|
Правовое воспитание в процессе профессионального обучения
В системе профессиональной подготовки правоохранительных органах большое внимание уделяется изучению законов, обстоятельному, глубокому и максимально прочному. Это изучение должно быть воспитывающим, а не схоластическим. Методика занятий эффективна, если ориентирована на осмысленность и глубину усвоения положений законов, превращение их знания в убеждения, связь с практикой. Она должна быть пронизана идеями о том, что законы служат, прежде всего, обеспечению конституционных прав граждан и неприкосновенности личности; их законное обеспечение — главная цель деятельности правоохранительных органов и каждого сотрудника. Никакие соображения служебной или деловой «целесообразности» не могут стать оправданием нарушений законности; нет «мелких» или «крупных» нарушений законности, а есть только их нарушение, за которое надо нести полную ответственность. Закон должен восприниматься профессионалом-юристом как высшая ценность, которая соблюдается и выполняется независимо от того, одобряет или не одобряет его кто-то. Его надо не обсуждать, а выполнять. Он свят для сотрудника, который, образно говоря, должен стоять перед ним коленопреклоненным. Такое отношение к закону — одно *из высших проявлений правовой воспитанности профессионала.
При обучении следует обращать повышенное внимание на формирование у сотрудников: умения правильно оценивать поводы и основания для возбуждения уголовного дела; умения определять причастность к преступлению того или иного лица, о задержании или аресте которого возник вопрос; умения найти и надлежащим образом оформить доказательства вины или невиновности конкретного лица. Всем сотрудникам нужны уверенные умения по основным стадиям правоприменительного процесса:
• анализа фактических обстоятельств, которые образуют фактический состав данного дела, и решения вопроса об относимости их к юридическому составу (проступок, правонарушение, преступление);
• выбору (нахождению) правовой нормы (принципа и удостоверения в правильности их текста;
• толкованию юридических норм и «наложению» их на конкретную ситуацию;
• принятию решения в соответствии с правовыми предписаниями и государственным интересом.
В передовом опыте практического обучения, нацеленного на подготовку и воспитание персонала в духе строжайшего соблюдения законности, оправдали себя групповые и индивидуальные упражнения по:
• решению учебных правоохранительных задач с созданием максимально приближенных к реальным условиям, в которых возможно из-за недостаточно профессиональной неподготовленности нарушение законности сотрудниками;
• разбору имевших место в правоохранительном органе реальных ситуации, в которых происходило возникновение предпосылок и даже нарушение законности. Анализ всех предпосылок, когда сотрудник находился на грани нарушения, заслуживает не меньшего внимания, чем факты нарушений;
• развитию выдержки, самообладания, умения контролировать свое состояние, регулировать поведение в трудной обстановке.
В ходе всех занятий уделяется повышенное внимание формированию у сотрудников убеждения в необходимости обеспечения право-законности всех профессиональных действий, реализации властных полномочий исключительно на основе правовых норм, признанных обществом и закрепленных прежде всего в Конституции РФ, а также соответствующих ей законах и подзаконных актах. Раскрытие закона, правовой нормы предполагает и показ их как высшей меры справедливости, на оселке которой отыскивается единственно правильный ответ и решение при столкновении на практике с противоречиями, сомнениями, вариантами. Все, что не соответствует закону, — несправедливо, что нарушает его — зло, и нет ценностей, стоящих выше его, ради которых он может быть нарушен. Сила закона — в охране государством и наказании нарушителей, посмевших преступить его.
Формировать убеждения надо со всей искренностью, логичностью, доказательностью, яркостью, выразительностью, на которую способен руководитель занятий, воспитатель. Тщательно, с обильными ссылками на примеры жизни раскрывать практическую целесообразность правовых норм и необходимость неукоснительного следования им при решении служебных вопросов. Целесообразно применение диалоговой методики, свободного обмена мнениями и доводами между руководителем и сотрудниками. Последним предоставляется неограниченная возможность задавать любые вопросы и выражать сомнения, возражения и обоснования. При реакциях на них нельзя допускать грубых реплик, оскорбительных замечаний, не «затыкать рот», а аргументировано и убедительно давать ответы.
