко: «божественный соперник Прометея».

41.Альбрехт Дюрер: постигший красоту.

42.Диего Веласкес. «Troppo vero!»

43.Франс Хальс. История «странствующего рыцаря».

44.А. ван Дейк: от «художника школы Рубенса» до мастера парадного портрета.

45.Живопись стиля барокко – Корреджо, Н.Пуссен, П.П.Рубенс.

46.Вермер Делфтский, Терборх, Ян Стен, Питер де Хох: «малые голландцы».

47.Рембрандт Харменс ван Рейн. Художник, переступивший черту.

48.Русские архитекторы барокко: М.Г.Земцов, В.В.Растрелли, Д.В.Ухтомский.

49.И.Никитин, А.Антропов, А.Матвеев, Ф.Рокотов – первые русские портретисты.

50.К.Брюллов, А.Иванов, А.Венецианов и другие русские художники XIX века.

51.Проявления рококо в архитектуре.

52.Градостроительное искусство классицизма.

53.Илья Репин – «визитная карточка» русского реализма.

54.Василий Суриков: свидетель прошлого и поэт настоящего.

55.И.Левитан – певец русской природы.

56.Художники Товарищества передвижных художественных выставок.

57.Искусство импрессионистов: О.Ренуар, Э.Дега, К.Писарро, Б.Моризо.

58.Художники прерафаэлитского братства.

59.Тиражная график модерна: театрально-эстрадный анонс, афиши, рекламный плакат.

60.Анри Тулуз-Лотрек: от типажей парижского «дна» к веселью «Мулен Руж».

61.Живописный реализм и «Союз русских художников».

62.Творчество П.Пикассо – как яркий пример кубизма.

63.Мифологизация прошлого в искусстве трансавангарда.

64.Русский авангард: Кандинский, Малевич, Филонов и другие.

65.Постмодерн и концептуализм: искусство нового времени.

66.Градостроительное искусство г. Омска.

67.Искусство г. Омска: обзор по современной периодике.

68.М.Врубель: автор «чертежей, похищенных у вечности».

69.Омские картинные галереи. История и современность.

70.Андрей Рублев и «золотой век» русской иконописи.

71.Н.Рерих, А.Бенуа, Б.Кустодиев и другие «мирискуссники».

72.Фотография: искусство или ремесло?

73.Геральдика: искусство или наука?

74.Рыцарство как феномен западного средневековья.

75.Искусство византийских «ренессансов».

76.Формирование византийской иконографии.

77.«Каталонский модернизм» Антонио Гауди.

78.П.Сезанн, В. Ван Гог, П.Гоген: искусство постимпрессионизма.

79.«Исчезающие города» американца Ф.Л.Райта: дезурбанистическая теория строительства.

80.Ле Корбюзье: урбанистическая теория архитектуры.

81.Основные направления в искусстве западного трансавангарда.

82.Сальватор Дали. Кульминация сюрреализма.

83.Анри Матисс. Единственный и неповторимый.

84.«Дадаизм». Художественное хулиганство?

85.Эрнст Неизвестный – большое видится на расстоянии.

86.К.Васильев. Христианские и языческие мотивы в творчестве художника.

87.Поп-арт или массовая культура ХХ века.

88.Фрейдизм и сюрреалистическое искусство.

89.Футуризм – апофеоз искусства больших городов.

90.Абстракционизм: беспредметное искусство.

91.«Фовизм», или Искусство «диких».

92.«Наби»: пророки в своём отечестве?

93.«Ар Нуво» – французский вариант модерна.

94.Марк Шагал. Полёты во сне и наяву.

95.Художественный мир Амедео Модильяни.

96.Джексон Поллок из поколения «рассерженных».

97.Гюстав Моро, или «Отшельник, поселившийся в сердце Парижа».

98.Макс Эрнст: зримые образы человеческого подсознания.

99.Альфред Сислей. Художник, так и не познавший успеха.

100.Моменты истины Джона Миллеса.

 

IV. Требования к содержанию и оформлению реферата

1. На титульном листе должна располагаться информация об учебном заведении, факультете, кафедре, названии дисциплины, теме и «жанре» исследования (реферат). Здесь же должны находиться данные о том, кто выполнил работу (ф.и.о. студента, группа), кто работу проверил (ф.и.о. преподавателя, должность). Внизу титульного листа помещается название города и текущий учебный год.

2. Оглавление включает в себя перечисление основных этапов работы (введение, главы и параграфы, заключение, список литературы, приложения) с указанием страниц.

3. Во введении необходимо определить тему и проблему исследования, сформулировать цели и задачи работы, уточнить авторов, занимающихся данной проблематикой, перечислить наименование основных научных, архивных, литературных источников, изученных в процессе подготовки.

4. В основной части реферата (3 – 5 глав) анализируются подходы к решению проблемы у других авторов, изучается научный и искусствоведческий материал, решаются поставленные задачи, предлагаются собственные модели и теоретические построения и т.д..

5. В Заключении кратко подводятся итоги работы, формулируются основные и дополнительные выводы, намечаются перспективы дальнейших исследований по данному направлению.

6. Список литературы (не менее 5 источников) включает в себя изученные литературные, научные, искусствоведческие, архивные, аудио- и видеоисточники, книги, учебники, монографии, коллективные монографии, энциклопедии, журналы, статьи и т.д.

7. В Приложении должны находиться иллюстрации, эскизы, схемы, поясняющие или уточняющие основные материалы и исследования. В случае необходимости допускается расположение иллюстраций, схем и эскизов внутри основной части реферата.

8. Оглавление (содержание), введение, каждая новая глава, заключение, список литературы должны начинаться на новом листе с названия каждого раздела. Наименования разделов, глав, параграфов необходимо выделять жирным шрифтом.

9. Реферат выполняется на листах белой бумаги формата А4 компьютерным способом. Шрифт 14, интервал 1,5, шрифт Times New Roman. Пагинация страниц обязательна. Объём реферата – не менее 10 страниц основного текста, начиная с Введения и заканчивая Заключением.

10. Список литературы выполняется согласно алфавиту, инициалы автора печатаются после его фамилии, обязательно включаются город издания, издательство, год.

Например:

1. Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М.: Радуга, 1990.

2. Валери П. Об искусстве. Сборник. – М.: Искусство, 1993.

3. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997.

4. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. – М.: Олма-Пресс,2000.

 

 

V. Требования к зачету по предмету «История искусства (ИЗО)»

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.