Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 8. Искусство Древней Руси





 

· Формирование русского искусства на основе самобытной художественной культуры восточнославянских племен, скифов и сарматов. Влияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 г.) на восприятие славянскими народами традиции античной, греческой культуры. Русское искусство периода Средневековья как итог столкновения двух укладов – патриархального и феодального и двух религий – язычества и христианства. Роль искусства в стихийном процессе изживания язычества. «Мы взяли из Византии Евангелие и традицию» (А.С.Пушкин). Следование искусством Древней Руси канонам в архитектуре и иконографии. От создания образцов – «прорисей», «подлинников», лицевых и толковых (в первых показывалось, как надо писать, во вторых это «толковалось», рассказывалось) до формирования собственного национального искусства, обогатившего европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, стенными росписями и иконописью.

· Искусство Киевской Руси (X – XII вв.).Киев – политический и культурный центр русской земли, «мать городов русских». Крестово-купольная форма храма на Руси как типичная для греко-восточного православия. «Opus mixtum» (смешанная) – основная техника кладки в Киевской Руси. Стены воздвигали из тонкого кирпича-плинфы и камня на розовом известковом растворе — цемянке. На фасаде чередовался ряд кирпича с рядом цемянки, и оттого он казался полосатым, что уже само по себе было решением декоративного оформления экстерьера. Полосы розовой цемянки и красного кирпича на фасаде, сложно профилированные окна и ниши создавали нарядный, праздничный облик здания.



· Первый известный нам каменный храм Киевской Руси – храм Успения Богородицы (Десятинная церковь, 989-996 гг.) – большая 25-главая шестистолпная церковь, с двух сторон обнесенная пониженными галереями, что придавало пирамидальный облик всему храму. Пирамидальность, наращение масс – черты, чуждые византийскому зодчеству, но свойственные русской храмовой архитектуре.

· София Киевская, главный собор, где происходили церемонии посажения на княжеский стол и поставления на митрополичий престол. Построен сыном Владимира Ярославом Мудрым по единому замыслу в 30-40-е годы XI в., представлял собой пятинефный, пятиапсидный, 13-купольный храм. Софийский храм, как и Десятинная церковь, был обнесен внутренней двухэтажной галереей – гульбищем. Интерьер Софии Киевской богат и живописен: хорошо освещенные алтарные помещения и центральное подкупольное пространство украшены мозаикой, столбы нефов, более темные боковые помещения под хорами, стены – фресками. Полы были также мозаичные и из шифера. Среди фресок есть и светские росписи: фигуры дочерей и сыновей Ярослава, сам князь с моделью храма в руках, состязания на царьградском ипподроме, цирковые представления, фигуры скоморохов, музыкантов, охота на зверей.



· Влияние архитектуры Софийского собора на последующее строительство. В целом в киевскую пору было заложены основы русской архитектурной традиции и намечены черты будущих строительных школ различных древнерусских княжеств эпохи феодальной раздробленности.

· В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи – мозаике и фреске. Систему росписи культового здания, как и сам тип здания, русские мастера восприняли от византийцев. Но, как и в архитектуре, в русской живописи рано начинается переработка византийской традиции. Языческое народное искусство влияло на сложение приемов древнерусской живописи. Язык мозаик прост и лаконичен. Изображения плоскостны, что характерно для средневекового искусства, формы архаичны, грузны, жесты условны, складки одежд образуют орнаментальный рисунок. Яркие цветовые пятна свидетельствуют о богатстве палитры в мозаичном наборе. Набранная прямо на стене, мозаика органично слита с архитектурой: фигуры будто выступают из фона, смальта то слабо мерцает, то ярко вспыхивает. Строгий ритм, торжественная каноническая неподвижность фигур святителей не лишает их одухотворенные лица индивидуальности. По канону, заимствованному из Византии, у всех удлиненный овал лица, широко открытые глаза.



· Особым разделом древнерусской живописи является искусство миниатюры рукописных книг, которые сами по себе представляли изысканную форму искусства. Написанные на пергамене – телячьей коже – книги украшались миниатюрами, заставками и инициалами. Древнейшей русской рукописью является «Остромирово Евангелие» (1057) дьякона Григория.

· Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно живучи оказались образы языческой мифологии. Резные корабли, деревянная утварь, мебель, расшитые золотом ткани и ювелирные изделия пронизаны поэзией мифологических образов. Древнерусские мастера были искусны в разного вида техниках: в скани (изделия из тонкой проволоки), зерни (маленькие металлические зернышки, напаянные на изделие), черни (изделия из серебра украшались сплавом из черного порошка: рельеф сохранялся серебряным, а фон заливали чернью), в самом изысканном виде искусства – финифти (техника выемчатых и перегородчатых эмалей, чаще всего сочетавшихся с золотом).

· В искусстве Древней Руси не получила развития круглая скульптура, напоминающая языческого идола, языческого «болвана» и потому не была популярна. Но русские мастера перенесли свой богатый опыт резчиков по дереву на изделия мелкой пластики, в искусство алтарных преград, в резьбу по камню, в литье (в частности монет).

· Впитав и творчески переработав разнообразные художественные влияния – византийское, южнославянское, даже романское, – Киевская Русь создала самобытное искусство, культуру единого феодального государства, предопределила пути развития искусства отдельных земель и княжеств.

