Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 9. Искусство эпохи Возрождения





 

· Эпоха дученто (XIII в.) – начало ренессансной культуры Италии. Симптомы Ренессанса: более жизнерадостное и светское начало при сохранении старой трактовки форм. Возрождение (фр. «Ренессанс», итал. «Ринашименто») – грандиозное культурное движение, возрождающее античность и «оживляющее лучшее в затухающем средневековье», открывающее перспективы развития западной культуры Нового времени. Романтичное отношение к античности. Античность как идеал, а не реальность. Возрождение это преобразование умов, а не жизни, воображения, а не реальности, культуры, а не цивилизации. От средневековой церковной идеологии к гуманизму, в центре которого Человек. Пико делла Мирандола о безграничных возможностях человека. Искусство Возрождения: создание идеала, к которому стремится человек, переплетение художественного и научного, универсальная одаренность.

· Хронологические рамки итальянского Возрождения (достаточно условные): конец XIII – XIV вв. – Проторенессанс, предвозрождение (итал. – дученто и треченто), XV в. – Ранний Ренессанс, раннее Возрождение (кватроченто), конец XV – первая половина XVI в. – Высокий Ренессанс, высокое Возрождение (чинквеченто).



· Формирование ренессансной культуры в итальянских городах-государствах Флоренция, Сиена и Пиза, Падуя, Феррара и Генуя, Милан, а также Венеция и Рим.

· Архитектура итальянского треченто: переработка принципов античной ордерной системы, создание новых типов зданий. Черты готики и Проторенессанса в храмовой и светской архитектуре: Санта–Мария дель Фьоре и Палаццо делла Синьория во Флоренции, Фонте Маджоре в Перуджи (Арнольфо ди Камбио), Кампанила (Джотто ди Бондоне). Создание нового типа жилого здания («палаццо»), восприятие здания как единого целого, неповторимая индивидуальность архитектуры периода кватроченто: купол собора Санта-Мария дель Фьоре и капелла Пацци во Флоренции (Филипп Брунеллески), Скуола ди Сан-Марко в Венеции (семейство Ломбардо и М.Кодуччо). Предвестие нового классического стиля, новый тип палаццо, мотивы римской триумфальной арочности в эпоху высокого Возрождения: Темпьетто в Риме и дворцовый комплекс в Ватикане (Браманте), палаццо Бевилаква в Вероне (Микеле Санмикеле).



· Скульпторы треченто: весомый Николо Пизано («Аллегория Силы» Пизанского баптистерия, кафедра Пизанского собора), конкретный А. ди Камбио (статуя на гробнице кардинала Гийома де Брей). Интерес к индивидууму и стремление к героизации и обобщению в период кватроченто в творчестве изобретательного Лоренцо Гиберти («Врата рая»), новатора почти во всех жанрах и разновидностях пластики Донателло («Давид», «Конная статуя кондотьера Гаттамелаты»).

· Особенности живописи итальянского Возрождения: прямая (линейная) перспектива, знание анатомии и пропорций человеческого тела, интерес к бытовым сценам, пейзажу, портрету, масляная и станковая живопись. Взлет эстетизма. «Расчленение» – страсть ренессансных художников. Ренессансная картина («тондо») – окно в мир.

· Художники треченто: торжественный Чимабуэ («Мадонна на троне»), решительный Пьетро Каваллини («Страшный суд»), преобразователь искусства, многозначительный и наблюдательный Джотто ди Бондоне («Поцелуй Иуды», «Оплакивание Христа»), воспетый Петраркой, изысканный Симоне Мартини («Кондотьер Гвидориччо да Фольяно», «Благовещение»). Кризис искусства треченто к концу XIV в. («Триумф смерти»).

· Мастера эпохи кватроченто: неповторимый Мазаччо («Чудо со статиром», «Троица», «Изгнание из рая»), лиричный и изящный Фра Беато Анжелико («Благовещение»), «благочестивый» бунтарь Филиппо Липпи («Мадонна с младенцем»), трепетный и беспокойный Сандро Боттичелли («Рождение Венеры», «Покинутая», «Весна»), великий колорист Антонелло да Мессина («Св. Себастьян»), смелый Андреа Мантенья («Мертвый Христос»), венецианский «историк» Витторио Карпаччо («Венецианки», «Портрет рыцаря», «Принесение во храм»).



