|
Разрешение споров по договору международной
Купли-продажи товаров
Осуществляя международные коммерческие контракты, субъекты обязаны действовать добросовестно, выполняя принятые обязательства. Если в процессе сотрудничества между контрагентами возникают какие-либо разногласия, они должны разрешаться мирно. В процессе развития и реализации принципа мирного разрешения споров сформировалась система способов и механизмов решения споров. Одним из них является заявление претензий. Такой порядок предусматривается и внутренним законодательством государств и некоторыми международными актами. Так, согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ, если для определения категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования, либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка. Из сказанного следует, что договоренность о заявлении претензий может иметь место и в договоре, в том числе внешнеторговом.
Говоря о претензионном порядке разрешения споров, следует подчеркнуть, что для этого должны быть четко предусмотрены основания для заявления претензии, определены сроки заявления претензии и сроки ответа на нее. В этом отношении, пожалуй, лишь Общие условия поставок достаточно подробно регламентируют эти вопросы. Прежде всего, они предусматривают, что претензия должна предъявляться в письменной форме, к ней прилагаются подтверждающие ее документы. Но в ОУП основаниями для заявления претензий названы лишь ненадлежащее исполнение условий контракта по количеству и качеству, и по уплате штрафа. В отношении количества и качества по ОУП СССР-КНР претензии могут быть заявлены в течение 6 месяцев, считая с даты поставки. Если по товару была предоставлена гарантия, то в отношении качества товара претензия может быть заявлена в течение 30 дней после истечения гарантийного срока при условии обнаружения недостатка в течение срока гарантии; в отношении количества товара претензия заявляется в течение 6 месяцев, считая с даты поставки. По скоропортящемся товарам срок заявления претензии определяется контрактом. В отношении штрафов претензия может быть заявлена не позднее чем в течение 3 месяцев, при этом по штрафам, начисляемым по дням, течение срока заявления претензии начинается со дня выполнения обязательства, а если обязательство не выполнено до того, как штраф по данному основанию достиг максимального размера, - со дня, когда он достиг такого размера; по штрафам, которые могут начисляться только однократно, - течение срока начинается со дня возникновения права на их требование. Подобные правила содержатся и в ОУП СССР-КНДР. В ОУП установлены и сроки для ответа на претензию. Непредъявление претензии в установленные сроки лишает сторону права на обращение в арбитраж.
Наиболее простым и практически беззатратным в финансовом отношении является разрешение споров путем переговоров. Однако каких-либо правил о ведении переговоров ни внутригосударственные, ни международные акты не предусматривают. Их проведение определяется самими контрагентами в договоре.
В качестве примирительной процедуры при разрешении споров по международным коммерческим сделкам довольно часто используется посредничество (медиация), которое рассматривается как один из способов альтернативного разрешения споров. Альтернативным способам разрешения споров пристальное внимание уделяет Международная торговая палата. Ею были разработаны Правила альтернативного разрешения споров[52], вступившие в силу с 1 июля 2001 г. Как указано в преамбуле Правил МТП, дружеское разрешение является желательным решением коммерческих споров и разногласий. Оно возможно перед или во время судебного или арбитражного процесса и часто может быть облегчено при помощи третьей стороны («нейтрального лица»). По сути своей это нейтральное лицо и есть посредник. Процесс, начатый с участием нейтрального лица, заканчивается, как правило, подписанием сторонами соглашения об урегулировании спора. Если в процессе разрешения спора становится очевидно, что достичь соглашения сторон не удается, процесс прекращается. Рассматривая Правила МТП, следует иметь в виду, что в них ничего не говорится о том, что достигнутое соглашение сторон поддерживается силой государственного принуждения. Можно предположить, что, коль скоро, стороны соглашение подписали, они согласились с достигнутым решением и добросовестно выполнят свои обязанности по нему.
Согласительным процедурам при разрешении споров внимание уделяется в Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ).
В 1980 г. в рамках ЮНСИТРАЛ был разработан Согласительный регламент[53], которым при разрешении спора предусмотрено участие посредника. Его роль сводится к тому, чтобы независимо беспристрастно оказать сторонам помощь в их стремлении достичь мирного урегулирования спора. На любой стадии процедуры посредник может вносить свои предложения об урегулировании спора, формулирует условия возможного урегулирования и представляет их сторонам на рассмотрение. Если стороны достигли согласия об урегулировании спора, они составляют мировое соглашение, или его может составить посредник. Если становится очевидным, что согласительная процедура не оправдывает себя, она прекращается. Во время согласительной процедуры стороны обязуются не возбуждать судебное, арбитражное разбирательство в отношении спора, являющегося предметом этой процедуры. Но они не утрачивают право обращения в суд или арбитраж в том случае, если примирительная процедура не приведет к заключению мирового соглашения.
