Сделай Сам Свою Работу на 5

Организация Североатлантического договора (НАТО)





Договор об образовании НАТО был подписан в апреле 1949 г. в Вашингтоне. На начало 2008 г. НАТО включал в себя 26 стран, и процесс расширения этого альянса продолжается. Сегодня НАТО, безусловно, самая развитая структура безопасности в мире.

Высшим политическим органом НАТО является Североатлантический совет. Два раза в год на уровне министров иностранных дел (к ним иногда присоединяются министры обороны) проходят его сессии. В ходе их проведения определяются направления деятельности НАТО, организуются консультации по важнейшим для блока проблемам политики и безопасности и принимаются ключевые решения по практическим вопросам его функционирования. В основе военной организации НАТО лежит интегрированная командная структура, обеспечивающая взаимодействие вооруженных сил стран-членов и их подготовку для участия в коллективной обороне в случае возникновения вооруженного конфликта.

С окончанием холодной войны перед НАТО встали проблемы адаптации к новой военно-политической обстановке в Европе. В соответствии с ней в течение 1990-х гг. произошли такие изменения в стратегии альянса, как 1) снижение уровня военной активности вооруженных сил НАТО с одновременным усилением политической компоненты политики блока прежде всего по отношению к бывшим участникам Организации Варшавского договора; 2) укрепление европейских структур НАТО; 3) организация и реализация на практике различных программ НАТО для расширения его контактов с ненатовскими государствами по всему миру; 4) усиление потенциала НАТО при решении вопросов кризисного регулирования в мире.



Основным политическим процессом в НАТО после окончания холодной войны стало его расширение за счет присоединения новых членов из числа стран Восточной Европы. Подготовительный этап к приему новых членов включал в себя реализацию программы Партнерства ради мира (1994), а также соглашения двустороннего характера. Первая волна расширения альянса включила в 1999 г. в его ряды Венгрию, Польшу и Чехию, вторая, в 2004 г., – Болгарию, Латвию, Литву, Румынию, Словакию, Словению и Эстонию. Такие страны, как Хорватия, Македония, Украина, Грузия и Албания, намерены присоединиться к НАТО, хотя процесс их вхождения в эту организацию может занять неопределенное время.



Главными военно-политическими событиями в НАТО после окончания холодной войны были крупные операции блока в Югославии и Афганистане.

Военное вторжение НАТО в начавшуюся гражданскую войну
в Югославии продолжалась в течение марта-июня 1999 г. Официальным поводом начала военных действий стало наращивание сербских войск на территории края Косово и этнические «зачистки» против косоваров. В течение марта-июня 1999 г. войска НАТО проводили военные действия на территории Сербии. Основной акцент военной операции был сделан на применение авиации для бомбардировки стратегических военных и экономических объектов на территории Сербии. Количество задействованных самолетов превышало 500 единиц. Итогом операции стал переход края Косово под фактическую юрисдикцию миротворческого контингента НАТО.

Другой военный конфликт с участием НАТО начался в Афганистане в 2001 г. и продолжается по сей день. Начало этому конфликту положили теракты 11 сентября 2001 г. и отказ находившихся у власти в Афганистане талибов выдать американскому правосудию Усаму Бен Ладена. В ходе начавшихся в ноябре 2001 г. сначала воздушных, а затем и наземных операций коалиционных сил НАТО режим талибов пал, и к власти в Афганистане пришел прозападный политик Х. Карзай. Для поддержания безопасности в Афганистане была развёрнута военная миссия НАТО, получившая название ISAF (International Security Assistance Force создана согласно резолюции Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 г.). В течение всего 2007 г. на юге Афганистана продолжались военные действия между силами НАТО и талибами.



В 2008 г. «афганский вопрос» стал для НАТО основным. Положение прозападных сил в этой стране ухудшилось – талибы контролировали более половины территории страны и располагали достаточным количеством оружия для ведения партизанской войны в горах. Наблюдатели все чаще проводили параллели между войной НАТО в Афганистане и участием СССР в военных действиях в этой стране в 1980-е гг.

