Сделай Сам Свою Работу на 5

Таможенно-тарифное регулирование





Таможенно-тарифное регулирование является одним из основных методов государственного регулирования в большинстве государств, в том числе и в России. По своему содержанию этот метод представляет применение ввозных (импортных) и вывозных (экспортных) пошлин.

При характеристике пределов таможенно-тарифного регулирова­ния важное значение имеет понятие «таможенная территория». В вопросе определения понятия таможенной территории наблюдаются две тенденции. В соответствии с одной из них таможенная территория полностью совпадает с государственной. Вторая тенденция исходит из различия таможенной и государственной территорий. В настоящее время вторая тенденция преобладает. Несовпадение таможенной территории с государственной может иметь место при наличии в государстве свободных таможенных зон, таможенных анклавов и таможенных эксклавов, таможенных союзов, зон свободной торговли, зон свободного предпринимательства, беспошлинных зон, свободных (вольных) гаваней и т.п.[8]

Следовательно, таможенная территория не всегда совпадает по составу с государственной территорией. В ряде случаев она выходит за пределы государственных границ (например, за счет таможенного союза, таможенного анклава), в иных - сокращается за счет исключения части государственной территории из сферы действия таможенной юрисдикции государства (например, за счет таможенного эксклава).



Наряду с понятием таможенной территории различается понятие «таможенная граница». Она также может совпадать или не совпадать с государственной границей.

На таможенной территории государства, в рамках ее границ, действует таможенное законодательство данного государства. В соответствии с его положениями таможенное регулирование представляет собой установление порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров через таможенную границу государства.

Одним из инструментов таможенного регулирования служит тамо­женный тариф. Под ним понимается свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную гра­ницу соответствующего государства. Основными целями таможенного тарифа являются:



- рационализация товарной структуры ввоза товаров в государство;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории государства;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;

- защита экономики государства от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий для эффективной интеграции государства в мировую экономику.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других фактов, за исключением других случаев, предусмотренных законом. Исключения, в частности, касаются товаров, происходящих из стран, образующих зону свободной торговли или таможенный союз, происходящих из развивающихся стран, пользующихся системой преференций (в Российской Федерации перечень стран утверждается Постановлением Правительства РФ, обычно один раз в 5 лет).

В ряде случаев товары могут освобождаться от уплаты таможенных пошлин или по ним могут быть предоставлены льготы (снижение пошлин). Основанием для этого могут быть, в частности, торговые соглашения, если в них предусмотрено предоставление преференциального режима или режима наибольшего благоприятствования[9].

Таможенно-тарифное регулирование включает также установление (предоставление) того или иного таможенного режима. Под ним понимается таможенная процедура, включающая требования и условия по порядку применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу. Виды таможенных режимов, как правило, устанавливаются таможенным законодательством государств. К основным таможенным режимам можно отнести: выпуск для внутреннего потребления, экспорт, международный таможенный транзит. Важными таможенными режимами можно назвать режим переработки на таможенной территории, режим временного ввоза, режим таможенного склада, режим реимпорта, режим реэкспорта и др.



При осуществлении таможенно-тарифного регулирования необходимо учитывать и правила международных договоров. Из многосторонних международных актов прежде всего следует указать Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 г.[10]

Правила этой Конвенции определяют порядок перевозки грузов от таможенного места отправления до таможенного места назначения без их промежуточной перегрузки. При этом общее число таможенных пунктов места отправления и назначения не должно превышать четырех. Таможенное оформление грузов и транспортных средств производится на основании книжки МДП.

Грузы, перевозимые с соблюдением процедур МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и сборов в промежуточных таможнях. Кроме того, грузы, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах или запломбированных контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях. Однако при наличии подозрения в нарушениях таможенные органы могут в исключительных случаях производить досмотр. В книжке МДП об этом делается отметка.

Гарантийное объединение, выдавшее книжку МДП, берет на себя обязательство уплачивать ввозные и вывозные пошлины и сборы, а также любые проценты за просрочку, которые могут причитаться в соответствии с таможенными правилами страны, в которой было обнаружено нарушение. Гарантийное объединение несет ответственность за грузы, перечисленные в книжке МДП, а также за грузы в ней не указанные, но находящиеся в запломбированном транспортном средстве или в запломбированном контейнере. В Российской Федерации в качестве гарантийного объединения, выдающего книжку МДП, выступает Ассоциация международных автомобильных перевозчиков.

Книжка МДП имеет срок действия, установленный гарантийным объединением. Она действительна для выполнения только одной перевозки.

Транспортные средства, осуществляющие перевозку с применением книжки МДП, имеют табличку с надписью «TIR».

Таможенные печати и пломбы ставятся таможенным органом в стране отправления либо их ставят уполномоченные лица под ответственность таможенного органа.

Первоначально данная Конвенция предназначалась только для автомобильного транспорта, но затем рамки ее применения были расширены, и она применяется при перевозках, включающих морские или железнодорожные отрезки пути.

Важное значение при осуществлении таможенно-тарифного регулирования имеет Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Конвенция А.Т.А.) 1961 г.[11],а также Стамбульская конвенция овременном ввозе 1990 г.[12]. Конвенции определяют правовой режим временного ввоза и хранения грузов с последующим их реэкспортом (без переработки). При этом происходит условное освобождение от взимания импортных таможенных пошлин в отношении грузов, импортируемых для специальных целей и предназначенных для последующего экспорта в том же состоянии. В качестве документов таможенного контроля введены карнеты А.Т.А. (ст. 3Конвенции 1961 г., Приложение А к Конвенции 1990 г.) и карнет СРD (Приложение А к Конвенции 1990 г.), используемый для временного ввоза только транспортных средств. Карнет А.Т.А. используется для временного ввоза товаров.

Документы о временном ввозе (карнеты А.Т.А. и CPD) выдаются компетентным органам, которому таможенными органами страны - участницы указанных конвенций разрешено выдавать документ о временном ввозе. В России работу по оформлению и выдаче карнетов выполняет Торгово-промышленная палата РФ. Обе конвенции предусматривают создание в государствах-членах гарантирующей ассоциации. Она гарантирует суммы импортных пошлин и любые другие суммы, подлежащие уплате в случае невыполнения условий временного ввоза или транзита.

В соответствии со ст. 4 Конвенции 1961 г. срок действия карнета А.Т.А. не может быть более одного года с даты выдачи. На его обложке указываются страны, в которых он действует. Срок для обратного вывоза товара, ввезенного по карнету А.Т.А., не может превышать срок действия карнета.

Срок действия документов о временном ввозе по Конвенции 1990 г. в соответствии со ст. 5 Приложения А также не может превышать одного года, но согласно ст. 14 Приложения А срок действия карнета СРD может быть продлен на период времени не более одного года, после истечения этого периода взамен старого карнета должен быть выдан новый.

Особенностью Конвенции 1990 г. является то, что кроме основного текста Конвенция имеет несколько приложений, вступление в силу их может быть в разное время. Кроме того, государства могут не быть участниками всех приложений одновременно. Вступление в силу какого-либо из приложений отменяет действие иных международных актов по данному вопросу.

Определенное значение для таможенно-тарифного регулирования имеют двусторонние соглашения, заключаемые обычно на межправительственном уровне[13]. В соответствии с их положениями таможенные службы договорившихся государств обмениваются информацией по таможенному законодательству, предпринимают общие меры по расследованию и пресечению таможенных нарушений.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.