Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности





ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

Учебное пособие

 

Красноярск

СФУ

УДК 339.9 (07)

ББК Рецензенты: канд. юрид. наук, доцент кафедры международного права ЮИ СФУ Т.Ю. Сидорова; канд. юрид. наук, доцент кафедры коммерческого, предпринимательского и финансового права ЮИ СФУ Н.Л. Клык.

 

Щербинина О.Е.

 

Щ 64 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности: учеб. пособие / О.Е. Щербинина. – Красноярск: Сибирский федеральный университет , 2011. - 99 с.

 

ISBN 978-5-7638-2158-1

 

 

В пособии рассматриваются наиболее важные вопросы осуществления внешнеэкономической деятельности, выделяются возникающие при этом проблемы и формулируются возможные способы их решения. Особое внимание уделено методам государственного регулирования внешнеторговой деятельности, а также заключению и исполнению внешнеторговых контрактов.

Учебное пособие предназначено для изучения спецкурса с аналогичным названием.

 

 

ISBN 978-5-7638-2158-1

 

 

УДК 339.9(07)

ББК 67.932. 11 я 73

 

 

© О.Е. Щербинина, 2011

© Сибирский федеральный университет

 

 

Оглавление



ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………...5

Глава 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности.......7

1.2. Таможенно-тарифное регулирование …………………………..…. ….11

1.3. Меры нетарифного регулирования …………….……………….…. ….16

1.4. Антидемпинговые меры……..……………………………………… …18

Список литературы к главе 1…………………………………………. …21

 

ГЛАВА 2. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ

В РЕГУЛИРОВАНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

2.1. Унификация и развитие права международной торговли

в рамках комиссии ООН по праву международной торговли

(ЮНСИТРАЛ) …………………………………………………………22

2.2. Значение Международного института частного права

(УНИДРУА) в деле развития и унификации права

международной торговли ……………………………………………..24

2.3. Роль Всемирной торговой организации

в регулировании международной торговли………...………...……...26

2.4. Регулирование торгового оборота в рамках Европейского союза…..28



2.5. Регулирование торговых отношений в рамках СНГ…………..……..31

2.6. Деятельность Международной торговой палаты

по унификации права международной торговли ………………..….34

Список литературы к главе 2 ………………………………………...36

 

ГЛАВА 3. ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОЙ

КУПЛИ-ПРОДАЖИ ТОВАРОВ

3.1. Понятие договора международной купли-продажи товаров,

его заключение……………………………………...…………………37

3.2. Содержание договора международной купли-продажи товаров ……40

3.3. Исполнение договора международной купли-продажи

товаров, его прекращение………………………………………………..44

3.4. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее

исполнение договора международной купли-продажи товаров…….47

3.5. Освобождение от ответственности по договору

международной купли-продажи товаров ……………………….....51

3.6. Разрешение споров по договору международной

купли-продажи товаров……………………..……………………….57

3.7. Исковая давность в международном коммерческом обороте …….64

3.8. Особенности правового регулирования бартерных сделок…..……66

Список литературы к главе 3…………………………………….… 68

 

ГЛАВА 4. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ

В МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ ОБОРОТЕ

4.1. Договоры комиссии и поручения во внешней торговле…………...70

4.2. Агентские соглашения. Договор об исключительной

продаже товаров ……………………………………………….…….74

4.3. Договор консигнации…………………………………..……………..80

4.4. Факторинг и форфейтинг…………………...………………………...82

Список литературы к главе 4…………………………………..…….86

 

ГЛАВА 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ



МЕЖДУНАРОДНОГО ЛИЗИНГА

5.1. Понятие международного лизинга…………………………………...87

5.2. Юридическое оформление лизинговых отношений.

