Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность и значение воспитания в современных условиях





Воспитание, как уже отмечалось, — основопо­лагающее педагогическое явление в системе пе­дагогической реальности общества и жизни каж­дого человека. Оно представляет собой процесс формирования важнейших социальных качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патрио­тических, гуманистических, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к цивилизованной, целесообразной и успешной жизни в обществе, а также социальная развитость, гражданственность, лю­бовь к Родине, природе, семье, трудолюбие, уважение общечелове­ческих ценностей, закона, прав и свобод человека, культурность, разумный и всесторонне осмысленный выбор жизненного пути, са­моопределение и самореализация в жизни.

Результатом воспитания является воспитанность человека, груп­пы людей, населения страны в целом. Воспитанность личности — важнейшая характеристика ее социальной сущности, образа жизни, поведения и деятельности, а также педагогическое свойство, выра­жающееся в совокупности внутренне существующих и внешне про­являющихся (в образе жизни, поведении, действиях) отношений к окружающей социально значимой действительности:



отношений к окружающему миру и собственной жизни: к чело­вечеству, его происхождению и будущему, угрозам его существова­ния на планете Земля, к своей взаимосвязи с ним; к раскрытию смысла собственной жизни, своего места в решении общих и лич­ных проблем; к необходимости жить достойно, самореализоваться в жизни, использовать все свои возможности и достигнуть личной вершины успеха («акме») в самовыражении и самоутверждении; к необходимости вести здоровый образ жизни;

отношений к достижениям и ценностям человеческой цивилиза­ции: к общечеловеческими ценностям, достижениям культуры, науки, техники, образования, интеллекта, морали, гуманизма, демократии, праву, свободе, экологии, расовому, интеллектуальному и религиоз­ному равенству;

отношений к делам по реализации своих жизненных возможно­стей: к чему реально стремится данный человек в жизни, как он творит свою судьбу и будущее; как повышает свой личный потенциал качеств, способностей, профессионализма; к удовлетворению каких потребностей стремится, какие ценности современной цивилизации воспринимает и каким хочет следовать, чего хочет достигнуть, какие потребности удовлетворять, на какие достижения претендует;



отношений с обществом (общественная интегрированность, гра­жданственность): чувство принадлежности к российскому обществу, причастности к его жизни, проблемам, судьбам, любовь к Родине, ее народу (независимо от социальных, национально-этнических, рели­гиозных и иных особенностей его); уважение к истории, традициям, культуре, нормам поведения в нем; социально правильное отноше­ние к путям решения общих проблем, участию в работе обществен-|ных формирований, содействию государственным органам, сочета­нию личных интересов с общественными; к необходимости отстаи­вания интересов России всеми силами, а при необходимости — к вооруженной защите Родины;

отношений с определенной общностью, группой (групповая интег­рированность): совпадение (близость) своих социальных взглядов, отношений, интересов, норм поведения, потребностей, намерений, планов с определенной общностью (группой) людей (профессио­нальной, имущественной, социально-демографической и пр.); по­нимание единства с ними и необходимости действия вместе с ними (сочетая их с гражданственностью);

отношений с людьми: общительность, открытость, доброжела­тельность, дружелюбие, гуманистичность, демократичность, спра­ведливость, порядочность, честность, чувствительность к чужой бе­де, альтруистичность (забота о других), коллективизм;



отношений к социальной активности: необходимости внесения личного вклада в решение проблем жизни россиян, создания в Рос­сии подлинно демократического, гражданского, правового общества; повышение ее силы и авторитета путем посильного участия в этом процессе, в совершенствовании жизни и деятельности в непосредст­венном окружении — семье, на досуге, по месту жительства, на ра­боте, в общественных "формированиях;

отношений к трудностям и проблемам жизни (жизнестойкость): социальный оптимизм, вера в лучшее будущее, убежденность в воз­можности решить свои жизненные проблемы личной предприимчивостью, трудолюбием, повышением профессионализма, совместными усилиями с другими; толерантное (устойчивое) отношение к неудачам как временным, преодолимым, к необходимости «держать удар», делать выводы и не повторять ошибки;

отношений к самому себе (самоосознаваемость): как к индиви­дуальности, личности с достоинствами и недостатками, профессио­налу, своему месту среди людей, к мнению о себе других (субъек­тивный «Я-образ»); к необходимости самосовершенствования опреде­ленных свойств и качеств, к проявлению сил и воли для этого.

Известно меткое сравнение, сделанное Л.Н. Толстым, человека с дробью, в числителе которой то, как оценивают его люди, а в знаме­нателе — как он оценивает себя сам. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Воспитанный человек совершает правильные поступки «наедине с собой», т.е. не для внешнего показа, не из страха перед на­казанием или осуждением, а желая даже в мыслях уважать самого себя, не марать свою совесть и не испытывать ее угрызений. Воспитанный человек ведет себя достойно потому, что иначе вести себя не может.

