Сделай Сам Свою Работу на 5

Система органов исполнительной власти в сфере природопользования и охраны ОС.





Основы управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Понятие, функции и методы управления природопользованием и

охраной ОС.

Управление (синоним в русском языке “руководство”) – совокупность последовательных действий для достижения цели или результата управления.

Под управлением в сфере природопользования и охраны ОС понимается организаторская деятельность по обеспечению рационального природопользования и охраны ОС.

Основными функциями управления в области природопользования и охраны окружающей среды являются:

- нормотворческая деятельность по рациональному использованию и охране окружающей природной среды;

- организационная деятельность в данной сфере, в том числе планирование, финансирование, лицензирование, сертификация;

- мониторинг окружающей природной среды, контроль и надзор за соблюдением природоохранного законодательства.

Основными методами управления природопользованием и охраной ОС являются административные и экономические. Если для административных методов определяющим является отношение власти и подчинения, то для экономических - стимулирование рационального природопользования и охраны ОС (“экологические платежи”).



В сфере природопользования и охраны ОС применяются также такие методы управления, как предписания, запреты, дозволения.

Значительное место в деятельности природоохранных органов занимает выдача соответствующих разрешений на использование природных ресурсов (лицензирование), согласование тех или иных видов деятельности, рекомендации по рациональному использованию и охране окружающей природной среды.

В бывшем СССР в соответствии с вышедшим в 1972 году постановлением «Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов» функции по природопользованию закреплялись за разными министерствами и ведомствами. Например, за использование и охрану водных ресурсов отвечало Министерство мелиорации и водного хозяйства, за использование и охрану земельных ресурсов - Министерство сельского хозяйства, за использование рыбных запасов – Министерство рыбного хозяйства.

Отрицательным моментом такого подхода к управлению природопользованием был ведомственный подход к природным ресурсам, когда сами министерства и ведомства использовали ресурсы и сами контролировали свою деятельность.



Целостная система управления в области природопользования и охраны окружающей среды стала складываться в России с 1988 года. Постановлением Правительства «О коренной перестройке дела охраны природы в стране» (январь 1988 г.) был создан Государственный комитет СССР по охране природы, в задачу которого входила разработка и реализация эффективной политики в области охраны окружающей среды. Аналогичные комитеты были созданы во всех республиках, областях, городах. В России такой природоохранный орган был создан в 1989 году. В последнее время идет активный процесс формирования структур экологической «власти», создания законов, нормативных актов, инструкций, методических материалов и др. Совершенствуется государственная система управления в области рационального использования и охраны природной среды.

В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 №2-ФКЗ с изменениями и дополнениями от 31.12.97 г. №3-ФКЗ.

 

Система органов исполнительной власти в сфере природопользования и охраны ОС.

Компетенция, задачи и функции государственных органов Российской Федерации по управлению природопользованием и охраной окружающей среды определены Законом РФ «Об охране окружающей среды» (статья 8). Указом Президента РФ от 17.05.00 № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» упразднен ряд ранее существовавших и образованы новые органы исполнительной власти.



На схеме (рисунок 1.1) приведена структура органов государственного управления Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Обеспечение рационального природопользования и охраны ОС – задача всех государственных органов России. Вместе с тем в системе госорганов выделены специально уполномоченные органы, главной функцией которых является обеспечение рационального использования и охраны природных ресурсов.

Как предусмотрено Конституцией РФ (ст. 72), природопользование, охрана ОС, обеспечение экологической безопасности, охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении РФ и её субъектов – республик, краёв, областей, автономных образований.

Наиболее общей классификацией органов государственной власти в сфере природопользования и охраны ОС является деление их на органы общей и специальной компетенции.

К государственным органам общей компетенции относятся:

Президент, Федеральное собрание, Государственная Дума, Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов Федерации, муниципальные органы.

К государственным органам специальной компетенции относятся те, которые предназначены выполнять только природоохранные функции. Это - министерства РФ, государственные комитеты, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и службы.

 

 
 

 

 

Рисунок 1.1 - Система органов государственного управления Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды.

 

В соответствии с постановлением Правительства РФ №279 от 05.04.93г. природоохранные функции и функции по рациональному природопользованию отводились Минприроде РФ, однако данные функции были чисто символическими. Данное министерство не имело практических и юридических прав для реализации этих функций. Фактически управлением области охраны ОС занималась правительственная комиссия по охране ОС и природопользованию.

В октябре 1996г. была утверждена новая структура органов управления и контроля за охраной ОС на федеральном уровне. Природоохранные функции были распределены между Госкомитетом РФ по охране ОС и Министерством природных ресурсов, созданного на основе упраздненного Минприроды.

Все природоохранные функции были возложены на Госкомэкологию РФ, а рациональное использование и охрана природных ресурсов на Минприроды РФ.

По Конституции РФ природопользование, охрана ОС, обеспечение экологической безопасности составляют совместную компетенцию федераций и субъектов Федерации. Разграничение сферы деятельности федеративных и субъективных органов идет по всем направлениям: пространственному и ресурсовому.

Согласно первому, исполнительные органы Федерации осуществляют указанные полномочия в масштабах всей территории России, а органы субъектов Федерации реализуют свои полномочия в границах административно-территориальных образований (областей, краёв и т.д.).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.