Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 17. Городское искусство Омска





 

· Архитектурные памятники дореволюционного Омска – часть российского национального наследия, неповторимый колорит города, куда органично вписывается и современная городская скульптура: олицетворяющая изысканность XIX века «Люба», соседствующая на одной улице с современным и оригинально исполненным образом «сантехника Степана». Восстановленные (Успенский собор, 2007; Казачий Никольский собор; Серафимо-Алексеевская часовня, 1994) и новые (Христо-Рождественский собор, 2001; церковь во имя св. Иоанна Крестителя, 2001) церкви и часовни придают городу на Иртыше особое патриархальное звучание. Впитав очарование прошлого, он связывает наследие старины со смелыми проектами XXI века, обретая черты мегаполиса, устремленного в будущее…

· Присоединение Сибири к России в XVIII в., строительство русских поселений, возведение оборонительных укреплений и городов для закрепления присоединенного Ермаком края. 1716 год: основание Омской крепости экспедицией подполковника И.Бухольца. 1767–1794 год: утверждение проекта и строительство новой Омской крепости на северном берегу Оми. В числе первых построек: заводы для изготовления и обжига кирпича, генералитетский и комендантский дома, дом для приезжих, Воскресенский собор как главное сооружение ансамбля крепости (заложен в 1769 г.), двухэтажное здание гауптвахты. Замена деревянных ворот каменными, из которых сегодня сохранились лишь Тобольские и Тарские.



· Радиальная планировка северной части города (автор Гесте), когда из Тарских ворот дороги веером расходились на Тобольск, Тару, Барабинскую степь вдоль Иртыша – своеобразный исторический памятник Омска. Обширная эспланада – пространство, свободное от застроек, опоясывающее Омскую крепость. С упразднением в XIX веке Омской крепости как военного укрепления пространство быстро застраивается.

· С 1808 года Омск – уездный город. В 1826 году совпадение обстоятельств – назначение Омска областным городом и опустошение, произведенное двумя большими пожарами – активизировали его застройку, на центральных улицах стали появляться дома, построенные по «образцовым» проектам. Наиболее значительные архитектурные комплексы Омска XIX в.: новый военный госпиталь, казачий Никольский собор (1833-1840 гг., проект в стиле классицизма В.П.Стасова), «ренессанский» генерал-губернаторский дворец, «готическая» римско-католическая церковь, дом и магазин М.А.Шаниной (сохранился висячий мостик с ажурной кованой решеткой, по которому хозяйка проходила домой), двухэтажный каменный торговый корпус (Врубелевский корпус музея изобразительных искусств имени М.Врубеля), торговые дома местных, столичных и иностранных фирм. Центральная часть Омска получает неповторимый и только ей присущий облик, складывается архитектурный ансамбль главной улицы – Чернавинского (Любинского) проспекта – визитной карточкой делового Омска.



· Начало XX века ознаменовалось строительством городского драматического театра (1905 г.) и … вырубкой Любиной рощи (Чеховский «Вишневый сад» по-омски?). Освободившаяся земля распродана и застроена торговыми и доходными домами, гостиницей «Россия» с залом для кинематографа «Кристалл-палас» (кинотеатр «Художественный», а затем органный зал). Широкое распространение получает строительство сооружений в так называемом «кирпичном стиле» (здания городской Думы, общества «Саламандра»).

· Первые довоенные пятилетки – строительство новых многоэтажных каменных домов (здания Дома Союзов, Управления Иртышского речного пароходства; выделяющееся своей монументальностью, завершающее проспект К.Маркса, на углу с улицы Лермонтова пятиэтажное здание с расположенными на первом этаже аптекой, почтой и магазином), которые все же являются отдельными «островками» меж старыми домами и не вносят существенных изменений ни в общую застройку, ни в планировку города. Омск остается деревянным, одноэтажным: к 1937 году только 2,5% его зданий – каменные.



· Вторую половину своего третьего века Омск встречает в лесах новостроек. На протяжении жизни одного поколения он вырастает в десять раз и раскидывается на четырех берегах. Главные площади города – пл. Ленина, Ленинградская пл., пл. Дзержинского, пл. Серова, Привокзальная пл., а на левом берегу – пл.Восстания. Основные магистрали – Красный путь, пр.К.Маркса, ул.Б.Хмельницкого, ул.Масленникова, ул.Маяковского, ул. 10 лет Октября.

· Изменение старого центра Омска: на улице Партизанской строятся здания финансового техникума, педагогического института, Совета народного хозяйства, кинотеатра «Маяковский» с широким фронтом. Наиболее интересное и значительное сооружение – «Дом со шпилем» (угол проспекта К.Маркса и ул. Масленникова): здание имеет повышенную этажность угловой части, башенную надстройку со шпилем, благодаря чему хорошо просматривается.

· 1948 год: возведен мост, связавший Левобережье с городком Нефтяников. 1953 год: Площадь Ленина соединил с улицей МОПРа (теперь улица Гагарина) Комсомольский мост. 1957 год: перспективу улицы Ленина продолжил Юбилейный мост, заменивший старый «парижский». 1959 год: дуга Ленинградского моста связывает правый и левый Иртышские берега в районе ул. Масленникова. 2005 год: построен метромост им. 60-летия Победы, который стал символом обновления Омска, готовящегося к своему 300–летию.

· 1953-1965 гг.: на стрелке Оми поднимается речной вокзал – сооружение из бетона, стекла, металла (часть здания занимает гостиница «Маяк»). 1979 год: на южной стороне привокзальной площади размещается 14-этажное здание комплекса «Турист» (включает в себя гостиницу, ресторан в форме улитки). 1981 год: здание Музыкального театра становится высотной и архитектурной доминантой пл. Ленина. 1984 год: возводится современное по архитектуре здание, ставшее украшением Омска – Торгового центра (трехэтажный комплекс из великолепного кирпича, привезенного из Прибалтики, железобетона, стекла и алюминия). 1985 год: сооружение оригинального спортивно-концертный комплекс «Иртыш» (сейчас СКК им. Блинова) с огромным искусственным полем, трибунами на восемь тысяч зрителей.

