К истории и методологии понятия международных отношений
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В.Л. Хмылёв
СОВРЕМЕННЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом Томского политехнического университета
Издательство
Томского политехнического университета
| УДК 327(075.8)
ББК Ф4(О)я73
Х671
|
Х671
| Хмылёв В.Л.
Современные международные отношения: учебное пособие / В.Л. Хмылёв; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. – 210 с.
|
Рассмотрены основные проблемы современных международных отношений и внешней политики России – ведущие теории международных отношений, военная и экономическая безопасность, информационные процессы в международных отношениях, международные организации, политика крупнейших государств, принципы и основные направления внешней политики России.
Пособие подготовлено на кафедре культурологии и социальной коммуникации, соответствует государственному образовательному стандарту и предназначено для студентов ИДО, обучающихся по специальности 030602 «Связи с общественностью».
УДК 327(075.8)
ББК Ф4(О)я73
Рецензенты
Кандидат исторических наук,
доцент кафедры мировой политики ИФ ТГУ
С.Н. Мирошников
Кандидат исторических наук,
доцент кафедры мировой политики ИФ ТГУ
С.М. Юн
© ГОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», 2010
© Хмылёв В.Л., 2010
© Оформление. Издательство Томского политехнического университета, 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................ 6
Раздел. I. Международные отношения как объект исследования И реалии современного мира.................. 8
Глава 1. Развитие теории международных отношений........................... 8
1.1. К истории и методологии понятия международных отношений. 8
1.2. Понятие международных отношений в политическом реализме/неореализме......................................... 16
1.3. Либеральные/неолиберальные концепции международных отношений....................................................... 21
1.4. Марксизм/неомарксизм о международных отношениях............. 27
1.5. Природа международных отношений в постструктурализме (постмодернизме)................................... 29
Вопросы для самоконтроля.................................................................... 31
Глава 2. Система современных международных отношений.............. 32
2.1. Периодизация Вестфальской системы международных отношений 32
2.2. Политическая карта мира после окончания холодной войны... 34
2.3. Центры влияния в современном мире........................................... 35
Вопросы для самоконтроля.................................................................... 42
Глава 3. Международные отношения и военная безопасность в современном мире...................................................................... 43
3.1. Договорной процесс в области контроля над вооружениями... 43
3.2. Проблема нераспространения оружия массового поражения... 48
3.3. Развитие военной инфраструктуры на современном этапе....... 51
Вопросы для самоконтроля.................................................................... 54
Глава 4. Терроризм в контексте современных международных отношений..................................................................................... 54
4.1. Проблема терроризма в начале XXI века...................................... 54
4.2. Международное сотрудничество в борьбе с терроризмом.......... 58
4.3. Внутриполитические аспекты противодействия терроризму.... 63
Вопросы для самоконтроля.................................................................... 66
Глава 5. Экономическая составляющая современных международных отношений........................................................ 67
5.1. Материальные ресурсы в системе международных отношений 67
5.2. Экономико-политический аспект глобализации......................... 72
Вопросы для самоконтроля.................................................................... 77
Глава 6. Информационная составляющая современных международных отношений........................................................ 77
6.1. Государства в условиях информационной прозрачности........... 77
6.2. Межличностная коммуникация в международных отношениях 83
6.3. Риски информационной революции............................................. 84
Вопросы для самоконтроля.................................................................... 87
Глава 7. Международные организации в современном мире............... 87
7.1. Международные межправительственные организации.............. 88
7.2. Международные неправительственные организации............... 101
Вопросы для самоконтроля.................................................................. 103
Глава 8. Внешняя политика США после окончания холодной войны........................................... 104
Вопросы для самоконтроля.................................................................. 111
Глава 9. Китай в современном мире....................................................... 112
Вопросы для самоконтроля.................................................................. 115
Раздел II. Внешняя политика России после окончания холодной войны.................................... 116
Глава 1. Институциональные основы и факторы эволюции внешней политики России.......................................................... 116
1.1. Внешнеполитический потенциал государства........................... 116
1.2. Политическая система России и основные группы влияния в российской внешней политике.............................................. 122
1.3. Распад СССР и зарождение новой геополитической ситуации в Евразии..................................................................................... 128