Воспитанностью должны отличаться также и группы людей, все население.

Воспитание представляет собой (в общепедагогическом понима­нии) системную целенаправленную деятельность государства и обще­ства, их институтов и учреждений, административных, производствен­ных, общественных организаций и отдельных лиц по содействию гра­жданам в их социальном (политическом, правовом, нравственном, культурном и пр.) личностном росте в интересах их самих и общества.

Протекая под влиянием всех жизненных, образовательных и тру­довых обстоятельств, воспитание человека, группы достигает опти­мальных результатов в специально организуемой и управляемой педаго­гической системе, обязательным компонентом и условием успешности которой выступает самовоспитание. Никто не может сде­лать человека таким, каким он не хочет быть, когда он сопротивля­ется воспитанию. Поэтому с педагогических позиций воспитание — это организация воспитывающей системы совместной работы кол­лектива, воспитателя, педагога с человеком, содействующей его са­мовоспитанию и создающей благоприятные условия для этого.

В современном обществе создание действенной системы воспита­ния приобрело огромное значение, ибо имеется разрыв между уровнем образованности и обученное™ граждан и их воспитанностью, а также действует множество разных жизненных факторов, отклоняющих ход нормального процесса воспитания их и затрудняющих решение стоя щих перед Россией задач. Это выступает одной из главных причин ис­пытываемых нашей страной трудностей, ибо общество, его благополу­чие, прогресс всегда таковы, каковы люди, из которых оно состоит.

Это относится и к отдельным организациям — учреждениям, прел приятиям, общественным формированиям. Их сила и возможности, успех или неуспех — это материализованное проявление качеств и способностей персонала, и прежде всего его воспитанности — прояв­лений чувства долга, ответственности, групповой интегрированности, организованности, сплоченности, коллективизма, взаимопомощи, же­лания достигнуть наилучших результатов, отношения к делу, самоот­дачи, соблюдения трудовых и нравственных норм и т.п. Проблема эффективной работы с персоналом (или, как сейчас часто выража­ются, — менеджмента, персонального менеджмента) — одна из уз­ловых проблем современности.

Приоритетность воспитания в правоохранитель­ных органах

Общие и актуальные сегодня положения педа­гогики воспитания в значительной степени от­носятся и к работе с сотрудниками правоохра­нительных органов. Служба в них является осо­бым видом государственной службы, выполне­ние на профессиональной основе задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности.

Контроль за правомерным поведением граждан, обеспечение об­щественного порядка и приучение к нему, разрешение конфликтов вюридически значимых ситуациях, требование уважать закон и дру­гие правовые установления, повышение правовой культуры и пра-вовоспитанности, исправление пренебрегающих нормами права и др.— это выраженная воспитательная функция всей системы правоохраны. Реализовать ее могут только соответственным образом вос­питанные люди, ибо изначально воспитатель должен быть сам вос­питан. Нельзя совершенствовать общество и людей, обладая недос­татками, или, как образно говорят в народе, «нельзя дырой заткнуть дыру».Невоспитанные сотрудники правоохранительных органов — этоне конструктивная сила и не бессилие их, а совершенно нетер­пимый десоциализирующий фактор. Поэтому и построение педаго­гической системы воспитания личного состава носит обязательный характер в решении возложенных на них государством задач и оп­равдании социальных ожиданий общества.

Более того, создание эффективной педагогической системы вос­питания сотрудников правоохранительных органов приобрело решаю­щий характер и стало приоритетным направлением работы с кадрами[137].

Это объясняется прежде всего условиями и требованиями испыты­ваемого Россией переломного периода в общественных, политиче­ских, экономических, правовых и нравственных преобразованиях и задачами, стоящими перед правоохранительными органами. В ст. 1 Конституции Российской Федерации наше государство определено как правовое, и чтобы оно на деле стало таким, воспитанность личного состава должна быть безукоризненной, без чего невозмож­но рассчитывать на благополучие в других сферах его функциони­рования и жизни общества.