В 2002 г. в рамках ЮНСИТРАЛ был принят Типовой закон о международной коммерческой согласительной процедуре[54]. По своему статусу он является рекомендацией государствам принять его для обеспечения единообразия законодательства о процедурах урегулирования споров и конкретных потребностей международной коммерческой согласительной практики. Лицом, способствующим разрешению спора, в Типовом законе назван посредник. Кроме того, в тексте указано, что согласительная процедура может именоваться посреднической или обозначаться термином аналогичного смысла. В рамках этой процедуры стороны просят третье лицо (посредника) оказать им помощь в попытке достичь мирного урегулирования их спора. Согласительная процедура прекращается заключением сторонами мирового соглашения. Если, по мнению посредника или сторон, становится понятно, что усилия в рамках согласительной процедуры себя не оправдывают, процедура прекращается. При недостижении соглашения стороны далее могут обратиться в суд или арбитраж. Если мировое соглашение достигнуто, оно имеет обязательную силу и может быть приведено в исполнение. При установлении процедуры приведения в исполнение мировых соглашений государство, принимающее Типовой закон, может рассмотреть возможность придания такой процедуре обязательного характера.
Регламенты, подобные Регламенту ЮНСИТРАЛ, принимаются также международными коммерческими арбитражами. Например, в 2001 г. был принят Согласительный регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ[55] (далее МКАС при ТПП РФ). В соответствии с его положениями предусмотрено участие посредника. Примиритель (посредник) предусмотрен и Регламентом по примирению Международного арбитражного суда Федеральной палаты экономики к Вене[56].
Указанные регламенты по многим положениям совпадают. Прежде всего, в них предусматривается письменное соглашение сторон спора о применении согласительной (примирительной) процедуры. Единообразно сформулированы требования, которым должен отвечать посредник, подчеркивается его независимость, беспристрастность. В основе деятельности посредника (примирителя) лежат принципы объективности, непредвзятости, справедливости. При рассмотрении дела посредник учитывает права и обязанности сторон спора, торговые обычаи, обстоятельства, связанные со спором, включая деловую практику сторон, другие обстоятельства.
Из сказанного следует, что в международных актах, а также теоретических работах используется термин «посредничество» («примирение») и лицо, участвующее в этих процедурах, называется «посредник» («примиритель»). Термин «медиация» в деловом обороте России стал использоваться лишь в последние годы. Этот термин происходит от латинского mediare – посредничать. В литературе[57] медиацию понимают как особую форму посредничества, которая не предполагает директивности третьей стороны. Её относят к альтернативным способам разрешения споров с участием третьей стороны – медиатора. При этом медиатор характеризуется как сторона нейтральная, беспристрастная, не заинтересованная в содержательном аспекте спора. Медиатор содействует сторонам в выработке взаимоприемлемого, исполнимого варианта разрешения спора. По сути дела, все это присуще и посреднику. Следовательно, говоря о медиации как форме посредничества, к ней возможно применение рассмотренных выше актов, прежде всего регламентов.
Из международных актов, где речь идет именно о медиации, можно назвать Директиву Европейского парламента и Совета 2008 г. относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах[58].
В соответствии с положениями Директивы медиация понимается как любой процесс вне зависимости от его обозначения, в котором участвуют две или более сторон с целью достижения соглашения о разрешении спора, и вне зависимости от того, кем этот процесс был инициирован. Медиатором может выступать любое третье лицо, независимо от его профессии и каким образом оно было привлечено для проведения медиации. Директива не исключает того, что государства-члены ЕС могут предусмотреть в своем законодательстве использование медиации в качестве обязательной процедуры, но не препятствующей сторонам обратиться к судебной процедуре.
На основании всего изложенного можно сделать вывод, что посредничество (медиация) как одно из альтернативных средств разрешения споров может быть как досудебной процедурой, так и внесудебной. Представляется, что при осуществлении различных международных контактов в широком их понимании данная процедура будет использована во все больших масштабах, поскольку имеет достаточно существенные преимущества. Эти процедуры позволяют контрагентам сохранить хорошие деловые отношения, чего не удается сделать порой при обращении в суд. При осуществлении данных процедур предусматривается сохранение конфиденциальности, хотя абсолютной гарантии в этом нет. В связи с этим в законодательстве о медиации следовало бы предусмотреть достаточно жесткие санкции за разглашение сведений, полученных медиатором и сторонами в процессе разрешения спора. Достоинством рассматриваемых процедур можно назвать быстроту разрешения спорной ситуации, поскольку участниками для общения может быть использован Internet. Преимущество данной процедуры заключается и в том, что это относительно не дорогая процедура.
