Сделай Сам Свою Работу на 5

Меры нетарифного регулирования





 

Нетарифное регулирование представляет собой такой метод государственного регулирования внешней торговли, при котором имеет место введение количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Единообразной классификации нетарифных мер регулирования нет. Их перечень определяется в законодательстве каждого государства. Кроме того, определенную классификацию таких мер дают и некоторые международные организации: Всемирная торговая организация, Международная торговая палата, Международный банк реконструкции и развития и др.

Обычно к мерам нетарифного регулирования относят: контроль таможенной стоимости, валютный контроль, экспортный контроль, квотирование, лицензирование, запреты (эмбарго).

Нетарифному регулированию в России посвящены ст. ст. 20-24, 26, 27 Федерального закона об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. К таким мерам Закон относит количественные ограничения, квотирование, лицензирование, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры. Конкретные правила их применения сформулированы в Федеральном законе о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров; Федеральном законе об экспортном контроле; Федеральном законе о валютном регулировании и валютном контроле, других актах.



Экспортный контроль представляет комплекс мер по реализации установленного порядка осуществления внешнеторговой деятельности. Он проводится в отношении определенных товаров. Их перечни устанавливаются актами правительства или главы государства. В соответствии с российским законодательством экспортному контролю подлежат товары, информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники[14].

В настоящее время экспортный контроль перестал быть прерогативой отдельного государства. Существуют объективные предпосылки развития сотрудничества государств в этой сфере. Для координации усилий и взаимодействия государства заключают, как правило, двусторонние договоры[15].



Квотирование как мера нетарифного регулирования представляет количественное ограничение экспорта/импорта при помощи квот. Они вводятся с целью сбалансированного развития внешней торговли и платежного баланса государства. С их помощью регулируется спрос и предложение на внутреннем рынке, осуществляется его защита. Кроме того, введение квот может быть обусловлено обязательствами, вытекающими для государства из международных договоров, в которых оно участвует (например, торговых договоров)[16].

Лицензирование рассматривается как метод государственного регулирования экспорта/импорта путем выдачи компетентными органами государства разрешений (лицензий). Часто лицензирование применяется вместе с квотированием, но может быть и как самостоятельная мера.

Наиболее жесткой мерой нетарифного регулирования является эмбарго. Оно представляет запрет экспорта всех (любых) или отдельных товаров в определенное государство либо запрет импорта любых или отдельных товаров из определенного государства. В связи с этим различают полное или частичное эмбарго. Оно может быть введено государством на основе собственного решения, а также как согласованная мера на основе международного решения (например, на основе решения Совета Безопасности ООН).

Характеризуя меры нетарифного регулирования, следует подчеркнуть, что они могут быть подразделены на постоянные и временные. Временные меры вводятся на конкретный срок или при условии наступления какого-либо события, которое позволит их отменить. Примером может быть и эмбарго, и квотирование с лицензированием. В то же время экспортный контроль будет действовать как постоянная мера.



 

Антидемпинговые меры

Характерной чертой рыночной экономики является конкуренция. Но не всегда конкуренции присущи честные (добросовестные) способы ее ведения. При осуществлении внешнеторговой деятельности из всех видов недобросовестной конкуренции не последнее место занимает поставка товаров по демпинговым ценам.

Под демпингом обычно понимают совокупность приемов и мер, направленных на снижение цен на экспортируемые товары для того, чтобы они успешно конкурировали с другими аналогичными товарами на иностранных рынках.

Государство, на территорию которого ввозится и реализуется товар по демпинговым ценам, стремится противодействовать этому, поскольку такие действия подрывают его национальный рынок, приводят к упадку собственных товаропроизводителей. С целью противодействия недобросовестному конкуренту государство в этом случае обычно принимает антидемпинговые меры. Таковыми являются меры по ограничению демпингового импорта товара, осуществляемые исполнительной властью путем введения антидемпинговой пошлины.

В России применение антидемпинговых пошлин предусмотрено в ст. 9 Закона о таможенном тарифе. Они применяются в случае ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров по цене более низкой, чем их нормальная цена в стране вывоза в момент этого вывоза, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации. Кроме того, применение антидемпинговых мер в России предусмотрено Федеральным законом о специальных защитных антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров.

Антидемпинговой называется пошлина, взимаемая сверх базовой ставки таможенной пошлины. Она устанавливается при помощи демпинговой маржи, которая определяется путем сопоставления нормальной стоимости товара в государстве экспортера и его экспортной цены. Но может быть применен и иной порядок.

Антидемпинговые меры принимаются только на основании результатов антидемпингового расследования, установившего причинно-следственную связь между демпинговым импортом товара и причинением существенного ущерба отрасли экономики или угрозой его причинения.

