|
Закономерный характер воспитания и система его особых принципов
Педагогические принципы воспитания — специальная система основных, исходных требований к построению его системы, главные рекомендательные положения, реализация которых обеспечивает достижение цели и решение задач воспитания. Они — обобщенный вывод-урок из опыта воспитания, результатов научных исследований и основаны на понимании как общих, так и специфических закономерностей воспитания в условиях правоохранительной деятельности, т.е. зависимостей между действиями субъектов воспитания, средой, окружением, условиями, в которых действует и живет персонал правоохранительных органов, и воспитательными результатами. Подчеркивая роль понимания и правильного учета закономерностей воспитания, К.Д. Ушинский писал:
...Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе; но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить[139].
Поскольку правоохранительный орган представляет собой деловую, а не воспитательную организацию, особое значение имеют социально-педагогические закономерности и рекомендации по воспитанию сотрудников в процессе деятельности, в реальном столкновении с кипучей жизнью, а не в тиши учебных кабинетов.
Воспитанность человека — продукт множества влияний и закономерных зависимостей, и воспитание его поэтому — сложнейшая педагогическая работа. В идеале она должна быть всеохватной, что практически невозможно не только по количественным причинам, но и потому, что многое неподвластно субъектам воспитания правоохранительного органа (например, находящееся на уровне высших эшелонов государственного управления и жизни всего общества). Поэтому система воспитания в нем предполагает охват важнейших закономерностей и их групп, поддающихся учету в работе с личным составом. Все такие закономерности по месту в педагогической системе воспитания и качественным особенностям находят отражение в трех группах педагогических принципов: содержательных, организационных и методических[140] (рис. 9.1).
Рис. 9.1. Система педагогических принципов воспитания сотрудников правоохранительных органов
Уместно подчеркнуть их юридически обусловленное своеобразие. Ведь практически все варианты описанных в общей педагогике закономерностей и принципов воспитания относятся к учреждениям, специально занимающимся обучением и воспитанием (различные детские учреждения, школы, лицеи, институты, курсы повышения квалификации) людей, находящихся преимущественно в возрасте до 22—23 лет (дошкольники, школьники, студенты, курсанты, слушатели). Даже принципы воспитания личного состава Вооруженных Сил относятся в основном к той же возрастной категории и воспитанию в условиях мирного времени, когда войска занимаются главным образом подготовкой военнослужащих. Основная же масса персонала правоохранительных органов — это люди более старшего возраста и люди, находящиеся постоянно в состоянии «войны с преступностью», они все время «на фронте». Очевидно, что закономерности, принципы и система воспитания тут нужны особые.
Содержательные принципы
Они отражают как специфику структуры и содержания самой воспитанности сотрудников, так и закономерности определения содержания воспитательной работы.
1. Принцип содержательной преемственности и непрерывности воспитания. Отражает тот факт, что воспитание сотрудников строится на той же содержательной основе, которая является общей для всех граждан страны, соответствует общегосударственным подходам к нему, является продолжением и развитием того воспитания, которое в той или иной мере проводилось с ними до поступления на службу в правоохранительные органы. Уже в этом выражается непрерывность, но требование ее относится и к воспитанию в процессе службы, которое должно быть непрерывным и в ней.
Определение сути содержания точно и кратко выражено А.С. Макаренко: настоящая педагогика — это та, которая повторяет педагогику всего нашего общества. В современных условиях кардинального социального перелома в жизни россиян эта педагогика в своей реальности несовершенна (об этом говорилось выше и будет рассмотрено подробно в главах 13 и 14). Поэтому под педагогикой общества надо понимать ту, которая должна быть в соответствии с представлением об общественном обустройстве, предусмотренном Конституцией РФ и основанном на гуманизме, демократии, праве, справедливости, нравственности, цивилизованности и высокой культуре. Это означает, что содержание воспитания правильно, если используются все возможности для того, чтобы жизнь и деятельность той ячейки российского общества, которую представляет коллектив каждого правоохранительного органа, строились по образцу того общества, которое предусмотрено Конституцией страны. В нем все
должно отвечать требованиям и признакам жизни гуманной, демократичной, основанной на праве, справедливой, высоконравственной, цивилизованной и культурной. Жизнь и деятельность персонала правоохранительного органа по этим критериям должны быть, безусловно, лучше, чем усредненное положение в других организациях страны. Возможно, мы еще слабы, чтобы добиться этого в идеале, но мы достаточно сильны для того, чтобы поработать над этим и пронизать всю воспитательную работу стремлением к достижению его, расценивать все в жизни и деятельности правоохранительного органа с позиций соответствия такому идеалу и совершенствовать их. Можно говорить о том, что воспитание в правоохранительном органе должно иметь опережающий характер. Выражаясь пафосно, а по существу верно, в жизни и деятельности персонала каждого правоохранительного органа, как солнце в капле воды, должно сверкать все лучшее, что есть в нашем обществе и что должно быть. Педагогический оптимизм в этом вполне обоснован.