1.4. Внешнеполитические вызовы современной России................. 131
1.5. Периодизация российской внешней политики после окончания холодной войны............................................ 133
Вопросы для самоконтроля.................................................................. 135
Глава 2. Отношения России с государствами СНГ и Балтии............ 135
Вопросы для самоконтроля.................................................................. 158
Глава 3. Россия – Европа........................................................................... 159
3.1. Россия – НАТО............................................................................... 161
3.2. Россия – Европейский союз.......................................................... 163
Вопросы для самоконтроля.................................................................. 169
Глава 4. Российско-американские отношения...................................... 170
Вопросы для самоконтроля.................................................................. 174
Глава 5. Внешняя политика России в Азии........................................... 175
5.1. Отношения России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР)......... 176
5.2. Отношения России со странами Юго-Восточной и Южной Азии........................................................................... 185
Вопросы для самоконтроля.................................................................. 188
Глава 6. Внешняя политика России на Ближнем и Среднем Востоке...................................................................... 188
Вопросы для самоконтроля.................................................................. 195
Глава 7. Отношения России с государствами Латинской Америки, Африки и Австралией................................................................. 196
7.1. Латиноамериканское направление внешней политики России 196
7.2. Африканское направление внешней политики России............ 201
7.3. Российско-австралийские отношения......................................... 203
Вопросы для самоконтроля.................................................................. 204
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................ 204
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................................. 205
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ......................................................................................... 208
ВВЕДЕНИЕ
Современные международные отношения характеризуют новейший период истории международных отношений, начало которого относится к рубежу 80–90-х гг. XX в. Его содержанием являются динамичные и непредсказуемые процессы, которые охватывают практически всю совокупность отношений субъектов общественной жизни. В этой сложной и противоречивой реальности пытается определить свое место наша страна, которая после распада СССР была вынуждена не только заново строить отношения с ведущими странами мира, но и организовывать дипломатические контакты с новыми независимыми государствами – бывшими республиками СССР.
Проблемы современных международных отношений подробно исследуются как в научной, так и в учебной литературе. Говоря о последней, в первую очередь следует назвать фундаментальный учебник «Современные международные отношения и мировая политика» (2005), написанный авторским коллективом под редакцией проф. А.В. Торкунова, который охватывает весь круг международных вопросов. Другим примером качественного анализа международной проблематики являются учебные пособия М.М. Лебедевой «Мировая политика» (2006) и «Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации» (2008), в которых сложные теоретические вопросы обсуждаются в весьма доступной форме. Не менее ценной для освоения данной дисциплины является и монография А.Д. Богатурова «Мировая политика: теория, методология, прикладной анализ» (2005). К числу известных можно отнести и учебное пособие С.А. Ланцова и В.А. Ачкасова «Мировая политика и международные отношения» (2006).
Ведущими изданиями в области отношений современной России с внешним миром являются: четырехтомная хрестоматия «Внешняя политика и безопасность современной России 1991–2002» под общей редакцией А.В. Торкунова (составитель Т.А. Шаклеина) (2002), «Десять лет внешней политики России: материалы Первого конвента Российской ассоциации международных исследований» под редакцией А.В. Торкунова (2003), двухтомный сборник И.С. Иванова «Россия в современном мире. Ответы на вызовы XXI века: статьи и выступления» (2004), монография Е.М. Примакова «Мир без России? К чему ведет политическая близорукость» (2009).
Среди периодических изданий по международной проблематике можно выделить журналы «Международная жизнь», «Космополис», «Россия в глобальной политике» (http://www.globalaffairs.ru/).
Существующие учебники и учебные пособия написаны для специальностей «Международные отношения» и «Политология» и напрямую не адресованы специальности «Связи с общественностью». Формально соответствуя её стандарту, они зачастую являются информационно избыточными. Для специальности «Связи с общественностью» учебного пособия по курсу «Современные международные отношения» в доступной литературе нет.
Предлагаемое пособие направлено на восполнение этого пробела. Оно организовано по тематическому принципу, состоит из введения, двух разделов, заключения, списка основной и дополнительной литературы.
Первый его раздел посвящен проблемам международных отношений после окончания холодной войны (конец 80-х гг. ХХ в.). Это – военная и экономическая безопасность, информационные технологии в контексте международных отношений, роль международных организаций во внутренней и внешней политике современных государств и ряд других вопросов.
