Сделай Сам Свою Работу на 5
 

Ответ на один из вопросов лекционного (теоретического) курса.

2. Защита реферата, самостоятельно выполненного студентом по теме отдельного раздела лекционного курса.

 

VI. Список рекомендуемой литературы

 

1. Алексеев В.В. Что такое искусство? О том, как изображают мир живописец, график и скульптор. – М.: Искусство, 1991.

2. Арган Дж. К. Современное искусство 1770-1970 /Пер. с итал. – М.: Искусство, 1999.

3. Арган Дж. К. История итальянского искусства. – М.: Радуга, 1990.

4. Базен Жермен. Барокко и рококо. – М.: 2001.

5. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. – М.: Искусство, 1990.

6. Богат Евг. Мир Леонардо. Философский очерк. В 2 книгах – М.: Детская литература, 1989.

7. Браун К. Ван Дейк. – М.: Искусство, 1989.

8. Бьювел Р., Джилберт Э. Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта. – М.: Вече, 1999.

9. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. – М.: Искусство, 1956.

10. Валери П. Об искусстве. Сборник. – М.: Искусство, 1993.

11. Ванелев В.В. Изобразительное искусство и музыка. – Л.: Художник РСФСР, 1983.

12. Варакина Г.В. Основные этапы истории европейского искусства. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс 2006.

13. Взаимодействие культур Востока и Запада. – М.: Наука, 1987.

14. Виноградова Н.А. Традиционное искусство Востока. – М.: Искусство, 1997.

15. Виноградова Н.А., Дмитриева Н.А. Искусство Древнего мира. – М.: Детская литература, 1989.

16. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. – М.: Наука, 1972.

17. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1985.

18. Власов В.Г. Стили в искусстве. – СПб.:1998.

19. Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. – СПб.: АО Икар, 1993.

20. Вощинина А.И. Античное искусство. – М.: Искусство, 1962.

21. Всеобщая история архитектура. В 12 томах. – Л.-М.: Стройиздат,1966.

22. Всеобщая история искусств. В 6 томах. – М.: Искусство, 1956.

23. Всеобщая история искусств. В 6 томах. – М.: Искусство, 1963.

24. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М.: Современник, 1997.

25. Гращенков В.Н. Антонелло да Мессина и его портреты. – М.: Искусство, 1981.

26. Губарева М.В., Низовский А.Ю. 100 великих храмов мира. – М.: Вече, 2000.



27. Губер А.А. Леонардо да Винчи. – М.: Советский художник, 1952.

28. Данилова И.Е. Боттичелли. – М.: Изобразительное искусство, 1989.

29. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1: От древнейших времен по XVI век. Очерки. – М.: Искусство, 1985.

30. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. II: Северное Возрождение; страны Западной Европы XVII и XVIII веков; Россия XVIII века. – М.: Искусство, 1989.

31. Жабинский А. Другая история искусства от самого начала до наших дней. – М.: Вече, 2001.

32. Замаровский В. Их Величества пирамиды. – М.: Наука, 1986.

33. Зись А.Я. Виды искусства. – М.: Знание, 1979.

34. Из истории мирового искусства. Соколов Г.Н. Римский скульптурный портрет III века и художественная культура того времени. – М.: Искусство, 1983.

35. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 2000.

36. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Высшая школа, 2000.

37. Импрессионисты и постимпрессионисты. Коллекции музеев России. – М.-СПб.: АО «Амарант» – АО «Славия», 1998.

38. Искусство Древнего Востока (Памятники мирового искусства). – М.: Искусство, 1968.

39. Искусство Древнего Египта. Живопись, скульптура, архитектура, прикладное искусство. – М.: Изобразительное искусство, 1972.

40. Искусство Древнего Мира. – М.: 2001.

41. Искусствознание Запада об искусстве XX века. – М.: Наука, 1988.

42. История искусства. Первые цивилизации. – Барселона-Москва: ОСЭАНО – Бета-Сервис, 1998.

43. История искусств. Авт.-сост. А.Воротников, О.Горшковоз, О.Ёркина. – Минск: Литература, 1998.

44. Караськова О. Средние века. Возрождение. – СПб.: КОРОНА-принт, 2003.

45. Кильпе Т.Л. Основы архитектуры. – М.: 1984.

46. Коммиссаржевский Ф. История костюма. – Минск: Современный литератор, 1999.

47. Кон-Винер. История стилей изобразительных искусств. – М.: Сварог и К, 1998.