· Высокий Ренессанс. Леонардо да Винчи (1452-1519), homo universale, «гражданин мира», живописец и инженер, архитектор и ученый, скульптор и поэт… Гений эпохи Возрождения и великий экспериментатор, каждое творение которого – открытие («Тайная вечеря», «Джоконда», «Мадонна в гроте», «Мадонна с гвоздикой»). Рафаэль Санти(1483-1520), одухотворенный и уравновешенный, последовательный и импозантный, певец мадонн, «божественный Санцио», самый гармоничный художник Высокого Возрождения (тондо «Мадонна Конестабиле», «Мадонна в кресле», «Сикстинская мадонна», «Преображение», «Афинская школа»). Микеланджело Буонарроти(1475-1564), «горная вершина Ренессанса», титан Возрождения, поэт скульптуры, не признающий никаких авторитетов (скульптуры «Давид», «Пьета», «Снятие с креста», тондо «Святое семейство», росписи Сикстинской капеллы).

· Венецианская школа: легендарный и прозорливый Тициан («Портрет папы Павла III», «Кающаяся Мария Магдалена»), праздничный Веронезе («Тайная вечеря», «Триумф Венеции»), мечтательный Джорджоне («Юдифь», «Спящая Венера»), предшественник барокко, темпераментный и романтический Тинторетто («Тайная вечеря», «Происхождение Млечного Пути», «Распятие»).

· Маньеризм как кризис гуманистических идеалов и господствующее художественное течение в Италии к 1540 г.: преувеличенная выразительность, неустойчивость и шаткость мира, изысканность виртуозных линий, произвольность вытянутых фигур. Вычурный Якопо Пантормо («Положение во гроб»), изощренный Пармиджанино («Мадонна с длинной шеей», «Мадонна с пророком Захарией», «Мадонна с розой»), виртуозный декоративист Бенвенуто Челлини («Персей», солонка Франциска I).

· Искусство Возрождения, в котором тесно переплетаются пути художественного и научного постижения мира и человека – предвестие едва ли не всех тенденций, которыми будет жить европейское искусство в последующие века.

· Северное Возрождение – культурный феномен XV-XVI столетий в европейских странах, располагающихся севернее Италии (Нидерланды Германия, Франция). Достаточно условный термин, поскольку «возрождать было нечего», памятников и воспоминаний античности здесь существовало немного. Влияние Реформации, Крестьянской войны в Германии, революции в Нидерландах, исхода столетней войны Франции и Англии, кровавые распри католиков и гугенотов, готических мотивов, усиливающейся притягательности итальянского искусства, распространяющейся гуманистической образованности на формирование своеобразного стиля Северного Возрождения.

· Окружающая реальность как предмет пристального внимания североевропейских мастеров. Органичное включение в ритм жизни его мира. Ренессанс и Реформация (борьба с господством католической церкви) как реакция на кризис позднего средневековья. Несовместимость Реформации и Ренессанса. Влияние Реформации на искусство Северного Возрождения в пристальном внимании к реалиям, к точности деталей, в интересе к изображению нарочито грубого, даже отталкивающе-безобразного, что удивительно сочетается с чувством мистического, ирреального.

· Выгодное географическое положение, развитие ремесел и торговли, бурный расцвет городов как причины, определяющие специфику нидерландского художественного стиля. Герцоги и бюргерство как основные заказчики живописи: загадочного Яна Ван Эйка («Гентский алтарь», «Портрет четы Арнольфини»), фантасмагоричного Ханса Мемлинга (триптих «Страшный суд»), демонического Иеронимуса Босха («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Несение креста»), «обыденного» Питера Брейгеля Старшего («Охотники на снегу», «Слепые», «Падение Икара»).

· Окончание Столетней войны, правление «всемирного паука» Людовика XI – стимулы для развития культуры. Замки Луары как «колыбель французского Возрождения» (Плесси-ле-Тур, Амбуаз, Шамбор, Шенонсо). Придворная живопись Франции: величавый Жан Фуке («Меленский диптих», «Портрет Карла VII»), тщательный Жан Клуэ («Портрет Франциска I»).

· Отсутствие единой сильной национальной церкви, Реформация, территориальная и религиозная раздробленность – причины политического и культурного отставания Германии XV-XVI в.в. Спонтанное и импульсивное проявление нового в искусстве Германии. Гравюра и живопись как ведущие жанры изобразительного искусства: виртуозный Альбрехт Дюрер («Автопортреты» 1498 и 1500 гг., «Праздник четок», «Четыре всадника», «Мастерские гравюры»), противоречивый Лукас Кранах Старший («Распятие», «Проповедь Иоанна Крестителя»), «интернациональный психолог» Ганс Гольбейн Младший («Послы», «Портрет сэра Томаса Мора», «Портрет Эразма Ротердамского»).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.