Второй раздел охватывает проблемы внешней политики постсоветской России. Среди них – внешнеполитический потенциал России, преемственность и новации во внешней политике нашей страны, международные источники угроз для российского государства и общества. Кроме этого, на фактической основе показаны отношения современной России со странами ближнего и крупнейшими государствами дальнего зарубежья.
Список литературы содержит основную (имеющуюся в фондах НТБ ТПУ) и дополнительную литературу. Обновляемая электронная копия данного учебного пособия находится на сайте: www.ctl.tpu.ru в разделе «Учебно-методическое обеспечение», а также на персональном сайте автора в портале ТПУ: http://portal.tpu.ru/SHARED/v/VLH/hg/ww
Автор выражает благодарность профессорам А.П. Моисеевой, Е.Ю. Лицаревой, В.Г. Ланкину, С.Г. Сычевой, доцентам С.М. Юну, А.Г. Тимошенко, С.А. Наумовой за ценные замечания и предложения. Особые слова благодарности – доценту кафедры мировой политики ИФ ТГУ С.Н. Мирошникову.
Раздел I Международные отношения как объект исследования И реалии современного мира
Глава 1 Развитие теории международных отношений
К истории и методологии понятия международных отношений
Несмотря на то, что к изучению международных отношений люди обращались еще во времена Античности, понятие международных отношений сложилось относительно недавно – на рубеже XVIII–XIX вв. Его автором стал английский философ Дж. Бентам. Задержка понятийного оформления международных отношений была вызвана, вероятно, как неразвитостью гуманитарных наук, формирование которых завершилось в Европе лишь в середине позапрошлого века, так и относительной слабостью национальных государств – с начала XIX в. главных действующих лиц (акторов) международных отношений.
По определению Бентама, международные отношения – это прежде всего стихийно организованные отношения крупных национальных государств. Их сердцевиной выступали международные политические отношения (т. е. отношения, затрагивающие самый высокий уровень государственной власти), которые в этом качестве в истории международных отношений просуществовали примерно до начала 70-х гг. ХХ в. С этого времени на ведущие позиции начинает выходить та модель международных отношений, в которой государства оставались ведущими, но не господствующими субъектами международной жизни, а мировое пространство предстало не разорванным на многочисленные фрагменты, а тесно связанным.
Наиболее адекватно содержание современных международных отношений раскрывает термин «мировая политика», который отражает глобальный размах, сложность, многовекторность и многосубъектность обозначаемого предмета. «Мировая политика, – отмечал С.А. Ланцов, – включает и международную политику, но не сводится к ней, она шире по своей проблематике и по числу задействованных в ней субъектов»[1]. По мнению М.М. Лебедевой, «мировая политика… в качестве участников международного взаимодействия рассматривает не только государства (которые признает в качестве главных акторов) и межправительственные организации, но и негосударственных акторов (неправительственные организации, ТНК, внутригосударственные регионы и т. п.), …не делает резкого противопоставления между внутренней и внешней политикой»[2]. Как видно, понятие мировой политики является весьма обширным, что способствует более тесному контакту теории международных отношений с комплексом социальных дисциплин.
Чтобы лучше представить содержание современных международных отношений, рассмотрим основные подходы к их определению. Но сначала немного истории.
Постоянное изучение международных отношений началось в 20-х гг. прошлого века с образованием в 1918 г. в Уэлльсском университете в г. Эйберсвит (Великобритания) кафедры истории и теории международных отношений. В дальнейшем подобные кафедры открылись и в других университетах Европы и США. Мощным стимулом к началу систематического изучения международных отношений стала Первая мировая война.
Развитие европейской науки о международных отношениях поначалу шло вполне успешно, но пришедшие к власти в 20–30-е гг. ХХ в. в Италии, Германии и других странах фашистские или профашистские режимы затормозили этот процесс; исследования становятся политически ангажированными, сближаются с пропагандой. По мере усиления межгосударственных противоречий в Европе в 30-е гг. ХХ в. и, особенно, в период Второй мировой войны, эта тенденция задела и демократические страны Старого и Нового Света. Испытав на себе губительное влияние тоталитаризма, многие европейские ученые-международники уехали в США, где существовали наилучшие условия для работы. Эта «утечка умов» из Европы позволила американским школам уже в 40-е гг. ХХ в. выйти на лидирующие позиции в мире, которые они сохранили за собой и по сей день. Отметим, что успеху американской науки способствовала и ведущая роль США в мировых делах на протяжении почти всего новейшего времени.