48. Крючкова В.А. Кубизм. Орфизм. Пуризм. – М.: 2000.

49. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. – М.: Наука, 1978.

50. 46. Липе Ю. История древних цивилизаций. – СПб.-М.: Полигон-АСТ, 1999.

51. Лихачева В.Д. Искусство Византии IV – XV веков. – Л.: Искусство, 1986.

52. Лонги Р. От Чимабуэ до Моранди. – М.: Радуга, 1984.

53. Любимов Л. Искусство Древнего Мира. – М.: Просвещение, 1980.

54. Мастера живописи. Пикассо. – М.: Белый город, 1998.

55. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М.: Искусство, 1970.

56. Мелик-Пашаев А.А. Современный словарь-справочник по искусству. – М.: Олимп – АСТ, 2000.

57. Мириманов В.Б. Первобытное и традиционное искусство (Малая история искусств). – М.: Искусство, 1973.

58. Муратов П.П. Образы Италии. – М.: Знание, 1997.

59. Несельштраус Ц.Г. Искусство Западной Европы в средние века. – Л.-М.: Искусство, 1964.

60. Николетти Дж. Микеланджело. – М.: Белый город, 2000.

61. Острой О.С. Изобразительное искусство середины ХIХ века. – М.: 2002.

62. Памятники мирового искусства. Выпуск III, первая серия. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство, 1970.

63. Памятники мирового искусства. Выпуск II, первая серия. Колпинский Ю.Д. Искусство эгейского мира и древней Греции. – М.: Искусство, 1970.

64. Памятники мирового искусства. Выпуск VI, первая серия. Европейское искусство XIX века. 1789 – 1871. – М.: Искусство, 1975.

65. Памятники мирового искусства. Выпуск IV, первая серия. Ротенберг Е.И. Западноевропейское искусство XII века. – М.: Искусство, 1971.

66. Памятники мирового искусства. Выпуск VII, вторая серия. Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этрусков и древнего Рима. – М.: Искусство, 1982.

67. Памятники мирового искусства. Выпуск VIII, вторая серия. Смирнова И.А. Искусство Италии конца XIII – XV веков. – М.: Искусство, 1987.

68. Полевой В.М. Искусство Греции. Древний мир. – М.: Искусство, 1970.

69. Полевой В.М. Искусство ХХ века. – М.: Искусство, 1991.

70. Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. – М.: Искусство, 1985.

71. Рафаэль Санти. – М.: Изобразительное искусство, 1983.

72. Ревальд Джон. История импрессионизма. – М.: Республика, 1995.

73. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV-XVII вв. – М.: Наука, 1966.

74. Ривкин Б.И. Античное искусство (Малая энциклопедия искусств). – М.: Искусство, 1986.

75. Рогинский Я.Я. Об истоках возникновения искусства. – М.: 1982.

76. Рославец Е.Н. Разрушение образа. О некоторых тенденциях современного зарубежного искусства. – Киев: Мистецтво, 1984.

77. Соколов Г.И. Искусство Древнего Рима. – М.: 1971.

78. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. – М.: 1980.

79. Соколов Г.И. Искусство этрусков. – М.: 1990.

80. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М.: Искусство, 1985.

81. Тициан. – М.: Искусство, 1977.

82. Турчин В.С. Авангардистские течения в современном искусстве Запада. – М.: Знание, 1988

83. Турчин В.С. Города и замки Луары. – М.: 1986.

84. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. – М.: МГУ, 1993.

85. Тэн И. Философия искусства. – М.: Республика, 1996.

86. Тяжелов В.Н. Искусство средних веков в Западной и Центральной Европы (Малая история искусств). – М.: Искусство, 1981.

87. Фарлонг Д. Стоунхендж и пирамиды Египта. Ключи от храма жизни. – М.: Вече, 1999.

88. Федоров А.Г. История искусства зарубежных стран ХVII-ХVIII в.в. – М.: 1964.

89. Художественное творчество и психология. – М.: Наука, 1991.

90. Целлар К. Архитектура страны фараонов. – М.: 1990.

91. Шмитт Г. Рембрандт. Серия «Жизнь в искусстве». – М.: Искусство, 1970.

92. Шрамкова Г.И. Искусство Возрождения: Италия, Нидерланды, Германия, Франция. – М.: Изобразительное искусство, 1977.

93. Энциклопедический словарь «Кино». – М.: Советская энциклопедия, 1987.

94. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма. – М.: Олма-Пресс,2000.

