Общественная экологическая экспертиза
Государственная и общественная экологические экспертизы регулируются одними и теми же законами, однако функции этих процедур, а также их место в системе принятия решений существенным образом различаются. При этом процедура общественной ЭЭ (ОЭЭ) пока практически мало регламентирована.
Нормативно-правовое обеспечение. Организовывать участие общественности в процессе экологической оценки может инициатор деятельности или государственные органы. По российскому законодательству мероприятия по участию общественности могут проводиться по инициативе самой общественности и организовываться в форме ОЭЭ.
ОЭЭ организуется и проводится по инициативе граждан и общественных организаций (объединений), а также органов местного самоуправления общественными организациями (объединениями), основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы, и которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы имеют право:
- выдвигать в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» предложения о проведении ОЭЭ хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;
- направлять в письменной форме специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- получать от специально уполномоченных государственных органов в области экологической экспертизы, организующих проведение ГЭЭ конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения;
- осуществлять иные действия в области экологической экспертизы, не противоречащие законодательству РФ.
Принципы проведения. Рассматривая общие принципы проведения экологической экспертизы, установленные законодательством, можно определить, что к ОЭЭ применимо большинство из них, а именно:
- признание презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимость экспертов при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
- гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
- ответственность участников и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Объекты общественной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза может проводиться в отношении объектов, приведенных на рис. 2.6, за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну.
Порядок проведения ОЭЭ
Общественная экологическая экспертиза проводится до проведения государственной или одновременно с ней. Наиболее эффективно проведение ОЭЭ еще на стадии обоснования инвестиций. Общественная экологическая экспертиза осуществляется при условии государственной регистрации заявления общественных организаций о ее проведении.
В заявлении общественной организации о проведении ОЭЭ должны быть приведены наименование, юридический адрес, характер предусмотренной уставом деятельности, сведения о составе экспертной комиссии, сведения об объекте экспертизы, сроки ее проведения. Регистрацию осуществляет орган местного самоуправления, который в семидневный срок со дня подачи заявления о проведении ОЭЭ обязан его зарегистрировать или отказать в его регистрации. Заявление о проведении ОЭЭ, в регистрации которого в указанный срок не было отказано, считается зарегистрированным. При наличии заявлений о проведении экспертизы одного объекта от двух и более общественных организаций (объединений) допускается создание единой экспертной комиссии.
Общественные организации, организующие ОЭЭ, должны известить население о начале и результатах ее проведения. Общественная экологическая экспертиза может проводиться независимо от проведения ГЭЭ по тем же объектам.
Общественные организации (объединения), осуществляющие ОЭЭ в установленном настоящим Федеральным законом порядке, имеют право:
- получать от заказчика документацию, подлежащую экологической экспертизе, в объеме, установленном в п. 1 ст. 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе»;
- получать от структурных подразделений МПР России, специализированных в области экологической экспертизы, для ознакомления нормативно-технические документы, которые устанавливают требования к проведению ГЭЭ;
- участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертных комиссий ГЭЭ и участвовать в проводимом ими обсуждении заключений ОЭЭ.
На экспертов, привлекаемых для проведения ОЭЭ, распространяются требования, предусмотренные в п. 2 и п. 5 ст. 16 Федерального закона «Об экологической экспертизе».
Получив обращение граждан или общественных организаций, муниципальное образование создает временную комиссию по проведению общественного обсуждения объекта ОЭЭ и организует собрание представителей заинтересованных сторон, на котором утверждаются сроки и регламент общественных слушаний. В регламенте подготовки и проведения общественных слушаний определяются следующие положения.
1. Цель проведения общественных слушаний — информирование общественности об объекте ОЭЭ и его возможном воздействии на окружающую среду, а также выявление общественных интересов и их учет в процессе оценки воздействия на окружающую среду.
2. Правовая основа— перечисляются нормативные акты Российской Федерации (Федеральный закон «Об экологической экспертизе», Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации» от 16.05.2000 № 372), соответствующие акты субъекта Российской Федерации, в том числе для объектов строительства — Градостроительный кодекс Российской Федерации (1998) и Градостроительный кодекс региона.
3. Принципы проведения общественных слушаний основываются на полной и достоверной информации о намечаемой деятельности и ее возможных экологических последствиях; общественные слушания проводятся в форме открытого и публичного процесса обсуждения экспертных заключений, выступлений экспертов, в том числе представителей заказчика, органов государственной власти и местного самоуправления, государственных природоохранных и санитарно-эпидемиологических служб, общественных организаций. Любой человек или любая организация могут участвовать в обсуждении на равных основаниях.
4. Результат общественных слушаний — список участников, стенограмма, протокол и заключение. По результатам общественных слушаний Собрание представителей принимает решение.