Представления о природе, движущих силах и характере международных отношений в наиболее общем плане распадаются на четыре направления – классический реализм/неореализм, либерализм/неолиберализм, марксизм/неомарксизм и постструктурализм (постмодернизм).
Несмотря на различные, порой противоположные подходы к изучению своего предмета, данные направления в конечном итоге решают общую задачу, которая связана с поиском путей выживания или укрепления позиций национального государства в условиях быстроменяющейся международной обстановки. Специалисты пытаются выявить те процессы и явления, которые могут нанести наибольший вред государству, одновременно решая вопрос о том, какой тип ресурсов на данный момент является определяющим для укрепления его позиций, на чем политическим лидерам нужно сосредоточиться в своей внутренней и внешней политике, а чем можно пренебречь.
Понятно, что правильное решение этой проблемы является сложным и ответственным делом. Ведь история знает немало примеров того, как политические ошибки в определении характера и источников угроз приводили к необратимым, порой фатальным для судеб государств последствиям. Одним из них является трагическая участь советского государства, распавшегося на исходе ХХ в. из-за внутренней неспособности адаптироваться к требованиям времени.
Как правило, разработка правящим классом конкретных внешнеполитических решений не обходится без методологического участия одного из первых трех направлений. Но есть и другие факторы (уровень общетеоретической подготовки правящего класса; особенности международной ситуации; степень компетентности общественного мнения в своей стране и др.), которые принимают участие в поиске решений внешнеполитических проблем.
Большое значение общетеоретической подготовки правящего класса обусловлено тем, что планируемый внешнеполитический шаг до его реализации на практике невозможно воспроизвести экспериментально. Уровень же этой подготовки тесно связан с признанием принципа единства законов бытия; когда законы естествознания, общества и международных отношений образуют в сознании лидеров единую картину мира, внешнеполитическое мышление становится дальновидным и последовательным, а проводимый внешняя политика своевременно находит эффективный курс и удерживает его, невзирая на тактические трудности.
Вероятно, главным признаком эффективности внешней политики государства является эквивалентный и справедливый характер его ресурсного обмена с внешним миром; отметим, при этом, что оценка этой эквивалентности всегда очень субъективна, поскольку зависит от интеллектуальных характеристик субъектов международных отношений.
Технология эффективной внешней политики предусматривает следование принципу эквивалентности, или, по крайней мере, создание такой видимости; первый случай обычно характеризует отношения одноуровневых партнеров, второй – разноуровневых. Во внешних связях, поэтому, весьма важную роль играют внутренние стандарты, которые определяют меру доминирования \ подчиненности государства в мировых делах. Умение правдоподобно имитировать справедливый характер отношений, как правило, основывается на высоких внутренних стандартах и эффективно проявляет себя лишь в условиях явного интеллектуального неравенства субъектов международных отношений.
Международная ситуация представляет собой определенную совокупность действующих лиц, которые связаны между собой отношениями соперничества или партнерства. Эти отношения могут различаться по целям, которые ставят перед собой акторы, остроте противоречий, соотношению элементов известного и неизвестного, объему вовлекаемых ресурсов и пр. Данные характеристики определяют не только значимость международной ситуации, но и влияют на очередность использования тех или иных способов ее разрешения.
Анализ международной ситуации должен выявить объективную картину протекающих процессов в условиях лимита достоверной информации и времени; эта задача поглощает огромные интеллектуальные и материальные ресурсы. Программа исследования обычно включает в себя сбор точных сведений об акторах (их возможностях, стиля внешнеполитического поведения и пр.), конкретизацию национальных интересов, выяснение текущих позиций союзников, оппонентов и нейтральных государств, поиск путей минимизации собственных рисков, усиления политического влияния / экономических дивидендов. Глава государства (правительства) из нескольких вариантов решения проблемы выделяет тот единственный, который реализуется на практике.
При всей тщательности работы вероятность ошибки достаточно велика. Каковы причины ошибок? Понятно, что большая сложность этого вопроса не позволяет ответить на него исчерпывающим образом; отметим лишь некоторые моменты. Предварительно следует отметить, что виновниками ошибок часто становятся не столько субъективные, сколько объективные причины, благодаря чему ошибки приобретают систематический, трудноустранимый характер.