Убеждения формируются во многом под влиянием того, насколько хорошо представляет сотрудник последствия, которые влечет нарушение закона для: престижа закона; граждан и их правовоспитания; решения стоящей правоохранительной задачи; коллег, коллектива правоохранительного органа; его авторитета и престижа профессии сотрудника; поддержки населением действий правоохранительных органов и содействия им; лично для сотрудника. Практика дает обильную пищу для приведения примеров, раскрывающих масштабы и глубину отрицательных характеристик таких последствий. Задача руководителя — возможно более ярко, убедительно обрисовать неприглядную картину их.
Правовое воспитание в практике правоохранительной деятельности
Как и всякое воспитание, правовое не может сводиться к словесным методам. Убеждения укрепляются, «отливаются» в привычки поведения и качества, необходимые и для неукоснительного соблюдения законности, обязательно в практике, в систематических упражнениях. Повседневная деятельность сотрудников, ее условия, постановка, управление ею должны воплощать в себе правовые идеи, не противоречить им.
Выше уже говорилось о воспитывающей роли примера личности руководителя правоохранительного органа. Убеждение личным примером важно и в правовом воспитании личного состава. Важен пример в точном соблюдении всех норм и требований, касающихся управления органом, соблюдения уставов, организации прохождения службы сотрудниками, снабжения их всем положенным и др.
Имеет значение справедливость требовательности руководителя, посильность, выполнимость даваемых им сотрудникам поручений. Ошибочно строить их по принципу «требуй невозможного — достигнешь возможного». Формулировки типа «Делайте, что хотите, но в установленный срок закончить!», «Идите, думайте, ищите и, не выполнив задание, не возвращайтесь!» могут подтолкнуть некоторых сотрудников к нарушениям законности, выбору незаконных средств и способов решения задачи, чтобы избежать неприятности быть наказанным. Необходимо учитывать возможности каждого и не загонять в тупик, из которого сотрудник не видит выхода, выполняя задание законно и добросовестно.
При доведении задач руководителю следует оценить их специфику, правовые сложности, подготовленность сотрудника, возможность возникновения предпосылок к нарушениям законности. Если есть хотя бы малейшая вероятность возникновения их, сделать напоминание о соблюдении законности, при необходимости растолковать, как избежать промаха.
При организации контроля, проверке исполнения задания необходимо оценивать не только результат, но и способы, с помощью которых он был достигнут. Когда руководителю ясно, что выполнение задания связано с нарушениями законности, но об этом он не говорит, делая вид, что не заметил, подчиненному дается плохой урок: он поймет, что начальник не против нарушений законности, лишь бы он «не знал» о них. К пренебрежению законностью подталкивает обоюдная погоня начальника и подчиненного за благополучными цифровыми показателями в работе. Возникает молчаливый сговор, который приводит к укрытию преступлений от учета, отказу от регистрации заявлений и возбуждения уголовных дел, возбуждению уголовных дел по малозначительным, не представляющим большой опасности поводам, но тут же раскрываемым; фальсификации доказательств, принуждению к даче ложных показаний, противоправному психологическому давлению, применению физического насилия для форсированного завершения «горящих» дел.
Особое направление, приучающее к уважению официальных норм деятельности, — укрепление служебной дисциплины. Привычка к дисциплинированному поведению положительно сказывается на воспитании привычки к соблюдению законности.
Сильное правовоспитательное воздействие оказывает практика реагирования руководителя, начальника на факты нарушений законности и предпосылок к ним. Правильно, когда он:
• своевременно и принципиально оценивает факты нарушений законности, проводит в каждом без исключения случае тщательное расследование, не ограничивается применением административных наказаний, а направляет материалы для принятия мер в соответствии с законом;
• придает в коллективе широкую гласность фактам нарушений и предпосылок к ним, создает обстановку нетерпимости и непримиримости, откровенной и резкой критики и самокритики;
• организует обсуждение в судах чести грубых проступков сотрудников, находившихся на грани нарушений законности, давая им не только правовую, но и моральную оценку;
• остро реагирует на факты укрытия начальниками служб и подразделений отдельных нарушений законности своими подчиненными, ставя при этом вопрос об их соответствии занимаемой должности;
• быстро и принципиально реагирует на представления прокуроров, частные определения судов и материалы средств массовой информации по вопросам нарушений законности сотрудниками возглавляемого им правоохранительного органа.
