|
Сущность и значение воспитания в современных условиях
Воспитание, как уже отмечалось, — основополагающее педагогическое явление в системе педагогической реальности общества и жизни каждого человека. Оно представляет собой процесс формирования важнейших социальных качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманистических, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к цивилизованной, целесообразной и успешной жизни в обществе, а также социальная развитость, гражданственность, любовь к Родине, природе, семье, трудолюбие, уважение общечеловеческих ценностей, закона, прав и свобод человека, культурность, разумный и всесторонне осмысленный выбор жизненного пути, самоопределение и самореализация в жизни.
Результатом воспитания является воспитанность человека, группы людей, населения страны в целом. Воспитанность личности — важнейшая характеристика ее социальной сущности, образа жизни, поведения и деятельности, а также педагогическое свойство, выражающееся в совокупности внутренне существующих и внешне проявляющихся (в образе жизни, поведении, действиях) отношений к окружающей социально значимой действительности:
• отношений к окружающему миру и собственной жизни: к человечеству, его происхождению и будущему, угрозам его существования на планете Земля, к своей взаимосвязи с ним; к раскрытию смысла собственной жизни, своего места в решении общих и личных проблем; к необходимости жить достойно, самореализоваться в жизни, использовать все свои возможности и достигнуть личной вершины успеха («акме») в самовыражении и самоутверждении; к необходимости вести здоровый образ жизни;
• отношений к достижениям и ценностям человеческой цивилизации: к общечеловеческими ценностям, достижениям культуры, науки, техники, образования, интеллекта, морали, гуманизма, демократии, праву, свободе, экологии, расовому, интеллектуальному и религиозному равенству;
• отношений к делам по реализации своих жизненных возможностей: к чему реально стремится данный человек в жизни, как он творит свою судьбу и будущее; как повышает свой личный потенциал качеств, способностей, профессионализма; к удовлетворению каких потребностей стремится, какие ценности современной цивилизации воспринимает и каким хочет следовать, чего хочет достигнуть, какие потребности удовлетворять, на какие достижения претендует;
• отношений с обществом (общественная интегрированность, гражданственность): чувство принадлежности к российскому обществу, причастности к его жизни, проблемам, судьбам, любовь к Родине, ее народу (независимо от социальных, национально-этнических, религиозных и иных особенностей его); уважение к истории, традициям, культуре, нормам поведения в нем; социально правильное отношение к путям решения общих проблем, участию в работе обществен-|ных формирований, содействию государственным органам, сочетанию личных интересов с общественными; к необходимости отстаивания интересов России всеми силами, а при необходимости — к вооруженной защите Родины;
• отношений с определенной общностью, группой (групповая интегрированность): совпадение (близость) своих социальных взглядов, отношений, интересов, норм поведения, потребностей, намерений, планов с определенной общностью (группой) людей (профессиональной, имущественной, социально-демографической и пр.); понимание единства с ними и необходимости действия вместе с ними (сочетая их с гражданственностью);
• отношений с людьми: общительность, открытость, доброжелательность, дружелюбие, гуманистичность, демократичность, справедливость, порядочность, честность, чувствительность к чужой беде, альтруистичность (забота о других), коллективизм;
• отношений к социальной активности: необходимости внесения личного вклада в решение проблем жизни россиян, создания в России подлинно демократического, гражданского, правового общества; повышение ее силы и авторитета путем посильного участия в этом процессе, в совершенствовании жизни и деятельности в непосредственном окружении — семье, на досуге, по месту жительства, на работе, в общественных "формированиях;
• отношений к трудностям и проблемам жизни (жизнестойкость): социальный оптимизм, вера в лучшее будущее, убежденность в возможности решить свои жизненные проблемы личной предприимчивостью, трудолюбием, повышением профессионализма, совместными усилиями с другими; толерантное (устойчивое) отношение к неудачам как временным, преодолимым, к необходимости «держать удар», делать выводы и не повторять ошибки;
• отношений к самому себе (самоосознаваемость): как к индивидуальности, личности с достоинствами и недостатками, профессионалу, своему месту среди людей, к мнению о себе других (субъективный «Я-образ»); к необходимости самосовершенствования определенных свойств и качеств, к проявлению сил и воли для этого.
Известно меткое сравнение, сделанное Л.Н. Толстым, человека с дробью, в числителе которой то, как оценивают его люди, а в знаменателе — как он оценивает себя сам. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Воспитанный человек совершает правильные поступки «наедине с собой», т.е. не для внешнего показа, не из страха перед наказанием или осуждением, а желая даже в мыслях уважать самого себя, не марать свою совесть и не испытывать ее угрызений. Воспитанный человек ведет себя достойно потому, что иначе вести себя не может.