Однако наряду с преимуществами рассматриваемая процедура имеет и недостатки. Один из них связан с тем, что если стороны не достигли договоренности, т.е. опасность использования ставших известными противной стороне сведений, документов при обращении ею в суд или арбитраж. Кроме того, существует опасность пропуска сроков исковой давности. Обращение к примирительной процедуре не приостанавливает течение сроков исковой давности. Если стороны спора не достигнут соглашения, они имеют право прибегнуть к иным средствам правовой защиты, но к этому времени может истечь срок исковой давности. Решение этой проблемы имеет место в Директиве ЕС 2008 г. В соответствии со ст. 8 Директивы государства-члены ЕС должны гарантировать, что у сторон, прибегающих к медиации для разрешения спора, не возникнут препятствия для обращения в суд или арбитраж по причине истечения срока исковой давности за время процедуры медиации. По Типовому закону ЮНСИТРАЛ также предусмотрено, что для государств, которые пожелают принять положение о приостановлении течения исковой давности может иметь место правило: если согласительная процедура завершается без мирового соглашения, течение срока исковой давности возобновляется с момента прекращения согласительной процедуры без мирового соглашения. Таким образом, решение этой весьма важной проблемы будет зависеть от того, как то или иное государство воспримет Типовой закон ЮНСИТРАЛ и сформулирует положения в своем национальном законодательстве. Можно отметить еще недостаток рассматриваемой процедуры и в финансовом отношении. Сама по себе примирительная процедура не требует больших финансовых затрат. Но если она не даст желаемого результата и сторона прибегнет к использованию иных средств правовой защиты, это повлечет и дополнительные финансовые затраты.
Если рассмотренные процедуры не приведут к разрешению спора, стороны могут обратиться с иском в суд или арбитраж, либо они без обращения к примирительным процедурам могут сразу использовать судебную процедуру, либо процедуру международного коммерческого арбитража. Говоря о судебной процедуре, следует иметь в виду, что в различных государствах споры по международным коммерческим сделкам компетентны рассматривать хозяйственные, экономические и т.п. суды. В России таковым является арбитражный суд, что вытекает из ст. 27 АПК РФ. Однако при обращении к судебной процедуре следует иметь в виду, что решение выносит суд одного государства, а исполнение вынесенного решения может потребоваться на территории другого государства. Для этого должны быть юридические основания: наличие взаимности, либо наличие соответствующего международного договора. В России условие взаимности для признания и исполнения иностранных судебных решений не предусмотрено, за исключением решений по трансграничному банкротству. Иностранные судебные решения в РФ признаются и исполняются при наличии международного договора. Таковыми чаще всего выступают договоры о правовой помощи, заключенные Российской Федерацией с другими государствами.
Кроме того, следует иметь в виду, что в рамках СНГ заключен ряд соглашений, регламентирующих как разрешение споров, в том числе и по коммерческим сделкам, так и исполнение вынесенных при этом решений. В частности, среди них следует указать Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности 1992 г.[59], Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств-участников Содружества 1998 г.[60]
В настоящее время в практике международного коммерческого оборота контрагенты чаще всего за разрешением спора обращаются в международный коммерческий арбитраж. По сравнению с судебной процедурой этот порядок разрешения споров обладает определенными преимуществами: стороны сами определяют компетенцию арбитража, сами формируют состав арбитров для рассмотрения спора. В отношении исполнения вынесенного решения действует Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г.[61] Участниками Конвенции является большинство государств, что создает благоприятные условия для признания и исполнения вынесенных коммерческим арбитражем решений. Государство–участник признает арбитражные решения как обязательные и приводит их в исполнение в соответствии с процессуальными нормами той территории, где испрашивается признание и приведение в исполнение этих решений. Отказ в признании и исполнении решений может быть по основаниям, указанным в ст. 5 Конвенции. Представляется, что права пострадавшей стороны контракта в данном случае будут защищены наилучшим образом.
Говоря об арбитражной процедуре, следует подчеркнуть, что рассмотрение споров по договорам международной купли-продажи в арбитражном порядке предусмотрено в Общих условиях поставок. Например, по ОУП СССР – КНР все споры, могущие возникнуть из контракта или в связи с ним, если стороны не смогли урегулировать их путем переговоров или переписки, не подлежат подсудности общих судов и должны быть разрешены в арбитражном порядке. Решения арбитража окончательны и обязательны для сторон.
Подобные правила содержатся в ОУП СССР – КНДР.
Встречные иски и требования о зачете, вытекающие из того же самого правоотношения, что и основные иски, подлежат рассмотрению в арбитраже, в котором рассматривается основной иск.
При обращении в коммерческий арбитраж следует учитывать, что основанием для такого обращения является наличие арбитражного соглашения между контрагентами. Условия, которым должно отвечать арбитражное соглашение, обычно содержатся в регламенте соответствующего арбитража.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|