Сделай Сам Свою Работу на 5

Субъектно-объектные отношения в ЭЭ.





С юридической (законодательной и правовой) стороны объектами ЭЭ являются (рис. 2.6):

- проекты и технико-экономические обоснования (ТЭО) строительства и эксплуатации хозяйственных сооружений, а также действующие предприятия и комплексы;

- нормативно-техническая документация на создание новой техники, технологий, материалов, а также работающее оборудование;

- проекты нормативных и административных актов и действующее законодательство.

Субъектами ЭЭ являются:

- законодательные и исполнительные органы государственной власти, а также суды различных уровней;

- специализированные правительственные организации (комитеты, комиссии, агентства, министерства);

- специализированные неправительственные организации (частные, общественные, кооперативные).

С экономической стороны субъектами ЭЭ выступают три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель (рис. 2.7).

Заказчиком является властная госструктура, наделённая правом назначать ЭЭ: Минприроды и её территориальные органы, а в необходимых случаях – правительственные органы Федерации, либо её субъектов.

Подрядчиком является исполнитель задания по ЭЭ. Им могут быть как отдельные специалисты, так и целые научно-исследовательские институты. Экспертиза может выполниться комиссией, состоящей из специалистов, подобранных и назначенных компетентным органом.



Потребители в данной системе общественных отношений выступает конкретное предприятие или организация, являющиеся собственником объекта, ставшего предметом экспертного анализа.

Наконец, с этой точки зрения объектами ЭЭ могут быть документы, предшествующие хозяйственной деятельности, негативно воздействующей на природную среду, сама вышеназванная деятельность и её продукты. Закон РФ “Об охране окружающей природной среды” (ст. 37) не устанавливает единого перечня объектов, он даёт общую характеристику. Из данной статьи следует, что любой проектный документ, любое мероприятие, намечаемое к реализации на территории России, новая техника, оборудование, продукция, материалы, вводимые на территории РФ, потенциально рассматриваются в качестве объектов, подлежащих ЭЭ.

Детальный перечень объектов, подлежащих госэкспертизе, представлен в Положении Правительства РФ от 22.09.93г.



Обязательной государственной ЭЭ подлежат экологические обоснования лицензий и сертификатов, проектов, нормативной технической и инструктивно-методической документации в части защиты окружающей среды и


 

 

 

Рис. 2.6. – Объекты экологической экспертизы и ОВОС.


 

 

Рис. 2.7. – Субъекты государственной экологической экспертизы.


использования природных ресурсов.

Временная инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности в предпроектных и проектных материалах. Минприроды России от 16.07.92г. называет 15 экологически опасных видов хозяйственной деятельности, требующих особого внимания, проведения специальных исследований, дополнительных научных и проектных работ.

В их числе:

Атомная промышленность, энергетика, металлургия, нефтехимия, нефте- и газопереработка, химическая промышленность, добыча полезных ископаемых; транспорт нефти и газа, продуктов их переработки; производство целлюлозы, бумаги и картона; производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива; производство, хранение, транспортировка, утилизация, захоронение токсичных и ядовитых отходов; животноводческие комплексы, птицефабрики, мелиоративные системы; крупные склады для хранения нефтяных, химических продуктов, ядохимикатов и пестицидов.

Особым объектом ЭЭ является человек, его жизнь и здоровье во взаимосвязи с ОС. Такая экспертиза получила название эколого-санитарной. Её задача – установить причинную связь между состоянием здоровья человека, его изменениями и вредным воздействием ОС под влиянием антропогенной деятельности.



Наиболее полно и подробно в действующем российском зако­нодательстве объекты государственной ЭЭ определены в Законе «Об экологической экспертизе». Кроме вышеуказанных типов объектов экспертизы и оценки закон закрепляет следующие (ст. 11): проекты правовых актов РФ и ее субъектов, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утвер­ждаемых органами государственной власти РФ и ее субъектов; проекты материалов, подлежащих утверждению органами государ­ственной власти РФ и ее субъектов; проекты материалов, предше­ствующих разработке прогнозов развития и размещения произво­дительных сил на соответствующей территории и т.д. (всего около 20 типов материалов).

Существенно новым с точки зрения объектов ЭЭ является то, что к ним относятся теперь и действующие объекты, требующие повторной государственной ЭЭ, хотя ранее уже имевшие её положительное за­ключение.

Повторная государственная экологическая экспертиза про­водится в случаях: необходимости доработки объекта (по замечаниям ГЭЭ); при изменении условий природопользования; реализации объ­екта экспертизы с отступлениями от документов, получивших ранее положительное заключение ГЭЭ или внесения изменений в эти до­кументы; внесения в проектную документацию изменений после получения положительного заключения государственной ЭЭ; истече­ния срока действия положительного заключения ГЭЭ. Подробно основания, случай и условия проведения в России государственной ЭЭ представлены на рис. 2.8.