5. Организаторы и участники общественных слушаний — Временная комиссия собрания представителей по изучению мнения населения для подготовки и проведения общественных слушаний по оценке воздействия на окружающую среду объекта ОЭЭ в соответствии с решением муниципального образования; само собрание представителей муниципального образования и инициатор проекта. Участником слушаний может быть любой гражданин РФ, гражданин иностранного государства или лицо без гражданства. На слушания приглашаются представители органов государственной власти и местного самоуправления, государственных природоохранных и санитарно-эпидемиологических служб, общественных организаций и средств массовой информации.
6. Документы, представляемые общественности для ознакомления, — документация по проекту, в которую входят предварительный вариант материалов ОВОС и их резюме нетехнического характера, содержащее краткое изложение результатов исследований по ОВОС, адаптированное для неспециалистов. Документация предоставляется инициатором/инвестором проекта. Доступ общественности для ознакомления с материалами по оценке воздействия на окружающую среду организуется в помещениях местной администрации и в библиотеках. Любой желающий имеет право по указанным адресам в установленное время знакомиться с документацией и делать свои замечания и предложения по проекту. Для организации просмотра документации по проекту по указанным адресам организуется рабочее место.
7. Порядок информирования населения и приглашаемых сторон о проведении слушаний — не позднее, чем за 30 дней до проведения общественных слушаний в официальных изданиях органов исполнительной власти, радиопередачах и на информационных стендах помещается объявление, содержащее информацию о сроках и месте доступности документации по проекту, дате и месте проведения общественных слушаний.
8. Основные вопросы, выносимые на слушания, — о влиянии намечаемой деятельности на окружающую среду региона, влиянии намечаемой деятельности на здоровье населения, влиянии намечаемой деятельности на социально-экономическую ситуацию в регионе, допустимости реализации намечаемой деятельности на данной территории.
9. Порядок проведения слушаний — в президиум общественных слушаний входят председатель, члены президиума и секретариат. В обязанности председателя входят ведение слушаний, контроль за соблюдением регламента, предоставление слова экспертам и участникам. Председатель, члены президиума и секретарь общественных слушаний назначаются временной комиссией.
Слушания проводит президиум на основе выступлений и ответов экспертов и участников слушаний, а также представленной документированной информации, письменных заявлений, предложений и замечаний, готовит заключение по общественным слушаниям. Членами президиума назначаются лица, имеющие квалификацию в сфере охраны окружающей среды и определении допустимости реализации хозяйственной деятельности. Членом президиума не может быть представитель заказчика/инвестора или разработчика проекта, а также лицо, состоящее в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или разработчиком, представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком в таких договорных отношениях. Членом президиума не может быть представитель органов государственной власти, местного самоуправления и иных государственных служб, имеющих отношение к выдаче разрешений на реализацию намечаемой деятельности.
В обязанности секретариата слушаний входят регистрация участников, составление списка участников, ведение стенограммы и составление на ее основе протокола общественных слушаний.
Экспертами являются специалисты, обладающие достаточной квалификацией для ответа на основные вопросы слушаний. Они заранее знакомятся с основными вопросами слушаний и готовят ответы на них, используя имеющиеся материалы ОВОС и другую достоверную информацию. Эксперты выступают на слушаниях с подготовленными ответами на основные вопросы и отвечают на вопросы и участников слушаний, возникшие в ходе их выступления. Они делегируются заказчиком и заинтересованной общественностью. Заказчик и заинтересованная общественность согласовывают кандидатуры экспертов с временной комиссией в срок не позднее 15 дней до проведения общественных слушаний. Количество экспертов от каждой стороны не может быть более трех. Их кандидатуры утверждаются на заседании временной комиссии в срок не позднее 10 дней до проведения общественных слушаний.
10.Регламент общественных слушаний — выступление заказчика с характеристикой проекта, комментарии экспертов по основным вопросам слушаний и ответы на вопросы президиума, ответы экспертов на вопросы участников слушаний (каждый участник слушаний имеет право задать, как минимум, один вопрос), выступления участников по предварительной записи. Подведение итогов председателем президиума и оглашение даты готовности текста заключения и протокола слушаний. Заключение публикуется в средствах массовой информации и утверждается собранием представителей.
11.Итоговые документы слушаний — список участников слушаний, стенограмма слушаний и протокол слушаний. В протоколе отражаются основные факты, которые были представлены в ходе публичной дискуссии. Переданные секретарю слушаний документы регистрируются и оформляются как приложения к протоколу, который должен быть подготовлен в течение пяти рабочих дней с момента проведения слушаний. Протокол подписывается председателем общественных слушаний и секретарем. Копии протокола направляются заказчику, в администрацию муниципального образования и собрание представителей, в федеральный уполномоченный орган по охране окружающей среды, а также в местные общедоступные библиотеки. Копия протокола представляется по требованию любым заинтересованным лицам. Оригинал со всеми приложениями хранится в собрании представителей, где к нему обеспечивается свободный доступ всех заинтересованных лиц.