Содержание договора .лизинга………………………………………..91

5.3. Исполнение обязательств по договору лизинга ………………….. ..95

Список литературы к главе 5………………………………………….97


ВВЕДЕНИЕ

 

В международные экономические отношения в широком их понимании вступают различные субъекты: государства, международные организации, транснациональные и иные многонациональные компании, хозяйствующие субъекты различной государственной принадлежности. Их взаимоотношения подчиняются определенным правилам, содержащимся в разнообразных международных актах, национальном законодательстве государств. Основной объем хозяйственных мировых связей при этом реализуют непосредственные их участники - хозяйствующие субъекты. Именно между ними заключаются соответствующие внешнеэкономические контракты. Однако государства сохраняют за собой право определенного контроля за тем, в каких формах и на каких условиях лица, находящиеся в их юрисдикции, осуществляют внешнеэкономическое сотрудничество. Это объясняется тем, что государство защищает права и интересы своих производителей соответствующих товаров, права и интересы потребителей продукции, ввозимой из-за рубежа, обеспечивает собственную экономическую безопасность. Такое право государства обусловлено, прежде всего, общепризнанными принципами и нормами международного права. В то же время современные международные экономические отношения характеризуются их либерализацией. Либерализация является целью, провозглашаемой многими международными экономическими организациями, прежде всего - Всемирной торговой организацией. Поэтому государство, сохраняя за собой право контроля, использует для этого достаточно либеральные методы, а принимаемые меры должны быть обоснованными.

Особенностью международных коммерческих контрактов, через которые выражаются договоренности непосредственных участников внешнеэкономического оборота, является то, что для них характерна унификация правового регулирования. Такая унификация достигается в результате принятия многосторонних конвенций по различным вопросам экономического сотрудничества, принятием типовых законов и руководств. Важную роль в процессе такой унификации играют международные органы и организации, принимающие участие в разработке таких актов, с одной стороны, и привлекающие к участию в этих актах как можно большее число государств, с другой стороны. Кроме того, национальное законодательство различных государств также приобретает некоторое единообразие, поскольку принимается по многим вопросам на основе типовых законов, модельных кодексов.

С учетом всего изложенного и строится спецкурс «Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности». Он позволяет выработать у студентов необходимые умения и навыки заключения и осуществления международных коммерческих контрактов, разрешения возможных споров, применения международно-правовых норм и норм национального права, различных государств.

 


 

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности

 

При осуществлении сотрудничества в области внешней торговли ее участники подчиняются определенным правилам. Эти правила формируются самой практикой внешнеторговых связей, а также в их разработке участие принимают различные международные организации и государства. При этом следует иметь в виду, что государства по-разному определяют степень своего вмешательства в деятельность участников внешнеторгового оборота. Это зависит от многих экономических и политических факторов: экономического потенциала страны, ее положения на международной арене, расстановки политических сил внутри страны и других обстоятельств. В любом случае государство стремится к защите экономических интересов своих хозяйствующих субъектов и граждан, своей экономики, принимая соответствующие правовые акты: законы, постановления, указы и т.п.

Право каждого государства, как суверенное и неотъемлемое, выбирать свою экономическую систему и защищать ее закреплено в Хартии экономических прав и обязанностей государств, принятой в виде Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 12 декабря 1974 г.[1]. Государства имеют право участвовать в международной торговле и других формах экономического сотрудничества, независимо от каких-либо различий в политических, экономических и социальных системах. В процессе сотрудничества не может быть никакой дискриминации, основанной на таких различиях. При этом государства имеют право свободно выбирать формы организации своих внешнеэкономических отношений. Сотрудничество государств должно строиться с учетом либерализации мировой торговли.

Российская Федерация и ее хозяйствующие субъекты являются активными участниками международных торгово-экономических связей, подчиняя их осуществление действующим международным правилам. В то же время Россия принимает и свое национальное законодательство. Характерная особенность российского законодательства последнего времени заключается в его либерализации. Одним из основных правовых актов, регламентирующих процесс осуществления операций в области внешней торговли, является принятый в декабре 2003 г. Федеральный закон Российской Федерации об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности[2].

Закон 2003 г. принят в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, защиты экономических и политических интересов России. Он применим ко всем участникам внешнеторговой деятельности - российским и иностранным лицам, участвующим в такого рода деятельности.

