Риски информационной революции
Информационные технологии могут представлять большую опасность в руках криминальных или террористических группировок. На некоторых интернет-сайтах лежат инструкции по созданию взрывных устройств, с помощью глобальной системы «Google map» террористические организации могут получать четкое изображение объектов предполагаемых атак. Электронная почта позволяет оперативно координировать действия теоретически неограниченного количества боевиков на огромной территории. Периодически утекающие в глобальную сеть персональные данные граждан также могут стать подспорьем при совершении терактов. Кроме этого, террористические группы используют Интернет для пропаганды своих взглядов и дезинформации мировой общественности.
Большую опасность представляет и так называемая киберпреступность. Она заключается в использовании вредоносных программ для выведения из строя объектов экономической инфраструктуры, хищении секретных сведений, распространении заведомо ложной информации, порнографии, кардинга (взлома кредитных крат) и пр. История киберпреступности началась еще в далеком 1969 г., когда был официально зарегистрирован первый факт кражи при помощи вычислительного устройства. Спустя почти сорок лет количество преступлений, совершенных с помощью компьютера, увеличилось в десятки тысяч раз.
О том, к каким последствиям может привести вирусная атака на объекты промышленной инфраструктуры, можно узнать из фантастического фильма «Крепкий орешек – 4». Изображенный в нем хаос в системе управления дорожным движением и водоснабжением крупного города отнюдь не выдуманная фантастика, а воссозданная на экране реальность.
14 августа 2003 г. американский город Нью-Йорк пережил 29-часовое аварийное отключение электроэнергии. Экономика города заплатила за это 1,05 млрд долл. Один час «затмения» обошелся городу в 36 млн долл., примерно 800 млн долл. стоили не состоявшиеся по причине отключения электроэнергии экономические операции, а 250 млн долл. город потерял на признанных негодными скоропортящихся продуктах. Помимо Нью-Йорка «конец света» наступил в Детройте, Кливленде, Оттаве, Торонто и сотнях более мелких городов США и Канады, а также штатах Нью-Джерси, Мичиган, Огайо, Пенсильвания, Коннектикут, Массачусетс и канадской провинции Онтарио. Всего без электроэнергии осталось 50 млн человек. Как полагают, виной тому была атака на энергосети США вируса «Sobig». И этот случай далеко не единственный[36].
Ведущие государства все активнее координируют свои усилия в борьбе с интернет-преступностью. Международное сотрудничество здесь очень важно, ведь изолировать тот или иной сегмент Интернета можно, лишь обнаружив местоположение и закрыв тот сервер, с которого «сливается» информация, а сделать это можно только с согласия и при помощи правительства той страны, на территории которой находится этот сервер.
В декабре 1997 г. Министры внутренних дел стран «Большой восьмерки» подписали документ «Принципы и план действий по борьбе с высокотехнологическими преступлениями». В 2001 г. Советом Европы была принята «Конвенция о киберпреступности», являющаяся первым международным договором такого рода. Она была подписана 30 странами, включая Канаду, Японию, ЮАР и США. Однако Албания, Хорватия, Венгрия, Румыния, Словения, Македония, Эстония и Литва пока не ратифицировали этот договор.
В мае 2002 г. на очередной встрече страны «восьмерки» договорились об изменении внутреннего законодательства для усиления борьбы с киберпреступностью. В ноябре 2003 г. Евросоюз создал специальную структуру для борьбы с преступлениями в сфере высоких технологий – Европейское агентство по сетевой и информационной безопасности (ENISA). Главной его задачей является координация действий правоохранительных органов стран ЕС, которые занимаются расследованием киберпреступлений. Кроме того, агентство будет реализовывать различные обучающие программы по компьютерной безопасности для бизнеса и населения. В рамках работы ENISA планируется проведение исследований и выпуск образовательных материалов по защите от хакеров и вирусов, а также по другим аспектам информационной безопасности.
В настоящее время все большее внимание лидеры ведущих государств уделяют и защите авторских прав на информацию. В 2005 г. Дж. Буш мл. подписал закон, касающийся участников P2P-сетей. Согласно ему, пользователи файлообменных сетей, предоставляющие свободный доступ к копии фильма, которая еще не появилась в продаже, могут получить тюремный срок до трех лет[37]. 27 июля 2006 г. президент России утвердил федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», установивший уголовную ответственность за нарушение авторских прав.
В 2006 г. лидеры стран «Большой восьмерки» на саммите в Санкт-Петербурге приняли заявление о необходимости защиты прав интеллектуальной собственности. Было, в частности, предложено создание в каждой стране «восьмерки» веб-сайта, который будет содержать информацию о существующих механизмах и процедурах, необходимых для защиты прав интеллектуальной собственности деловых кругов и частных лиц, об угрозах, которые несет пиратство, а также о мерах, принимаемых с целью борьбы с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности[38]. Вопрос о защите авторских прав обсуждался и на саммите «Большой восьмерки» в Токио в 2008 г. Лидеры большой восьмерки «G8» сошлись во мнении, что защита прав интеллектуальной собственности является «необходимым условием для создания креативных продуктов, технологий и экономик».
Таким образом, научно-техническая революция, во-первых, способствовала выравниванию информационных, а следовательно, и экономических возможностей государственных и негосударственных субъектов, а во-вторых, сплотила государства перед лицом новых опасностей, связанных с преступлениями в сфере информации. Наиболее важным следствием информационной революции в области международных отношений следует назвать возросшую ответственность государственных лидеров перед собственным народом при реализации внешнеполитического курса.
Вопросы для самоконтроля
1. Каким образом информационная революция изменила поведение государств на международной арене?
2. В чем состоит принципиальное отличие методов ведения современной и традиционной информационной войны?
3. Что означает понятие народной дипломатии и как оно влияет на отношения современных государств?
4. Какие риски связаны с информационной революцией?
5. Почему ведущие представители массовой культуры нередко опережают по популярности политических деятелей?
Глава 7 Международные организации в современном мире
Вся совокупность международных организаций распадается на две основные группы.
Первая группа – межгосударственные (межправительственные) организации. Они учреждаются на основе международных договоров группой или группами государств и являются субъектами как национального, так международного права. По роду деятельности данные организации бывают универсальными или специальными.
Универсальные организации решают множество не связанных между собой вопросов. Это и экономика, и экология, и культура, и наука, и пр. Наиболее авторитетной универсальной организацией сегодня является ООН. Специальные организации решают какую-либо одну проблему, например, проблему безопасности. К примеру, НАТО является специальной межправительственной организацией по проблемам военной безопасности. Иногда специальные организации входят в состав универсальных организаций. Так, например, МАГАТЭ входит в состав ООН.
Вторая группа – это международные неправительственные организации, которые возникают в результате совпадения интересов физических и/или юридических лиц, формально не представляющих внешнюю политику государств. Такие организации являются субъектами только национального права. Международные неправительственные организации оказывают в первую очередь информационное воздействие на мировое общественное мнение, влияя на внутреннюю/внешнюю политику государств или бизнес. В свою очередь, неправительственные организации в разной мере контролируются государствами, крупными компаниями или общественным мнением. Соответственно, их деятельность может преследовать политические, деловые или общественные цели. Международные неправительственные организации обычно являются специальными, хотя по мере развития подобных организаций может происходить диверсификация их функций.
Рассмотрим наиболее влиятельные в современном мире международные правительственные и неправительственные организации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|