Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Тема 6. Искусство Древнего Рима

· Искусство Рима – последний, завершающий этап в развитии античной художественной культуры. «Все дороги ведут в Рим»…. Римское искусство: подражание, заимствование и творческая переработка искусства этрусков и Древней Греции. От греческих и этрусских богов и героев – к римским: Зевс – Тин – Юпитер, Гера – Юнона, Дионис – Фуфлус (Либер) – Вакх, Деметра – Церера, Геракл – Геркулес. «Одиссея» Гомера как пример греческого литературного влияния на творчество римского поэта Вергилия («Энеида»).

· «Хорошие греки и плохие римляне…»? Изготовление копий с подлинников скульптур Мирона, Фидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Лисиппа. Военный дух, гениальность в инженерных вопросах, юридическая и административная система управления, но в области литературы и искусства римляне, кажется, навсегда останутся в тени греков…

· Этрурия (современная Тоскана) и ее роль в формировании Рима как государства, римского искусства. Этруски, туски, расены (скифо-иранские племенные наименования): загадки исчезнувшего народа. Этрусская живопись. Панорама повседневной жизни, сцены заупокойного культа (росписи в Тарквинии). Скульптура: изображения животных («Капитолийская волчица»), реалистический портрет на крышках саркофагов и погребальных сосудов (канопах) с пеплом умершего. «Буккеронеро» – техника обжига керамики и полировки ее до черноты, копирование архитектоники металлической посуды.

· Существование этрусских ремесленных организаций, именуемых римлянами коллегиями (коллегии золотых дел мастеров и медников, плотников и гончаров). Ювелирные изделия этрусков. Техника филиграни (изделия из золотой и серебряной проволоки), грануляции (припаивание мельчайших золотых шариков диаметром до 0,14 мм к медному основанию: секрет технологии был разгадан только в XX веке), гравировки драгоценных камней – области, в которых этруски добились наивысшего успеха.

· Древнейший («царский») период Римской истории (VIII – VI вв. до н.э.). 753 г. до н.э. – официальная дата основания Рима? Ромул, Нума, Туллий, Анк Марций, Тарквиний Приск, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый…. Реальные люди или мифические римские цари? Римский Форум (первая четверть VI в. до н.э.) как центр экономической и политической жизни.



· Острота проблемы при изучении истории искусства древнейшего Рима – скудность источников по данной проблематике. Развитие древнейшего римского искусства в рамках среднеиталийских археологических культур эпохи железа. Пренестинская золотая фибула с надписью (600 в. до н.э.) – самый давний источник по древнейшей римской истории. Этрусские черты в храме Юпитера Капитолийского в Риме (освящен в 509 г. до н.э.).

· Искусство Римской республики(начало V – II вв. до н.э.).Практичность и утилитарность как основа мировоззрения римского искусства, средство разумной организации жизни. Дороги (Аппиева дорога) и акведуки, термы и фонтаны в римской архитектуре. Изобретение римлянами нового строительного материала – бетона.

· Периптер, псевдопериптер, ротонда – основные типы римского храмов, заимствованные у греков. Форум – новый тип центральной площади Рима, центр деловой, политической и торговой жизни, где располагалось «все самое необходимое»: сенат, суды, архив, тюрьма, главные храмы, трибуна для ораторов.

· Этрусский погребальный портрет как исток главного достижения римского искусства – скульптурного портрета. Передача неповторимой индивидуальности модели. Бронза и мрамор как основные скульптурные материалы. «Noblesse oblige» («Положение обязывает»), или Рассказ о тогах и «тогатусах»: образах «делового человека, облаченного в тогу, оратора, гражданина Республики, поза которого проста и естественна, жесты полны достоинства, а в лице отсутствует идеализация».

· Искусство Римской империи (конец II века до н.э. – V в.), в котором больше внешней эффектности, чем подлинного величия. А величие Рима поддерживалось его легионами…. «Августовский классицизм» в скульптуре. Идеализация и героизация, пафос и полуобнаженность, умение льстить и претворяться – черты римской скульптуры.