2. Принцип гражданственности. Характеризует фундаментальную взаимосвязь содержания воспитательной работы в правоохранительном органе с ее содержанием, обязательным для работы со всеми гражданами России. Вместе с тем профессионалу-юристу нужно острое ощущение своей причастности ко всему, что происходит в стране, причем причастности к одному из важнейших направлений совершенствования жизни в ней — правовому укреплению государства, защите прав и свобод граждан, обеспечению их безопасности. Это определяет главную особенность содержания воспитания — его общественно-государственный, гражданско-патриотический характер, гражданско-активный характер. Сотрудники должны:
• остро ощущать свою причастность к истории Российского государства, происходящим в нем переменам, его будущему и судьбам народа;
• обладать зрелым социальным мировоззрением, социальными взглядами и убеждениями, позволяющими правильно оценивать состояние страны, процессы, происходящие в ней, понимать потребности ее и населения;
• понимать гражданскую, социальную, общественную значимость своей профессиональной деятельности, необходимости ее высокого качества, ответственности за достигаемые результаты;
• занимать активную гражданскую позицию — не созерцать происходящее, а испытывать острую потребность в личном участии в решении общественных проблем, внесении посильного вклада в улучшение жизни других граждан;
• ориентироваться в своей деятельности на гуманистические ценности, что отвечает мировым тенденциям и стремлениям развития российского общества. Гуманизм — система взглядов, ставящих человека в центр всех интересов, рассматривающих жизнь как высшую социальную ценность, а заботу о человеке как высшее предназначение общества. Важнейшими ценностями его выступают справедливость, права и свободы, честность и порядочность, трудолюбие, забота о ближних и других людях, уважение личного достоинства, недопустимость насилия и др. Они называются еще общечеловеческими ценностями, признаваемыми во всех цивилизованных странах и основными религиями. Гуманизм выступает сегодня как идеология, пришедшая на смену тоталитарным, вождистским и националистическим идеологиям. Воспитание в духе гуманизма важно и потому, что традиции административно-командной системы еще не изжиты у нас, и особенно в правовой системе.
3. Принцип профессионально-правовой направленности. Определяет главную особенность воспитания в правоохранительных органах. Он реализуется в правилах:
• осуществления нравственного воспитания и морально-психологической подготовки;
• формирования профессионального правосознания и профессионально высокой правовой культуры;
• воспитания в духе строгого соблюдения законности при решении профессиональных задач;
• профилактики профессиональной деформации.
4. Принцип личностно-деятельностного подхода. Соответствует закономерной целостности личности, взаимосвязи в ней как психологических, так и педагогических свойств и особенностей. Нельзя усовершенствовать отдельные качества, не влияя на другие. Нельзя добиться цели, совершенствуя даже 10—15 качеств, но по очереди. Необходим целостный и комплексный подход, всестороннее и одновременное совершенствование личности, во взаимосвязях ее качеств. Только на таком фоне работы можно в те или иные отрезки времени уделять усиленное внимание совершенствованию отдельных индивидуальных особенностей сотрудников. Нужно сочетание различных видов воспитания — общественно-государственного, патриотического, гражданского, нравственного, правового, трудового, гуманитарного, демократического, интернационального, культурного, экологического, воспитания в духе здорового образа жизни.
Принцип рекомендует строить воспитание в процессе деятельности, в связи с ее требованиями и достигаемыми сотрудником результатами, в единстве совершенствования деятельности и личностного роста, более полного и правильного использования своих возможностей и создаваемых в правоохранительном органе для этого условиях.
