|
Развитие экологической сертификации в России.
В соответствии с 31 статьей Закона РФ "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N7-ФЗ экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации. Экологическая сертификация может быть обязательной или добровольной. До вступления в силу Закона РФ "О техническом регулировании" от 27 декабря 2002 года №84-ФЗ проведение экологической сертификации регламентировалось Законами РФ "О сертификации продукции и услуг" № 154 -ФЗ от 31.07.98г, "О защите прав потребителей" № 2-ФЗ от 09.01.96г, "О стандартизации" № 211-ФЗ от 27.12.95, а также "Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации" №3 от 16.02.94г, "Правилами сертификации работ и услуг в РоссийскойФедерации"1997г.
Согласно Закону РФ от 27 декабря 2002 года №84-ФЗ "О техническом регулировании" сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
При проведении экологической сертификации подтверждается соответствие объекта сертификации установленным природоохранным нормам и требованиям экологической безопасности, установленным в технических регламентах, стандартах, технических условиях производителей или других технических или нормативных документах. В настоящее время обязательная экологическая сертификация может проводится только при подтверждении соответствия требованиям общего технического регламента по вопросам экологической безопасности и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования общего технического регламента обязательны для применения и соблюдения в отношении любых видов выпускаемой продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации. Учитывая, что соответствующий технический регламент и порядок работ пока не принят, проводится только добровольная экологическая сертификация. Ранее к объектам обязательной сертификации относились предприятия оборонных отраслей.
Обязательная и добровольная экологическая сертификация промышленных объектов, технологических процессов, продукции и систем управления окружающей средой в основном проводится с 1997 г. в рамках Системы обязательной сертификации по экологическим требованиям (РОСС RU.0001.01 ЭТОО). Начало создания Системы сертификации по экологическим требованиям было связано с реализацией Закона РФ "О защите прав потребителей" от 07.02.92 г. №2300-1 и заключением в апреле 1993г. "Соглашения о взаимодействии Минприроды России и Госстандарта России в работах по стандартизации, метрологии и сертификации в области регулирования использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и экологической безопасности продукции и технологических процессов".
В дальнейшем, в связи с Указом Президента РФ от 19 августа 1993 г. № 1267 "Об особенностях приватизации и дополнительных мерах государственного регулирования деятельности предприятий оборонных отраслей промышленности" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 1994 г. № 223 "О сертификации безопасности промышленных и опытно-экспериментальных объектов предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные и взрывоопасные технологии", было заключено "Соглашение о взаимодействии Минприроды России, Госстандарта России и Госкомоборонпрома России в работе по сертификации экологической безопасности производств, предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности". С учетом указанных документов Минприроды России было поручено разработать требования и порядок сертификации экологической безопасности производств, предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих взрывоопасные технологии; а также перечень экологически вредных технологий, используемых на промышленных и опытно-экспериментальных объектах предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих взрывоопасные технологии, с учетом требований по сертификации экологической безопасности и сроки проведения этой сертификации на указанных объектах. В целях реализации данных поручений Госкомэкологией РФ были разработаны основные положения и нормативные документы будущей Системы сертификации. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона Российской Федерации "О сертификации продукции и услуг" Госстандарт России Постановлением от 01.10.96 N 66-А зарегистрировал в Государственном реестре Систему обязательной сертификации по экологическим требованиям и знак соответствия Системы за номером РОСС RU.0001.01ЭТОО. В настоящее время Система находится в ведение МПР РФ. Основными целями Системы является содействие:
- реализации обязательных экологических требований природоохранного законодательства при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий, сооружений;
- внедрению экологически безопасных технологических процессов, оборудования и производств;
- обеспечению экологической безопасности окружающей среды при размещении, переработке, транспортировке, ликвидации и захоронении отходов производства и потребления; - предотвращению загрязнения и засорения объектов окружающей среды при производстве, эксплуатации и ликвидации всех видов продукции; - предотвращению ввоза в страну экологически опасной продукции, технологий, отходов, услуг;
- интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств России.
Обязательная экологическая сертификация. Не секрет, что проблемы экологии становятся все более значимыми. Этому, прежде всего, способствует осознание многими людьми необходимости контролировать свою жизнедеятельность с целью снижения неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Многие государства принимают программы мер по улучшению существующей экологической ситуации. Россия не является исключением. Не так давно, в январе, появился новый закон «О защите окружающей среды», в котором определены основы государственной политики в области охраны окружающей среды. Статья 31 данного закона посвящена экологической сертификации.
Как известно, сертификация может быть обязательной и добровольной. В отношении добровольной экологической сертификации особых вопросов нет, поскольку любой желающий может провести ее по любым показателям, какие только сочтет нужными. Сложнее ситуация с обязательной экологической сертификацией из-за того, что осуществляется она на основании введенных показателей и нормативов.
Существующая нормативная база представлена в основном в соответствующих ГОСТах и стандартах (рис. 4.11).
Рис. 4.11. – Структура нормативно-технических документов, регламентирующих систему сертификации
Однако хотя системой ГСС предусмотрено введение в текст стандартов экологических требований (ГОСТ Р 1.0-92 п. 5.5, ГОСТ Р 1.5-92 п.п. 7.2.1, 7.2.2,7.2.5,7.2.6 и др.), действующие стандарты в абсолютном большинстве случаев не имеют раздела «Требования охраны окружающей среды». Еще одной проблемой является выделение из общей массы показателей экологических показателей. Например, определяемая для большего количества наименований продукции стойкость окраски не рассматривается как экологический показатель, хотя известно, что плохо закрепленный краситель не только ухудшит внешний вид изделия, но и способен оказывать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Кроме того, существует целый ряд экологических показателей, которые вообще не прописаны в ГОСТах. В частности содержание азокрасителей на основе запрещенных аминов, наличие целого ряда тяжелых металлов, выделение летучих и пахучих веществ, содержание пестицидов и ряд других. Выходом из ситуации, по-видимому, может стать использование зарубежного опыта. В частности для текстильной и легкой промышленности введение в качестве обязательных отдельных требований экологического стандарта ОЕКО-ТЕХ 100. Этот стандарт уже нашел широкое распространение во многих европейских странах. Кроме того, его требования и нормы во многом подлежат коррекции исходя из текущих сведений по тем или иным экологическим показателям (например, постоянное расширение перечня красителей вызывающих аллергию), что позволит своевременно использовать последние достижения и открытия в области экологии.