95. Энциклопедия искусства Древнего мира. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2002.

96. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». Помпеи: сгинувший город. – М.: Терра, 1997.

97. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». Рим: эхо имперской славы. – М.: Терра, 1997.

98. Энциклопедия «Исчезнувшие цивилизации». Этруски: итальянское жизнелюбие. – М.: Терра-книжный клуб, 1998.

99. Якобс М. Семь веков западноевропейской живописи. – М.: Арт-Родник, 1998.

100.Якобсон Я.Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. – Л.: 1985.

101.Янсон Х.В. Основы истории искусств. – М.: Искусство, 2001.

 

Периодическая литература:

«Museum», «Культура, человек, общество», «Художественная галерея», «Художник»

 

Аудио и видеоматериалы:

1. Всемирная история живописи на DVD (СОЮЗ-ВИДЕО, 2001).

2. Как искусство сотворило мир. Документальный фильм ВВС на DVD (СОЮЗ-ВИДЕО, 2006).

3. Что такое искусство…(Видеоэнциклопедия искусств на DVD).

 

 

VIII. Словарь терминов

А

Абсида, апсида (греч. hapsis – свод) – пониженный выступ здания, полукруглый, граненый или более сложной формы в плане. В христианских храмах этим термином обозначают алтарные выступы, ориентированные на восток.

Абстрактное искусство (от лат. abstrac-tus – отвлеченный) – беспредметное искусство. Возникло в 1910-13 гг. Одно из направлений современного художественного творчества, отказавшееся от изображения предметного мира в привычных формах. Окружающую реальность и собственные эмоциональные переживания абстракционисты передают в сложных по ритмической и колористической организации композициях. Понятие «абстрактное искусство» объединяет множество течений и школ в живописи, архитектуре, декоративном искусстве, дизайне, скульптуре. Специфическое направление в А.и. представляют конструкции, соединившие инженерные принципы с изобразительным творчеством. В начале 1930-х гг. А.и. активно развивалось во Франции. В 1939-45 гг. в США появилась школа абстрактного экспрессионизма. После 2-й мировой войны это направление развивалось во многих странах под названием ташизма (бесформенного искусства). Его основа – субъективный автоматизм творческого процесса, в результате которого возникают неожиданные по цветовым и фактурным сочетаниям композиции. Разновидность абстракционизма в 1960-х гг. – ОП-АРТ (optical art – оптическое искусство). Предмет изображения здесь – композиции из повторяющихся геометрических фигур. В России А.и. после 1917 года попало в разряд преследуемых и продолжало развиваться в русле андеграунда. С 1990-х гг. его направления обрели равноправный статус с другими формами художественного творчества.

Авангардизм(франц. avant-gardisme, от avant-garde – передовой отряд) – в художественной практике XX в. обобщенное наименование различных направлений (кубизм, футуризм, сюрреализм, абстрактное искусство и др.), которые стремятся отказаться от устоявшихся канонов. В период 1905-30-х гг. авангардистские преобразования в сфере творчества имели выраженную социальную направленность. Приверженцы авангардных направлений выступали против «косной и застойной» буржуазной культуры. Наивысшее ее выражение они видели в официальном академическом искусстве. Перед Второй мировой войной демонстративно непримиримый характер авангардизма уступил место более спокойному развитию. Вторая волна подъема А. – неоавангардизм – относится к послевоенному периоду. В ряде стран социалистического лагеря А. находился под государственным запретом и боролся против регламентации художественного процесса.

Академизм (франц. academisme), в широком смысле – оторванность от практики, от жизненных реалий. В изобразительном искусстве – направление, сложившееся в художественных академиях XVI-XIX вв. и основанное на буквальном следовании формам классического искусства эпох античности и Возрождения. Способствуя систематизации и унификации художественного образования, сохранению классических традиций, А.одновременно насаждал систему «вечных» канонов, форм красоты, идеализированных образов.

Акварель(франц. aquarelle, итал. acquerello, от лат. aqua – вода) – краски, обычно на растительном клее, разводимые водой, а также живопись этими красками. Ее основные качества: прозрачность красок, чистота цвета, размывы, создающие эффект подвижности и трепетности изображения, мягкости тональных и цветовых переходов. Живопись непрозрачной акварельюс примесью белил известна давно. Чистая А.в XV-XVII вв. служила для раскраски гравюр, чертежей, географических карт, картин, фресок. Со 2-й половины XVIII в. стала широко применяться в пейзажной живописи, поскольку быстрота работыпозволяет фиксировать непосредственные наблюдения, а воздушность колорита облегчает передачу атмосферных явлений. Живопись акварельюзанимает значительное место в творчестве Ж.Фрагонара, Э.Делакруа, О.Домье, П.Синьяка во Франции, У.Тёрнера в Великобритании и др.