Организационные принципы и формы
Эта группа принципов содержит важнейшие рекомендации по созданию системы воспитательной работы, включающей использование всех ее возможностей, состоящей из всех необходимых элементов, а также по выбору и реализации ее организационных форм.
Педагогически правильная организация включает использование воспитывающих возможностей в семи сферах жизни и деятельности его личного состава:
• обеспечения воспитывающего характера правоохранительной деятельности;
• осуществления воспитывающего управления;
• создания воспитывающей среды в коллективе;
• применения специальных форм воспитательной работы;
• достижения единства обучения и воспитания в профессиональной подготовке;
• организацию самовоспитания;
• использование воспитывающего потенциала внешней среды. Организация педагогической системы предполагает включение в нее всех элементов (цели, задач, содержания, условий, обеспечения, средств, методов, контроля, регулирования, оценки, подведения итогов др.). Нужна четкая продуманность каждого элемента и создания его по подходящего случаю образцу, обеспечения согласованности, стыковки их и усовершенствования для слаженного целостного функционирования. Организация — это также определение и выбор подходящих форм воспитательной работы, продумывание их применения в каждом конкретном случае. Организационные принципы содержат рекомендательные положения по этим вопросам.
1. Принцип научности. Как и в других системах принципов (обучения, образования, развития), он предполагает обязательность научно достоверного построения системы воспитания, использования данных и рекомендаций общей и юридической педагогики. Воспитание, как нигде, чревато грубыми искажениями при решении его проблем на основе досужих вымыслов, недостоверных личных убеждений, почерпнутых невесть где идей, мнений авторов отдельных статей и некритического использования ряда зарубежных концепций (вызывающих у некоторых повышенную веру в их истинность только потому, что они зарубежные и ранее «были запрещены»).Такой подход равносилен знахарству в медицине.
2. Принцип воспитывающей деятельности. Констатирует факт устойчивых зависимостей между правоохранительной деятельностью и соответствующими воспитывающими влияниями их на осуществляющего его сотрудника.
Это влияние определяется прежде всего теми целями, к достижению которых реально стремится сотрудник. Под влиянием субъективных факторов они могут быть непонятыми, заученными, урезанными, дополнены посторонними, деформированными и даже противоправными. Первое правило реализации этого принципа указывает на важность внутреннего принятия каждым сотрудником нормативно определенных целей и действительной устремленности его на достижение только профессионально полноценного результата. Необходимо еще до начала всех важных действий по возможности уточнять, чего хочет добиться сотрудник, насколько хорошо он понимает, какой результат должен быть в итоге достигнут и какой результат его удовлетворит, и в необходимых случаях правильно ориентировать сотрудника. Немалую помощь в этом приносит анализ и объективная оценка реально достигнутого результата, строгое использование мер поощрения только при достижении полноценного результата.
Аналогично по воспитательной направленности и правило обеспечения использования сотрудником только профессионально корректных и правомерных способов решения задач деятельности. Верно утверждение, что личность определяется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Здесь большое поле для контроля, требований, запретов, бесед, разъяснений, оказания помощи, постановки в пример, использования одобрений, осуждений, поощрений и наказаний. Положительно; сказывается доверие в самостоятельном выборе средств, предоставление права их выбора с возложением, естественно, и ответственности, поощрение творчества, находчивости и вместе с тем требование неукоснительного, беспрекословного соблюдения правовых норм, предусмотренных для выполнения данного действия.
Коллегиальный характер правоохранительной деятельности требует от каждого сотрудника решать правоохранительные задачи во взаимопонимании, согласии, умении считаться с другими, уважать их интересы и индивидуальные особенности. Стремление выполнять свои должностные обязанности с коллегиальными соображениями, не деля на «свое» и «чужое», нацеливаясь на общий успех, инициативно помогая другим и т.п., должно неукоснительно воспитываться в каждом сотруднике, в коллективе каждого подразделения. Наблюдения руководителя за ходом совместных действий содержат богатые возможности для воспитания всех участвующих в них.