· В последние годы отмечается огромный размах строительства. Используются совершенно новые композиционные приемы, новые возможности организации ансамблей, новые ритмы, новые масштабы. Новые здания возводятся среди старых построек, не мешая им жить собственной жизнью. Примеры такого строительства: СК «Арена-Омск» на Левобережье, ТВЦ «Континент», «Каскад», «Омская Пирамида», «Флагман» и др.

· Начало 1990-х: открытие городского музея «Искусство Омска». Попытки проникнуть в «Дух места» предпринимает музейно-образовательный центр Омска – «Либеров-центр». Все это – свидетельство неослабевающего интереса к тому, как отразились в современной жизни результаты деяний предков в 1715 году по велению Петра Великого отправившихся в трудную дорогу «за песочным золотом» вниз по Иртышу, в среднеазиатскую Великую Степь, на обратном пути откуда и возникла Омская крепость.

· Развитие изобразительного искусства Омска середины XX – начала XXI века в общем русле идеологических и художественных тенденций советского российского искусства. Социалистический реализм как метод развития омского искусства в пределах эстетики, во многом наследовавшей передвижническо-ахрровские традиции. Академическая подготовка, верность натуре, следование идеологическим требованиям обернулись положительными результатами в жанрах картины, портрета, пейзажа – в большинстве случаев каждый из них иконологически был в основном связан с местной историей, современными событиями.

· Образ конкретных места и времени ощущался в пору хрущевской «оттепели», был менее выраженным в 1970-е годы, но в конце XX столетия стал преобладающим. Речь не идет о неприемлемом для изобразительного искусства этнографизме, имеется в виду «живое созерцание» – источник образного постижения природы, предметного мира и человека, имеющих неповторимые, уникальные свойства, порожденные конкретными объективными условиями: ландшафтом, климатом, архитектурно-предметной средой, историей, культурой (как общей, так и местной), духовным состоянием современного художнику человеческого сообщества, всем тем, что называется «духом места».

· Проявление в изобразительном искусстве Омска в 1960-1970-е годы «местных» черт не только при обращении к омскому материалу, но и в тех произведениях, которые художники создавали во время творческих командировок: художественные образы отражали в различных состояниях, интонациях и оттенках сибирский Север, Дальний Восток, Урал, Тянь-Шань и Алтай, страны зарубежья. Творчество таких Мастеров как В.Белан, Ст.Белов, Н.Брюханов, Т.Бугаенко, Е.Гуров, В.Долгушин, Г.Кичигин, В.Кукуйцев, А.Либеров, Н.Молодцов, И.Санин, А.Темерев, Г.Штабнов, Ан.Чермошенцев подтверждает главный тезис об искусстве, как специфической форме пространственно-временного бытия человека.

· Вторая половина XX в.: в сибирском искусстве складывается направление, которое называют «мифологическим» или «историко-культурным». Как исторически, так и семантически это направление берет начало в творчестве Н.Третьякова и Н.Грицюка 1960-х годов. «Алтайская серия», серия «Север» Н.Третьякова, «фольклорная» серия Н.Грицюка прямо или косвенно обернулись в 1980-1990-е годы всплеском интереса к «мифологическим» мотивам в творчестве С.Александрова, А.Бобкина, В.Бугаева, Н.Горбунова, Ю.Деева, Е.Д.Дорохова, С.Дыкова, Ю.Иванова, В.Каминского, В.Капелько, С.Лазарева, Н.Мингалеева, Б.Миронова, Н.Рыбакова, А.Суслова, С.Тыркова. Живописно-пластическая структура работ данного направления скоррелирована памятниками и той средой, в которых они бытовали, современной художественной мифологией вокруг того или иного явления («сибирский неомифологизм»?).

· Существование изобразительного искусства Сибири в формах, близких всему мировому художественному пространству. Начиная с 1960-х годов, оно характеризуется активным обращением к мировому живописно-пластическому опыту. Импрессионизм, экспрессионизм, конструктивизм, ретроспективизм, фотореализм, постмодернизм, минимализм – «все побывали тут» и составило основу богатейшего творческого наследия сибирских мастеров Н.Брюханова, В.Владимирова, Б.Девяткина, В.Долгушина, Г.Кичигина, В.Кукуйцева, Н.Молодцова, С.Мосиенко, Д.Муратова, Г.Новиковой, Г.Пилипенко, Г.Поздеева, В.Смагина.

· Характерное для мирового искусства второй половины XX века наступление так называемого contemporary art (актуальное искусство), одной из разновидностей которого являются объекты, не могло не отразиться в творчестве сибирских художников. Но если в других регионах оно более тяготеет к европейскому contemporary art, то в Омске иная ситуация: интерес представляет не сходство его с европейским или московским, а отличие от них, «антиконцептуальность». Поэтические аллюзии на темы утопического мироустройства в содержании, смелое применение в формальных решениях бросовых материалов, ремесленная обработка, граничащая с высокой художественностью, бросаются в глаза и остро ставят вопрос о причинных различиях. И это очень хорошо: художественная «разность» есть качество творческой самостоятельности. «Поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чем они подобны друг другу» (А.Блок). Причины отличий лежат в той художественной, педагогической, культурной, предметной среде, которая сложилась в Омске к 1980-м годам, когда пространственно-временной континуум, «дух места» стал определяющим в сложении локальной вариации мирового явления в искусстве.

 

 

II. Темы семинаров

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.