Существенный ущерб представляет собой подтвержденное доказательствами значительное общее ухудшение положения отрасли российской экономики, которое наступило вследствие демпингового импорта конкурирующего товара. Для его установления проводится специальное расследование, в ходе которого осуществляется анализ:

1) объемов демпингового импорта;

2) влияние такого импорта на цену конкурирующего товара на внутреннем рынке России;

3) воздействия демпингового импорта на соответствующую отрасль экономики.

Могут учитываться и другие показатели.

Если иностранный экспортер добровольно отказывается (в письменном виде) от демпинговых цен или сокращает объем демпингового товара, антидемпинговое расследование может быть прекращено. Если же со стороны иностранного партнера подобных действий не последует, принимается решение о применении антидемпинговой пошлины.

Действует антидемпинговая пошлина в течение такого периода и в таком размере, которые необходимы для ликвидации существенного ущерба отрасли экономики, причиненного демпинговым импортом товара. Но срок не должен превышать 5 лет со дня ее введения или со дня последнего пересмотра ставки такой пошлины в результате повторного антидемпингового расследования, что осуществляется на основании запросов заинтересованных лиц.

Процедура введения антидемпинговых мер в Российской Федерации во многом схожа с правилами, предусмотренными в других странах. Антидемпинговое расследование является основным из всех антидемпинговых процедур. При его проведении используются общепризнанные методы, но могут быть применены и собственные методы, присущие тому или иному государству. Государства имеют различие по органам, уполномоченным проводить расследование. Например, в Киргизии - это Уполномоченный орган, в Польше - Министерство экономики, в Индонезии - Антидемпинговый комитет, в Российской Федерации согласно ст. 4 Федерального закона о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров - это федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение расследований, определяемый Правительством РФ.

Важное значение для антидемпингового процесса имеет Международный демпинговый кодекс 1979 г., принятый в рамках ГАТТ[17]. Кодекс предусматривает, что антидемпинговые пошлины могут применяться против демпинга только в случае, если такой демпинг вызывает или создает угрозу имущественного ущерба существующим промышленным предприятиям или существенно сдерживает развитие промышленности.

Кодекс предусматривает, что определение ущерба должно основываться на прямых доказательствах и проведении объективного расследования:

а) объема демпингового импорта и его влияния на цены внутреннего рынка на подобного рода продукты; б) последующего воздействия данного импорта на отечественных производителей данного продукта.

Расследование в соответствии с правилами Кодекса начинается по письменному ходатайству, в котором должны содержаться достаточные доказательства демпинга, ущерба и причинной связи между ними. Расследование должно быть закончено в течение одного года. Антидемпинговая пошлина остается в силе до тех пор и в таком объеме, пока это необходимо для противодействия демпингу, который причиняет ущерб.

В рамках Таможенного союза Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана в 2000 г. принят Протокол о механизме применения специальных защитных, антидемпинговых, компенсационных мер в торговле государств - участников Таможенного союза[18]. Протокол принят в целях согласованного применения соответствующих мер. Антидемпинговые меры могут быть введены в форме антидемпинговых пошлин либо принятия целевых обязательств. Вводятся они только после проведенного расследования. Сторона, которая собирается применить антидемпинговые меры, должна не позднее, чем за 30 дней до планируемого введения меры, проинформировать об этом других участников Протокола и предложить проведение консультаций. Такое предложение направляется в письменной форме, к нему прилагаются материалы, подтверждающие наличие факта существенного ущерба или угрозы его причинения. О введении мер информация направляется в Интеграционный комитет.

 

Список литературы к главе 1

1. Борисов К.Г. Международное таможенное право / К.Г. Борисов // Закон. 2000. № 6.

2. Бакаева О.Ю. Международно-правовые основы нетарифного
регулирования внешнеторговой деятельности / О.Ю. Бакаева, Н.В. Галицкая // Междунар. публичное и частное право. 2005. № 5.

3. Козырин А.Н. Конкуренция на международных рынках и антидемпинговое регулирование /А.Н. Козырин, Р.А. Шепенко. - М.: Изд-во"СПАРК", 1999.

4. Козырин А.Н. Понятие таможенной территории и пространственные аспекты таможенного регулирования /А.Н. Козырин // Моск. журн. междунар. права. 1995. № 1.

5. Кузин А.И. Соглашение ВТО по применению статьи 6 ГАТТ 1994 (антидемпинговый кодекс) / А.И. Кузин // Закон. 2007. № 8.

6. Татаринов А.Е. Международно-правовые аспекты регулирования таможенного режима временного ввоза / А.Е. Татаринов // Вестник Саратовской государственной академии права. 2006. № 3.

7. Шумилов В.М. Антидемпинговый процесс по законодательству России и праву ВТО / В.М. Шумилов // Юрист-международник. 2004. № 1.

 


8.

ГЛАВА2. РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНОВ

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.