Сделай Сам Свою Работу на 5

Контроль педагогического процесса





В образовательных учреждениях предусмотре­ны следующие виды контроля: организаци­онный контроль за ходом образовательного про­цесса; педагогический контроль деятельности кафедр, циклов и преподавателей; контроль (проверка) успеваемости и оценка знаний обучающихся.

Организационный контроль осуществляется представителями вышестоящих органов (учреждений), руководством и администра­цией учебного заведения. Он предусматривает не только проверку документации в учебном отделе, на кафедрах, циклах и других под­разделениях, на основе которой строится педагогический процесс, но и контроль самого процесса занятий: методику их проведения и ре­зультативность, качество работы профессорско-преподавательского состава и других должностных лиц образовательного учреждения.

Педагогический контроль деятельности кафедр, циклов и препо­давателей проводится: руководством учебного заведения, факультетов и ведущими профессорами, а также представителями вышестоящих органов по заранее составленному графику (на семестр или помесяч­но). Это гласный контроль. Его цель — выявить состояние кафедры, цикла и подготовленность каждого преподавателя по предмету (на что он способен). Кафедральный (цикловой) контроль за работой преподавателей ведут руководители кафедр, циклов, профессора. Его цель — проверить постоянную готовность преподавателей к заня­тиям. Взаимный контроль ведут сами преподаватели в форме вза­имных посещений, с целью обмена опытом преподавания учебной дисциплины и методикой проведения отдельных видов занятий.



Контроль (проверка) и оценка успеваемости обучающихся пре­следуют цели — выявить и оценить уровни знаний программного материала по теме (предмету); установить степень развития у обучаю­щихся личностных и профессионально-деловых качеств; выявить и оценить умения использовать теоретические знания для решения практических задач; установить степень психологической устойчи­вости при решении задач в сложных (экстремальных) условиях. Этот контроль должен проводиться преподавателями так, чтобы реализовывались функции: диагностическая, обучающая, воспитатель­ная, развивающая и стимулирующая.



Проверка и оценка успеваемости обучающихся осуществляются путем организации текущего, рубежного, итогового и заключитель­ного контроля. Текущий контроль может проводиться регулярно на всех видах групповых занятий; он дает возможность преподавателю получать оперативную информацию о текущей успеваемости. Рубеж­ный контроль проводится по каждой дисциплине (ее разделам) через определенные отрезки времени. Его назначение — проверить уровни усвоения программного материала в объеме раздела, дисци­плины, за определенный отрезок времени. Итоговый контроль тра­диционно проводится в конце каждого семестра и при переводе обу­чающихся с курса на курс (в процессе экзаменационных сессий). Его цель — проверить глубину знаний обучающихся по предметам (их разделам). При изучении учебных дисциплин методом «погру­жения»[121] зачеты и экзамены целесообразно проводить сразу после окончания изучения предмета. Заключительный контроль проводится как государственная аттестация в форме устного или письменного экзамена, а также защиты выпускных квалификационных работ пе­ред специальной государственной аттестационной комиссией. При этом выносится окончательная оценка результатам подготовленно­сти выпускников учебного заведения, степень выполнения государ­ственного заказа на подготовку специалистов данным образова­тельным учреждением. Этот вид контроля является своеобразной проверкой и оценкой работы всего педагогического коллектива об­разовательного учреждения.

 

8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса[122]



Характеристика системы методического обеспечения

Основными структурными элементами системы методического обеспечения образовательного процесса являются: 7) методическая рабо­та в образовательном учреждении и его учеб­ных подразделениях; 2) частная методика преподавания учебных дисциплин на кафедрах и циклах.

Методическая работа является неотъемлемой составной частью педагогического процесса в образовательных учреждениях и одним из основных видов деятельности преподавателей, учебного отдела и руководства учебного заведения. Ее теоретическую основу составляет методика обучения — особая область педагогической науки. Основ­ными задачами методической работы являются:

• определение предмета обучения, уяснение целей и задач, под­лежащих реализации в процессе преподавания;

• повышение качества методической подготовки преподавателей и работников учебного отдела;

• обоснование содержания учебных дисциплин (определение, че­му учить);

• совершенствование форм и методов обучения (поиск ответа на вопрос: как учить);

• выявление и анализ факторов, способствующих интенсифи­кации образовательного процесса и условий его оптимизации;

• проведение исследований по определению содержания част­ных методик преподавания отдельных дисциплин, а также формиро­вание у обучающихся профессионально-деловых качеств, предусмот­ренных квалификационной характеристикой специалиста;

• совершенствование методов индивидуализации обучения на основе широкого использования компьютерной техники в педагоги­ческом процессе и внедрения дистанционного обучения;

• расширение масштабов самостоятельной работы студентов, курсантов и слушателей по овладению знаниями, навыками и уме­ниями;

• разработка учебно-методических материалов для проведения различных видов занятий;

• методическая подготовка преподавателей и руководящего со­става учебного заведения;

• обобщение и распространение передового опыта организации методической работы в образовательном учреждении.

Содержание методической работы включает научно-методичес­кую и учебно-методическую работу (табл. 8.8).

Основными формами методической работы в учебном за­ведении являются:

• заседания методического совета учебного заведения;

• научно-методические конференции;

• научно-методические семинары;

• лекции и доклады по методике обучения и воспитания;

• методические сборы профессорско-преподавательского и ру­ководящего состава;

• научные исследования в учебном заведении по методической работе;

• разработка частных методик преподавания учебных дисциплин;

• заседания совета факультета;

• методические межкафедральные (межцикловые) совещания;

• заседания кафедр, циклов;

• заседания предметных методических секций (комиссий);

Таблица 8.8

Виды методической работы

• инструкторско-методические, показные, открытые и пробные занятия преподавателей в масштабе учебного заведения, кафедры, цикла;

• контрольные посещения занятий преподавателей руководите­лями учебного заведения, кафедр, циклов, предметных методических комиссий и профессорами;

• взаимные посещения занятий преподавателями кафедры, цик­ла по однопрофильным дисциплинам;

• написание методических и учебных пособий, разработок, ре­комендаций и других материалов по совершенствованию учебно-методической и научно-методической работы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.