К числу факторов возникновения ошибок можно отнести механизм рационализации, уровень компетентности общественного мнения, явление избыточной эффективности и иерархическую природу информации.
Механизм рационализации действует как в живой природе, так и в человеческом обществе. Суть его состоит в том, что всякая функционирующая система стремится решить серийную задачу наименее затратным способом. В сфере политики этот механизм меняет уровень интеллекта правящего класса в сторону его понижения или повышения, при этом изменяя и другие его характеристики. Люди – политические деятели – становятся здесь настоящими «инструментами», каждый из которых приспособлен для решения только своей задачи.
Складывается следующая закономерность: если цель внешней политики может быть достигнута преимущественно «данными» ресурсами (высокий уровень лояльности населения и его многочисленность, выгодные характеристики территории и пр.), то уровень интеллекта политической элиты снижается; «система» как бы «экономит» интеллектуальные ресурсы, что проявляется как на политическом, так и на государственном уровне. Снижение уровня интеллекта власти часто компенсируется повышением ее внешних волевых признаков – деловой стиль становится нарочито серьезным и основательным, беднеют эмоциональные реакции, с возрастом лидеры приобретают некую «окаменелость», которая легко выдает их профессиональную принадлежность. Присущее им внешнеполитическое мышление часто видит источник угрозы несвоевременно, ошибается в выборе способов его нейтрализации; принципиальной характеристикой внешней политики становится краткосрочность, которая нередко становится системной характеристикой всего общества в целом.
При сокращении «данных» ресурсов повышается значение «создаваемых», что способствует повышению уровня интеллекта власти; лидерский стиль становится живее и проще, власть приобретает способность к долговременному планированию, ее решения сохраняют функциональность на протяжении многих десятилетий. Примечательно, что длительный жизненный цикл производимых идей, услуг и товаров становится характеристикой и всего общества.
Весьма активную роль в определении уровня внешнеполитической эффективности власти играют компетентностные характеристики общественного мнения. Зависят они в свою очередь от целого ряда условий, главные из которых – преобладающая в обществе логика целедостижения – автономная или синкретичная, а также существующие нормы насилия.
Автономная и синкретичная логики целедостижения были присущи всем общественным типам, но в разных пропорциях, которые в ходе истории постоянно менялись. Под их влиянием менялись критерии выбора лучших способов решения проблем – автономная логика способствовала укреплению, а затем и внедрению в жизнь одних, а синкретичная – совершенно других способов решения схожих задач. Долевое соотношение этих логик во многом формировало тип всего общества в целом.
Автономная логика целедостижения находится в прямой связи с такими инструментальными технологиями, которые позволяют человеку идти к практической цели по индивидуальной траектории (в одиночку или в составе небольших групп). Синкретичная же логика, напротив, связана с такими «инструментами», которые вынуждают человека действовать только в составе крупных, сплоченных коллективов. Обе логики очень специфичны, но при этом как та, так и другая по-своему рациональны, правильны, а потому устойчивы. Известная мысль Карла Маркса о том, что «человечество, смеясь, расстается со своим прошлым» по существу отражает факт точного соответствие логики именно «своей» ситуации, историческая смена которой делает эту самую логику неправильной, неэффективной, а значит, глупой и «смешной».
Наиболее заметным отличием данных логик является «противофазный» тип отношений между людьми, который присутствует в автономной и отсутствует в синкретичной логике, использующей только «прямой» тип отношений. Заметим, немного забегая вперед, что слово «присутствие» означает существование на уровне самой реальности; «отсутствие» же означает наличие этого типа только на уровне языкового текста.
Данный тип отношений реализуется тогда, когда одно и то же явление на одного человека оказывает положительное влияние, на другого – отрицательное, а на третьего не действует никак. Результаты: во-первых, происходит «локализация» истины (правильная мысль часто становится таковой только для кого-то одного, а для другого она является заблуждением); снижается роль «чужого» знания и возрастает значение «своего» (человек должен самостоятельно найти правильное решение именно для самого себя); во-вторых, происходит «массовизация» асоциальных поступков (человеку ведь необязательно соотносить свои деяния с благополучия других людей) и, одновременно, развитие социальных механизмов защиты от них.