· При жизни Ярослава Мудрого и после его смерти начинается дробление Руси на мелкие удельные княжества со своим собственным столом. Усиление княжеских распрей в XII в. привело к активному обособлению отдельных земель. Каждое княжество имеет главный город, старательно обороняемый, как все средневековые города. Верхняя часть города, наиболее укрепленная, – детинец, впоследствии чаще называемая кремлем, нижняя – посад с торговой площадью, также нередко обнесенная валом и деревянными стенами. В XII – начале XIII в. в разных русских землях возникают свои художественные школы: новгородская, владимиро-суздальская, галицко-волынская, рязанская, школы Полоцка и Смоленска. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но каждая вносит свое, характерное только для этой земли.

· Для галицко-волынской школы, сложившейся на западе Руси, в Поднестровье. характерно разнообразие культурных контактов с Византией, Балканами, романским Западом. Галицко-волынское зодчество испытало определенное влияние западной раннеготической архитектуры. Об этом говорят и круглые церкви-ротонды (остатки церкви во Владимире-Волынском), и использование майолики, и новый тип кирпича – брусковый. В середине XIV в. Галицко-Волынские земли потеряли свою независимость и вошли в состав Польши и Литвы.

· Развитие искусства Владимиро-Суздальской школы. Земли Владимира и Суздаля, богатые лесами и реками, простирались от Устюга до Мурома. Славяне, заселившие эти территории в IX-X вв., слились с местными племенами финно-угорской группы (мерь, весь, мурома), создав очаг великорусской народности. На этих землях князья основывали новые города: Ярослав Мудрый – Ярославль, Мономах – Владимир, Юрий Долгорукий – Переславль-Залесский. Отличительные черты и расцвет искусства Владимирской земли при сыне Юрия – Андрее Боголюбском, который перенес стол во Владимир и деревянной стеной укрепил город. Памятник тех лет – Золотые ворота в западной части Владимира, обращенной к Москве, и названные так в подражание Киевским: две мощные опоры (триумфальная арка одновременно и узел обороны) с надвратной церковью Ризположения.

· В память об удачном походе суздальцев на волжских булгар был заложен один из самых поэтических древнерусских храмов – Покрова на Нерли (1165), посвященный празднику богородичного цикла – Покрову. (Согласно другому источнику, князь построил храм «на лугу», печалясь о смерти любимого сына). Церковь Покрова на реке Нерль – как будто типичный одноглавый четырехстолпный храм XII в. с характерными для владимирского зодчества чертами: щелевидными окнами, перспективными порталами, аркатурным поясом по фасадам. Однако он весь устремлен ввысь, в нем преобладают вертикальные линии.

· Искусство Руси в период монголо-татарского ига и начала объединения русских земель (XIV – начало XV в.). «Погибе град и земля Резанская, изменися доброта ея, и не бе, что в ней благо видети, токмо дым и земля и пепел, а церкви вси погореша, а сама соборная церковь внутри погоре и почерне» («Повести о приходе Батыя в Рязань»). Монголо-татарское завоевание земли русской как основная причина затишья в процессе сохранения и развития культурных и художественных традиций. Объединение русских земель под началом Москвы к концу XV – началу XVI вв.

· «Господин Великий Новгород» как центр острых социальных конфликтов и своеобразная храмовая архитектурная «столица». Живое творческое воображение создателей, народные художественные вкусы, изменение техники и материалов кладки определяют облик построек. Реконструкция старых архитектурных памятников и строительство новых с помощью немецких мастеров (Грановитая палата, 1433 г.). Подчинение Новгорода Москве. Легенда о Вечевом колоколе – символе новгородской независимости и «валдайских колокольчиках» – «детях» его.

· О «приключениях» византийского мастера иконописи Феофана Грека, «зело хитрого философа» в земле русской, Новгородской, Псковской, Московской и его влияние на русских мастеров. Совместная роспись Андреем Рублевым и Феофаном Греком (ученика и учителя?) Благовещенского собора Московского Кремля (1405 г.).

· «Звенигородский чин», или Легенда о раскопанных шедеврах Андрея Рублева в 1918 году около Успенского собора в Звенигороде. XV столетие как «золотой век» русской иконописи, эпоха, в которой работал гений русской художественной метафизики, воин и книжник, монах и художник, создавший такие шедевры как «Троица», «Спас», «Апостол Павел» и ставший символом возрождения Руси из пепла после монголо-татарского ига.

· Искусство русского централизованного государства конца XV–XVI века. Последняя четверть XV века, окончание процесса сложения русского централизованного государства, мощной державы, столицей которой становится Москва – главный культурный центр, куда свозятся лучшие произведения из разных земель; здесь работают вместе иноземные и русские мастера, здесь развивается искусство не отдельных школ, а общенациональное искусство.

· Новый Кремль с краснокирпичными стенами как образец грозной крепости и прекрасного архитектурного ансамбля. Успенский собор Московского Кремля (А.Фиорованти), Архангельский собор (Алевизо), колокольня Ивана Великого (Бон Фрязин), собор Василия Блаженного (храм Покрова на рву, Барма и Постник), церковь Вознесения – жемчужины храмовой архитектуры данного периода, строительство которых характеризуется постепенным отходом от крестово-купольной схемы, несет в себе черты декоративности, светскости, перехода к шатровой архитектуре (храмы Василия Блаженного и Вознесения).

· Отражение в иконописи важнейших моментов русской истории. Связь развития живописи XVI в. с процессом создания централизованного государства: прославление государственной мощи, расширение идейного содержания искусства, усиление регламентации сюжетов и иконографических схем, официальный характер, холодность – черты нового иконографического стиля, наиболее ярким представителем которого был Дионисий (цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.