Профилактически и воспитывающе сказывается работа служб собственной безопасности правоохранительных органов. Руководители, кадровые аппараты совместно с этими службами:
• проводят комплексные мероприятия по выявлению фактов предательства со стороны сотрудников, документированию фактов вступления в связи с преступными группировками;
• вводят в крупных городах ежедневное специальное патрулирование из числа лиц среднего и старшего начальствующего состава, которые наряду с контролем за поведением сотрудников, соблюдением ими требований нормативных актов выявляют работников, занимающихся коммерческой и охранной деятельностью;
• проводят рейды по коммерческим магазинам и ларькам с целью выявления фактов вымогательства, покровительства, злоупотребления служебным положением со стороны сотрудников органов внутренних дел;
• изучают источники дохода сотрудников, приобретавших дорогостоящее недвижимое имущество, предметы быта и др.[155]
9.8. Педагогическая профилактика профессиональной деформации сотрудников
Профессиональная деформация личностии деятельности сотрудника
Профессиональная деформация — это изменение в отрицательную сторону личных качеств сотрудника и профессиональных действий под влиянием особенностей самой правоохранительной деятельности, служебных условий, опыта, ослабления его самокритичности и работы над собой. Профессиональная деформация проявляется в сферах: профессионально-нравственной, профессионально-интеллектуальной, эмоционально-волевой, и как производное — в сфере профессиональных действий.
В профессионально-нравственной сфере деформация проявляется в потере представления о гражданском и нравственном смысле профессиональной деятельности, подмене ее норм в поведении искаженными узкокорпоративными нормами, а в конечном итоге — в нарушении законности.
Впрофессионально-интеллектуальной сфере деформация проявляется в шаблонности мышления, постепенной утере его широты, глубины, критичности, в преувеличении значимости собственного профессионального мнения и опыта, а иногда — их абсолютизации.
В сфере эмоционально-волевой деформация проявляется в разбалансированности и огрублении эмоционально-волевой сферы, появлении длительных депрессивных состояний, «накоплении усталости», росте внутренней и внешней конфликтности, агрессивности, ослаблении волевых качеств, потере способности к самоконтролю и саморегуляции.
Проявления деформации в сфере профессиональных действий — это, как правило, стремление к формализму, подмене делового подхода псевдодеятельностью, гипертрофированное внимание к внешней атрибутике ее, правовой нигилизм, произвольное толкование закона, сверхмерная подозрительность, «обвинительный уклон», стереотип закрытости («сверхсекретности»), стремление к силовым методам решения задач.
Развитие профессиональной деформации может привести, как минимум, к профессиональной непригодности (профессиональному бессилию) сотрудника, а самое худшее — сделать его опасным для профессиональной деятельности. Причины профессиональной деформации лежат как в самой правоохранительной деятельности, ее условиях, так и в особенностях личности конкретного сотрудника. Поэтому проявления профессиональной деформации необходимо всегда рассматривать в контексте всей его личности, ибо в ней могут быть найдены многие индивидуальные причины ее и «точки опоры» для профилактики и преодоления.
Есть два иных типа деформации личности сотрудника, проявления которых могут быть сходны с профессиональной, хотя причины их различны. Это — изначальная социальная деформация, проявляющаяся в сфере профессиональной деятельности, но сформировавшаяся до поступления на службу под влиянием факторов и причин, не имеющих непосредственного отношения к деятельности правоохранительных органов, например неблагоприятного социального окружения. Может также развиваться социальная деформация личности сотрудника во время службы, причины которой — в негативных внеслужебных воздействиях, например со стороны семьи, неформального окружения вне службы и т.д. Поскольку подобные явления не имеют прямого отношения к условиям и опыту профессиональной деятельности и требуют иных, чем в случае профессиональной деформации, путей профилактики и преодоления, они не будут рассматриваться ниже.
Профилактика и преодоление профессиональной деформации является необходимой составной частью воспитательной работы с персоналом правоохранительных органов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|