Права международной торговли
Международный институт унификации частного права (УНИДРУА) был учрежден в 1925 г. в качестве вспомогательного органа Лиги Наций. В 1940 г. УНИДРУА был воссоздан вновь, но уже в качестве самостоятельной организации.
Институт занимается унификацией в регулировании различных вопросов частного права, в том числе в области международной торговли. В рамках Института разрабатываются проекты конвенций по различным аспектам международной торговли и других видов экономической деятельности. Занимаясь гармонизацией и унификацией норм международного торгового права, УНИДРУА сотрудничает с иными международными структурами, действующими в этой сфере.
Среди важнейших актов международной экономической сферы, принятых в рамках УНИДРУА, следует назвать:
- Конвенция о международной дорожной перевозке грузов 1956 г., дополненная Протоколом 1978 г., - применяется к договору дорожной перевозки грузов, когда место погрузки и место доставки груза находятся на территории разных государств, из которых хотя бы одно является участником Конвенции;
- Гаагские конвенции 1964 г. «О единообразном законе о международной купле-продаже товаров» и «О единообразном законе по заключению договоров международной купли-продажи товаров» - в настоящее время в них участвует незначительное количество государств, что объясняется тем, что большинство государств стали участниками Конвенции 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров, принятой в рамках ЮНСИТРАЛ;
- Женевская Конвенция о представительстве (агентстве) в международной купле-продаже товаров 1983 г. - при ее принятии предполагалось, что она должна стать дополнением к Конвенции 1980 г. о договорах международной купли-продажи товаров;
- Конвенция о международной финансовой аренде (лизинге) 1988 г. - ее особенностью является то, что она разрабатывалась с учетом существующего национального законодательства, положения Конвенции во многом совпадают с соответствующими положениями других международных конвенций;
- Конвенция о международном факторинге 1988 г. - обстоятельством, побудившим принятие этой Конвенции, явилось то, что международный факторинг играет значительную роль в развитии международной торговли; ее положения применимы к факторинговым контрактам, а также регулируют уступку денежного требования.
Особое место в работе Института занимала подготовка и принятие документа, получившего название «Принципы международных коммерческих договоров». Во введении к Принципам указано, что международная унификация права в виде обязательных документов, таких как национальное законодательство или международные конвенции, или типовые (модельные) законы, подвергается риску остаться не более чем мертвой буквой и имеет тенденцию к фрагментарности, в связи с чем имеется объективная потребность обратиться к незаконодательным средствам унификации или гармонизации права. Преимущественно принципы УНИДРУА отражают концепции, которые можно найти если не во всех, то в большинстве правовых систем. Однако, поскольку Принципы направлены на обеспечение системы норм, специально приспособленных к потребностям международных коммерческих сделок, они включают также то, что предположительно является наилучшим решением, даже если оно еще не признано общепринятым. Цель Принципов УНИДРУА – установление сбалансированного свода норм, предназначенных для использования во всем мире, независимо от правовых традиций, а также экономических и политических условий отдельных стран, где они будут применяться. По своему содержанию Принципы УНИДРУА являются достаточно гибкими для того, чтобы учесть постоянные изменения, происходящие в результате развития технологии и экономики и затрагивающие практику торговли, пересекающей границы. В то же время они пытаются обеспечить честность в международных коммерческих отношениях путем прямого формулирования общей обязанности сторон действовать в соответствии с добросовестностью и честной деловой практикой и установлением в отдельных случаях стандартов разумного поведения. Значимость Принципов заключается еще и в том, что они могут служить руководством при разработке и принятии внутренних правовых актов по вопросам внешней торговли в отдельных странах.
2.3. Роль Всемирной торговой организации в регулировании международной торговли
Организация была образована в 1948 г. и называлась Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). В 1994 г. в результате работы Уругвайского раунда было заключено Соглашение о создании Всемирной торговой организации (ВТО), по сути явившейся преемницей ГАТТ.
ВТО решает задачи по либерализации международной торговли путем снижения таможенных тарифов и пошлин на продукцию, по борьбе с демпингом, по устранению нетарифных барьеров в торговле.
В последние годы наблюдается расширение сферы интересов ВТО по регулированию отношений, связанных с международной торговлей: сейчас это не только торговля теми или иными товарами, но и услугами (финансовыми, телекоммуникационными), осуществление воздушных перевозок, торговые аспекты вопросов интеллектуальной собственности.
Юридическую базу многостороннего регулирования международной торговли в рамках ГАТТ/ВТО составляют:
- Соглашение по торговле товарами;
- Соглашение по сельскому хозяйству;
- Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер;
- Соглашение по текстилю и одежде;
-Соглашение по техническим барьерам в торговле;
- Соглашение по правилам происхождения;
- Соглашение по правилам лицензирования импорта;
- Генеральное соглашение по торговле услугами;
- Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС); .
- Демпинговый кодекс;
- Кодекс по таможенной оценке;
- Правила и процедуры, регулирующие разрешение споров;
- многие другие акты.
Важное значение в деятельности ГАТТ/ВТО имеет не только регулирование тех или иных вопросов международной торговли, но и то, что в рамках этой организации сформировался механизм для разрешения спорных и конфликтных ситуаций, возникающих в торговых отношениях. Речь идет о разрешении споров на уровне правительств государств - членов ВТО. На основе Договоренности о правилах и процедурах, регулирующих разрешение споров, этот вопрос входит в компетенцию Органа по разрешению Споров (ОРС).
Первый этап урегулирования споров в механизме ВТО заключается в проведении консультаций между спорящими сторонами. Если в течение 60 дней спор не будет урегулирован, сторона - жалобщик может просить Орган по разрешению Споров создать специальную Группу экспертов. Такая группа объективно изучает и оценивает предмет спора, выясняет применимость к предмету спора положений правового документа ВТО, в рамках которого возник спор. Спорящие стороны представляют членам Группы документы с изложением фактических обстоятельств дела и аргументов. Группа должна завершить дело в течение 6 месяцев и представить выводы и рекомендации в виде доклада Органу по разрешению Споров. Договоренности о процедурах разрешения споров устанавливают порядок выполнения рекомендаций Группы экспертов спорящими сторонами. Установлен также порядок контроля за тем, как будет выполняться решение Группы экспертов. Если страна – член ВТО не выполнит рекомендацию, против нее могут быть применены различные меры (например, приостановление действия уступок, компенсация причиненного ущерба другой стороне и др.).
Механизм разрешения споров в ВТО действует на межправительственном уровне. Информацию, которая лежит в основе конфликта, правительства получают от своих хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеторговые контракты. Получив от соответствующего субъекта заявление о нарушении прав и обязанностей и необходимую информацию, правительство может поднять спорный вопрос по процедуре ВТО.
Регулирование торгового оборота
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|