Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 14. Искусство рубежа XIX-XX вв.





 

· Из направлений, «перешагнувших» в новое, XX столетие, следует упомянуть «Наби» (древнееврейское – пророки) – Бернара, Боннара, Вюйара, Дени и др. Выученики Академии Жюльена, они отказались от академических путей под влиянием «символического синтетизма» живописи Гогена, с произведениями которого они познакомились на «Выставке синтетистов и импрессионистов» в кафе Вольпини в 1889 г., позже — живописи Сезанна. «Наби», хотя и стремились к монументальности, как Гоген, оставались скорее в рамках нарядного орнаментального панно, блеклых, как у Пюви де Шаванна, тонов, напоминающих гобелены (Дени «Священная роща»).

· «Наби» работали в разных видах и жанрах искусства: украшении интерьеров, исполнении эскизов для витражей, ковров, очень интенсивно – в театрально-декорационном искусстве, в графике, особенно афише. Интерес к театру и графике роднит «Наби» с русскими «мирискусниками», которые, кстати, также «перешагнули» в новое столетие, как и «Наби». Несомненно, в группе «Наби» самым талантливым был Боннар, то ироничный и гротескный, то нежный и поэтичный в своих сиренево-синих пейзажах Средиземного моря и бесчисленных «женщинах за туалетом», написанных обычно в изысканной серебристо-серой гамме. Преобладание построений религиозного мистицизма у некоторых из членов «Наби» (в основном, под влиянием книги Э.Шюре «Великие Посвященные») было лишь игрой в греческую, арабскую, древнееврейскую символику.



· «Наби» приняли участие в формировании «Ар Нуво» – французского варианта модерна – того последнего художественного стиля рубежа веков, которым завершается длительный период развития европейской культуры. Время его сложения и существования недолго: приблизительно с середины 1880-х годов до начала Первой мировой войны. Но это время усиливающегося кризиса системы всех ценностей: морально-этических, художественно-эстетических, научно-познавательных. Многие ищущие умы осознавали исчерпанность плоских идей позитивизма с его безграничной верой в науку и «триумфальное шествие» прогресса. Отсюда неоромантизм, ретроспективизм и изящное стилизаторство модерна.

· Модерн по-разному назывался в разных странах: флореальное направление – в Бельгии, где он родился в творчестве В.Орта и А. ван дер Велде; Ар Нуво – во Франции (Э.Гимар, Э.Галле и др.), Сецессион – в Австрии (Климт), школа Глазго во главе с Ч.Макинтошем – в Шотландии, Либерти – в Италии, Югендстиль – в Германии и т.д. В архитектуре модерн породил так называемый «каталонский модернизм» Антонио Гауди, специфический «северный модерн» – в Скандинавии и России (Лидваль, Лялевич, Перетяткович, фон Гоген).



· Модерн как один из самых значительных стилей, завершающих XIX столетие и открывающих следующее. В нем использовались все современные достижения архитектуры. Модерн – не только определенная конструктивная система. Со времени господства классицизма модерн – самый последовательный стиль по своему целостному подходу, ансамблевому решению интерьера. Модерн как стиль захватил искусство мебели, утвари, тканей, ковров, витражей, керамики, стекла Он узнаваем везде своими тянутыми контурами и линиями, своей особой колористической гаммой блеклых, пастельных тонов, излюбленным рисунком лилий и ирисов, на всем лежащим привкусом декаданса «fin de siecle».

· Последние годы XIX – начало XX в. – время господства в России модерна, сформировавшегося на Западе прежде всего в бельгийской, южногерманской и австрийской архитектуре, явления в общем космополитического (хотя и здесь русский модерн имеет отличие от западноевропейского и представляет собой смесь с историческими стилями неоренессанса, необарокко, неорококо и пр.).

· Яркий пример проявления модерна в архитектуре – творчество Ф.Шехтеля. Доходные дома, особняки, здания торговых фирм и вокзалы – во всех жанрах оставил Шехтель свой почерк. Ему свойственны: асимметричность постройки, органическое наращивание объемов, разный характер фасадов, использование балконов, крылец, эркеров, сандриков над окнами, введение в архитектурный декор стилизованного изображения лилий или ирисов, применение в окнах витражей с таким же мотивом орнамента, разной фактуры материалов в оформлении интерьеров. Причудливый рисунок, построенный на извивах линий, распространяется на все части здания: излюбленный модерном мозаичный фриз, или пояс поливных керамических плиток в блеклых декадентских тонах, переплеты витражных окон, узор ограды, балконные решетки; на композицию лестницы, даже на мебель и т. д. Во всем господствуют капризные криволинейные очертания., В модерне можно проследить определенную эволюцию, две стадии развития: первая – декоративистская, с особым увлечением орнаментом, декоративной скульптурой и живописностью (керамика, мозаика, витраж), вторая – более конструктивная, рационалистическая.



· Модерн прекрасно представлен в архитектуре Москвы. В этот период здесь строятся вокзалы, гостиницы, банки, особняки богатой буржуазии, доходные дома. Особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве (Ф.Шехтель) – типичный образец русского модерна.