Акватинта(итал. acquatinta, от acquaforte – офорт и tinto – окрашенный, тонированный) – метод гравирования, основанный на протравливании кислотой металлической пластины сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. А.создает эффект, близкий к рисунку мягким карандашом.

Акрополь(греч. akropolis, от akros – верхний и polis – город) – возвышенная и укрепленная часть древнегреческого города, убежище на случай войны. На А.обычно находились храмы божеств - покровителей данного города. Наиболее известен А.в Афинах на возвышающейся над городом скале, гармоничный по масштабам построек, органически связанный с естественным окружением ансамбль. Создан под общим руководством Фидия. Парадный вход Пропилеи, храм Ники Аптерос, главный храм А.и Афин Парфенон, храм Эрехтейон.

Аллегория(греч. allegoria – иносказание) – изображение явления, идеи посредством образа. В литературе – метафорический прием. В изобразительном искусстве А. часто сближается с эмблемой. Наиболее распространенный вид аллегории – персонификация, то есть фигура с атрибутами, объясняющими ее смысл (женщина с повязкой на глазах и весами в руке – А. Правосудия).

Алтарь(лат. altaria, от altus – высокий) – жертвенник, первоначально – место для жертвоприношений богам на открытом воздухе. В Древней Греции и Древнем Риме представляли собой отдельные сооружения, часто украшенные мрамором и рельефами. В христианских храмах А.– стол (престол), расположенный в восточной части церкви, на котором совершается во время литургии таинство Евхаристии. В католическом обиходе – декоративные, многостворчатые стенки, украшенные скульптурой и живописью, алтарными картинами. Обычно А. – также вся восточная часть храма, отделенная от молящихся алтарной преградой.

Ампир(франц. empire – империя, собственно – стиль империи) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве 1-й трети XIX в., завершающий эволюцию классицизма. Сложился во Франции в период империи Наполеона I: массивные, подчеркнуто монументальные формы архитектуры, военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (доспехи, лавровые венки, орлы). Обращение к наследию архаической Греции, императорского Рима, Древнего Египта служило для воплощения идей государственного величия и воинской мощи (работы архитекторов Ш.Персье и П.Ф.Л.Фонтена). В ряде стран Европы А.стал выражением идей государственной независимости, отстаивавшейся в антинаполеоновских войнах.

Анималистический жанр(от лат. animal – животное) – вид изобразительного искусства, в котором ведущий мотив – изображение животных. Остро стилизованные, имевшие, как правило, магическое значение фигуры зверей и птиц были распространены в первобытном искусстве, в памятниках евроазиатского «звериного стиля» (в том числе у скифов, сарматов и других племен), у народов Африки, древней Америки. Монументальностью отличаются изображения реальных и мифологических животных в искусстве Древнего Востока, экспрессивной динамикой – в настенных росписях, вазописи, пластике крито-микенской цивилизации, искусстве классической античности и эллинизма. Собственно А.ж.появился в Китае в периоды Тан (VIII в.) и Сун (XIII в.). В средневековом искусстве Европы были распространены почерпнутые из фольклора, языческих и христианских легенд сказочно-гротескные образы зверей и птиц. Художники эпохи Возрождения (Пизанелло, А.Дюрер) начали рисовать животных с натуры. Европейский А.ж.сформировался в XVII в. в искусстве Голландии (П.Поттер, А.Кейп) и Фландрии (Ф.Снейдерс, Я.Фейт). В дальнейшем в произведениях мастеров А.ж.естественнонаучный интерес, стремление к точному воссозданию повадок, природной пластики животных соседствуют с романтическим восхищением их силой и ловкостью (А.Бари), с декоративной стилизацией образов животного мира. Художники, работающие в А.ж.,называются анималистами.

Антаблемент– одна из трех частей архитектурного ордера, его верхняя часть. Делится по вертикали также на три части: нижнюю – архитрав, среднюю – фриз, верхнюю – карниз.