Воспитанностью должны отличаться также и группы людей, все население.
Воспитание представляет собой (в общепедагогическом понимании) системную целенаправленную деятельность государства и общества, их институтов и учреждений, административных, производственных, общественных организаций и отдельных лиц по содействию гражданам в их социальном (политическом, правовом, нравственном, культурном и пр.) личностном росте в интересах их самих и общества.
Протекая под влиянием всех жизненных, образовательных и трудовых обстоятельств, воспитание человека, группы достигает оптимальных результатов в специально организуемой и управляемой педагогической системе, обязательным компонентом и условием успешности которой выступает самовоспитание. Никто не может сделать человека таким, каким он не хочет быть, когда он сопротивляется воспитанию. Поэтому с педагогических позиций воспитание — это организация воспитывающей системы совместной работы коллектива, воспитателя, педагога с человеком, содействующей его самовоспитанию и создающей благоприятные условия для этого.
В современном обществе создание действенной системы воспитания приобрело огромное значение, ибо имеется разрыв между уровнем образованности и обученное™ граждан и их воспитанностью, а также действует множество разных жизненных факторов, отклоняющих ход нормального процесса воспитания их и затрудняющих решение стоя щих перед Россией задач. Это выступает одной из главных причин испытываемых нашей страной трудностей, ибо общество, его благополучие, прогресс всегда таковы, каковы люди, из которых оно состоит.
Это относится и к отдельным организациям — учреждениям, прел приятиям, общественным формированиям. Их сила и возможности, успех или неуспех — это материализованное проявление качеств и способностей персонала, и прежде всего его воспитанности — проявлений чувства долга, ответственности, групповой интегрированности, организованности, сплоченности, коллективизма, взаимопомощи, желания достигнуть наилучших результатов, отношения к делу, самоотдачи, соблюдения трудовых и нравственных норм и т.п. Проблема эффективной работы с персоналом (или, как сейчас часто выражаются, — менеджмента, персонального менеджмента) — одна из узловых проблем современности.
Приоритетность воспитания в правоохранительных органах
Общие и актуальные сегодня положения педагогики воспитания в значительной степени относятся и к работе с сотрудниками правоохранительных органов. Служба в них является особым видом государственной службы, выполнение на профессиональной основе задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности.
Контроль за правомерным поведением граждан, обеспечение общественного порядка и приучение к нему, разрешение конфликтов вюридически значимых ситуациях, требование уважать закон и другие правовые установления, повышение правовой культуры и пра-вовоспитанности, исправление пренебрегающих нормами права и др.— это выраженная воспитательная функция всей системы правоохраны. Реализовать ее могут только соответственным образом воспитанные люди, ибо изначально воспитатель должен быть сам воспитан. Нельзя совершенствовать общество и людей, обладая недостатками, или, как образно говорят в народе, «нельзя дырой заткнуть дыру».Невоспитанные сотрудники правоохранительных органов — этоне конструктивная сила и не бессилие их, а совершенно нетерпимый десоциализирующий фактор. Поэтому и построение педагогической системы воспитания личного состава носит обязательный характер в решении возложенных на них государством задач и оправдании социальных ожиданий общества.
Более того, создание эффективной педагогической системы воспитания сотрудников правоохранительных органов приобрело решающий характер и стало приоритетным направлением работы с кадрами[137].
Это объясняется прежде всего условиями и требованиями испытываемого Россией переломного периода в общественных, политических, экономических, правовых и нравственных преобразованиях и задачами, стоящими перед правоохранительными органами. В ст. 1 Конституции Российской Федерации наше государство определено как правовое, и чтобы оно на деле стало таким, воспитанность личного состава должна быть безукоризненной, без чего невозможно рассчитывать на благополучие в других сферах его функционирования и жизни общества.