В правоохранительной деятельности важны достигаемые сотрудником результаты. Уровень достижений, соблюдение сроков, цена успеха и допущенных ошибок, глубокий и справедливый анализ причин (особенно связанных с воспитанностью или ее недостатками), поучительный разбор содержат очевидные возможности для воспитания. Значительно влияние успехов или неудач. При хронических
неудачах сотрудник может утратить веру в себя и перестать искать | пути самосовершенствования. Нередко полезно дать такому неудачнику дело по силам, с практически гарантированным достижением |. успеха, чтобы было основание похвалить, поддержать, сказать ободряющее: «Ну вот видите, оказывается, что когда постараетесь, то и
у вас хорошо получается. Действуйте так и дальше: уверен, что дело
пойдет все лучше и лучше».
3. Принцип воспитывающего управления. Неразрывно связан с предыдущим. Любая деятельность входит в иерархическую систему управления, и его особенности — стиль, методы, решения, личность руководителя и др. — создают специфические, нередко сложные условия f для деятельности любого сотрудника, оказывающие на него психологическое и воспитательное влияние. Важное место в этом занимает 1 индивидуальная работа с каждым, чья деятельность направляется, контролируется, совершенствуется руководителем (подробно см. главу 12).
4. Принцип воспитывающего коллектива. Соответствует обще педагогическому принципу воспитания в коллективе и через коллектив. Его реализация предполагает формирование в правоохранительном органе коллектива, превращение персонала в сплоченную, дружную профессиональную «семью» со здоровым, оптимистичным, деловым, морально-психологическим климатом, коллективистскими отношениями, нормами поведения, товарищеской требовательностью и помощью. Достигается это особой педагогической технологией формирования коллектива, разными формами и методами работы (см. § 9.3, 9.5), а также целенаправленным воздействием коллектива на отдельных своих членов.
5. Принцип воспитывающей профессиональной подготовки. Является модификацией общепедагогических принципов единства обучения и воспитания и воспитывающего обучения. Его реализация , рассматривается в главе 10.
6. Принцип единства воспитания и самовоспитания. Выше уже не раз говорилось о том, что без самовоспитания нет воспитания. Не-
· обходимы усилия самого сотрудника по развитию у себя социально , значимых качеств, которые могут инициироваться специально, действуя по правилам:
• постоянного стимулирования самовоспитания и активизации мотивов к нему;
• показа образца-портрета сотрудника-профессионала, с которым надо сравнивать собственный профессионализм и воспитанность, выявлять свои слабости и стремиться устранять их;
• разъяснения значения, возможностей, форм, способов организации и методов самовоспитания, вооружающих сотрудников пониманием возможности и его реализации;
• стимулирования работы по преодолению вредных привычек;
• оказания помощи в объективной самооценке для уточнения необходимости и содержания самовоспитания;
• оказания помощи желающим в определении целей, задач, плана и методов самовоспитания;
• оказания помощи лицам, занимающимся самовоспитанием, но испытывающим трудности в реализации плана;
• оказания помощи в оценке промежуточных и итоговых результатов самовоспитания;
• морального и материального поощрения успехов.
Будет чрезмерным оптимизмом надеяться на то, что все сотрудники займутся самовоспитанием. Но если в результате усилий организатора самовоспитания даже 10—20% сотрудников начнут работу над собой, можно считать усилия оправданными и не пренебрегать таким результатом.
7. Принцип активного использования воспитывающих возможностей внешней среды. Внешняя среда — обстановка на обслуживаемой правоохранительным органом территории, взаимоотношения и взаимопонимание с населением, отношение населения к правоохранительным органам и их сотрудникам, авторитет профессии сотрудника, степень участия населения в укреплении законности и правопорядка и т.п. Все это оказывает свое воспитательное влияние на сотрудников. Не все в ней может изменить коллектив правоохранительного органа и его руководство, но многое — с пользой для воспитания и сотрудников, и населения.
Этот принцип реализуется действиями по правилам:
• воспитания культуры общения и поведения с гражданами;
• активного влияния на внешнюю среду пропагандой достижений правоохранительных органов и отдельных сотрудников. Заслуживает внимания инициативное развитие контактов со средствами массовой информации, предоставление им позитивной информации о раскрытых, предупрежденных и пресеченных преступлениях; показ работы сотрудников, достигающих больших и устойчивых результатов в работе или обеспечивших успех в каком-то важном и громком деле;
• организации регулярных встреч сотрудников правоохранительных органов с населением. Сотрудникам очень полезно услышать мнение о себе простых граждан, возможно, испытать стыд или, напротив, почувствовать уважение, услышать, что граждане ждут от них, о чем просят, чего требуют.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|