Античное искусство (лат. antiquus – древний). Название появилось в эпоху Возрождения. Объединяет искусство рабовладельческих государств Средиземноморья и Передней Азии (Греция и эллинистические государства, Древний Рим) в период с I тыс. до н.э. по 1-ю половину I тыс. н.э. В развитии выделяются следующие основные этапы: архаика, классика, эллинизм, искусство Древнего Рима (от республиканского периода до распада Римской империи). Расцвет античного искусства – в V-IV вв. до н. э. (период классики). Из дошедших до нас произведений А.и. лучше всего сохранились керамические вазы и скульптура, отличающаяся высоким мастерством исполнения. Воплощенный в мраморе идеал физически совершенного человека стал образцом для мастеров Возрождения и академического направления в искусстве.

Арка(лат. arcus – дуга, изгиб) – криволинейное перекрытие проема в стене (окна, двери, ворота) или проема между двумя опорами – колоннами, столбами, устоями моста и т.п. А. различаются по назначению: несущая, разгрузочная или подпружная. В зависимости от назначения и размера пролета выполняются из камня, железобетона, металла, дерева. По форме кривой бывают полукруглыми или полуциркульными, подковообразными, лучковыми, стрельчатыми, подвесными.

Архаика(от греч. archaikos – старинный, древний) – ранний этап в развитии какого-либо явления. В истории искусства понятие А.относится к раннему периоду развития искусства Древней Греции (VII-VI вв. до н.э.), времени интенсивного сложения древнегреческой культуры, формирования основных типов храмов, жилых и общественных зданий, выработки новых форм монументальной скульптуры, расцвета чернофигурного и краснофигурного стилей вазописи (работы Эксекия и др.). В эпоху А.греческое искусство, сохраняя монументальность и цельность, свойственные древнейшим цивилизациям, постепенно обретало самобытность образно-пластического языка.

Архитектоника(от греч. architektonike – строительное искусство) – тектоника, художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции здания, композиции круглой скульптуры, объёмных произведений декоративного искусства. А.выявляется во взаимосвязи и взаиморасположении несущих и несомых частей, распределении масс, в ритмическом строе форм, в пропорциях, отчасти – в цветовом строе произведения. В широком смысле А.– композиционное строение любого произведения искусства, обусловливающее соотношение его главных и второстепенных элементов.

Архитектура(лат. architecture, от греч. агchitekton – зодчий, строитель) – зодчество, искусство проектирования, строительства сооружений, организующих пространственную среду для жизни и деятельности человека. Планировка, возведение городов, застройка населенных мест представляют особую область архитектуры - градостроительство. Строительное искусство формирует и объединяет пространство с помощью элементов естественной природы (садово-парковое искусство). А. отвечает не только утилитарным запросам общества, но решает идеологические, социальные, эстетические задачи. Она – часть материальной культуры общества и в то же время является одним из ведущих видов пластического искусства, в формах которого выражается общественное сознание. Архитектурный стиль складывается на основе приёмов и стилей, свойственных культуре определенного периода. А. входит в триаду главных искусств: живопись, скульптура и архитектура.

Архитрав(франц. architrave, от греч. archi – главный и лат. trabs – балка) – в архитектурных ордерах – балка, нижняя из трёх частей антаблемента. Обычно лежит на капителях колонн.

Б

Базилика(от греч. basilike – царский дом) – тип торгового, судебного здания в архитектуре Древнего Рима, позже – один из основных типов христианского храма в зодчестве Византии, архитектуре романского стиля и готики, Возрождения и барокко. Б.в своей развитой форме – прямоугольное в плане здание, внутри разделенное рядами столбов или колонн на продольные части (нефы). Более высокий средний неф освещается через окна, расположенные над кровлями боковых нефов. Перед входом в Б.располагается поперечный притвор (нартекс), в противоположном конце среднего нефа – полукруглый выступ перекрытой полукуполом апсиды. Б.с разными по высоте нефами или с более высоким, но лишённым окон средним нефом называется псевдобазиликой.

Баптистерий(от греч. baptisterion – купель) – крещальня, помещение для совершения таинства Крещения. В архитектуре Западной Европы Б.– часто отдельное сооружение, круглое или многогранное в плане, перекрытое куполом, внутри украшенное скульптурой и мозаикой.

Барабан – венчающая часть здания в виде цилиндра или многогранника, на котором возводится купол. Световой Б. имеет оконные проёмы.

Барельеф(франц. bas-relief, буквально – низкий рельеф) – тип рельефа, в котором выпуклая часть изображения выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема. Сюжетно-изобразительный и декоративный Б.– распространенный вид украшения архитектурных сооружений и произведений декоративного искусства. Б.часто применяются в оформлении постаментов памятников, в надгробно-мемориальных сооружениях, монетах, медалях, геммах.