Можно выделить еще ряд обстоятельств, придающих воспитанию сотрудников решающий, приоритетный характер:
• невысокий уровень финансовой и материальной обеспеченности жизни сотрудников и их семей;
• усиление текучести кадров правоохранительных органов, их омоложение, приток на службу менее подготовленных к ,ней молодых людей;
• усложнение задач укрепления законности и правопорядка в условиях рыночной экономики, низкого уровня правовой культуры и правовоспитанности населения, появления новых изощренных видов преступлений и профессионализации преступности, повышение нагрузок и экстремальности в работе;
• неблагоприятное влияние на многих сотрудников резкого снижения общей нравственности, культуры, образованности населения, распространения психологии бизнеса («все за деньги»), скрытого или откровенного подкупа («благодарности», дача взяток) и вымогательства за многие профессии, виды деятельности и действия, в том числе на разных уровнях государственной службы. Правоохранительные органы — часть народа, состоят из представителей народа, плоть от плоти детище своего народа. Им трудно сохраняться в существующих общественных условиях островками чистой морали, альтруизма и бескорыстия (подтверждается давно известное в мире правило: «ничто не обходится так дорого для общества, как дешевая полиция»);
• целенаправленное воздействие криминала на сотрудников для склонения их к аморальным уступкам и профессиональному предательству;
• проникновение в правоохранительные органы криминально ориентированных лиц и представителей организованной преступности;
• фактически низкий уровень воспитанности определенной части сотрудников, проявляющийся не только в недобросовестном выполнении своего долга и обязанностей, но и в недостатках взаимоотношений с гражданами, уважения их прав, реагирования на заявления, допускаемых нарушениях служебной дисциплины, пьянстве, недостойном поведении в быту и на виду граждан, правонарушениях корыстной направленности и др. По статистике число таких нарушений возрастает.
Профессиональная деятельность всегда накладывает свой отпечаток на человека, занимающегося ею. Она вызывает изменения в его психологии, воспитанности, обученности, образованности и развитости определенных качеств. Как правило, эти изменения бывают положительными. Не случайно говорится, что овладение профессией равносильно развитию способностей к ней. Но бывают и нежелательные изменения — снижение интереса, усердия, добросовестности, «надоедание» профессии («профессиональное выгорание»), а иногда и вредные, именуемые профессиональной деформацией. У определенной части сотрудников правоохранительных органов последнее приобретает опасный характер, нередко выступая причиной нарушений законности, злоупотребления властью и служебным положением (не случайны народные поговорки: «власть портит человека», «если хочешь узнать человека — дай ему власть», «страшны не законы, а законники»), использования последних и для корыстных преступлений. Правоохранительный орган — не специальное воспитательное учреждение, но воспитание в нем идет, хотим мы того или нет. Сотрудники меняются под влиянием выполняемой правоохранительной деятельности, контактов с разными людьми, общей атмосферы в органе и вне его. Это особое бытие, особый — и не только профессиональный — образ жизни сотрудников, характерный своими непрерывными и своеобразными воспитывающими влияниями, меняющими их взгляды, убеждения, представления об обществе, государстве, ценностях жизни, нравственности, праве, справедливости; желания, планы жизни, цели и средства их достижения и др.
Ошибочно поэтому сводить работу с кадрами к их подбору и расстановке. Надо заниматься воспитанием сотрудников, заниматься, притом постоянно, непрерывно, усиленно, компетентно и со всеми категориями, с начала и до конца их службы. Естественным должно быть желание умного, заботящегося о деле и людях руководителя преодолеть стихийность, осмыслить происходящее, взять под контроль важнейшие воспитывающие и деформирующие педагогические влияния жизни и службы на людей доверенной ему организации, усилить положительные, нейтрализовать отрицательные. Воспитание превращается в его педагогическую функцию, вид деятельности, когда делается осмысленным и целеустремленным, когда начинает осуществляться с применением знаний педагогической науки, эффективными формами, методами, приемами, средствами, проверенными в опыте, обобщенном ею и усовершенствованном в научных экспериментах. Это в интересах дела и самих сотрудников и выступает как помощь им на сложном пути служебной карьеры и жизни, предупреждая неприятности и срывы.
Острота задачи построения эффективной педагогической системы воспитания сотрудников правоохранительных органов определяется также невысоким уровнем состояния воспитательной работы. Это связано с уменьшением числа лиц, реально занимающихся воспитанием, самоустранением многих руководителей и работников кадровых аппаратов от воспитательной работы, низким уровнем педагогической подготовленности воспитателей, сведением воспитательной работы к специальным мероприятиям и недооценкой воспитывающих влияний организации службы и профессиональной подготовки, недостатками профессионального отбора и др. Нельзя не отметить и недооценку в правоохранительных органах возможностей юридической педагогики и педагогического подхода в повышении эффективности воспитания. При крайне высокой сложности воспитательной работы и достижения нужных воспитательных результатов наблюдается упрощенческое представление о ней и переоценка ее субъектами собственной подготовленности. Очень современно звучат слова К.Д. Ушинского:
Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а также делом легким, — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек знаком с ним теоретически или практически[138].
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|