Автономная, часто «агрессивная» среда повышает уровень компетентности общественного мнения. Общественность начинает проверять на достоверность всю «входящую» информацию, смотрит на несколько шагов вперед, способна четко отличать границы «своего» и «чужого» пространств и, что самое главное, эффективно ограничивать произвол частного эгоизма, в том числе и такого, который существует в форме государственного эгоизма. Играя на противоречиях внутри правящего класса, автономное общественное мнение добивается такого положения вещей, при котором возможности государства начинают использоваться в интересах народа, а не бюрократии; так складываются предпосылки для повышения эффективности как внутренней, так внешней политики.
Норма насилия – это тот порог физических страданий, который конкретное общество признает естественным и нормальным; этот порог не вызывает у людей негативной реакции, привычен для них. Зависит он прежде всего от того, насколько необходимым для выживания людей является умерщвление ими других живых существ. Высокие нормы насилия обычно характерны для аграрных обществ, в которых люди публично и в явном виде забивают сельскохозяйственных животных. Вид крови живых существ сопровождает жителя аграрного общества с раннего детства, что способствует выработке у него относительно терпимого отношения к насилию.
В городских обществах явления забоя животных публично не происходят, хотя имеется телевизионное и компьютерное насилие, которое, впрочем, не оказывает такого же мощного воздействия на сознание, как «натуральное». Соответственно, в регионах, где аграрный тип хозяйства преобладает над городским, можно отметить более высокие нормы насилия. Процесс урбанизации снижает этот уровень.
Нормы насилия определяют предпочтения способов решения как внутренних, так и международных проблем. Страны с низким уровнем насилия обычно сначала полностью исчерпывают возможности экономики, дипломатии, правовых механизмов, а уже затем используют силу, которой они уделяют весьма большое внимание, но используют ее как последний аргумент. Страны с высоким уровнем насилия либо быстрее проходят дипломатическую и правовую фазу, либо вовсе исключают ее, сразу переходя к силовому сценарию; противоречия здесь приобретают более разрушительные формы, чаще перерастая в открытый конфликт. Отметим, что нормы насилия определяют не только более или менее разрушительный тип внешней политики, но и влияют на развитие общества в целом.
Фактор «избыточной эффективности» можно показать на простом примере популярных сегодня компьютерных игр. Геймер пытается выиграть у компьютера, непрерывно совершенствует свое игровое мастерство. Но начав однажды выигрывать постоянно, он обнаруживает утрату интереса к игре; игра, порой, становится невыносимой. На самом деле, игра приносит удовольствие лишь тогда, когда выигрыш дается с достаточным усилием, а его вероятность примерно равна вероятности проигрыша. Для восстановления интереса к игре геймер переходит на более высокий ее уровень, то есть добровольно и сознательно создает себе трудность, которую затем преодолевает. Такая ситуация часто встречается и в жизни, и в политике.
Например, слишком успешная внешнеполитическая программа может ввергнуть ее авторов в состояние уныния, подтолкнув их к созданию трудностей и их преодолению. Внешнеполитическая ошибка становится в этой связи сознательным иррациональным поступком, который восстанавливает интерес лидеров к своему делу, как таковому; но она часто бывает фатальной. История показывает, что наиболее крупные внешнеполитические ошибки государства совершали как раз на пике своего могущества, в условиях, когда международная среда не создавала для них необходимого напряжения.
Еще одним фактором ошибки является иерархическая природа информации о реальности, которая мешает правильному пониманию таковой; в сознании людей формируется искаженная картина, в которой одни фрагменты реальности кажутся более, а другие менее значимыми, чем они есть на самом деле.
Как известно, представление об окружающем мире человек получает из шести информационных каналов. Это – зрение, слух, обоняние, ощущение, вкус и, шестой канал, – язык, который в текстовом виде через какой-то один канал информации может передать содержание всех остальных. Поэтому возникают два информационных уровня – физиологический, образуемый прямым восприятием реальности, и текстовый, существующий в виде языковых символов, которые поддерживают контакт сознания с реальностью опосредованным образом.
Принципиальное их различие заключается в том, что физиологический уровень дает хотя и локальную, но очень четкую, чистую «картинку», а текстовый, при более широком охвате, формирует менее четкое изображение. Отсюда – разная сила воздействия уровней на сознание: «физиологическая» информация оказывается более действенной, чем текстовая, даже в том случае, если последняя достоверна, а первая – нет.