В этой связи некоторые участники альянса, например Германия, стали отказываться отправлять своих военнослужащих в наиболее неспокойные, южные провинции Афганистана, в которых действовали войска Англии, США и Канады. Общественность многих европейских стран поддерживала идею вывода своих воинских подразделений из Афганистана. Против вовлеченности НАТО в войну в Афганистане наиболее последовательно выступали Германия, Франция, Италия
и Испания. Позиция «старых» членов блока вызывала недовольство США, которые заговорили о кризисе НАТО, о том, что в нем появились два типа стран – одни готовы нести ответственность за борьбу с терроризмом, а другие – нет. Война в Афганистане толкала руководство
НАТО на скорейшее включение в него новых членов, которые могли взять на себя основную тяжесть военных действий в этой стране.

Европейский союз (ЕС)

На сегодняшний день эта международная организация является прообразом нового типа государственности, объединяющего 27 стран Европы. Эволюция европейской интеграции включила в себя четыре этапа.

Первый этап (1957–1968 гг.) связан с образованием зоны свободной торговли, с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между государствами-участниками при сохранении их автономии в таможенной и торговой политике по отношению к третьим странам.

На втором этапе (1968–1987 гг.) возник таможенный союз с введением вместо автономных средств торговой и таможенной политики общего таможенного тарифа и перехода к единой торговой политике в отношении третьих стран.

Третий этап (1987–1992 гг.) привел к образованию единого внутреннего рынка, предусматривавшего, помимо мер таможенного союза, осуществление мероприятий, обеспечивающих свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы.

Четвертый этап – это создание экономического и валютного союза, предусматривавшего проведение единой валютной и денежной политики ЕС (1992–2002 гг.) с заменой национальных валют единой валютой – евро.

Этот, четвертый, этап тесно связан с подписанием в 1992 г. в голландском городе Маастрихт Договора об образовании Европейского союза. Этот договор дополнил практику сотрудничества европейских стран двумя новыми направлениями – взаимодействием в области судебной практики и внутренних дел (в частности, между полицейскими службами стран-членов), а также в области внешней политики и политики безопасности.

В 1997 г. был подписан Амстердамский договор, который подтвердил основные цели ЕС, а именно: 1) введение европейского гражданства; 2) обеспечение свободы, безопасности и законности; 3) содействие экономическому и социальному прогрессу; 4) укрепление роли Европы в мире и дополнил раздел, касающийся механизмов осуществления общей внешней политики и политики безопасности. В договор был также включен отдельный раздел, посвященный соблюдению государствами – членами ЕС принципов демократии, прав человека и приоритета законности, усилению сотрудничества государств-членов в борьбе с терроризмом, расизмом, контрабандой, преступностью и т. д.

В 2000 г. странами ЕС был подписан Ниццский договор, который сосредоточился на трех основных проблемах:

1) внутренние реформы ЕС (изменения в основных принципах
и процедурах принятия решений квалифицированным большинством с возможностью блокирования их меньшинством, ограничение применение права вето в 35 законодательных областях);

2) принятие в ЕС стран Центральной и Восточной Европы с предоставлением им мест и голосов в институтах ЕС;

3) формирование общей внешней и оборонной политики союза.

В 2008 г. ЕС включал в себя 27 стран: Бельгию, Италию, Люксембург, Нидерланды, Германию, Францию, Данию, Ирландию, Великобританию, Грецию, Испанию, Португалию, Австрию, Финляндию, Швецию, Польшу, Чехию, Венгрию, Словакию, Литву, Латвию, Эстонию, Словению, Кипр (кроме северной части острова), Мальту, Болгарию и Румынию.

Главным политическим мероприятием в ЕС являются проводимые два раза в год с участием глав государств и правительств сессии Европейского совета. Основным же политическим органом этой организации является Европейский совет, решения которого пока не имеют юридической силы.

Органами ЕС также являются Европарламент, Комиссия ЕС, Суд ЕС, Палата аудиторов ЕС и Совет министров ЕС.

