Индивидуальная воспитательная работа с сотрудниками
Общая характеристика
Эта работа представляет собой систему специальных усилий и мер руководящего состава и других субъектов педагогических воздействий по доведению энергии воспитания до каждого сотрудника, какую бы должность он ни занимал. Она решает задачи «прилаживания» этих воздействий к особенностям каждого сотрудника как с целью повышения его вклада в общие усилия коллектива правоохранительного органа, так и его личностного роста. Это достигается изучением индивидуальных особенностей личности сотрудника, его воспитанности, профессиональной обученное™ и опытности, образованности и развитости; оценкой его достоинств и слабостей, отражающихся на успешности службы; определением того, что и как может быть усовершенствовано, чтобы способствовать его успехам, а также помощью ему в реализации нужных мер. К.Д. Ушинский писал:
Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях... узнать, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями[145].
Проведение индивидуальной работы с подчиненными является служебной обязанностью руководителя любого уровня. Способы такой работы в ходе повседневного управления их деятельностью рассматриваются в главе 12. Организуя ее, он активизирует усилия коллектива службы или правоохранительного органа, а также самого сотрудника на поиск и использование личных возможностей для улучшения показателей работы и совершенствования профессионализма и личных качеств. Самостоятельная работа и побуждение к ней обязательны. Верно утверждение русского демократа XIX в. Д.И. Писарева:
Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни
купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного
мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно, в
собственной голове[146].
Широко используется назначение наставников нуждающимся в повышенной помощи сотрудникам, чаще всего — молодым. Хорошо, когда планирование и учет результатов индивидуальной воспитательной работы отражается в особых дневниках, журналах или карточках.
Формыи методы индивидуальной работы
В практике индивидуальной работы можно использовать все педагогические методы и многие воспитания, индивидуализируя их применение.
Это все равно, что уход садовника за растениями, — писал один из русских педагогов Н.Ф. Бунаков. — Для всех цветов и деревьев необходима поливка одной и той же водою, для всех необходим свет одного и того же солнца, но одно растение требует обильной, другое умеренной, третье совсем незначительной поливки; одному полезно стоять на солнечной стороне, другому нужна тень и т.п.[147]
Наиболее эффективны:
• пример воспитателя, воздействие его личности на личность сотрудника;
• индивидуальный контроль профессиональной деятельности и периодическое соучастие в ней;
• разбор хода и результатов деятельности сотрудника, его поведения на службе и в быту, а также отдельных ситуаций с целью выявления причин их;
• частое использование оценок действий и деятельности с максимально частым, по возможности, выражением одобрения, а в необходимых случаях — осуждения, критики;
• разъяснения, воспитательные беседы, постановка кого-то в пример;
• советы по способам улучшения самоконтроля, самооценки своей работы и личных качеств, побуждения к самовоспитанию и раскрытие способов его проведения;
• специально подобранные служебные, общественные и учебные индивидуальные задания с целью совершенствования отдельных характеристик работы и личности сотрудника;
• помощь и поддержка в преодолении трудностей;
• посещение семьи сотрудника по месту жительства и выяснение характера и степени ее влияния на сотрудника и его работу;
• оказание моральной, материальной и социальной помощи в решении беспокоящих сотрудника бытовых проблем;
• заслушивание отчетов и сообщений сотрудника при личных встречах и перед коллективом;
• аттестование;
• использование средств коллективного воздействия, товарищеского ободрения, осуждения, требования;
• использование средств дисциплинарного воздействия для поощрения или наказания;
• перемещение на другую должность, которая больше соответствует способностям сотрудника и возможностям личностного роста;
• в трудных случаях — обращение к использованию возможностей, имеющихся в распоряжении старших начальников, и др.
Нельзя ограничиваться 1—2 методами, нужно использовать все их многообразие. Ошибочно думать, что, побеседовав раз и дав несколько советов, провел индивидуальную работу. То же можно сказать и по поводу ссылки руководителя на то, что он постоянно ведет индивидуально-воспитательную работу, так как непрерывно руководит деятельностью сотрудников, встречается с ними каждодневно по нескольку раз, заслушивает их доклады, делает замечания и дает советы. Необходимо напомнить, что только четко осознаваемая педагогическая установка и цель, педагогическое наблюдение, соблюдение комплекса педагогических условий превращают явления повседневности в педагогические действия и дают полезный педагогический результат[148].
Наставничество
Это полезная и часто практикуемая форма индивидуальной работы проводится наставниками — опытными сотрудниками, специально отбираемыми и назначаемыми для этого. Это — опытные профессионалы, могущие показывать пример в службе и обладающие элементами педагогических способностей (доброжелательностью, общительностью, вниманием к людям и умением работать с ними, ответственностью, терпеливостью и др.). Кандидатуры наставников обсуждаются на собраниях структурных подразделений и совете наставников правоохранительного органа. Хорошо, когда наставники специально готовятся к выполнению своих обязанностей и с ними регулярно проводятся занятия по психологии и педагогике, семинары и дискуссии по обмену опытом и выработке способов работы с подопечными. Полезны проводимые в некоторых правоохранительных органах дни и слеты наставников.
Цель наставничества — оказание индивидуальной помощи наставником сотрудникам, особо нуждающимся в ней. Помощь оказывается по необходимости любым категориям личного состава: 1) впервые принятым на службу в правоохранительные органы и начинающим практическую работу в них; 2) перемещенным по службе с должности на должность в рамках подразделения или в другое подразделение, если работа там существенно отличается от выполняемой прежде и им необходимо доучиваться; 3) назначаемым на вышестоящую должность; 4) испытывающим по каким-то причинам большие трудности и находящимся в кризисном состоянии, снизившем показатели работы.
Помощь наставника сотруднику призвана решать следующие задачи:
• общую (психолого-педагогическую): изучить индивидуальные особенности сотрудника, в частности — его обученное™, воспитанности, развитости и образованности, и на этой основе способствовать преодолению испытываемых или возможных трудностей в работе, общем личностном и профессиональном росте;
• обучения (дидактическую): выявить состояние профессиональной обученное™ и принять меры по устранению имеющихся отставаний от требований должности; освоить место должности в структуре деятельности правоохранительного органа; службы, цели, задачи, обязанности и права, основные направления деятельности, средства и способы работы, взаимосвязи и взаимодействие с другими сотрудниками; результаты работы, которые должны быть достигнуты и критерии их качества;
• воспитания: оценить воспитанность и построить работу с сотрудником с учетом его достоинств и слабостей; ввести сотрудника в коллектив, установить товарищеские и деловые взаимоотношения с коллегами; ознакомить с коллективом, его историей, традициями, групповыми нормами поведения и т.д. и добиться их принятия сотрудником; осуществлять все виды воспитания непосредственно в ходе повседневного решения задач по должности, обращая внимание на чувство долга, ответственность, добросовестность, самообладание, работу с гражданами, соблюдение законности, требовательность к себе, самовоспитание, преодоление имеющихся слабостей в личной воспитанности;
• развития: оценить степень развитости и особенности интеллекта, профессиональных способностей, волевых, деловых и организаторских качеств, экстремальной устойчивости и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|