Можно выделить еще ряд обстоятельств, придающих воспитанию сотрудников решающий, приоритетный характер:

• невысокий уровень финансовой и материальной обеспечен­ности жизни сотрудников и их семей;

• усиление текучести кадров правоохранительных органов, их омоложение, приток на службу менее подготовленных к ,ней моло­дых людей;

• усложнение задач укрепления законности и правопорядка в условиях рыночной экономики, низкого уровня правовой культуры и правовоспитанности населения, появления новых изощренных видов преступлений и профессионализации преступности, повыше­ние нагрузок и экстремальности в работе;

• неблагоприятное влияние на многих сотрудников резкого сни­жения общей нравственности, культуры, образованности населения, распространения психологии бизнеса («все за деньги»), скрытого или откровенного подкупа («благодарности», дача взяток) и вымога­тельства за многие профессии, виды деятельности и действия, в том числе на разных уровнях государственной службы. Правоохранитель­ные органы — часть народа, состоят из представителей народа, плоть от плоти детище своего народа. Им трудно сохраняться в существую­щих общественных условиях островками чистой морали, альтруизма и бескорыстия (подтверждается давно известное в мире правило: «ничто не обходится так дорого для общества, как дешевая полиция»);

• целенаправленное воздействие криминала на сотрудников для склонения их к аморальным уступкам и профессиональному преда­тельству;

• проникновение в правоохранительные органы криминально ори­ентированных лиц и представителей организованной преступности;

• фактически низкий уровень воспитанности определенной части сотрудников, проявляющийся не только в недобросовестном выпол­нении своего долга и обязанностей, но и в недостатках взаимоотно­шений с гражданами, уважения их прав, реагирования на заявления, допускаемых нарушениях служебной дисциплины, пьянстве, недос­тойном поведении в быту и на виду граждан, правонарушениях корыстной направленности и др. По статистике число таких наруше­ний возрастает.

Профессиональная деятельность всегда накладывает свой отпе­чаток на человека, занимающегося ею. Она вызывает изменения в его психологии, воспитанности, обученности, образованности и раз­витости определенных качеств. Как правило, эти изменения бывают положительными. Не случайно говорится, что овладение профессией равносильно развитию способностей к ней. Но бывают и нежелатель­ные изменения — снижение интереса, усердия, добросовестности, «надоедание» профессии («профессиональное выгорание»), а иногда и вредные, именуемые профессиональной деформацией. У опреде­ленной части сотрудников правоохранительных органов последнее приобретает опасный характер, нередко выступая причиной нару­шений законности, злоупотребления властью и служебным положе­нием (не случайны народные поговорки: «власть портит человека», «если хочешь узнать человека — дай ему власть», «страшны не за­коны, а законники»), использования последних и для корыстных преступлений. Правоохранительный орган — не специальное вос­питательное учреждение, но воспитание в нем идет, хотим мы того или нет. Сотрудники меняются под влиянием выполняемой право­охранительной деятельности, контактов с разными людьми, общей атмосферы в органе и вне его. Это особое бытие, особый — и не только профессиональный — образ жизни сотрудников, характерный своими непрерывными и своеобразными воспитывающими влияния­ми, меняющими их взгляды, убеждения, представления об обществе, государстве, ценностях жизни, нравственности, праве, справедливости; желания, планы жизни, цели и средства их достижения и др.

Ошибочно поэтому сводить работу с кадрами к их подбору и рас­становке. Надо заниматься воспитанием сотрудников, заниматься, притом постоянно, непрерывно, усиленно, компетентно и со всеми категориями, с начала и до конца их службы. Естественным должно быть желание умного, заботящегося о деле и людях руководителя преодолеть стихийность, осмыслить происходящее, взять под контроль важнейшие воспитывающие и деформирующие педагогические влия­ния жизни и службы на людей доверенной ему организации, усилить положительные, нейтрализовать отрицательные. Воспитание превра­щается в его педагогическую функцию, вид деятельности, когда делается осмысленным и целеустремленным, когда начинает осуществляться с применением знаний педагогической науки, эффективными фор­мами, методами, приемами, средствами, проверенными в опыте, обобщенном ею и усовершенствованном в научных экспериментах. Это в интересах дела и самих сотрудников и выступает как помощь им на сложном пути служебной карьеры и жизни, предупреждая неприятности и срывы.

Острота задачи построения эффективной педагогической систе­мы воспитания сотрудников правоохранительных органов опреде­ляется также невысоким уровнем состояния воспитательной рабо­ты. Это связано с уменьшением числа лиц, реально занимающихся воспитанием, самоустранением многих руководителей и работников кадровых аппаратов от воспитательной работы, низким уровнем пе­дагогической подготовленности воспитателей, сведением воспита­тельной работы к специальным мероприятиям и недооценкой вос­питывающих влияний организации службы и профессиональной подготовки, недостатками профессионального отбора и др. Нельзя не отметить и недооценку в правоохранительных органах возмож­ностей юридической педагогики и педагогического подхода в по­вышении эффективности воспитания. При крайне высокой слож­ности воспитательной работы и достижения нужных воспитатель­ных результатов наблюдается упрощенческое представление о ней и переоценка ее субъектами собственной подготовленности. Очень современно звучат слова К.Д. Ушинского:

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а также делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек знаком с ним теорети­чески или практически[138].

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.