Европейский парламент существует с 1957 г., а с 1979 г. избирается прямым всеобщим голосованием населения стран-участниц сроком на 5 лет по нормам представительства пропорционально численности населения государства. Выполняет следующие функции: 1) контролирует работу Комиссии ЕС; 2) проводит консультации, принимает совместные с Комиссией и Советом ЕС решения; 3) обсуждает бюджет ЕС, в исключительных случаях может отклонить его принятие. Ежемесячные пленарные сессии Парламента проходят в Страсбурге, дополнительные сессии и заседания комиссий – в Брюсселе. Генеральный секретариат работает в Люксембурге. В зале заседаний депутаты размещаются не по национальному признаку, а по политической принадлежности.

Комиссия ЕС (Еврокомиссия) – это главный исполнительный орган ЕС, который больше других органов ЕС лишен национальных основ. Комиссия формируется из 27 комиссаров и председателя, назначаемых 27 правительствами по общему согласию и с одобрения Европейского парламента. Члены комиссии независимы от указаний своих правительств.

Суд ЕС, орган с отчетливо выраженными наднациональными признаками, играет важную роль в формировании специфического «права сообщества». Суд представляет собой независимый правовой орган, который обеспечивает выполнение условий договора об образовании ЕС и решает другие правовые вопросы. Суд ЕС состоит из 15 судей и девяти генеральных прокуроров, которые назначаются сроком на шесть лет. Находится суд ЕС в г. Люксембурге.

Палата аудиторов ЕС существует с 1975 г. и занимается аудиторской проверкой выполнения бюджета ЕС. В ее составе 27 представителей (по одному от каждого государства-члена). Штаб-квартира находится в Люксембурге.

Совет министров ЕС обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов; обладает правом принятия решений; наделяет Европейскую комиссию, по актам, принятым советом, компетенцией исполнять нормы, которые выработаны советом. Совет может выдвигать определенные требования к осуществлению этих полномочий. Он может также сохранять за собой право в определенных случаях непосредственно осуществлять эти полномочия.

В начале XXI в. перед ЕС стоят две задачи, которые не удалось решить до сих пор. Это – институциональная реформа и координация внешней и оборонной политики.

Без реформирования институтов ЕС невозможно дальнейшее развитие интеграционных процессов, включая укрепление военно-политического сотрудничества.

Координация внешней политики пока осуществляется на основе межправительственных контактов и при отсутствии координирующего органа в рамках ЕС, т. е. вопрос проведения совместной внешней политики пока остается нерешенным и каждое государство ЕС действует, исходя из своих интересов.

Военное сотрудничество стало особенно актуальным после Югославского кризиса, в котором ЕС не сумел проявить себя в качестве влиятельной миротворческой силы.

Как известно, военно-политическая координация ЕС долгие годы шла в рамках Западноевропейского союза (ЗЕС), своеобразной «военной руки» ЕС, возникшего в 1948 г. в результате подписания Брюссельского договора. ЗЕС нес ответственность в таких областях, как миротворчество, превентивные акции с целью предотвращения конфликтов, гуманитарные операции. По линии ЗЕС, например, осуществлялись мероприятия в поддержку эмбарго, введенного ООН против Сербии (патрулирование в Адриатике, таможенный и полицейский контроль на Дунае и пр.). В настоящее время ЗЕС не существует, однако, идеи европейской военно-политической интеграции не утратили своего значения.

В 2008 г. президент Франции Н. Саркози выдвинул проект создания совместных сил обороны ЕС, согласно которому шесть европейских стран должны выделить по десять тысяч военнослужащих и принять оборонный бюджет в размере 2 % ВВП. В задачи этих сил будут входить борьба с терроризмом и создание совместных оборонных программ, включая ПРО. Согласно предложению президента Франции, в создании элитных сил обороны Евросоюза должны принять участие Франция, Великобритания, Германия, Италия, Испания и Польша.

7.1.4. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
(ОБСЕ)

ОБСЕ является наследницей другой организации – Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), которая возникла в 1975 г. как дипломатический форум в составе 35 государств Европы, включая США и Канаду. Основным достижением СБСЕ стал т. н. Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 г.