Существует неопределенность и с нормами по отдельным экологическим показателям, а также с перечнем продукции, подлежащей обязательной экологической сертификации.
В настоящее время для продукции текстильной и легкой промышленности существует номенклатура продукции, в отношении их законодательными актами РФ предусмотрена обязательная сертификация. Поскольку закон «О защите окружающей среды» принят недавно, данная номенклатура не учитывает продукцию, подлежащую обязательной экологической сертификации. Для выхода из этой ситуации можно использовать уже утвержденную номенклатуру, однако из-за технической сложности проведения испытаний по экологическим показателям не представляется возможным подвергать сертификации всю продукцию, указанную в ней. На наш взгляд, необходимо ограничить обязательную сертификацию продукцией детского ассортимента, а также продукцией, имеющей непосредственный контакт с кожей человека, а для остальной продукции предусмотреть декларацию соответствия экологическим требованиям.
Следующим препятствием на пути обязательной экологической сертификации являются разногласия между различными организациями, осуществляющими сертификацию продукции.
Приведенный выше пример по стойкости окраски почти наверняка будет оспорен органами по сертификации ГОСТ Р, поскольку затрагивает их сферу деятельности — оценку соответствия обязательным требованиям стандартов. Оценка содержания свободного формальдегида в текстильной продукции — область интересов санэпиднадзора. Налицо конфликт интересов. Однако можно поставить вопрос — неужели содержание формальдегида в продукции вредит только здоровью человека, а стойкость окраски важна только для внешнего вида изделий? Конечно же нет. Наличие формальдегида или токсичного соединения в красителе, безусловно, оказывает влияние на окружающую среду, поскольку в процессе стирки они могут попадать в воду, тем самым загрязняя ее (или при утилизации отслужившей свой срок продукции, при сжигании загрязняя воздушный бассейн). Кроме того, то или иное соединение, будучи безопасным для человека, может наносить ущерб окружающей среде, а этот аспект вообще не учитывается при проведении испытаний в органах санэпиднадзора. Еще одним аргументом в пользу передачи экологам несвойственных медикам функций, по оценке соответствия экологическим показателям, может являться тот факт, что во всех развитых странах не принято отделять человека от окружающей среды. Примером тому — системы сертификации, которые функционируют в Европе и США, на соответствие техническим требованиям и на безопасность для окружающей среды.
Все вышеперечисленное позволяет говорить о том, что одни и те же показатели могут быть позиционированы и как экологические, и как показатели качества. Здесь уместен вопрос, а не расширить ли перечень показателей для традиционной обязательной сертификации экологическими показателями, к тому же часть показателей уже и так содержится в принятых ГОСТах. Ведь таким образом можно избежать излишней сертификации и, следовательно, лишних расходов для производителя. К сожалению, подобный подход несостоятелен. Основная причина — отсутствие должной квалификации и приборной базы у сертификационных центров системы ГОСТ Р. Кроме того, показатели качества и показатели экологической безопасности различны по своей сути и служат для разных целей. Поэтому необходимо проводить две разные сертификации.
Скорее всего производители продукции без энтузиазма воспримут необходимость получения двух сертификатов. Поэтому необходимо дать некоторые разъяснения. Во-первых, с точки зрения затрат на сертификацию производитель вовсе не несет никаких затрат, поскольку стоимость этой процедуры в полном объеме можно отнести на себестоимость продукции. Во-вторых, наличие подобного сертификата позволит производителю эффективнее рекламировать свою продукцию и уже на законных основаниях говорить о соблюдении экологических требований, вовсе не такое уж большое бремя для производителей товаров.
Все рассмотренные выше проблемы являются препятствием для введения обязательной экологической сертификации продукции. Однако обязательную экологическую сертификацию необходимо не только ввести в повседневную практику, но и активно расширять по мере появления новых экологических сертификационных центров. Это необходимо сделать по целому ряду причин:
1. Повышение ответственности производителей перед потребителем. Не секрет, что сами производители не вкладывают средства для улучшения экологических свойств продукции, поскольку во главу угла ставится понижение себестоимости, а сертификация — дополнительные затраты.
2. Повышение конкурентоспособности продукции. Отечественная продукция не пользуется спросом за рубежом подчас только из-за неспособности производителя доказать ее «экологичность», хотя остальные показатели могут превосходить зарубежные аналоги.
3. Предотвращение появления экологически опасной продукции, поступающей из-за рубежа. Многие обращают внимание на низкую цену продукции, произведенной в странах юго-восточной Азии, однако не многие знают, что эта продукция представляет серьезную опасность для здоровья человека и для природы. Примеры — нижнее белье из хлопка, зараженного диоксинами, продукция, при изготовлении которой были использованы запрещенные в нашей стране красители.
4. Возможность потребителя получить гарантии при приобретении продукции в части ее соответствия экологическим требованиям.
Таким образом, проанализировав текущее состояние обязательной экологической сертификации у нас в стране, можно с уверенностью сказать, что с введением дополнительного контроля по экологическим показателям можно добиться существенных выгод как для потребителя, так и для производителя продукции.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|