Это явление является одной из важнейших причин не только ошибочных выводов, но и трудностей их устранения, так как изменение физиологического уровня практически всегда синхронизируется с процессами в том фрагменте реальности, который касается человека напрямую. Иными словами, локальный контекст как бы «запирает» сознание в границах наработанных стереотипов, способствуя необоснованному применению практического опыта в тех ситуациях, которым он не соответствует.
Известно, например, как легко человек из благополучной среды становится жертвой преступника – физиологический уровень дает ему идиллическую картину мира, а предостережения, представленные в форме языкового текста (например, в форме телевизионных передач о преступности и пр.), на него не действуют. Отметим, что механический перенос практического опыта из одной области в другую в первую очередь особенно часто происходит внутри «синкретичного» общественного мнения.
Специалисты знакомы с данным типом ошибки и, как правило, избегают ее, но полностью исключить негативное влияние иерархии знаков им не удается. В этой связи, весьма серьезной помехой экспертных оценок становится иерархия языка, которая в свою очередь обусловлена наличием точных и вероятностных методов исследования (точно представить или рассчитать можно лишь некоторую часть реальности; значительная ее часть не поддается точному описанию из-за бесчисленного количества переменных и отсутствия необходимой полноты информации об объекте исследования).
Наиболее точным является язык математики (цифра), относительно точным – язык грамматики (слово). По силе воздействия на сознание цифра преобладает над словом, которое люди нередко воспринимают как расплывчатое, «не доказанное», а потому не заслуживающее большого доверия. Используя точный язык, оказывается, проще не только обосновывать определенную точку зрения, но и при необходимости оправдывать ее ошибочность. Поэтому в экспертных обсуждениях, обычно протекающих в форме эмоциональной полемики, чаще доминирует та сторона, которая оперирует точным языком.
Соответственно, обсчитываемую часть, например военного потенциала (количество населения, объем производства продовольствия, стали, танков, самолетов и пр.), аудитория начинает воспринимать преувеличенно, в то время как необсчитываемую – боевой дух войск, готовность мирного населения терпеть страдания военного времени, самопожертвование, природно-климатические условия и др. – недооценивает. Эффективность экспертного обсуждения зависит, следовательно, от умения его участников грамотно взвешивать точную и вероятностную информацию.
Отметим, что в ХХ в. иерархия языка завела в тупик некоторые крупные внешнеполитические программы. Например, такие региональные конфликты периода «холодной войны», как вьетнамская война США или война СССР в Афганистане, закончились вопреки первоначальным прогнозам потому, что необсчитываемые слагаемые военного потенциала противоположной стороны не получили у лидеров тогдашних сверхдержав адекватной оценки.
1.2. Понятие международных отношений в политическом реализме/неореализме
Идейная родословная классического реализма берет начало в произведениях таких мыслителей прошлого, как Фукидид, Н. Макиавелли, Т. Гоббс и др. Среди наиболее заметных представителей классического реализма можно назвать имена американских ученых Г. Моргентау, Дж. Кеннана, К. Томпсона и др.
Данное направление сложилось в 30–40-е гг. ХХ в. в США на фоне расцвета европейских тоталитарных режимов, внешнюю политику которых оно пыталось объяснить в виде теоретической модели, принципы которой впоследствии распространились не только на Европу, но и на весь мир.
В основу концепции классического реализма ее авторами были положены следующие идеи:
· Международным отношениям присущ анархизм. В отличие от внутриполитической жизни, которая четко регулируется правовыми нормами, международные отношения развиваются стихийно, они неподвластны каким бы то ни было организующим началам.
· Господствующим актором международных отношений являются не бизнес-структуры и даже не организации (общественные или межгосударственные), а только национальное государство.
· На международной арене государства действуют в соответствии со своими национальными интересами, стремятся к установлению контроля над важнейшими экономическими ресурсами – людьми, территорией, природными богатствами, выходами к морским и наземным коммуникациям.
· Основным событийным содержанием международной политики является военное противоборство, а инструментом – военная мощь.
· Чтобы выжить, государства обязаны неустанно думать о развитии своего военного потенциала, своевременно организовывать или вступать в коалиции с союзниками с целью сохранения баланса сил на мировой арене. Пренебрежение этими мерами или их промедление неминуемо приводит к военной катастрофе и гибели государства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|