Методы экологического аудита
При анализе природоохранной деятельности промышленных предприятий использует следующие методы экологического аудита.
Метод анкетирования - один из основных методов обзора, анализа, оценки и ранжирования экологических проблем, позволяющий обосновывать и разрабатывать конкретные и адресные рекомендации. Его суть заключается в составлении перечня направлений экологической деятельности предприятия при проведении мониторинга, контроля и управления, в сборе данных для оценки ее эффективности и разработке рекомендаций и предложений по развитию и повышению эффективности деятельности предприятия.
Метод материальных балансов и технических расчетов - это составление и анализ системы материальных балансов основных компонентов сырья и материалов, воды, загрязняющих веществ. Он позволяет оценить фактическое воздействие на окружающую среду (контролируемое и неконтролируемое, организованное и неорганизованное, регулируемое и нерегулируемое) не только производства в целом, но и отдельных источников воздействия на окружающую среду, систем регулирования сброса и выброса загрязняющих веществ, систем размещения и удаления отходов, систем мониторинга. Обобщенные и детальные балансовые схемы материальных потоков являются одной из наиболее удобных форм представления данных о воздействии производства на окружающую среду.
Картографические методы состоят в разработке и использовании аудиторских ситуационных планов промышленных площадок и аудиторских ситуационных карт-схем территорий на основании любых черно-белых копий генпланов, ситуационных планов, геодезических съемок, топографических карт и т.д.
Аудиторские ситуационные карты в целом характеризуют территории промышленных узлов, районов, отдельных административных единиц, обозначением предприятий как обобщенных точечных источников сброса, выброса загрязняющих веществ, обобщенных источников образования отходов и мест их размещения.
Методы, использующие фото- и видеосъемки, с высокой эффективностью могут применяться как в качестве дополнительных к картографическим, так и самостоятельно. Зачастую только результаты съемки способны наглядно и информативно охарактеризовать существующую экологическую ситуацию (например, состояние нарушенных территорий, видимые изменения состояния окружающей среды, аварийное и «ночное» воздействие на окружающую среду, неорганизованные источники сброса и выброса загрязняющих веществ, несанкционированное, неорганизованное размещение и захоронение отходов).
Развитие законодательной базы в области экологического аудита.
Развитие законодательства России в области экологического аудита неразрывно связано с его становлением на международном уровне. В октябре 1991 г. Комиссия европейских сообществ (КЕС) приняла «Правила экологического управления и аудита», предусматривающие создание системы природоохранных мероприятий на основании заключения об экологическом состоянии предприятия. Эта система включает программу и план природоохранных мероприятий, систему импактного мониторинга за состоянием окружающей среды, систему ведения природоохранной документации, периодичность экологического мониторинга. Документация по организации системы природоохранных мероприятий утверждается официальным аудитором. Экологический аудит предприятия проводится каждые один-три года. Его отчеты утверждаются официальным аудитором, а выводы доводятся до сведения властей и общественности. Компании, реализующие эту систему, имеют право на использование специальной экологической эмблемы.
Наряду с «Правилами экологического управления и аудита», утвержденными директивой ЕС 1836/93, в Великобритании разработан и внедрен Стандарт для системы экологического управления BS 7750. Международная организация по стандартизации разработала международные нормы экологического управления предприятием ISO 14000, включающие следующие документы:
- ИСО 14010. Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы;
- ИСО 14011. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления качеством окружающей среды;
- ИСО 14012. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.
В экоаудите участвуют многие международные организации. В международном банке реконструкции и развития создано специальное подразделение по оценке объектов на стадии эксплуатации (Operation Evalution Division). Совершенствование экоаудита, профессиональная подготовка экоаудиторов, обмен опытом и информацией в этой области - сфера деятельности различных ассоциаций в США, наиболее крупными и известными из которых являются Круглый стол по экоаудиту, Форум по экоаудиту (неформальные ассоциации), а также Институт экологического аудирования - формальное объединение экологических аудиторов и менеджеров.
Развитие экологического аудита в России невозможно рассматривать вне развития системы банковского, бухгалтерского и страхового аудита. Указом Президента РФ «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. № 2263 были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации» как системы независимого вневедомственного финансового контроля. В 1994-1995 гг. были разработаны и утверждены как элементы системы финансового аудита «Порядок составления аудиторского заключения», «Рекомендации по аудиторской проверке», «Типовой договор на проведение аудиторских проверок», «Типовая форма заключения аудиторской фирмы (аудитора)», «Перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки».
Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. №168 утверждено «Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды», определяющее порядок выдачи лицензий, в том числе и на проведение экологического аудита. Вопросы экологической сертификации и экологического аудита были конкретизированы приказами Минприроды и Госкомэкологии России в 1995-1997 гг.
