Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебное пособие
Красноярск
СФУ
УДК 339.9 (07)
ББК Рецензенты: канд. юрид. наук, доцент кафедры международного права ЮИ СФУ Т.Ю. Сидорова; канд. юрид. наук, доцент кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права ЮИ СФУ Н.Л. Клык.
Щербинина О.Е.
Щ 64 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие / О.Е. Щербинина. – Красноярск: Сибирский федеральный университет , 2011. - 99 с.
ISBN 978-5-7638-2158-1
В пособии рассматриваются наиболее важные вопросы осуществления внешнеэкономической деятельности, выделяются возникающие при этом проблемы и формулируются возможные способы их решения. Особое внимание уделено методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также заключению и исполнению внешнеторговых контрактов.
Учебное пособие предназначено для изучения спецкурса с аналогичным названием.
ISBN 978-5-7638-2158-1
УДК 339.9(07)
ББК 67.932. 11 я 73
© О.Е. Щербинина, 2011
© Сибирский федеральный университет
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...5
Глава 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности.......7
1.2. Таможенно-тарифное регулирование …………………………..…. ….11
1.3. Меры нетарифного регулирования …………….……………….…. ….16
1.4. Антидемпинговые меры……..……………………………………… …18
Список литературы к главе 1…………………………………………. …21
ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ
В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
2.1. Унификация и развитие права международной торговли
в рамках комиссии ООН по праву международной торговли
(ЮНСИТРАЛ) …………………………………………………………22
2.2. Значение Международного института частного права
(УНИДРУА) в деле развития и унификации права
международной торговли ……………………………………………..24
2.3. Роль Всемирной торговой организации
в регулировании международной торговли………...………...……...26
2.4. Регулирование торгового оборота в рамках Европейского союза…..28
2.5. Регулирование торговых отношений в рамках СНГ…………..……..31
2.6. Деятельность Международной торговой палаты
по унификации права международной торговли ………………..….34
Список литературы к главе 2 ………………………………………...36
ГЛАВА 3. ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ
КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ
3.1. Понятие договора международной купли-продажи товаров,
его заключение……………………………………...…………………37
3.2. Содержание договора международной купли-продажи товаров ……40
3.3. Исполнение договора международной купли-продажи
товаров, его прекращение………………………………………………..44
3.4. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение договора международной купли-продажи товаров…….47
3.5. Освобождение от ответственности по договору
международной купли-продажи товаров ……………………….....51
3.6. Разрешение споров по договору международной
купли-продажи товаров……………………..……………………….57
3.7. Исковая давность в международном коммерческом обороте …….64
3.8. Особенности правового регулирования бартерных сделок…..……66
Список литературы к главе 3…………………………………….… 68
ГЛАВА 4. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
В МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ ОБОРОТЕ
4.1. Договоры комиссии и поручения во внешней торговле…………...70
4.2. Агентские соглашения. Договор об исключительной
продаже товаров ……………………………………………….…….74
4.3. Договор консигнации…………………………………..……………..80
4.4. Факторинг и форфейтинг…………………...………………………...82
Список литературы к главе 4…………………………………..…….86
ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА
5.1. Понятие международного лизинга…………………………………...87
5.2. Юридическое оформление лизинговых отношений.
Содержание договора .лизинга………………………………………..91
5.3. Исполнение обязательств по договору лизинга ………………….. ..95
Список литературы к главе 5………………………………………….97
ВВЕДЕНИЕ
В международные экономические отношения в широком их понимании вступают различные субъекты: государства, международные организации, транснациональные и иные многонациональные компании, хозяйствующие субъекты различной государственной принадлежности. Их взаимоотношения подчиняются определенным правилам, содержащимся в разнообразных международных актах, национальном законодательстве государств. Основной объем хозяйственных мировых связей при этом реализуют непосредственные их участники - хозяйствующие субъекты. Именно между ними заключаются соответствующие внешнеэкономические контракты. Однако государства сохраняют за собой право определенного контроля за тем, в каких формах и на каких условиях лица, находящиеся в их юрисдикции, осуществляют внешнеэкономическое сотрудничество. Это объясняется тем, что государство защищает права и интересы своих производителей соответствующих товаров, права и интересы потребителей продукции, ввозимой из-за рубежа, обеспечивает собственную экономическую безопасность. Такое право государства обусловлено, прежде всего, общепризнанными принципами и нормами международного права. В то же время современные международные экономические отношения характеризуются их либерализацией. Либерализация является целью, провозглашаемой многими международными экономическими организациями, прежде всего - Всемирной торговой организацией. Поэтому государство, сохраняя за собой право контроля, использует для этого достаточно либеральные методы, а принимаемые меры должны быть обоснованными.
Особенностью международных коммерческих контрактов, через которые выражаются договоренности непосредственных участников внешнеэкономического оборота, является то, что для них характерна унификация правового регулирования. Такая унификация достигается в результате принятия многосторонних конвенций по различным вопросам экономического сотрудничества, принятием типовых законов и руководств. Важную роль в процессе такой унификации играют международные органы и организации, принимающие участие в разработке таких актов, с одной стороны, и привлекающие к участию в этих актах как можно большее число государств, с другой стороны. Кроме того, национальное законодательство различных государств также приобретает некоторое единообразие, поскольку принимается по многим вопросам на основе типовых законов, модельных кодексов.