Барокко(итал. barocco, буквально – причудливый, странный) – один из главных стилей в архитектуре и искусстве Европы конца XVI – середины XVIII вв. Б.воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости. Его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Искусству Б.свойственны грандиозность, пышность и динамика, патетическая приподнятость, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени. Всеобъемлющий характер приобрел в эпоху Б.синтез искусств. Городские ансамбли, дворцы и церкви благодаря причудливой пластике фасадов, беспокойной игре светотени, сложным криволинейным планам и абрисам приобрели живописность и динамичность. Интерьеры украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой. Зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала эффект разверзшихся сводов. В изобразительном искусстве Б.идеализация образов сочетается с неожиданными композиционными и оптическими эффектами, реальность – с фантазией, религиозная аффектация – с подчеркнутой чувственностью. В живописи большое значение приобрели эмоциональное, ритмическое и колористическое единство целого, непринужденная свобода мазка, в скульптуре – живописная текучесть формы, ощущение изменчивости образа.

На родине Б.,в Италии, наиболее яркое воплощение этот стиль нашел в полных религиозной и чувственной аффектации произведениях Л.Бернини, архитектора Ф.Борромини, живописца Пьетро да Кортоны. Позднее он эволюционировал к фантастичности построек Г.Гварини, бравурности живописи С.Розы и А.Маньяско, головокружительной легкости росписей Дж.Тьеполо. Во Фландрии в живописи Рубенса, ван Дейка, Йорданса эмоциональность и экспрессия Б.слились с жизнеутверждающим началом. В Испании черты Б.проступали в аскетичной архитектуре Х.Б.де Эрреры, в живописи Х.де Риберы и Ф.Сурбарана, скульптуре Х.Монтаньеса. Своеобразное истолкование Б.получило в Австрии и Германии (архитекторы и скульпторы Нейман, Шлютер), в Польше, России. В 1-й половине XVIII в. Б.эволюционирует к стилю рококо, переплетается с ним, с 1770-х гг. вытесняется классицизмом.

Батальный жанр(от франц. bataille – битва) – жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны, военной жизни. Главное место в Б.ж.занимают сцены сухопутных и морских сражений, военных походов прошлого и современности. Такие изображения известны с древнейших времен (рельефы Древнего Востока, вазопись Древней Греции, рельефы на фронтонах и фризах античных храмов, на триумфальных арках и колоннах), в книжной миниатюре и декоративном искусстве средневековой Европы. Как самостоятельный Б.ж.формируется в Италии эпохи Возрождения, в творчестве П.Уччелло, Пьеро делла Франческа. Героическая обобщенность присуща батальным сценам Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Тинторетто. В XVII в. сближению батальной живописи с историческим жанром способствовали картины Д.Веласкеса и произведения П.П.Рубенса, захватывающие динамикой и драматизмом. В Б.ж.формируются типы условно-аллегорической композиции с изображением полководца на фоне выигранной битвы (Ш.Лебрен), небольшой картины с эффектными сценами кавалерийских стычек (Ф.Вауэрман), морских сражений (В. ван де Велде), видами армейских привалов и биваков. В 1-й половине XIX в. на развитие Б.ж.наложили отпечаток историзм и эмоциональный пафос романтизма. События эпохи наполеоновских войн и освободительных движений в Европе отражены в живописи француза Э.Делакруа, испанца Ф.Гойи. Во 2-й половине XIX в. в военных сценах и батально-исторических полотнах усиливаются пейзажные, жанровые, психологические начала. Художники, работающие в Б.ж.,называются баталистами.

Батик(термин малайского происхождения) – техника росписи ткани, когда покрытые специальным составом (в древности – воском) участки ткани не прокрашиваются при погружении в красящий раствор, что позволяет создавать красивые многоцветные ткани. Б. получил широкое распространение в XX в.

Бистр(франц. bistre) – прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем. Употреблялась европейскими художниками XV-XVIII вв. для рисования пером и кистью.