· Обращение к традициям древнерусской архитектуры, но через приемы модерна, без копирования натуралистических деталей средневекового русского зодчества, что было характерно для «русского стиля» середины XIX в., а свободное варьирование его, стремление передать сам дух Древней Руси породило неорусский стиль начала XX в. (иногда называемый неоромантизмом). Отличие его от собственно модерна прежде всего в маскировке, а не в выявлении, что характерно для модерна, внутренней конструкции здания и утилитарного назначения за причудливо-сложной орнаментацией (Шехтель – Ярославский вокзал в Москве, 1903-1904; А.Щусев – Казанский вокзал в Москве, 1913-1926; В.Васнецов – старое здание Третьяковской галереи, 1900-1905). И Васнецов, и Щусев, каждый по-своему, прониклись красотой древнерусского зодчества, особенно новгородского, псковского и раннемосковского, оценили его национальное своеобразие и творчески интерпретировали его формы.

· Модерн получил развитие не только в Москве, но и в Петербурге, где он развивался под влиянием скандинавского, так называемого «северного модерна». П.Сюзор в 1902—1904 гг. строит здание компании Зингер на Невском проспекте: земная сфера на крыше здания, символизировавшая международный характер деятельности фирмы; облицовка фасада с использованием ценных пород камня (гранит, Лабрадор), бронзы, мозаики. Влияние на петербургский модерн традиций монументального петербургского классицизма. Это послужило толчком для появления еще одной ветви модерна – неоклассицизма XX в. В особняке Половцова на Каменном острове в Петербурге (арх. И.Фомин) в полной мере сказались черты этого стиля: в ионическом ордере решен фасад (центральный объем и боковые крылья), интерьеры особняка в уменьшенном и более скромном виде как бы повторяют анфиладу зала Таврического дворца, но огромные окна полуротонды зимнего сада, стилизованный рисунок архитектурных деталей четко определяют время начала века. Произведения чисто петербургской архитектурной школы начала века – доходные дома – в начале Каменноостровского проспекта, графа М.Толстого на Фонтанке, здания Азово-Донского банка на Большой Морской и гостиницы «Астория» принадлежат архитектору Ф.Лидвалю, одному из наиболее видных мастеров петербургского модерна.

· В русле неоклассицизма работал В.Щуко: в доходных домах на Каменноостровском в Петербурге он творчески переработал мотивы раннеитальянского и высокого Возрождения палладианского типа.

· Русская скульптура рубежа XIX-XX вв. представлена именами П.Трубецкого (бронзовый памятник Александру III, где тяжело сидящий всадник на грузном коне символизирует Россию покоя, устойчивости и силы), С.Коненкова (скульптуры «Самсон, разрывающий узы», «Нике», «Стрибог», в которых греческая мифология переплетается со славянской, а образы полны народного оптимизма), А.Голубкиной (бюст Андрея Белого, как бы подхваченного вихрем снежной метели – образа, любимого символистами), Н.Андреева (памятник Н.Гоголю в Москве, в котором необычным образом сочетается передача трагедии великой творческой личности с сатирой и юмором в изображении гоголевских бессмертных героев на барельефном фризе).

· Для многих русских художников этого периода настоящим переворотом в мировоззрении становится первая русская революция (1905). Доступность и мобильность графики активизирует сатирическое направление в творчестве И.Билибина («Осел в 1/20 натуральной величины»), Е.Лансере («Тризна»), В.Серова («1905 год. После усмирения», «Урожай», «Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава?»).

· Национальный пейзаж – один из основных жанров художников начала XX столетия. К.Юон («Троицкая лавра зимой», «Мартовское солнце»), создававший облик старинных русских городов, панораму старой Москвы в ее весеннем или зимнем обличье. И.Грабарь («Сентябрьский снег»), интерес которого к разложению видимого цвета на спектральные, чистые цвета палитры роднит его с неоимпрессионизмом, с Ж.Сера и П.Синьяком. М.Сарьян («Горы. Армения», «Долина Арарата», «Финиковая пальма») с его экзотикой Востока, монументальностью изображения родной Армении и жизнерадостностью его декоративных полотен, способных разжечь в зрителе пламя творческого горения.

· При существовании в разных странах и соответственно лишь им присущих чертах, художников модерна объединяет общее, хотя это общее и содержит в себе «соединение несоединимого»: утонченный эстетизм, изысканность изобразительных средств, высочайший профессионализм – в самых разных сферах, где, как правило, все делал один художник, от архитектурного проекта до дверной ручки и костюма для обитателей проектируемого жилища, выдерживая все в едином ансамбле, – и неистребимое ощущение духовной и душевной усталости, опустошенности, иронии, скепсиса, а иногда и откровенной пошлости. В поисках «большого стиля» подчас утрачивалась та тонкая грань, которая отделяет высокое искусство от салонных эпигонских вариаций, присущих искусству массовому. Но это уже другая проблема, которой предстояло стать одной из главных проблем искусства следующего столетия.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.