Сделай Сам Свою Работу на 5

Методы экологического аудита





При анализе природоохранной деятельности промышленных предприятий использует следующие методы экологического аудита.

Метод анкетирования - один из основных методов обзора, анали­за, оценки и ранжирования экологических проблем, позволяющий обосновывать и разрабатывать конкретные и адресные рекоменда­ции. Его суть заключается в составлении перечня направлений эко­логической деятельности предприятия при проведении мониторинга, контроля и управления, в сборе данных для оценки ее эффективно­сти и разработке рекомендаций и предложений по развитию и повы­шению эффективности деятельности предприятия.

Метод материальных балансов и технических расчетов - это со­ставление и анализ системы материальных балансов основных ком­понентов сырья и материалов, воды, загрязняющих веществ. Он по­зволяет оценить фактическое воздействие на окружающую среду (контролируемое и неконтролируемое, организованное и неоргани­зованное, регулируемое и нерегулируемое) не только производства в целом, но и отдельных источников воздействия на окружающую сре­ду, систем регулирования сброса и выброса загрязняющих веществ, систем размещения и удаления отходов, систем мониторинга. Обоб­щенные и детальные балансовые схемы материальных потоков явля­ются одной из наиболее удобных форм представления данных о воз­действии производства на окружающую среду.



Картографические методы состоят в разработке и использовании аудиторских ситуационных планов промышленных площадок и ау­диторских ситуационных карт-схем территорий на основании любых черно-белых копий генпланов, ситуационных планов, геодезических съемок, топографических карт и т.д.

Аудиторские ситуационные карты в целом характеризуют терри­тории промышленных узлов, районов, отдельных административных единиц, обозначением предприятий как обобщенных точечных ис­точников сброса, выброса загрязняющих веществ, обобщенных ис­точников образования отходов и мест их размещения.

Методы, использующие фото- и видеосъемки, с высокой эффек­тивностью могут применяться как в качестве дополнительных к кар­тографическим, так и самостоятельно. Зачастую только результаты съемки способны наглядно и информативно охарактеризовать суще­ствующую экологическую ситуацию (например, состояние нарушен­ных территорий, видимые изменения состояния окружающей среды, аварийное и «ночное» воздействие на окружающую среду, неоргани­зованные источники сброса и выброса загрязняющих веществ, не­санкционированное, неорганизованное размещение и захоронение отходов).



 

Развитие законодательной базы в области экологического ау­дита.

Развитие законодательства России в области экологического ау­дита неразрывно связано с его становлением на международном уровне. В октябре 1991 г. Комиссия европейских сообществ (КЕС) приняла «Правила экологического управления и аудита», предусмат­ривающие создание системы природоохранных мероприятий на ос­новании заключения об экологическом состоянии предприятия. Эта система включает программу и план природоохранных мероприятий, систему импактного мониторинга за состоянием окружающей среды, систему ведения природоохранной документации, периодичность экологического мониторинга. Документация по организации систе­мы природоохранных мероприятий утверждается официальным ау­дитором. Экологический аудит предприятия проводится каждые один-три года. Его отчеты утверждаются официальным аудитором, а выводы доводятся до сведения властей и общественности. Компа­нии, реализующие эту систему, имеют право на использование спе­циальной экологической эмблемы.

Наряду с «Правилами экологического управления и аудита», ут­вержденными директивой ЕС 1836/93, в Великобритании разработан и внедрен Стандарт для системы экологического управления BS 7750. Международная организация по стандартизации разработала междуна­родные нормы экологического управления предприятием ISO 14000, включающие следующие документы:



- ИСО 14010. Руководящие указания по экологическому аудиту. Общие принципы;

- ИСО 14011. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления качеством окружающей среды;

- ИСО 14012. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

В экоаудите участвуют многие международные организации. В международном банке реконструкции и развития создано специаль­ное подразделение по оценке объектов на стадии эксплуатации (Operation Evalution Division). Совершенствование экоаудита, про­фессиональная подготовка экоаудиторов, обмен опытом и информа­цией в этой области - сфера деятельности различных ассоциаций в США, наиболее крупными и известными из которых являются Круг­лый стол по экоаудиту, Форум по экоаудиту (неформальные ассо­циации), а также Институт экологического аудирования - формаль­ное объединение экологических аудиторов и менеджеров.

Развитие экологического аудита в России невозможно рассмат­ривать вне развития системы банковского, бухгалтерского и страхо­вого аудита. Указом Президента РФ «Об ауди­торской деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. № 2263 были утверждены «Временные правила аудиторской деятель­ности в Российской Федерации» как системы независимого вневе­домственного финансового контроля. В 1994-1995 гг. были разрабо­таны и утверждены как элементы системы финансового аудита «По­рядок составления аудиторского заключения», «Рекомендации по ау­диторской проверке», «Типовой договор на проведение аудиторских проверок», «Типовая форма заключения аудиторской фирмы (ауди­тора)», «Перечень вопросов, которые необходимо рассмотреть в ходе аудиторской проверки».

Постановлением Правительства РФ от 26 фев­раля 1996 г. №168 утверждено «Положение о лицензировании от­дельных видов деятельности в области охраны окружающей среды», определяющее порядок выдачи лицензий, в том числе и на проведе­ние экологического аудита. Вопросы экологической сертификации и экологического аудита были конкретизированы приказами Минпри­роды и Госкомэкологии России в 1995-1997 гг.