Бытовой жанр – один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный изображению частной и общественной жизни человека. Бытовые («жанровые») сцены известны с глубокой древности (в первобытном искусстве, в росписях и рельефах Древнего Востока, древнегреческой вазописи, эллинистических росписях, мозаиках, скульптуре, средневековых фресках, миниатюрах). Выделился в особый жанр в эпоху формирования в Европе буржуазного общества. Предпосылки для этого были заложены в искусстве Возрождения, когда художники начали насыщать бытовыми деталями религиозные и аллегорические композиции (Джотто, А.Лоренцетти, Ян ван Эйк, Р.Кампен, братья Лимбург, М.Шонгауэр). В конце XV–начале XVI вв. Б.ж.постепенно обособлялся у венецианцев В.Карпаччо и Я.Бассано, у нидерландцев К.Массейса, Луки Лейденского, а в творчестве П.Брейгеля Старшего картины повседневности служили для выражения глубочайших мировоззренческих идей. В XVII в. сформировавшийся Б.ж.,утверждал частный быт как самое ценное явление жизни. Возвышенная поэтизация бытовых мотивов, мощное жизнелюбие характерны для произведений П.П.Рубенса и Я.Йорданса, любование здоровой, естественной красотой простых людей – для «бодегонес» Д.Веласкеса.

В Голландии, где окончательно сложились классические формы жанра, интимную атмосферу, уют бюргерского и крестьянского быта воссоздавали П.де Хох, Я.Вермер Делфтский, Г.Терборх, Г.Метсю. Глубинные противоречия жизни вскрывал в бытовых по форме сценах Рембрандт. Во Франции в XVIII в. Б.ж.представлен пасторалями в стиле рококо (Ф.Буше), «галантными сценами», в которые А.Ватто и Ж.О.Фрагонар внесли тонкость и остроту жизненных наблюдений, лирическими полотнами Ж.Б.С.Шардена, воссоздающими частную жизнь «третьего» сословия. Социально-критическому направлению в Б.ж.положили начало картины и гравюры У.Хогарта, высмеивающие нравы английского общества. В XIX в. Б.ж.стал полем социальной критики (графика и живопись О.Домье), жанром утверждения красоты и внутренней значительности людей труда (Г.Курбе и Ж.Ф.Милле во Франции, Й.Исраэльс в Голландии). Во 2-й половине XIX в. мастера импрессионизма во Франции (Э.Мане, Э.Дега, О.Ренуар) утвердили новый тип жанровой картины, запечатлевшей как бы случайный, фрагментарный аспект жизни, острую характерность облика персонажей, слитность людей и окружающей среды. Их творчество дало толчок к более свободному толкованию жанра, непосредственно-живописному воссозданию бытовых сцен. На рубеже XIX и XX вв. в искусстве постимпрессионизма, символизма, стиля модерн начался новый этап в развитии Б.ж.:бытовые сцены трактуются как вневременные символы, жизненная конкретность изображения уступает место живописной экспрессии, монументально-декоративным задачам. Художники, работающие в Б.ж.,называются жанристами.

Бюст(франц. buste, от лат. bustum – место кремации, надгробный памятник) – погрудное, чаще всего портретное изображение человека в круглой скульптуре. Появился (первоначально как посмертный или надгробный образ) в искусстве Древнего Египта и Древней Греции, окончательно сложился как особый вид скульптурно-портретной пластики в Древнем Риме, где в его композицию была включена подставка. Получил широкое распространение в искусстве Возрождения и нового времени (Донателло, Л.Бернини, Ж.А.Гудон, О.Роден).

В

Вазописьантичная – искусство росписи античных керамических сосудов. Древнейшие образцы В.относятся к эгейской эпохе. Различают критские вазы с изысканными растительными узорами («стиль камарес», XX–XVIII вв. до н.э.) и живыми лаконичными изображениями морских животных (конец XVII–XVI вв. до н.э.). Строгие по композиции сосуды «дворцового стиля» (конец XV в. до н.э.) с геометризованным растительным орнаментом, микенские вазы (XIV–XII вв. до н.э.) со схематичными фигурами людей и животных. В ранней древнегреческой В.выделяются протогеометрический (XI–X вв. до н.э.) и геометрический (IX–VIII вв. до н.э.) стили с подчёркивающими тектонику сосудов полосами ритмичных геометрических узоров, «ковровый» или «ориентализирующий» стиль (VII в. до н.э.) с полихромными изображениями животных и фантастических существ. Совершенные памятники В.возникли в эпохи архаики и классики. Выделяются чистотой линий, эмоциональной насыщенностью сюжетных сцен вазы чернофигурного стиля Эксекия, Амасиса (VI в. до н.э.) с силуэтными изображениями, нанесенными чёрным лаком на желтую или красную глину. Известны краснофигурные росписи (изображения цвета глины на черном лаковом фоне), изящные и строгие, при некоторой угловатости рисунка произведения Евфрония, Дуриса, «мастера Брига»), прошедшие стадии «строгого стиля» (конец VI–начало V вв. до н.э.), «свободного стиля» (со 2-й четверти V в. до н.э.), отличающиеся естественностью композиции, точностью и лаконичностью рисунка, «роскошного стиля» (конце V–IV вв. до н.э.), для которого характерны перегруженность композиции фигурами, нарушение единства росписи и формы сосуда. С III – II вв. до н.э. древнегреческая В.пришла в упадок и уступила место украшению сосудов рельефным декором, накладными орнаментальными росписями.

