Сделай Сам Свою Работу на 5

Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками





Общая характеристика

Эта работа представляет собой систему специ­альных усилий и мер руководящего состава и других субъектов педагогических воздействий по доведению энергии воспитания до каждого сотрудника, какую бы должность он ни занимал. Она решает задачи «прилаживания» этих воздействий к особенностям каждого сотрудника как с целью повышения его вклада в общие усилия коллектива правоохранитель­ного органа, так и его личностного роста. Это достигается изучением индивидуальных особенностей личности сотрудника, его воспитан­ности, профессиональной обученное™ и опытности, образованно­сти и развитости; оценкой его достоинств и слабостей, отражающихся на успешности службы; определением того, что и как может быть усовершенствовано, чтобы способствовать его успехам, а также по­мощью ему в реализации нужных мер. К.Д. Ушинский писал:

Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях... узнать, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими ду­ховными требованиями[145].



Проведение индивидуальной работы с подчиненными является служебной обязанностью руководителя любого уровня. Способы такой работы в ходе повседневного управления их деятельностью рассматри­ваются в главе 12. Организуя ее, он активизирует усилия коллектива службы или правоохранительного органа, а также самого сотрудника на поиск и использование личных возможностей для улучшения пока­зателей работы и совершенствования профессионализма и личных ка­честв. Самостоятельная работа и побуждение к ней обязательны. Вер­но утверждение русского демократа XIX в. Д.И. Писарева:

Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни

купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного

мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно, в

собственной голове[146].

Широко используется назначение наставников нуждающимся в повышенной помощи сотрудникам, чаще всего — молодым. Хорошо, когда планирование и учет результатов индивидуальной воспитатель­ной работы отражается в особых дневниках, журналах или карточках.



Формыи методы индивидуальной работы

В практике индивидуальной работы можно ис­пользовать все педагогические методы и многие воспитания, индивидуализируя их применение.

Это все равно, что уход садовника за растениями, — писал один из русских педагогов Н.Ф. Бунаков. — Для всех цветов и деревьев необхо­дима поливка одной и той же водою, для всех необходим свет одного и того же солнца, но одно растение требует обильной, другое умеренной, третье совсем незначительной поливки; одному полезно стоять на сол­нечной стороне, другому нужна тень и т.п.[147]

Наиболее эффективны:

• пример воспитателя, воздействие его личности на личность сотрудника;

• индивидуальный контроль профессиональной деятельности и периодическое соучастие в ней;

• разбор хода и результатов деятельности сотрудника, его пове­дения на службе и в быту, а также отдельных ситуаций с целью вы­явления причин их;

• частое использование оценок действий и деятельности с мак­симально частым, по возможности, выражением одобрения, а в не­обходимых случаях — осуждения, критики;

• разъяснения, воспитательные беседы, постановка кого-то в пример;

• советы по способам улучшения самоконтроля, самооценки своей работы и личных качеств, побуждения к самовоспитанию и рас­крытие способов его проведения;

• специально подобранные служебные, общественные и учебные индивидуальные задания с целью совершенствования отдельных ха­рактеристик работы и личности сотрудника;

• помощь и поддержка в преодолении трудностей;



• посещение семьи сотрудника по месту жительства и выясне­ние характера и степени ее влияния на сотрудника и его работу;

• оказание моральной, материальной и социальной помощи в решении беспокоящих сотрудника бытовых проблем;

• заслушивание отчетов и сообщений сотрудника при личных встречах и перед коллективом;

• аттестование;

• использование средств коллективного воздействия, товарище­ского ободрения, осуждения, требования;

• использование средств дисциплинарного воздействия для по­ощрения или наказания;

• перемещение на другую должность, которая больше соответ­ствует способностям сотрудника и возможностям личностного роста;

• в трудных случаях — обращение к использованию возможно­стей, имеющихся в распоряжении старших начальников, и др.

Нельзя ограничиваться 1—2 методами, нужно использовать все их многообразие. Ошибочно думать, что, побеседовав раз и дав несколько советов, провел индивидуальную работу. То же можно сказать и по поводу ссылки руководителя на то, что он постоянно ведет индивиду­ально-воспитательную работу, так как непрерывно руководит деятель­ностью сотрудников, встречается с ними каждодневно по нескольку раз, заслушивает их доклады, делает замечания и дает советы. Необхо­димо напомнить, что только четко осознаваемая педагогическая уста­новка и цель, педагогическое наблюдение, соблюдение комплекса пе­дагогических условий превращают явления повседневности в педаго­гические действия и дают полезный педагогический результат[148].

Наставничество

Это полезная и часто практикуемая форма индивидуальной работы проводится наставника­ми — опытными сотрудниками, специально отбираемыми и назна­чаемыми для этого. Это — опытные профессионалы, могущие показывать пример в службе и обладающие элементами педагогических способностей (доброжелательностью, общительностью, вниманием к людям и умением работать с ними, ответственностью, терпеливо­стью и др.). Кандидатуры наставников обсуждаются на собраниях структурных подразделений и совете наставников правоохранитель­ного органа. Хорошо, когда наставники специально готовятся к вы­полнению своих обязанностей и с ними регулярно проводятся занятия по психологии и педагогике, семинары и дискуссии по обмену опытом и выработке способов работы с подопечными. Полезны проводимые в некоторых правоохранительных органах дни и слеты наставников.

Цель наставничества — оказание индивидуальной помощи наставником сотрудникам, особо нуждающимся в ней. Помощь оказывается по необходимости любым категориям личного состава: 1) впервые принятым на службу в правоохранительные органы и начинающим практическую работу в них; 2) перемещенным по службе с должности на должность в рамках подразделения или в другое под­разделение, если работа там существенно отличается от выполняемой прежде и им необходимо доучиваться; 3) назначаемым на вышестоя­щую должность; 4) испытывающим по каким-то причинам большие трудности и находящимся в кризисном состоянии, снизившем пока­затели работы.

Помощь наставника сотруднику призвана решать следующие задачи:

общую (психолого-педагогическую): изучить индивидуальные особенности сотрудника, в частности — его обученное™, воспитан­ности, развитости и образованности, и на этой основе способствовать преодолению испытываемых или возможных трудностей в работе, общем личностном и профессиональном росте;

обучения (дидактическую): выявить состояние профессиональ­ной обученное™ и принять меры по устранению имеющихся отста­ваний от требований должности; освоить место должности в струк­туре деятельности правоохранительного органа; службы, цели, задачи, обязанности и права, основные направления деятельности, средства и способы работы, взаимосвязи и взаимодействие с другими сотруд­никами; результаты работы, которые должны быть достигнуты и кри­терии их качества;

воспитания: оценить воспитанность и построить работу с со­трудником с учетом его достоинств и слабостей; ввести сотрудника в коллектив, установить товарищеские и деловые взаимоотношения с коллегами; ознакомить с коллективом, его историей, традициями, групповыми нормами поведения и т.д. и добиться их принятия со­трудником; осуществлять все виды воспитания непосредственно в ходе повседневного решения задач по должности, обращая внима­ние на чувство долга, ответственность, добросовестность, самообладание, работу с гражданами, соблюдение законности, требователь­ность к себе, самовоспитание, преодоление имеющихся слабостей в личной воспитанности;

развития: оценить степень развитости и особенности интел­лекта, профессиональных способностей, волевых, деловых и органи­заторских качеств, экстремальной устойчивости и др.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.