· Основные стадии развития скульптурного портрета эпохи Империи. Интерес к человеческой личности и тонкая характеристика человеческих чувств (портреты Виспасиана, Вителлия), стремление к идеалу (портрет любимца императора Антиноя), сатирический обличительный пафос и безжалостное разоблачение в римском «беспощадном» скульптурном портрете (Филипп Аравитянин), жестокая и грубая образность (лживые и нарочитые портреты ничтожного императора Комода в виде Геракла, или Нервы в облике Юпитера).

· Печальный парадокс, или Первый в Европе монументальный конный памятник, воздвигнутый «негероическому» императору Марку Аврелию, стоику, «философу на троне».

· Исторический рельеф как типично римский жанр. «Хочешь мира – готовься к войне!»: «Алтарь Мира» императора Августа. Построен, чтобы способствовать миру, или без зазрения совести прославляет войну? Колонна Траяна (109-113 гг.) высотой более 30 метров из 17 барабанов каррарского мрамора с барельефом в виде великолепной спирали из эпизодов войны с даками на Балканах (прообраз будущего искусства кино?).

· Эффектная и шагнувшая далеко вперед от простой балочной конструкции греческого храма римская имперская архитектура. Пантеон (грандиозная купольная ротонда, «храм всех богов», в котором впервые образный акцент был перенесен с внешнего вида на внутреннее пространство храма), Колизей (колоссальный амфитеатр для гладиаторских боев, травли диких зверей и… христиан, построенный в 75-80-х гг. при императорах Флавиях, вмещавший до 50 тысяч человек, рассчитанный на одновременное сражение 3000 пар гладиаторов), триумфальные арки – монументальные арочные ворота в память знаменательного события или победы – Триумфа – в сражении (однопролетная арка Тита в честь его победы в 81 г. над Иудеей, трехпролетная арка Константина, 315 г., тетрапилон в честь Септимия Севера) – величайшие монументальные сооружения Римской империи. Появление общественных зданий совершенно нового архитектурного стиля – «базилик».

· Мозаика (наборная живопись из смальты и гальки) как основной принцип украшения полов. Фресковая живопись: инкрустационный стиль (подражание фактуре цветного мрамора и разным породам камня), архитектурный стиль (включение в роспись различных архитектурных деталей – колонн, карнизов, пилястров, капителей в сочетании с изысканным и сложным колоритом), «египтизирующий» или «канделябрный» стиль (египетские мотивы и мотивы, напоминающие изображения канделябров), фантастический стиль (изображения фантастической архитектуры, сады, парки, реки, жанровые сцены, сцены на мифологические сюжеты).

· Христианство в Древнем Риме: песнь гибнущего мира, гимн, «которому, наконец суждено было покрыть собою все остальные звуки» (А.Блок). Борьба римских императоров (Нерон) с новой религией, и последующая лояльность «религии рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных» по отношению к Риму и рабовладению. Преимущества христианского учения для Империи: побуждение рабов служить не за страх, а за совесть; введение понятия идеального равенства всех людей перед высшей духовной силой – богом; удовлетворение потребности в установлении единобожия; близость идей христианства тем идеям, какие складывались у поздних античных мыслителей (неоплатоников, Сенеки, Эпиктета).

· Упадок Рима как символ всяческого общественного разложения, утрата этического и эстетического идеала, идеала жизни, следовательно, и идеала в искусстве. Внешние и внутренние причины гибели Римской империи и всего античного искусства:

1.Усиливающийся напор варварских племен на внешние границы;

2.Официальное признание христианства (вердикт императора Константина в 313 году);

3.Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.);

4.Развращенность римской верхушки и плебса («Хлеба и зрелищ!»);

5.Борьба за власть, частая смена и преступность императоров, ужасы террористических режимов при Юлиях – Клавдиях;

6.Восстания в провинциях, лишавшие Рим продовольственных поставок, голод;

7.Природные катаклизмы на тот период: эпидемии, землетрясения, разливы рек.

· 476 г. – крушение античности, захват и разграбление Рима варварами, падение Римской империи, «существовавшей столько же долго, насколько она велика была географически….».

 

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.