Регулирование экологического аудирования как вида услуг осуществляется на федеральном и территориальном уровнях в рамках реализации постановления Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды». Организация и регулирование функционирования системы экологического аудирования на территории России осуществляются Госкомэкологией России, а на территории отдельных регионов -территориальными органами Госкомэкологии России в рамках реализации механизма лицензирования.
Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. №378 были приняты и введены в действие государственные стандарты России в области экологического аудита:
- ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению;
- ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования;
- ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы;
- ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления качеством окружающей среды;
- ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.
Как деятельность экологический аудит отмечен в ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в соответствии с которым государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности.
Экологический аудит как вид деятельности под кодом 110.010.100 внесен в Классификатор правовых актов, принятый Указом Президента РФ «О классификаторе правовых актов». Понятие экологического аудита закреплено в ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.
Основные области применения экологического аудита
Сложившаяся практика проведения экологического аудита показывает, что его применение необходимо:
- при приватизации предприятий;
- при выдаче лицензий на деятельность в области охраны окружающей среды;
- при выдаче лицензий на недропользование;
- при экологическом страховании;
- при подготовке соглашения о разделе продукции;
- при разработке планов экологического образования, просвещения и воспитания.
Экологический аудит при приватизации предприятия имеет своей целью предпродажную подготовку приватизируемого предприятия и заключается в проведении экологического аудита в форме экспресс-аудита или эколого-экономической экспертизы (полного экологического аудита). Экологическая информация, полученная в результате аудита, включается в положение об аукционе, позволяя:
- оценить экологическое воздействие предприятий на окружающую природную среду и их экономическую значимость;
- формировать требования к новым владельцам по экологическому оздоровлению приватизируемого предприятия;
- определить источники средств для проведения экологических, технических, организационных и экономических мероприятий;
- юридически оформить права новых владельцев на природопользование;
- определить порядок закрепления имущества природоохранного назначения.
Экспресс-аудит включает: анализ документов, регулирующих практику природопользования (разрешение на выброс в окружающую природную среду, отчеты о выбросах, сбросах); опрос персонала предприятия и лиц местных органов власти; осмотр территории. Стоимость экспресс-аудита зависит от числа источников выбросов на предприятии и масштабов его деятельности. Экспресс-аудит позволяет в первом приближении отделить прошлый экологический ущерб от текущего ущерба и потенциального риска, с которым может столкнуться новый собственник, а также оценить затраты на восстановление качества окружающей природной среды до установленного стандартом. Результаты экоаудита должны найти отражение в заявке на участие в конкурсе (аукционе). Если экологический ущерб, определенный экспресс-аудитом, сопоставим со стоимостью приватизируемого объекта, то начальная цена предприятия может быть снижена, например, на стоимость первоочередных природоохранных мероприятий.
По результатам экспресс-аудита приватизационная комиссия принимает решение о приватизации и определяет программу природоохранных мероприятий. По ним же для каждого предприятия (объекта) должны быть определены рекомендуемые организационные мероприятия, сроки их проведения, организационно-технические и финансовые возможности их решения по экологическому оздоровлению.
Финансовое обеспечение мероприятий по закрытию, перебазированию (выводу), перепрофилированию объектов осуществляется новыми собственниками; экологическое оздоровление объектов - за счет льгот по налогообложению. Для проведения указанных мероприятий формируется по согласованию с соответствующими органами управления фонд экологического оздоровления. Стоимость имущества природоохранного назначения может передаваться новому владельцу безвозмездно.
Госкомимущество и Минприроды России по согласованию с территориальными (областными, краевыми, республиканскими) органами власти устанавливают на местах лимиты использования доходов от приватизации предприятий на нужды экологического оздоровления.
Полный экологический аудит (эколого-экономическая экспертиза) проводится специальной аудиторской комиссией, созданной по решению местного комитета по управлению имуществом совместно с территориальным органом Минприроды России, когда:
- перечень мероприятий по экологическому оздоровлению предприятия не может быть составлен на основании экспресс-аудита;
- данных экспресс-аудита недостаточно для принятия решения о способе приватизации.
В этом случае Госкомимущество принимает решение о продлении срока разработки и принятия плана приватизации на время проведения специальной аудиторской комиссией полного экоаудита. Ее состав определяется территориальным органом Минприроды и Госкомимущества.
Финансирование работы привлеченных экспертов осуществляется за счет средств соответствующих комитетов по управлению имуществом и территориального экологического фонда.
Экологический аудит может оказаться эффективным механизмом при проведении экологической паспортизации предприятий и территорий при разработке экопаспорта предприятия (в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90), декларации о безопасности промышленного объекта (постановление Правительства Российской Федерации № 675-95), экопаспорта нефтяного промысла (РД 39-127-93), паспорта социально-экономического положения города (постановление Госкомстата № 116-96), радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий (постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. № 93).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|