Важным направлением деятельности СБСЕ было обеспечение военной разрядки на континенте. В рамках СБСЕ велись переговоры по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (1990 г.), был подписан Договор по открытому небу (1992 г.).

В 1995 г. СБСЕ была переименована в ОБСЕ. Соответственно, сместились акценты ее работы – из форума для обсуждения вопросов европейской политики она превратилась в постоянно действующую организацию. Главным образом за счет распада СССР увеличилась численность ОБСЕ – теперь в ее составе 55 государств.

Высшим структурным уровнем в ОБСЕ является совещание глав государств и правительств, созываемое раз в два года. Центральный руководящий орган – Совет министров (в составе министров иностранных дел), собирающийся на свои сессии ежегодно. Общее руководство оперативной деятельностью ОБСЕ осуществляется действующим председателем. Главным должностным лицом организации является Генеральный секретарь, избираемый на три года Советом министров и возглавляющий секретариат ОБСЕ, базирующийся в Вене.

Одними из важнейших после окончания холодной войны стали для ОБСЕ вопросы прав человека и урегулирования межнациональных конфликтов. Миссии ОБСЕ участвовали в урегулировании конфликтных ситуаций в Нагорном Карабахе, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Македонии, Таджикистане и др.

Российская дипломатия традиционно рассматривала ОБСЕ как противовес НАТО и возлагала на нее большие надежды в деле обеспечения европейской безопасности в обход НАТО. Однако смещением акцентов своей деятельности в область защиты прав человека, в том числе на территории бывшего СССР, ОБСЕ осложнила свои отношения с Россией. В 2004 г. Москва обвинила ОБСЕ в «практике двойных стандартов», «нежелании учитывать реалии и особенности отдельных государств» и призвала реорганизовать ОБСЕ и «вернуть её к изначальным принципам».

В декабре 2006 г. на заседании Совета министров иностранных дел С. Лавров впервые заявил о возможности выхода РФ из ОБСЕ, если она не перенесёт акцент своей деятельности с мониторинга соблюдения прав человека на военно-политическое сотрудничество и экономику. Во время своей мюнхенской речи в 2007 г. В.В. Путин отметил, что нынешнее ОБСЕ превратилось в «вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран. И под эту задачу скроили и бюрократический аппарат ОБСЕ, который не связан с государствами-учредителями, скроили под эту задачу процедуры принятия решений и использовали т. н. неправительственные организации».

В октябре 2007 г. страны СНГ внесли в ОБСЕ проект резолюции, ограничивающей функции его структурного подразделения – Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Резолюция была отвергнута. На протяжении 2005–2007 гг. Россия последовательно снижает размер своих взносов в бюджет ОБСЕ. В марте 2008 г. БДИПЧ отказалось направить своих наблюдателей для мониторинга выборов президента России. В ответном заявлении российской стороны говорилось, что ОБСЕ выдвинула к России такие условия, которые не выдвигались ею в отношении других государств. ОБСЕ мотивировала свое решение нарушениями в России принципов демократии – произвольным снятием с выборов оппозиционных кандидатов, отсутствием предвыборных дебатов и пр.

Совет Европы (СЕ)

Совет Европы был образован в 1949 г. и в настоящее время включает в свой состав почти все европейские государства. Целью Совета Европы является решение гуманитарных вопросов, касающихся развития демократии, защиты прав человека и развития международного сотрудничества по многим направлениям, включая спорт, науку и культуру. Периодически в рамках данной организации проводятся встречи глав государств СЕ. Два раза в год собирается Комитет министров иностранных дел, который является высшим органом организации. Другим важным органом СЕ является Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ). Она состоит из парламентариев стран – членов СЕ, собирается три раза в год и избирает Генерального секретаря СЕ, который представляет эту организацию в мире.

Деятельность этой организации носит в основном гуманитарный характер. Такие проблемы, как соблюдение прав человека, свобода распространения информации и соблюдение демократии, не раз становились яблоком раздора в отношениях СЕ с Турцией, Белоруссией, Россией (проблема Чечни). В 2008 г. ПАСЕ отказалась направлять своих наблюдателей на выборы президента России, сочтя их недостаточно демократичными и справедливыми.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.