Регулирование экологического аудирования как вида услуг осу­ществляется на федеральном и территориальном уровнях в рамках реализации постановления Правительства РФ от 26 февраля 1996 г. № 168 «Об утверждении Положения о лицензиро­вании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды». Организация и регулирование функционирования системы экологического аудирования на территории России осуществляются Госкомэкологией России, а на территории отдельных регионов -территориальными органами Госкомэкологии России в рамках реа­лизации механизма лицензирования.

Постановлением Госстандарта России от 21 октября 1998 г. №378 были приняты и введены в действие государственные стандарты Рос­сии в области экологического аудита:

- ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей сре­дой. Требования и руководство по применению;

- ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей сре­дой. Общие руководящие указания по принципам, системам и сред­ствам обеспечения функционирования;

- ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологиче­скому аудиту. Общие принципы;

- ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологиче­скому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита систем управ­ления качеством окружающей среды;

- ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологиче­скому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии.

Как деятельность экологический аудит отмечен в ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в соответствии с которым государственным инспекторам по охране окружающей среды предоставлено право вносить предложения о проведении экологического аудита объектов хозяйственной деятельности.

Экологический аудит как вид деятельности под кодом 110.010.100 внесен в Классификатор правовых актов, принятый Указом Президента РФ «О классификаторе правовых актов». Понятие экологического аудита закреплено в ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды» экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

 

Основные области применения экологического аудита

Сложившаяся практика проведения экологического аудита пока­зывает, что его применение необходимо:

- при приватизации предприятий;

- при выдаче лицензий на деятельность в области охраны окру­жающей среды;

- при выдаче лицензий на недропользование;

- при экологическом страховании;

- при подготовке соглашения о разделе продукции;

- при разработке планов экологического образования, просве­щения и воспитания.

Экологический аудит при приватизации предприятия имеет сво­ей целью предпродажную подготовку приватизируемого предприятия и заключается в проведении экологического аудита в форме экс­пресс-аудита или эколого-экономической экспертизы (полного эко­логического аудита). Экологическая информация, полученная в ре­зультате аудита, включается в положение об аукционе, позволяя:

- оценить экологическое воздействие предприятий на окру­жающую природную среду и их экономическую значимость;

- формировать требования к новым владельцам по экологиче­скому оздоровлению приватизируемого предприятия;

- определить источники средств для проведения экологических, технических, организационных и экономических мероприятий;

- юридически оформить права новых владельцев на природо­пользование;

- определить порядок закрепления имущества природоохран­ного назначения.

Экспресс-аудит включает: анализ документов, регулирующих практику природопользования (разрешение на выброс в окружаю­щую природную среду, отчеты о выбросах, сбросах); опрос персонала предприятия и лиц местных органов власти; осмотр территории. Стоимость экспресс-аудита зависит от числа источников выбросов на предприятии и масштабов его деятельности. Экспресс-аудит по­зволяет в первом приближении отделить прошлый экологический ущерб от текущего ущерба и потенциального риска, с которым может столкнуться новый собственник, а также оценить затраты на восста­новление качества окружающей природной среды до установленного стандартом. Результаты экоаудита должны найти отражение в заявке на участие в конкурсе (аукционе). Если экологический ущерб, опре­деленный экспресс-аудитом, сопоставим со стоимостью приватизи­руемого объекта, то начальная цена предприятия может быть сниже­на, например, на стоимость первоочередных природоохранных ме­роприятий.

По результатам экспресс-аудита приватизационная комиссия принимает решение о приватизации и определяет программу приро­доохранных мероприятий. По ним же для каждого предприятия (объ­екта) должны быть определены рекомендуемые организационные мероприятия, сроки их проведения, организационно-технические и финансовые возможности их решения по экологическому оздоров­лению.

Финансовое обеспечение мероприятий по закрытию, перебази­рованию (выводу), перепрофилированию объектов осуществляется новыми собственниками; экологическое оздоровление объектов - за счет льгот по налогообложению. Для проведения указанных меро­приятий формируется по согласованию с соответствующими органа­ми управления фонд экологического оздоровления. Стоимость иму­щества природоохранного назначения может передаваться новому владельцу безвозмездно.

Госкомимущество и Минприроды России по согласованию с тер­риториальными (областными, краевыми, республиканскими) орга­нами власти устанавливают на местах лимиты использования дохо­дов от приватизации предприятий на нужды экологического оздо­ровления.

Полный экологический аудит (эколого-экономическая эксперти­за) проводится специальной аудиторской комиссией, созданной по решению местного комитета по управлению имуществом совместно с территориальным органом Минприроды России, когда:

- перечень мероприятий по экологическому оздоровлению предприятия не может быть составлен на основании экспресс-аудита;

- данных экспресс-аудита недостаточно для принятия решения о способе приватизации.

В этом случае Госкомимущество принимает решение о продле­нии срока разработки и принятия плана приватизации на время про­ведения специальной аудиторской комиссией полного экоаудита. Ее состав определяется территориальным органом Минприроды и Гос­комимущества.

Финансирование работы привлеченных экспертов осуществляет­ся за счет средств соответствующих комитетов по управлению иму­ществом и территориального экологического фонда.

Экологический аудит может оказаться эффективным механизмом при проведении экологической паспортизации предприятий и территорий при разработке экопаспорта предприятия (в соответствии с ГОСТ 17.0.0.04-90), декларации о безопасности промышленного объек­та (постановление Правительства Российской Федерации № 675-95), экопаспорта нефтяного промысла (РД 39-127-93), паспорта социаль­но-экономического положения города (постановление Госкомстата № 116-96), радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий (постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 г. № 93).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.