С учетом всего изложенного и строится спецкурс «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности». Он позволяет выработать у студентов необходимые умения и навыки заключения и осуществления международных коммерческих контрактов, разрешения возможных споров, применения международно-правовых норм и норм национального права, различных государств.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
При осуществлении сотрудничества в области внешней торговли ее участники подчиняются определенным правилам. Эти правила формируются самой практикой внешнеторговых связей, а также в их разработке участие принимают различные международные организации и государства. При этом следует иметь в виду, что государства по-разному определяют степень своего вмешательства в деятельность участников внешнеторгового оборота. Это зависит от многих экономических и политических факторов: экономического потенциала страны, ее положения на международной арене, расстановки политических сил внутри страны и других обстоятельств. В любом случае государство стремится к защите экономических интересов своих хозяйствующих субъектов и граждан, своей экономики, принимая соответствующие правовые акты: законы, постановления, указы и т.п.
Право каждого государства, как суверенное и неотъемлемое, выбирать свою экономическую систему и защищать ее закреплено в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой в виде Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 1974 г.[1]. Государства имеют право участвовать в международной торговле и других формах экономического сотрудничества, независимо от каких-либо различий в политических, экономических и социальных системах. В процессе сотрудничества не может быть никакой дискриминации, основанной на таких различиях. При этом государства имеют право свободно выбирать формы организации своих внешнеэкономических отношений. Сотрудничество государств должно строиться с учетом либерализации мировой торговли.
Российская Федерация и ее хозяйствующие субъекты являются активными участниками международных торгово-экономических связей, подчиняя их осуществление действующим международным правилам. В то же время Россия принимает и свое национальное законодательство. Характерная особенность российского законодательства последнего времени заключается в его либерализации. Одним из основных правовых актов, регламентирующих процесс осуществления операций в области внешней торговли, является принятый в декабре 2003 г. Федеральный закон Российской Федерации об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности[2].
Закон 2003 г. принят в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, защиты экономических и политических интересов России. Он применим ко всем участникам внешнеторговой деятельности - российским и иностранным лицам, участвующим в такого рода деятельности.
Закон предусматривает, что в основе государственного регулирования внешнеторговой деятельности лежат сформулированные в нем принципы. В соответствии со ст. 4 Закона основными принципами являются:
1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;
3) единство таможенной территории Российской Федерации;
4) взаимность в отношении другого государства;
5) обеспечение выполнения обязательств по международным договорам;
6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не обременительными для участников внешнеторгового оборота;
7) гласность в отношении мер государственного регулирования, их обоснованность и объективность;
8) исключение неоправданного вмешательства со стороны государства в деятельность участников внешних связей;
9) обеспечение безопасности страны;
10) обеспечение права на защиту нарушенных прав участников торговой деятельности;
11) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
12) единство применения методов государственного регулирования на всей территории Российской Федерации.
Методами государственного регулирования внешнеторговой деятельности закон называет:
- таможенно-тарифное регулирование;
- нетарифное регулирование;
- запреты и ограничения внешней торговли;
- меры экономического и административного характера.
Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Закон не допускает.
В соответствии с Законом предусматривается обеспечение благоприятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки. Для этого Правительство РФ должно принимать соответствующие меры, в том числе заключать двусторонние и многосторонние договоры по вопросам внешнеэкономического сотрудничества, вести переговоры, участвовать в создании и деятельности международных организаций. Внешнеэкономические интересы России и ее субъектов в соответствии с Законом обеспечиваются также дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, а также торговыми представительствами. Компетентные органы власти контролируют осуществление внешнеторговой деятельности.
С целью защиты прав и интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг, а также безопасности страны в декабре 2003 года был принят Федеральный закон о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров[3]. Введение соответствующих мер на основе этого Закона осуществляется с учетом указанных выше принципов.
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности имеет место при экспорте объектов внешнеторгового оборота. Основой для этого служит принятый в июле 1999 г. Федеральный закон Российской Федерации об экспортном контроле[4]. В законе указано, что целью экспортного контроля являются защита интересов Российской Федерации, создание условий для интеграции экономики России в мировую экономику, а также реализации требований международных договоров по определенным вопросам, прежде всего в области нераспространения оружия массового поражения, в отношении продукции военного и двойного назначения. Экспортный контроль осуществляется в том случае, если соответствующие товары включены в списки контролируемых товаров и технологий. Закон определяет и методы такого контроля.
В процессе осуществления внешнеторговой деятельности имеет место движение валютных ресурсов. Для обеспечения реализации единой государственной валютной политики, стабильности внутреннего валютного рынка, устойчивости валюты как факторов прогрессивного развития национальной экономики в декабре 2003 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле[5]. Валютное регулирование и валютный контроль осуществляются на основе принципов, сформулированных в Законе:
1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;
3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Таможенно-тарифное регулирование происходит на основе Федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации[6] и Федерального закона РФ о таможенном тарифе [7].
Конкретизация положений указанных актов имеет место в постановлениях Правительства РФ, а также достаточно большом количестве различных подзаконных актов министерств и ведомств.
Меры государственного регулирования, предусмотренные российским законодательством, в настоящее время согласуются с теми мерами, которые принимаются в других странах. В них государственное регулирование чаще всего осуществляется в рамках правовых актов, принимаемых отдельно по импорту и по экспорту. При этом, например, в США экспортному законодательству присуще экстерриториальное действие. Если иностранное государство имеет федеративное устройство, то наблюдается разграничение регулирования на федеральном и региональном уровнях. Однако регионам отводится весьма незначительная роль в такой регламентации: это могут быть вопросы налогообложения, отнесенные к компетенции субъекта федерации, вопросы приграничной торговли и некоторые другие вопросы внешней торговли, в решении которых компетентен субъект федеративного государства. Основное регулирование осуществляется на основе федерального законодательства. В Федеральном законе РФ об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности также определены предметы ведения в области внешнеторговой деятельности Российской Федерации, ее субъектов, а также предметы совместного ведения.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|