Закон предусматривает, что в основе государственного регулирования внешнеторговой деятельности лежат сформулированные в нем принципы. В соответствии со ст. 4 Закона основными принципами являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;

3) единство таможенной территории Российской Федерации;

4) взаимность в отношении другого государства;

5) обеспечение выполнения обязательств по международным договорам;

6) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не обременительными для участников внешнеторгового оборота;

7) гласность в отношении мер государственного регулирования, их обоснованность и объективность;

8) исключение неоправданного вмешательства со стороны государства в деятельность участников внешних связей;

9) обеспечение безопасности страны;

10) обеспечение права на защиту нарушенных прав участников торговой деятельности;

11) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

12) единство применения методов государственного регулирования на всей территории Российской Федерации.

Методами государственного регулирования внешнеторговой деятельности закон называет:

- таможенно-тарифное регулирование;

- нетарифное регулирование;

- запреты и ограничения внешней торговли;

- меры экономического и административного характера.

Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности Закон не допускает.

В соответствии с Законом предусматривается обеспечение благопри­ятных условий для доступа российских лиц на внешние рынки. Для этого Правительство РФ должно принимать соответствующие меры, в том числе заключать двусторонние и многосторонние договоры по вопро­сам внешнеэкономического сотрудничества, вести переговоры, участ­вовать в создании и деятельности международных организаций. Внешнеэкономические интересы России и ее субъектов в соответствии с Законом обеспечиваются также дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, а также торговыми представительствами. Компетентные органы власти контролируют осуществление внешнеторговой деятельно­сти.

С целью защиты прав и интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг, а также безопасности страны в декабре 2003 года был принят Федеральный закон о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров[3]. Введение соответствующих мер на основе этого Закона осуществляется с учетом указанных выше принципов.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности имеет место при экспорте объектов внешнеторгового оборота. Основой для этого служит принятый в июле 1999 г. Федеральный закон Российской Федерации об экспортном контроле[4]. В законе указано, что целью экспортного контроля являются защита интересов Российской Федерации, создание условий для интеграции экономики России в мировую экономику, а также реализации требований международных договоров по определенным вопросам, прежде всего в области нераспространения оружия массового поражения, в отношении продукции военного и двойного назначения. Экспортный контроль осуществляется в том случае, если соответствующие товары включены в списки контролируемых товаров и технологий. Закон определяет и методы такого контроля.

В процессе осуществления внешнеторговой деятельности имеет место движение валютных ресурсов. Для обеспечения реализации единой государственной валютной политики, стабильности внутреннего валютного рынка, устойчивости валюты как факторов прогрессивного развития национальной экономики в декабре 2003 г. был принят Федеральный закон Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле[5]. Валютное регулирование и валютный контроль осуществляются на основе принципов, сформулированных в Законе:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Таможенно-тарифное регулирование происходит на основе Федерального закона о таможенном регулировании в Российской Федерации[6] и Федерального закона РФ о таможенном тарифе [7].

Конкретизация положений указанных актов имеет место в постановлениях Правительства РФ, а также достаточно большом количестве различных подзаконных актов министерств и ведомств.

Меры государственного регулирования, предусмотренные российским законодательством, в настоящее время согласуются с теми мерами, которые принимаются в других странах. В них государственное регулирование чаще всего осуществляется в рамках правовых актов, принимаемых отдельно по импорту и по экспорту. При этом, например, в США экспортному законодательству присуще экстерриториальное действие. Если иностранное государство имеет федеративное устройство, то наблюдается разграничение регулирования на федеральном и региональном уровнях. Однако регионам отводится весьма незначительная роль в такой регламентации: это могут быть вопросы налогообложения, отнесенные к компетенции субъекта федерации, вопросы приграничной торговли и некоторые другие вопросы внешней торговли, в решении которых компетентен субъект федеративного государства. Основное регулирование осуществляется на основе федерального законодательства. В Федеральном законе РФ об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности также определены предметы ведения в области внешнеторговой деятельности Российской Федерации, ее субъектов, а также предметы совместного ведения.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.