В России разработан конкретный Перечень видов (объектов) хозяйственной и иной деятельности, при подготовке обосновывающей документатции на строительство которых ОВОС проводится в обязательном порядке. Перечень


 

 

 

Рис. 2.8. Основания, случай и условия проведения государственной экологической экспертизы


закреплён в Положении «Об оценке воздействия на окружающую среду в РФ». Он содержит ЗЗ основных типа объектов и видов деятельности, характеризуемых предельными значениями мощности, производительности, тепло­вой нагрузки (например, ТЭЦ), объемом отходов или хранящихся веществ, другими количественными характеристиками объектов, позволяющими судить об их экологической вредности или опасности.

Перечень экологически опасных объектов и ви­дов хозяйственной деятельности, уточненный ВНИИ природы следующий:

1. Объекты ядерно-топливного цикла — установки, предназна­ченные для производства или обогащения ядерного топлива, реге­нерации отработанного ядерного топлива или сбора, удаления и переработки радиоактивных отходов, ТВЭЛ, ядерных боеприпасов и реакторов.

2. Топливно-энергетические объекты — атомные, гидравличе­ские и тепловые электростанции и крупные установки для сжига­ния топлива мощностью 300 МВт и более.

3. Черная и цветная металлургия — установки для доменного и мартеновского производства, предприятия черной и цветной ме­таллургии, машиностроительные и металлообрабатывающие пред­приятия, за исключением производства без литейных и предпри­ятий, на которых отсутствуют цеха химической обработки руд.

4. Нефтехимическая, нефте- и газоперерабатывающая промыш­ленность, за исключением заводов по производству смазочных материалов из сырой нефти и установок по производству сжижен­ного газа из угля и битуминозных сланцев мощностью до 500 т/сут.

5. Химическая промышленность — химические комбинаты, пред­приятия по извлечению, производству и переработке асбеста и асбе-стсодержащих продуктов (асбестоцементной продукции — мощ­ностью свыше 20 тыс. т./год, фрикционных материалов — мощно­стью свыше 50 т/год готовой продукции, прочих изделий — в объёмах и свыше 200 т/год), стекла, минеральных удобрений, пестицидов и| других ядохимикатов.

6. Коксохимическое производство, заводы термической переработки твердого топлива.

7. Добыча и переработка всех видов полезных ископаемых, включая нефть и газ.

8. Целлюлозно-бумажная промышленность — производство дре­весной массы, целлюлозы, полуцеллюлозы, бумаги, картона с су­точным объмом 200 т и более.

9. Легкая промышленность — фабрики по очистке, промывке и отбеливанию шерсти, кожевенные заводы, красильные фабрики и другие предприятия за исключением производств пряжи и тканей из хлопка, льна и шерсти при отсутствии красильных и отбельных це­хов, обуви, шелков, трикотажа и кружев, швейных фабрик.

10. Строительная индустрия — предприятия с гидромеханизиро­ванной добычей песчано-гравийных материалов, цементные и известковые заводы.

11. Микробиологическое производство, заводы антибиотиков.

12. Нефте-, газо- и нефтепродуктопроводы диаметром труб бо­лее 300 мм и магистральные водоводы.

13. Склады для хранения нефтяных (общей емкостью более 5 тыс. м3), нефтехимических, химических продуктов, ядохимикатов, минеральных удобрений (емкостью 5 тыс. т и более), пестицидов (мощностью 850 т и более), наземные хранилища природного газа, подземные хранилища горючих газов.

14. Производство, хранение, транспортировка и уничтожение боеприпасов, взрывчатых веществ и ракетного топлива.

15. Магистральные автомобильные дороги, автострады общего­сударственного, республиканского, областного (краевого) значе­ния, аэропорты длиной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.

16. Торговые морские порты, а также внутренние водные пути и порты на них, принимающие суда грузоподъемностью 1350 т и более.

17. Железные дороги дальнего сообщения, станции и пункты очистки и промывки вагонов.

18. Животноводческие комплексы — свиноводческие (50 тыс. голов и более), по откорму молодняка КРС (6 тыс. голов и более), КРС (1200 коров и более), птицефабрики (400 тыс. кур-несушек и более, 3 млн. бройлеров и более).

19. Мелиоративные системы площадью более 1000 га, магист­ральные каналы.

20. Системы водоснабжения крупных городов (водозаборы по­верхностных вод производительностью более 1 м3/сек и подзем­ных вод при заборе воды 10 млн м3/год и более).

21. Крупные плотины (высотой более 15 м) и водохранилища.

22. Объекты, полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных (промышленных, сельскохозяйственных и др.) отходов.

23. Санитарно-технические сооружения и установки комму­нального назначения — мусоросжигательные и мусороперерабаты-вающие заводы, свалки для складирования отходов органического происхождения (включая скотомогильники), твердых бытовых отходов районного (областного) значения.

24. Вырубка лесов на больших площадях (при сооружении гид­ротехнических и других промышленных объектов).

25. Космодромы.

На все объекты, расположенные в зонах экологического бедствия, чрезвычайных экологических ситуаций, оценка воздействия проводится в полном объёме.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.