12.Заключение президиума по общественным слушаниям проекта — основной результат общественных слушаний, который сообщается широкой общественности и всем заинтересованным лицам.
Заключение готовится президиумом общественных слушаний в течение пяти рабочих дней с момента их проведения. Оно подписывается каждым из членов президиума и передается секретарю слушаний. В случае, если члены президиума не пришли к единому мнению, оформляется особое мнение.
В заключении президиумом даются ответы на основные вопросы слушаний. Если вопрос подразумевает возможность однозначного утвердительного или отрицательного ответа («да» или «нет»), президиум обязан дать такой ответ, после которого могут следовать комментарии, раскрывающие его суть.
Во время подготовки заключения члены президиума не могут использовать информацию о намечаемой деятельности, полученную после проведения слушаний. В период подготовки заключения заинтересованные стороны не могут обращаться к членам президиума с какими-либо вопросами.
Секретарь направляет копии заключения президиума заказчику, в муниципальное образование, федеральный уполномоченный орган по охране окружающей среды, а также в места, где организован доступ общественности для ознакомления с проектными материалами.
13. Результаты общественных слушаний — временная комиссия собрания представителей по изучению мнения населения для подготовки и проведения общественных слушаний обязана предпринять усилия для ознакомления широкой общественности с заключением президиума общественных слушаний, в частности путем публикации в средствах массовой информации, выступлений по радио, размещения на информационных стендах, рассылки по запросу всем заинтересованным лицам и организациям.
В государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ может быть отказано в случае, если:
- она ранее была дважды проведена в отношении объекта;
- она проводилась в отношении объекта, сведения о котором составляют государственную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
- порядок государственной регистрации общественной организации (объединения) не соответствует установленному порядку;
- устав общественной организации (объединения), организующей и проводящей ОЭЭ, не соответствует требованиям ст. 20 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию заявления о проведении ОЭЭ, предусмотренные ст. 23 настоящего Федерального закона, не выполнены.
Должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность за незаконный отказ от государственной регистрации заявления о проведении ОЭЭ. Эксперты, принимающие участие в ОЭЭ, получают от заказчика техническое задание, во многом, естественно, сходное с заданием на ГЭЭ. Эксперт обязан выполнить следующее:
1.Ознакомиться с материалами обоснования инвестиций и ОВОС проекта.
2.Определить достоверность и достаточность представленной информации. В случае невыполнения этих условий в дальнейшем не использовать такие данные, а перейти к данным по объектам-аналогам.
3.Рассмотреть качество проведения ОВОС и достоверность этих оценок.
3.1.Достаточность описания существующих природных условий для целей ОВОС.
3.2.Правильность инвентаризации и характеристики источников и факторов воздействия на окружающую среду на всех стадиях проектного цикла (строительство, развитие инфраструктуры, эксплуатация, вывод из эксплуатации, аварии).
3.3.Достоверность оценки значимости воздействий с учетом соответствия стандартам и реакции экосистем.
3.4.Правильность прогноза планируемых воздействий во времени и в пространстве.
3.5.Адекватность оценки предложенных альтернатив, в том числе по размещению и планируемым техническим решениям.
3.6. Адекватность предложенных мер по снижению воздействий.
3.7. Достаточность планируемой системы мониторинга и пос- лепроектного анализа.
4. Проанализировать соответствие технических решений современным требованиям.
5. Оценить экономическую эффективность предложенных природоохранных решений.
6. Определить соответствие намечаемой деятельности и ее последствий нормативным правовым актам РФ и международным обязательствам России.
7. Сделать обоснованные выводы о допустимости реализации намечаемой деятельности по экологическим требованиям.
Заключение ОЭЭ направляется специально уполномоченным государственным органам в области экологической экспертизы, осуществляющим ГЭЭ, заказчику документации, подлежащей ОЭЭ, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления и может передаваться другим заинтересованным лицам.
Заключение ОЭЭ приобретает юридическую силу после утверждения его специально уполномоченным государственным органом. Заключения могут публиковаться в СМИ, передаваться органам местного самоуправления, органам ГЭЭ, заказчикам документации, подлежащей общественной экологической экспертизе, и другим заинтересованным лицам.
При подготовке заключения ГЭЭ экспертной комиссией и принятии решения о реализации объекта экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию ГЭЭ и отражающие общественное мнение.
Финансирование ОЭЭосуществляется за счет собственных средств общественных организаций (объединений), общественных экологических и других фондов, целевых добровольных денежных взносов граждан и организаций, а также за счет средств, выделяемых в соответствии с решением соответствующих органов местного самоуправления.
Процесс взаимодействия с заинтересованными сторонами в ходе экологической оценки включает так называемые консультации. Они подразумевают взаимодействие с заинтересованными сторонами или источниками информации — государственными органами, научно-исследовательскими организациями и т.д. Процесс консультаций, вопросы, которые должны быть предметом обсуждения в его ходе, крут его участников, как правило, регламентированы нормативными документами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|