Контроль педагогического процесса
В образовательных учреждениях предусмотрены следующие виды контроля: организационный контроль за ходом образовательного процесса; педагогический контроль деятельности кафедр, циклов и преподавателей; контроль (проверка) успеваемости и оценка знаний обучающихся.
Организационный контроль осуществляется представителями вышестоящих органов (учреждений), руководством и администрацией учебного заведения. Он предусматривает не только проверку документации в учебном отделе, на кафедрах, циклах и других подразделениях, на основе которой строится педагогический процесс, но и контроль самого процесса занятий: методику их проведения и результативность, качество работы профессорско-преподавательского состава и других должностных лиц образовательного учреждения.
Педагогический контроль деятельности кафедр, циклов и преподавателей проводится: руководством учебного заведения, факультетов и ведущими профессорами, а также представителями вышестоящих органов по заранее составленному графику (на семестр или помесячно). Это гласный контроль. Его цель — выявить состояние кафедры, цикла и подготовленность каждого преподавателя по предмету (на что он способен). Кафедральный (цикловой) контроль за работой преподавателей ведут руководители кафедр, циклов, профессора. Его цель — проверить постоянную готовность преподавателей к занятиям. Взаимный контроль ведут сами преподаватели в форме взаимных посещений, с целью обмена опытом преподавания учебной дисциплины и методикой проведения отдельных видов занятий.
Контроль (проверка) и оценка успеваемости обучающихся преследуют цели — выявить и оценить уровни знаний программного материала по теме (предмету); установить степень развития у обучающихся личностных и профессионально-деловых качеств; выявить и оценить умения использовать теоретические знания для решения практических задач; установить степень психологической устойчивости при решении задач в сложных (экстремальных) условиях. Этот контроль должен проводиться преподавателями так, чтобы реализовывались функции: диагностическая, обучающая, воспитательная, развивающая и стимулирующая.
Проверка и оценка успеваемости обучающихся осуществляются путем организации текущего, рубежного, итогового и заключительного контроля. Текущий контроль может проводиться регулярно на всех видах групповых занятий; он дает возможность преподавателю получать оперативную информацию о текущей успеваемости. Рубежный контроль проводится по каждой дисциплине (ее разделам) через определенные отрезки времени. Его назначение — проверить уровни усвоения программного материала в объеме раздела, дисциплины, за определенный отрезок времени. Итоговый контроль традиционно проводится в конце каждого семестра и при переводе обучающихся с курса на курс (в процессе экзаменационных сессий). Его цель — проверить глубину знаний обучающихся по предметам (их разделам). При изучении учебных дисциплин методом «погружения»[121] зачеты и экзамены целесообразно проводить сразу после окончания изучения предмета. Заключительный контроль проводится как государственная аттестация в форме устного или письменного экзамена, а также защиты выпускных квалификационных работ перед специальной государственной аттестационной комиссией. При этом выносится окончательная оценка результатам подготовленности выпускников учебного заведения, степень выполнения государственного заказа на подготовку специалистов данным образовательным учреждением. Этот вид контроля является своеобразной проверкой и оценкой работы всего педагогического коллектива образовательного учреждения.
8.5. Система методического обеспечения педагогического процесса[122]
Характеристика системы методического обеспечения
Основными структурными элементами системы методического обеспечения образовательного процесса являются: 7) методическая работа в образовательном учреждении и его учебных подразделениях; 2) частная методика преподавания учебных дисциплин на кафедрах и циклах.
Методическая работа является неотъемлемой составной частью педагогического процесса в образовательных учреждениях и одним из основных видов деятельности преподавателей, учебного отдела и руководства учебного заведения. Ее теоретическую основу составляет методика обучения — особая область педагогической науки. Основными задачами методической работы являются:
• определение предмета обучения, уяснение целей и задач, подлежащих реализации в процессе преподавания;
• повышение качества методической подготовки преподавателей и работников учебного отдела;
• обоснование содержания учебных дисциплин (определение, чему учить);
• совершенствование форм и методов обучения (поиск ответа на вопрос: как учить);
• выявление и анализ факторов, способствующих интенсификации образовательного процесса и условий его оптимизации;
• проведение исследований по определению содержания частных методик преподавания отдельных дисциплин, а также формирование у обучающихся профессионально-деловых качеств, предусмотренных квалификационной характеристикой специалиста;
• совершенствование методов индивидуализации обучения на основе широкого использования компьютерной техники в педагогическом процессе и внедрения дистанционного обучения;
• расширение масштабов самостоятельной работы студентов, курсантов и слушателей по овладению знаниями, навыками и умениями;
• разработка учебно-методических материалов для проведения различных видов занятий;
• методическая подготовка преподавателей и руководящего состава учебного заведения;
• обобщение и распространение передового опыта организации методической работы в образовательном учреждении.
Содержание методической работы включает научно-методическую и учебно-методическую работу (табл. 8.8).
Основными формами методической работы в учебном заведении являются:
• заседания методического совета учебного заведения;
• научно-методические конференции;
• научно-методические семинары;
• лекции и доклады по методике обучения и воспитания;
• методические сборы профессорско-преподавательского и руководящего состава;
• научные исследования в учебном заведении по методической работе;
• разработка частных методик преподавания учебных дисциплин;
• заседания совета факультета;
• методические межкафедральные (межцикловые) совещания;
• заседания кафедр, циклов;
• заседания предметных методических секций (комиссий);
Таблица 8.8
Виды методической работы
• инструкторско-методические, показные, открытые и пробные занятия преподавателей в масштабе учебного заведения, кафедры, цикла;
• контрольные посещения занятий преподавателей руководителями учебного заведения, кафедр, циклов, предметных методических комиссий и профессорами;
• взаимные посещения занятий преподавателями кафедры, цикла по однопрофильным дисциплинам;
• написание методических и учебных пособий, разработок, рекомендаций и других материалов по совершенствованию учебно-методической и научно-методической работы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|