Валёр(франц. valeur, буквально – цена, ценность) в живописи и графике – оттенок тона, выражающий, во взаимосвязи с другими оттенками, определённое соотношение света и тени. Система В.,дающих последовательную светотеневую градацию в пределах какого-либо цвета, позволяет тоньше и богаче показывать предметы в световоздушной среде, достигать особой глубины и богатства колорита, тонкости цветовых отношений и переходов.

Витраж(франц. vitrage, от лат. vitrum – стекло) – декоративная композиция орнаментального или сюжетного характера, заполняющая оконный или дверной проём, рассчитанная на сквозное освещение. Принцип В. использовали в архитектуре уже древние египтяне более 4 тысяч лет назад. Однако расцвет искусства В. связан с европейским средневековьем – архитектурой романских и готических соборов. В X-XII вв. во Франции и Германии появляются сюжетные В., составленные из кусков красного и синего стекла, скреплённых свинцовыми полосками. В готических соборах техника витража остаётся той же, но усложняются сюжетные композиции, обогащается цветовая палитра: наряду с цветными стёклами используются фрагменты бесцветного. Отдельные детали выполняются росписью. В эпоху Возрождения классический В. вытесняет живопись на стекле. Классицизм и барокко практически не применяют В. в архитектурных сооружениях. Только во 2-й половине XIX в. предпринимаются усилия по возрождению искусства В. Это удается художникам стиля модерн в конце XIX-начале XX вв. С изобретением новых материалов (органическое стекло, железобетон), появлением новых технологий обработки стекла (пескоструйный способ, цветное травление) В. в середине XX в. возвращается в архитектуру, приобретает новые качества: перспективную глубину, обогащённую цветовую палитру, разнообразие фактур.

Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento) – эпоха в культурном развитии ряда стран Европы (в Италии XIII–XVI вв., в других регионах–конце XV–XVI вв.). Переход от средневековья к новому времени, отмеченный ростом светских тенденций, гуманистическим мировоззрением, обращением к античному культурному наследию, своего рода «возрождению» его. Архитектура и изобразительное искусство эпохи В.,пронизаны пафосом утверждения красоты и гармонии мира, верой в творческие возможности человека, открытие многообразия окружающей действительности в сочетании с её аналитическим изучением, разработкой законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, проблем анатомии.

С классической полнотой В.реализовалось в Италии, в ренессансной культуре которой различают Предвозрождение рубежа XIII и XIV вв. (Проторенессанс), Раннее Возрождение(XV в.), Высокое Возрождение(конец XV–1-я четверть XVI вв.), Позднее Возрождение(XVI в.). В эпоху Раннего В.средоточием новаторства во всех видах искусства стала флорентийская школа, архитекторы (Ф.Брунеллески, Л.Б.Альберти, Б.Росселлино), скульпторы (Л.Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча), живописцы (Мазаччо, Филиппо Липпи, Паоло Уччелло, Фра Анжелико, С.Боттичелли) которой создали пластически цельную, обладающую внутренним единством концепцию мира, распространившуюся по всей Италии (творчество Пьеро делла Франческа в Урбино, А.Мантеньи в Мантуе, А. да Мессина и братьев Беллини в Венеции). В период Высокого В.,когда борьба за гуманистические ренессансные идеалы обрела напряженный характер, архитектура и изобразительное искусство были отмечены широтой общественного звучания, синтетической обобщенностью и мощью образов, полных духовной и физической активности. В постройках Д.Браманте, Рафаэля, Антонио да Сангалло достигли своего апогея совершенная гармония, монументальность и ясная соразмерность. Гуманистическая наполненность, смелый полет художественного воображения, широта охвата действительности характерны для творчества крупнейших мастеров этой эпохи – Л. Да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана.

 



©2015- 2022 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.